- Пушкин сделал!
- Стр. 6-7 Зима — время науки и сказок Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
- Пушкин сделал!
- Стр. 32-33 Весенние месяцы Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
- Приметы и обряды на 19 декабря – День Николы Зимнего
- Народные названия и традиции дня
- ГДЗ Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь вторая часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник
- Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс
- Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс
- Стр. 3-5
- Страница 3-5. Зимние месяцы
- Страница 6-7. Зима — время науки и сказок
- Страница 8-9. Зима в неживой природе
- Страница 10-11. Звездное небо зимой
- Страница 12-13. Зима в мире растений
- Страница 14-15. Зимние праздники
- Страница 16-17. Растения в домашней аптечке
- Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей
- Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу
- Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой
- Страница 24-25. Зимний труд
- Страница 26-27. Будь здоров
- Страница 28-29. Охрана природы зимой
- Страница 30-31. Зимняя прогулка
- Весна и лето
- Страница 32-33. Весенние месяцы
- С. 34-35. Весна в неживой природе
- Страница. 36-37. Весна — утро года
- Стр. 38-39. Звездное небо весной
- Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений
- Стр. 44-45. Чудесные цветники весной
- Страница 46-47. Весна в мире насекомых
- Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей
- Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу
- Страница 52-53. Весенний труд
- Страница 54-55. Старинные весенние праздники
- Стр. 56-57. Будь здоров!
- Стр. 58-59. Охрана природы весной
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Стр. 6-7 Зима — время науки и сказок Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
Стр. 6-7 Зима — время науки и сказок Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
- Народные приметы на погоду по двум дням святого Николая
19 декабря 2020 года снега было много
2. Запиши народные приметы на урожай в твоем крае
Много снега зимой — будет хороший урожай
Много частых и длинных сосулек в январе — урожай будет хороший
В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю
Ясные дни 6 января (в Сочельник) — к хорошему урожаю
3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.
Русские народные сказки про зиму, про подготовку к зиме и животных
«Зимовье зверей»
«Мороз и заяц»
«Лисичка-сестричка и волк»/ «Лиса и волк»
«Сказка про зайца хвастунишку»/ «Заяц-хвастун»
4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.
«Зимовье зверей» — Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
«Мороз и заяц» — Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
«Лисичка-сестричка и волк» — Лиса «семерых волков» проведет
«Заяц-хвастун» — Доброе дело само себя хвалит
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Стр. 32-33 Весенние месяцы Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
Стр. 32-33 Весенние месяцы Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы
1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
Русские названия месяцев очень похожи по звучанию на названия месяцев в древнем римском календаре, значит русские названия месяцев имеют римское происхождение.
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия весенних месяцев в языках народов твоего края.
Славянские названия весенних месяцев:
- Зимобор, Протальник (март);
- Березень, Снегогон (апрель);
- Травник, Цветень (май).
2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
Пример работы по старинным русским названиям месяцев из учебника.
а) с явлениями неживой природы — сухий, зимобор, протальник, водотек, дорогорушитель, свистун, перезимок, позимник, весновей, весновка, излом весны, наследник февраля, ветронос, капельник, снегогон, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки, светодень, пролетень
б) с явлениями живой природы — цветень, травень, березозол, березень, грачевник, первоцвет, соловьиный месяц, росенник, маковей
в) с трудом людей — огородник, ранопашец
Пояснение
Сухий (март) — с земли сходит снег, то есть земля становится сухой
Зимобор (март) — март борется с зимой
Протальник (март) — начинает таять снег и появляются первые проталины
Водотек (март) — снег тает и начинают течь ручьи
Дорогорушитель (март) — снег тает и рушатся зимние дороги
Свистун (март) — свистит холодный ветер
Перезимок, позимник, наследник февраля (март) — хотя уже и весна, но еще довольно холодно как зимой, март за это прозвали младшим братом зимы
Весновей, весновка, излом весны (март) — март первый весенний месяц, знаменует начало весны
Огородник (март) — начинаются первые огородные работы
Капельник (март) — появляются сосульки и слышится звон капели
Грачевник (март) — прилетают грачи
Снегогон (апрель) — с земли сходит последний снег
Первоцвет, цветень (апрель) — начинают цвести первые цветы
Березень (апрель) — начинают набухать почки у берез
Березозол (март/апрель) — злой к березам, в это время заготавливали березовый сок, нанося раны березам
Солнечник (апрель) — устанавливается тепло, 4 апреля день Василия Солнечника (Парника)
Парник (апрель) — солнце греет и начинает «парить», становится тепло
Водолей (апрель) — снег растаял и бегут ручьи
Зажги снега, заиграй овражки (апрель) — 14 апреля день Преподобной Марии Египетской «Марья – зажги снега, заиграй овражки». Солнце начинает ярко светить и отражается яркими бликами в ручьях и на оставшемся снегу.
Травень (май) — земля покрывается пышной зеленью
Светодень (май) — в мае световой день становится уже существенно длиннее, поэтому можно предположить, что название связано с этим
Соловьиный месяц (май) — в мае начинают петь соловьи
Росенник (май) — так месяц прозвали из-за обилия росы
Ранопашец (май) — время полевых работ, сева
Маковей (май) — цветут яркие красные маки
Пролетень (май) — конец весны, преддверие лета
3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.
4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:
19 декабря снега было много
22 мая травы выросло много
Народная примета сбылась
Примета: если 19 декабря было много снега, то травы вырастет много к 22 мая
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Приметы и обряды на 19 декабря – День Николы Зимнего
Народные названия и традиции дня
Святитель Николай — наиболее любимый и почитаемый в народе угодник. Не только на Руси, но и во многих странах мира он считается вторым после Бога заступником людей, покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, спасителем всех странствующих на суше и на море. В сказаниях о его жизни описывается множество чудес, творимых им на благо людей, поэтому святого не без основания называют Николаем Чудотворцем, а помня о его особой благосклонности к тем, кого несчастье застало во время морского путешествия, еще и Николой Мокрым зовут.
Нет, пожалуй, ни одного города в христианском мире, где святителю Николаю не посвящался бы собор, монастырь или церковь. А за чудесные его деяния славят святого дважды в году. Первый раз 22 мая в день перенесения мощей Николая из города Миры в город Бары. Этого Николу вешним, теплым и травным называют. А 19 декабря — в день смерти святого — отмечают православные Николу зимнего, холодного.
Считается, что оба Николы погоду устанавливают, в декабре примечая: «Первые серьезные морозы — Никольские», «Подошел бы Николин день — будет и зима», «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего», «Коли на Николин день заметет след — дороге стоять». А у земледельцев с Николой зимним свои приметы связаны: «Если день холодным и ясным выдастся — к урожайному году», «Перед Николой иней — овсы хорошо уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько Никола вешний травы».
К Николе зимнему приурочивалась на Руси распродажа лишнего хлеба, поэтому повсеместно шло открытие шумных базаров и ярмарок с установлением единой цены на муку и зерно: «Никольский торг всему указ», «Цены на хлеб Никольский торг строит». И никто не боялся остаться обманутым, ведь за мошенниками сам Никола присматривал, по преданию, в свой день спускавшийся с небес на землю и обходивший ее из конца в конец.
А еще славился Никола зимний своими братчинами, в которых принимали участие лишь старшие в роду мужики. Молодежь к «никольщине» не допускалась, а, готовясь к святочным посиделкам, шила наряды и мастерила маски для ряженых, с завистью поглядывая на отцов, которые, оказывается, не только сеять да пахать были горазды, но и гулять могли отменно.
На Руси этот день считался своеобразным праздником примирения, потому что на Никольские братчины в гости созывались не только родственники и соседи, но и друзья с недругами. И в каждом доме непременно подавалось к столу хмельное, пенистое пиво, которое из чего только не варили, поражая гостей своей сноровкой и изобретательностью.
В церкви 19 декабря почитается память святого Николая. Известно, что жил он примерно в III веке на территории греческой колонии Патара в Малой Азии. С детства проникся христианством и практически сразу решил, что будет служить Богу. Целыми днями Николай пропадал в храме, молился, читал Священное Писание. Дядя Николая, епископ Патарский, отметил усердие своего племянника и распорядился сделать его чтецом, после чего возвел в сан священника. Родители Николая умерли, и все свое наследство он решил раздать неимущим. Значительно позже Николай становится епископом на территории города Мира (ныне это Грузия). Поскольку Николай был явным противником язычества и ревностным христианином. Святителя в народе считали главным помощником для осужденных за несовершенные деяния. Также Николай является покровителем купцов, детей и моряков. Ему часто молились и земледельцы, чтобы получить хороший урожай. Интересно, что именно день Николая часто считали сроком для проведения какой-либо сделки. Так, устанавливались цены на следующий период времени, братчины и т.д.
Утром 19 декабря люди обязательно отправлялись в церковь, служили молебны и только после этого накрывали богатые столы. Нельзя было грустить в день Николая – считалось, что это приведет к сильным морозам. Организовывалась 19 декабря большая распродажа хлеба, а потому, неудивительно, что в этот период проводились многочисленные ярмарки и базары. Практически всегда цена на зерно и муку была одинаковой, а потому, можно было не бояться того, что кто-то станет жертвой мошенников.
В день Николы Зимнего проводились братчины – люди мирились между собой и устраивали пушные застолья.
Верили, что святой Николай в образе седого старика ходит по улицам в этот день и совершает чудеса. Также дети утром 19 декабря спешили заглянуть под подушку – тем, кто вел себя хорошо, Николай дарил сладости. Поэтому, в народной культуре за ним закрепился образ Деда Мороза.
Николай покровительствовал и бракам, а потому, ему можно было молиться о счастливой семейной жизни. Он же провожал умерших людей в последний путь.
Источник
ГДЗ Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь вторая часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» за второй класс, часть вторая, УМК «Перспектива», авторы тетради — Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.
Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.
Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.
Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс
Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» за второй класс, часть вторая, УМК «Перспектива», авторы тетради — Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.
Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.
Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.
Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс
Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.
Стр. 3-5
Страница 3-5. Зимние месяцы
Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.
2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.
3 столбец: студень, сечень, снежень.
2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с
1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.
Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.
Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.
Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.
Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.
Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.
Белая вата весь лес согрела. (Снег).
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).
Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.
Городской сад зимой
Площадь Ленина зимой
Храм Василия Блаженного зимой
Храм Христа Спасителя зимой
Страница 6-7. Зима — время науки и сказок
Задание 2. Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.
Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день — к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.
Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>
Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.
Вспомним сказку «Зимовье зверей». Рисунок:
Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.
Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.
Страница 8-9. Зима в неживой природе
Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.
Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.
Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.
Задание 3. Запиши даты:
День зимнего солнцестояния — 22 декабря.
День зимнего солнцеворота — 25 декабря.
Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.
Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.
Страница 10-11. Звездное небо зимой
Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.
Полярная звезда — самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.
Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.
Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку — маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
— Кто ты?
— Я — Полярная звезда! Я упала с неба — ответила гостья.
— Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
— Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.
Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.
Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади — юг, слева — запад, справа — восток.
Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.
Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.
Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.
Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.
Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.
Подробнее о созвездиях и звездах читайте на страничке Рассказы про созвездия звездного неба для детей >>
Страница 12-13. Зима в мире растений
Задание 1. Узнай лиственные деревья по плодам. Соедини линиями рисунки и названия.
Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.
Задание 2. Узнай хвойные деревья по шишкам. Соедини линиями рисунки и названия.
Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.
Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.
Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.
Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.
Шиповник определим по красным вытянутым плодам.
Березу определим по белому стволу.
Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.
Страница 14-15. Зимние праздники
Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.
Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик.
Счастья, радости тебе, Машенька!
Задание 3. Рассмотри фотографии новогодних игрушек. Отметь (закрась кружок) те, которые тебе кажутся старинными.
Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.
Страница 16-17. Растения в домашней аптечке
1. Как называются эти лекарственные растения?
Задание 2. Практическая работа «Лекарственные растения».
Название растений — Какие части используются
шиповник — плоды
зверобой — цветки, листья, стебель
цикламен — клубни
ромашка аптечная — цветы
можжевельник — плоды
календула — цветы
Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.
1. Валериана
2. Шиповник
3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник
Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.
Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.
Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей
1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.
Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.
Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?
Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.
Каких еще птиц вам удалось увидеть?
Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.
Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.
Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу
Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?
Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.
Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ «Как животные друг другу помогают». Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.
Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой
1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова «межа», «граница», «рубеж».
Рассказ о феврале.
Февраль — последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.
Нарисуй картинку к своему рассказу.
Задание 2. Отгадай загадку.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.
Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.
2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.
Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.
Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.
Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.
Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.». В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.
Страница 24-25. Зимний труд
Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.
Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.
Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.
Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах — элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.
Задание 3. Определи, какие растения зеленеют, цветут и даже плодоносят на этом подоконнике зимой. Запиши их научные или народные названия.
Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.
Страница 26-27. Будь здоров
Задание 1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть зимой. Вместо рисунков здесь можно поместить и фотографии.
Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.
Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега — фантазию.
Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.
У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.
Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.
Страница 28-29. Охрана природы зимой
1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.
2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей «столовой».
Ответ: Голуби, сорока, ворона.
3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.
Ответ: просо, семечки, сухарики.
4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.
Амурский тигр, филин.
5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.
Ласка — самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.
Страница 30-31. Зимняя прогулка
Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.
Ответ: в северных регионах России.
Задание 2. Составьте фоторассказ о вашей прогулке.
Весна и лето
Страница 32-33. Весенние месяцы
1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце.
Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.
1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.
2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы —
б) с явлениями живой природы —
в) с трудом людей —
3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.
4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:
19 декабря снега было много
22 мая травы выросло много
Народный прогноз оправдался.
С. 34-35. Весна в неживой природе
1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.
Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.
Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза
День весеннего равноденствия — 21 марта.
4. Понаблюдайте за погодой весной.
Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.
Страница. 36-37. Весна — утро года
1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.
15 февраля (Сретение), 22 марта (в день весеннего равноденствия), 7 апреля (Благовещение)
2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:
14 марта — 11 ч. 43 м.
22 марта — 12 ч. 20 м.
7 апреля 13 ч. 34 м.
5. Помести фотографию или рисунок весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.
Стр. 38-39. Звездное небо весной
1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы на рисунке №1 получилась главная фигура созвездия Кассиопея, а на рисунке №2 — фигура Льва.
2. . Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.
Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.
Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.
Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы
3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.
Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.
Регул — является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.
Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.
Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.
4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.
Жил был в Африке могучий царь зверей — лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий — там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.
Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений
1. С помощью учебника подпишите названия растений.
Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.
2. Раскрась цветы. Назови их.
Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук
3. . Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников — красным.
4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:
Мать-и-мачеха — конец марта
Одуванчик — в мае
Ландыш — в начале мая
Черёмуха — в начале мая
Вишня — конец мая
Яблоня — конец мая, начало июня
Тополь — июнь
Берёза — в апреле
Ольха — в мае
5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.
Орешник: начало апреля — май.
Яблоня: конец апреля — середина мая.
Береза: конец апреля — середина мая.
Дуб: середина апреля — конец мая.
6. Нарисуй расцветающее растение, которое тебе особенно нравится. Можно наклеить фотографию.
7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой «Зеленые страницы» или другой литературой (по своему выбору).
Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.
Черемуха — это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.
Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.
Про черемуху написано много стихов и песен.
Стр. 44-45. Чудесные цветники весной
1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.
2. Раскрась цветы. Назови их (устно)
Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы
3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.
4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.
Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.
В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье — радуга земли, там и вырастет первоцвет.
Примулы — многолетние растения и цветут только один раз в году — весной.
Страница 46-47. Весна в мире насекомых
1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.
2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть:
бабочку (какую?) — крапивница, 18.04
шмеля — 19.04
пчелу — 18.04
муравья — 18.04
муху — 15.04
В разных регионах насекомые выходят из спячки в разное время, поэтому даты будут зависеть и от вашего местоположения, и от погоды в этом году. Бабочки и мухи могут появиться раньше всех, сразу после таяния снега, с первыми цветами. В европейской части России даты будут — начало-середина апреля. За Уралом — конец апреля.
3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку
Гусеница крапивницы — листья крапивы.
Гусеница траурницы — листья березы, осины.
Стрекоза — личинки комаров.
Личинка стрекозы — личинки комаров.
Муравей — насекомые.
Эти насекомые не наносят ущерб человеку.
4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.
Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей
1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.
2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача — начало марта, скворца — конец марта, зяблика — конец марта, ласточку — конец мая.
3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.
Медведь — ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)
Летучая мышь — насекомые.
Закрасить кружок рядом с текстом «летучие мыши» — они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.
4. Наблюдение за птицами.
Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.
Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.
Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу
1. С кем дружит ива?
3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.
Кукушка — перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.
Страница 52-53. Весенний труд
1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.
С края на край режу черный каравай. Рогожка в окошках всё поле покрыла.
2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.
Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).
Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)
Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.
4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.
Страница 54-55. Старинные весенние праздники
1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.
Лежит мост
На семь верст,
В конце моста —
Золотая верста.
2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.
Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков —
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек —
Столько желаем дочек!
Кукла для молодоженов
3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.
Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.
Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.
4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.
Светлая Пасха — Христос воскрес!
Стр. 56-57. Будь здоров!
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.
Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.
3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.
Городки — русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».
Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.
Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.
Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.
Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.
Стр. 58-59. Охрана природы весной
2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.
3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.
Гриб — баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.
Источник