812 дней во льдах

812 дней во льдах

Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз почти весь советский ледокольный флот. Поставленный на зимовку караван ледокола «Ленин» был вынесен льдами на середину моря Лаптевых, ежечасно рискуя быть раздавленным льдами. Караван ледореза «Литке» зимовал в проливе Вилькицкого. Группа лесовозов вмерзла в лед у острова Диксон. Несколько пароходов стояли во льдах возле бухты Тихой. Израненный льдами «Красин» зимовал у Нордвика.

Суда шли на помощь застрявшим и попадали в ловушку сами. Так случилось и с «Георгием Седовым», «Садко» и «Малыгиным». Усилия были тщетны: пробитые ледоколами каналы тут же затягивало льдом. Пришлось встать на зимовку. Так 23 октября начался легендарный дрейф, длившийся 812 дней.

«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, — писал Константин Бадигин (второй помощник на «Садко», в процессе дрейфа ставший капитаном «Седова»). — Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов… Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Многое зависело от того, как поставить корабль на зимовку — чтоб не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время погиб «Челюскин»). Лучше всех встал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, окруженной мощной грядой торосов. А вот у «Георгия Седова» одним из сжатий повредило руль — судно потеряло возможность управления.

Поначалу руководство экспедиции, чтобы скрыть истинные причины вынужденного зимовья, распустило слух о поисках Земли Санникова, который в 1811 году «увидел» с северного берега острова Котельный высокую землю, к которой он пытался подойти по льду. С тех пор ее многие упорно искали, но так и не смогли обнаружить. Однако правду полярникам все же пришлось позже открыть.

Читайте также:  Дешевеют ли кондиционеры зимой 2021

На трех дрейфующих пароходах находилось 217 человек: моряки, ученые и практиканты из Гидрографического института. Естественно, к пароходам вскоре из Москвы вылетели три самолета. Надо сказать, что летчики предприняли три довольно смелых рейса к дрейфующим полярникам и смогли доставить на Большую землю 184 человека. Оставшихся снабдили провизией и теплой одеждой.

Весь апрель 1938 года, курсируя с Тикси на льдины, летчики Павел Головин и Анатолий Алексеев самолетами вывозили зимовщиков. «Садко» из ледового плена освободил осенью «дедушка ледокольного флота» ледокол «Ермак». А вот «Георгия Седова» отбуксировать не удалось, ледокол остался на вторую зимовку. Только в январе 1940 года у экипажа появился шанс вернуться на Большую землю: к дрейфующему пароходу приблизился ледокол «Иосиф Сталин». Чтобы ускорить освобождение судна, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый встали борт к борту и «Седов» был выведен на чистую воду.

Пароход «Георгий Седов» был построен на шотландской верфи «D&W Henderson Ltd.» в городе Глазго в 1909 году и первым его названием было «Beothic».

Технические данные парохода ледокольного типа «Георгий Седов»:
Водоизмещение — 3056 тонн;
Длина — 76,8 м;
Ширина — 10,9 м;
Осадка — 6 м;
Силовая установка — паровая машина с двумя котлами мощностью — 2360 л. с.;
Скорость хода — 12 узлов;
Дальность плавания — 3000 миль;
Экипаж — 68 человек;

Источник

Суровый арктический дрейф, или Почему два с половиной года не могли спасти «Георгия Седова»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Спасательная экспедиция и внезапный плен

«Георгий Седов», изначально именовавшийся в Ньюфаундленде «Беотиком», приобретен российским министерством торговли и промышленности в 1916 году. 3 года пароход использовали для зимних грузовых перевозок по Белому морю. В начале 1917-го судно оснастили 76-мм орудием и пополнили флотилию Северного Ледовитого океана.

До 1919 года, в Гражданскую войну, судно ходило под флагом интервентов. В 1928-м «Георгий Седов» выполнял ответственную миссию по поиску потерпевших неудачу участников итальянской экспедиции Умберто Нобиле. В дальнейшем пароход-ледокол продолжал доставлять грузы на полярные станции и участвовать в исследовательских работах. Когда на пути следования к Северной Земле обнаружились новые острова, на судне работали представители Арктического института.

Попытки спасения

На исходе 1937-го пароход плавал у Новосибирских островов. В том году сложные погодные условия усложняли арктическую навигацию. В середине осени «Георгий Седов» отправился в море Лаптевых, где во льдах застряли два парохода — «Садко» и «Малыгин». Ледокольный пароход, вызволяя коллег, повредил собственный руль. В результате в ледовом плену оказались уже три судна. С материка поступил приказ оставаться на зимовку. Долгий дрейф «Георгия Седова» стартовал 23 октября 1937-го. Стоянка была активной. За пару месяцев дрейфующие лодки обошли Новосибирские острова и круто развернулись на запад. На трех пароходах все это время находились 217 человек. Власти решили проводить спасательную операцию, эвакуировав большинство людей. На судах должны были остаться по 11 моряков для обслуживания и научных наблюдений. Эвакуацию возложили на полярную авиацию, и в апреле 1938-го тяжелые самолеты перевезли на Большую землю 184 арктических пленника. Оставшимся пополнили запасы продовольствия, зимней одежды и топлива.

Накануне, в марте, капитаном «Георгия Седова» назначили перешедшего с «Садко» Константина Бадигина. Опытный 29-летний моряк зарекомендовал себя как волевой и хладнокровный специалист. Эти капитанские качества оказались крайне важными в последующие сложные периоды дрейфа, когда напряжение экипажа достигло предела.

К концу лета «Садко» и «Малыгина» спас пробившийся через льды «Ермак». При попытке буксировки третьего ледокола треснул его гребной вал, уйдя с винтом на дно. «Георгий Седов» с серьезными повреждениями рулевого устройства и 15-ю добровольцами на борту был вынужден оставаться на вторую зимовку.

Годы дрейфа и стойкий экипаж

У экипажа «Г.Седова» теперь были две задачи: противостоять ледовым стихиям, чтобы сохранить в целости судно, и использовать дрейф для реализации научных исследований. Обе задачи в сложившихся обстоятельствах оказались чрезвычайно трудными. Но моряки держались стойко и решительно, и уже в первый год дрейфа опровергли гипотезу о существовании Земли Санникова. Последние сто лет этот вопрос занимал умы ученых и путешественников. Проводившиеся экипажем «Седова» промеры глубин уточнили северные границы моря Лаптевых, значительно обогатив тогдашние знания об Арктике. Параллельно велись работы по корпусу судна: согнутый руль вскоре привел к тяжелым последствиям.

Опыт первой зимовки показал, что нужно усилить борьбу с напором льдов. Для этого корпус изнутри усилили подпорками из брусьев. Подрывая аммоналом острые льдины, моряки создавали вокруг парохода своеобразную подушку из обломков. Это и позволило выдержать свыше полтораста сжатий льдов. Часть эпизодов были настолько опасными, что экипаж готовился к эвакуации с судна на ближайшие льдины. К лету 1939-го моряки восстановили и рулевое управление, реализовав оригинальную инженерную мысль. После высвобождения «Седов» швартовался в Мурманске самостоятельно.

К очередной зиме дрейф отнес пароход далеко на запад — в Гренландское море. Но на помощь героическому судну из Мурманска уже выходил новенький мощный ледокол «Иосиф Сталин».

«Сталин» и высокие награды

Путь не был простым, и Гренландское море встретило ледокол тяжелыми льдами свыше двух метров толщиной. До «Седова» — 84 мили. Пришлось дождаться, пока сильный ветер разгонял сплоченные ледовые поля. И вот, к полудню 13 января 1940-го корабли наконец соединились, и в арктических просторах прогремело «ура». К слову, накануне ледокол «Иосиф Сталин» дважды совершил сквозное плавание из Мурманска в Анадырский залив Берингова моря и назад. Так был полноценно освоен Северный морской путь. Впоследствии, в Великую Отечественную по нему успешно переходили военные корабли с дальневосточного направления в Баренцево море. В послевоенные годы по этому маршруту совершались массовые перевозки хозяйственных грузов.

Научные результаты экипажа дрейфующего «Георгия Седова» пополнили научную копилку ценнейшими данными, что в будущем помогло исследовать северные пути. Весь Союз следил за отважным дрейфом и железной волей советских моряков, а те, в свою очередь, признавались, что выстояли по одной причине. Они были твердо уверены, если придет беда, Родина их спасет. За героическое выполнение сложнейшей научно-исследовательской программы в суровых арктических условиях, за проявленные мужество и стойкость 15 членов экипажа парохода «Георгий Седов» получили звания Героя Советского Союза.

Это может показаться диким, но т.н. «робинзоны» могут быть не только на островах. Но и под землей. Так, последний часовой крепости Осовец провёл там почти 9 лет своей жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

812 дней во льдах

С ИМЕНЕМ СТАЛИНА!

Несмотря на огромные трудности, сжатия льдов, ураганные ветры и жестокие морозы, седовцы планомерно и регулярно вели обширные научные исследования. И летом, и зимой, и в полярную ночь, и в туманные дни арктической весны они работали одинаково напряженно и плодотворно. В этом сказалась замечательная особенность советских людей: всегда доводить до конца начатое дело. Седовцы еще раз показали, что советских людей, выполняющих задание родины, задание Сталина, не страшат никакие трудности.

Мужество, самоотверженность, смелость в борьбе с любыми опасностями — все эти высокие моральные качества, которые воспитывает партия в советском народе, прекрасно проявились в будничных делах коллектива «Седова». Никакие преграды не могли сломить их большевистский дух! Крепкий, спаянный сталинской дружбой коллектив полярных моряков все время жил одной жизнью с великой родиной. Седовцы знали, что родина, партия, великий Сталин не оставят их в беде и, когда это потребуется, протянут могучую руку помощи своим сынам.

Героическая эпопея «Седова» — высокий научный подвиг, который займет достойное место в истории нашей страны.

Научные наблюдения седовцев в Центральном полярном бассейне дают науке ценнейшие сведения, которые освещают одну из интереснейших областей нашей планеты. Эти наблюдения имеют не только огромный теоретический интерес. Они помогут северным мореплавателям проводить корабли по трассе Северного морского пути, помогут вести борьбу с арктическими льдами — этим постоянным врагом полярных моряков.

За дрейфом ледокольного парохода «Седов» наблюдал товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович всегда интересовался — как протекает жизнь на дрейфующем корабле, расспрашивал о научных работах седовцев, подбадривал их, вдохновлял на самоотверженный труд.

Весной 1938 г. на борту трех ледокольных судов, одновременно дрейфовавших во льдах моря Лаптевых, находилось 217 человек. По предложению товарища Сталина к дрейфовавшему каравану были направлены из Москвы три 4-моторных воздушных корабля. Ими командовали тт. Алексеев, Головин и Орлов. Самолеты вывезли с дрейфующих судов 184 человека и снабдили оставшихся 33 моряков всем необходимым.

Летом 1938 г., также по прямому указанию товарища Сталина, была предпринята попытка вывести дрейфующие корабли из ледового плена. Из-за повреждения руля «Седов» тогда не мог следовать на буксире за «Ермаком» и остался дрейфовать в Северном Ледовитом океане. «Седов» был превращен в подвижную научно-исследовательскую станцию.

Несколько позже, снова по указанию Иосифа Виссарионовича, к «Седову» был направлен флагманский ледокол арктического флота «И. Сталин». Иосиф Виссарионович предупредил, чтобы экипаж ледокола не рисковал безрассудно и в случае опасности зимовки немедленно повернул обратно. Это мудрое сталинское предупреждение помогло Главсевморпути правильно организовать трудную морскую операцию. Экипаж флагманского корабля сделал все, что было в его силах; ледокол был уже в 50 милях от «Седова», но встретил сплошные, непроходимые льды и вернулся в порт.

Седовцы стойко продолжали работать в Северном Ледовитом океане. Они накопили хороший опыт «противоледовой обороны» и выходили с честью из всех опасных положений. Когда экипаж дрейфующего корабля уже провел во льдах больше года, возникло предложение послать к «Седову» воздушную экспедицию, чтобы сменить хотя бы часть команды. Узнав об этом, седовцы горячо поблагодарили товарищей Сталина и Молотова за заботу и обратились к правительству с просьбой оставить весь экипаж на корабле до конца дрейфа.

Правительство удовлетворило просьбу героических моряков. Товарищ Сталин посоветовал все же держать наготове тяжелый самолет. С весны 1939 г. на острове Рудольфа находится 4-моторный моноплан летчика Орлова, который до конца дрейфа нес почетную вахту, готовый в любое время вылететь к полярным морякам «Седова».

Седовцы были спокойны за свою судьбу. Им были чужды страх и опасения, которые всегда сопутствовали полярным исследователям из капиталистического мира…

Вспомню хотя бы последние дни жизни отважного полярного исследователя, английского капитана Скотта. Возвращаясь в 1912 г. с Южного полюса, он погиб со своими спутниками от голода и истощения. Этого мужественного человека, выдержавшего чудовищные испытания во время экспедиции к Южному полюсу, не раз глядевшего в глаза смерти, до последней минуты не покидало чувство одиночества, боязнь за судьбу своих близких.

Трагизмом отчаяния наполнены его последние записки. Скотт писал:

«…Мы подыхаем в очень безотрадном месте. Пишу вам прощальное письмо в надежде, что это письмо может быть будет найдено и отослано вам.

Собственно говоря, мне хочется, чтобы вы помогли моей вдове и сыну — вашему крестнику…

…Я оставляю свою бедную девочку и вашего крестника. Уилсон оставляет вдову, а Эдгард Эванс тоже вдову в очень бедственном положении. Сделайте все возможное для признания их прав. Прощайте.

Умирая, прошу вас, дорогой мой друг, быть добрым к моей жене и ребенку. Окажите мальчику помощь в жизни, если государство не захочет этого сделать…»

И вот — последняя запись в дневнике, сделанная рукой умиравшего капитана Скотта: «Ради бога, не оставьте наших близких…»

Капитан Скотт был предоставлен самому себе. Государство, во славу которого он совершал свои подвиги, мало интересовалось своим отважным соотечественником. И так понятна боязнь Скотта, что после его смерти близкие ему люди будут брошены на произвол судьбы…

Это чувство одиночества, чувство отрешенности от общества, от своего государства сопутствовало всем полярным исследователям прошлого.

Советским людям, ученым, исследователям такие чувства не знакомы!

Отважная экспедиция седовцев прекрасно знала, что за каждым их шагом следит весь народ, правительство и товарищ Сталин. Поэтому и спорился их труд! Они были спокойны за свою судьбу, за судьбу своих близких и родных. В этом — великое счастье советских людей.

Когда дрейф «Седова» ускорился, товарищ Сталин предложил вовремя организовать экспедицию для вывода корабля из льдов. Навстречу дрейфующему ледокольному пароходу направился самый мощный советский ледокол «И. Сталин». Он вышел из Мурманска 15 декабря, взяв курс на север — к Гренландскому морю, где за восьмидесятой параллелью встретился с «Седовым».

С именем Сталина героический экипаж «Седова» вел борьбу с суровой природой Арктики, с именем Сталина он победоносно завершил свой исторический дрейф.

В одной из радиограмм, когда «Седов» находился во льдах Центрального полярного бассейна, бесстрашные полярные моряки писали товарищу Сталину:

— Ваше имя, товарищ Сталин, является для нас той путеводной звездой, которая приведет нас на родину победителями.

Свое слово седовцы держали крепко. Они с честью выполнили сталинское задание.

Более восьмисот дней продолжалась самоотверженная героическая работа пятнадцати полярных моряков во льдах Центральной Арктики. Многое из того, что пережито и испытано седовцами за двадцать семь месяцев дрейфа, известно по скупым радиограммам с борта корабля; многое мы узнаем по возвращении героев на родину.

Источник

Оцените статью