Аист с ребенком зимой

«Тебя принес аист»: истоки и смысл популярного мифа о том, что аисты доставляют детей

Новорожденные дети часто изображаются в компании длинноногой птицы с острым клювом, которая несет младенца, завернутого в пеленки. Всем известно, что эта птица именуется аистом. Образ этой птицы, которая держит в своем клюве тонкий кусочек ткани, переходящий в аккуратный белоснежный сверток с малышом, знают все. Признайтесь, в вашей голове воображение сейчас сразу нарисовало эту картину? Этот образ настолько распространен и популярен, что его изображение можно встретить на логотипах товаров для детей – от мыла и пустышек до игрушек и одежды. Давайте разберемся, откуда пошло поверье, что именно аисты приносят детей и какую страну можно считать основоположником этого явления.

В чем же состоит связь между аистами и младенцами?

Как и с любым мифом, происхождение этого трудно проследить, тем более, что он распространен по всему земному шару. Его упоминание встречается в фольклоре Европы, Северной и Южной Америки, Северной Африки и Ближнего Востока. Распространение подобных мифов говорит о том, что все они черпают вдохновение из одной наиболее заметной особенности жизни аистов. Эти красивые большие белые птицы символизируются с чистотой. Их крупные гнезда часто расположены близко к человеческому жилищу. Здесь стоит добавить, что аисты являются одним из немногих примеров хороших родителей в животном мире, которые бережно относятся к своим птенцам.

Читайте также:  Урожайный огород томаты под снегом

Миф из Древней Греции?

Существует популярное мнение, что миф берет свое начало в Древней Греции и истории мстительной богини по имени Гера. Легенда гласит, что однажды богиня Гера стала завидовать красавице царевне Антигоне и от злости превратила ее дочь в аиста. Убитая горем царевна Антигона решила вырвать своего младенца из рук Геры. Именно поэтому греки изобразили птицу с ребенком в клюве.

Другое объяснение

Пол Куинн, преподаватель английской литературы в Университете Чичестера в Соединенном Королевстве и редактор исследовательского журнала о фольклоре и сказках, предположил, что связь между аистами и младенцами может быть путаницей. По его мнению, связь аиста с младенцами указывает на материнскую заботу о детях и является результатом сравнения аиста с пеликанами. Европейская средневековая литература связывает величественных белых пеликанов с католицизмом, возрождением и воспитанием молодежи. Так в результате ошибки аисты могли стать заменой пеликанам.

9 месяцев миграции птиц

Каким бы ни было происхождение мифа, историки, как правило, соглашаются с тем, что идея ребенка, приносимого аистом, наиболее прочно утвердилась в именно Северной Европе, особенно в Германии и Норвегии. В эпоху язычества и в средневековые времена (более 600 лет назад), было принято жениться во время ежегодного летнего солнцестояния, потому что лето было связано с плодородием и жизнью. Как раз в это же время, аисты начинают свою ежегодную миграцию, пролетая долгий путь из Европы в Африку. Затем птицы возвращаются весной следующего года — ровно через девять месяцев.

Аисты мигрируют, а затем возвращаются и занимаются потомством. Появление детей у людей и потомства у птиц в одинаковое время и стало основой всем известной ассоциации – рождения детей и возвращения аистов. Таким образом, аисты стали вестниками новой жизни, порождая фантастическую мысль, что именно они доставляли человеческих младенцев.

Влияние писателя Андерсена

В 19-м веке миф приобрел новое значение и аист стал символом рождения после того, как писатель Андерсен упомянул птиц в произведении «Аисты». В этой сказке птицы забирали самых лучших младенцев из прудов и озер и доставляли их в семьи, которые заслуживают такого хорошего малыша. У этой истории была негативная сторона, согласно которой плохие семьи получали от аиста мертвого ребенка в качестве наказания от птицы. Сказка стремилась преподать юным слушателям моральный урок, а также привела к росту специфической литературы для детей с дидактическими и религиозными посланиями.

В других странах

С течением времени и по мере того, как история развивалась, многогранность мифа возросла. В скандинавской мифологии аисты стали символом семейных ценностей и чистоты (основанной главным образом на неточном убеждении, что эти птицы были моногамными животными). В Нидерландах, Германии и Восточной Европе аисты гнездятся на крышах больших домов. Люди верят, что если пара аистов решила сделать гнездо на вашей крыше, то это принесет удачу домочадцам и возможность зарождения новой жизни в этой семье.

В викторианской Англии, история стала особенно ценной — как способ утаить секс и настоящую правду о появлении детей. Викторианцы стеснялись объяснять детям реалии жизни. В результате аист стал заменой неприемлемого на скромность.

Сегодня люди уже не верят в мифы, но они любят истории. Тенденция людей к гуманизации животных сделала образ ребенка, доставляемого аистом, одним из самых живучих мифов. До сих пор изящные птицы ассоциируются с семьей и рождением.

Источник

Почему и как аист приносит детей? И почему подарить аиста — хорошая примета?

Самый знаменитый символ рождения ребенка – аист. Аист с древних времен считается священной птицей, наделенной магической силой, а между людьми и аистами сложились особенные отношения. Прилет аистов ранней весной (в начале апреля и в марте) символизировал возрождение и новую жизнь. Аиста считают ангелом-хранителем домашнего очага, символом постоянства и благополучия. С давних пор считается, что аист приносит удачу. Подарить аиста будущей маме или родителям новорожденного — значит пожелать большого счастья. Что же делать, если у аистов не появилось привычки вить гнезда и селиться на московских многоэтажках? А счастье и дети нужны всем. Выход один — поселить в своем доме хотя бы символический образ этой самой доброжелательной птицы!

Особенно почитается аист у европейских народов. Издревле существует особенный запрет на причинение вреда этим птицам. Люди их берегут, поэтому аисты очень доверчивы, не боятся человека и часто селятся на крышах домов и на деревьях поблизости от поселений. Убийство аиста было большим грехом и, как считалось, могло принести смерть виновнику или членам его семьи. Аист у некоторых народов был символом солнца, а также молнии и высекания огня – отсюда вера в то, что птицы могли отомстить человеку, причинившему ему зло, уничтожив дом виновника пожаром. Убийство аиста могло послужить причиной засухи или, напротив, наводнения. В то же время аистам приписывали способность предсказывать плохую погоду и даже улучшать ее, вплоть до усмирения бурь. Если аисты селились поблизости от дома или вили гнезда на крыше – это не только предвещало рождение ребенка, но и благополучную жизнь, а также защищало дом от пожара и удара молнии.

На фото: Степан Вокич уже 18 лет ухаживает за аистихой Маленой, сломавшей крыло. Вот уже 9 лет в марте каждого года ее партнер, аист по имени Клепетан возвращается с юга в свое гнездо, а каждый август улетает в теплые края без нее, но с детьми. Каждый раз аист пытается убедить ее лететь вместе с ним. Тысячи людей следят за этой историей через хорватские газеты и ждут благополучного возвращения Клепетана в марте.

Причины подобного отношения к аистам скрываются в глубине веков. В соответствии с древнейшими языческими верованиями белые аисты приносили души детей (а не детей целиком), поскольку аисты считались посредниками между небом и землей и переносили человеческие души. В некоторых культурах в образе аиста воплощалось женское божество, которое дарит жизнь. В дошедших до наших дней отзвуках древних верований говорится о том, что аист защищает людей не только от змей, жаб, насекомых и прочей подобной нечисти, но и вообще от нечистой силы. В Греции аист был атрибутом Геры — подательницы жизни и кормилицы. В Риме – атрибутом Юноны, богини материнства, помогавшей роженицам. В Германии в древности аиста называли «приносящим дары» или «приносящим жизнь». Прилетающие весной аисты у древних германцев считались вестниками богини Хольды, олицетворявшей весеннее возрождение природы. У балтийских пруссов белый аист – атрибут бога весны Потримпоса. У армян аиста называют «асит» или «арагил» – он был священной птицей Ара Гехецика, умирающего и воскресающего бога.

На фото: очевидно патриотически настроенный аист в Польше. Белый аист является неофициальным символом Польши, куда после зимовки в Северной Африке мигрируют 25% белых аистов (в мире). В польском фольклоре аист также приносит в дом процветание и поляки традиционно заботятся о гнездах аистов.

С другой стороны, аист воспринимался символом любви детей к родителям. Древние греки и римляне считали, что дети аистов заботятся о своих родителях и кормят их в старости. Закон, предписывающий заботиться о родителях в Риме даже именовался «Законом аиста». Аист — птица-долгожитель. Все вместе создавало образ аиста, символизировавшего долголетие и спокойную старость в окружении любящих и заботливых детей. Такое же отношение к аистам характерно и для многих восточных стран, Египта и Китая. В Египте «ба» — душа, жизненная сила человека изображалась в виде аиста. Особое отношение к аистам поддерживало и наблюдение за благородным поведением и за семейными традициями этих птиц. Аисты хорошие родители, они по очереди высиживают яйца и вместе заботятся о птенцах. Из года в год после вынужденного отсутствия они возвращаются к своим гнездам. Аисты считаются единственными птицами, птенцы которых не покидают родителей, а держатся поблизости.

Аист — неизменный атрибут многих предметов, окружающих малыша. На фото: серебряные ножницы Tiffany в виде аиста, детские весы « Hanson », банка д етской присыпки Stork 1950-х гг (Канада). А з олотой кулон и одновременно брошь эпохи модерна в стиле A rt N ouveau в виде пары аистов с большим гранатом и жемчужиной наверняка получила в подарок в начале прошлого века будущая французская мама.

В христианстве аист также считается вестником весны, символом новой жизни, благовещенской птицей. Поскольку аисты уничтожают змей – в христианстве аистов почитают как борцов со злом и считают символом целомудрия, чистоты и в то же время бдительности. Летящий белый аист, как ни одна из других птиц напоминает ангела. На Благовещение к прилету птиц выпекали специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети, когда видели птиц, подбрасывали хлебцы и просили у них хорошего урожая. До последнего времени сохранялось много поверий, связанных со встречей первого прилетевшего аиста. Например, если девушка встретит сразу двух аистов – выйдет в этом году замуж, а если одного – увы, не в этот год. Или такая примета: увидев первого аиста – проверьте свои карманы. Если есть с собой деньги – можно ждать изобилия в этом году, если карманы пустые – можно не ждать. По поведению аистов определяли погоду: их ранний прилет говорил, что лето будет теплым, если птицы не улетали до Спаса, ожидали теплой зимы.

«Аисты», польский художник Юзеф Хелмоньский (1849-1914)

В течение многих веков для людей оставалось загадкой – куда же улетают аисты на зиму? Сохранились легенды о том, что там, куда они улетают, аисты превращаются в людей. У некоторых народов существовало поверье, что они совершают паломничества на святую землю или в мистическую страну аистов. Но современные орнитологи уже хорошо представляют себе географию миграций аистов. Хотя причина путешествий перелетных птиц еще не совсем ясна – как им удается не сбиваться с маршрута и почему они не остаются в теплых странах и не выводят на чужбине птенцов? И вообще — откуда эта непоколебимая уверенность, что нужно лететь? Возможно разгадка кроется в климатических изменениях на Земле в древности, может в чем-то другом, остается надеяться, что и об этом мы когда-нибудь узнаем.

Перелетают европейские белые аисты тысячи лет к местам зимовий двумя маршрутами. Аисты, обитающие к западу от Эльбы летят через Гибралтарский пролив в Африку и зимуют между Сахарой и тропическими лесами. Аисты с востока от Эльбы устремляются тоже в Африку, но через Малую Азию и Израиль. Места их зимовий располагаются на довольно большой территории между Суданом и ЮАР. В Африке птицы собираются в тысячные стаи — чем не волшебная страна аистов? (Фото из Википедии)

На фото: разные виды аистов, в том числе белые, слетаются на ночевку к озеру Ндугу в Танзании.

«Аллегория судьбы» немецкого художника Георга Шебеля (1860-1941)

«Аист», картина немецкого художника Карла Шпицвега (1808–1885)

Одним словом, аист — самый древний и самый распространенный символ материнства и рождения новой жизни, неотъемлимая часть европейской культуры и искусства и самый добрый друг и защитник. Поэтому подарить символическую фигурку аиста — хороший знак. У нас вы найдете милых игрушечных аистов, которые послужат хорошим подарком .

Источник

Самка аиста приставала ко всем мужчинам: «Будешь моей парой? Пора строить гнездо!»

— Вот здесь сидит аистенок Аркаша, — Марина Сиденко показывает на белоснежную птицу. В три месяца аисты уже довольно большие. — Он в этом году попал самым первым из аистят к нам. Привет, малыш! Привет, мой хороший! Ему было всего три дня от роду, когда случилась беда. После дождя обрушилась береза, на которой было тяжелое старое гнездо. И он единственный из аистят выжил. Такой крошечный был, на ладони помещался. Не было у меня опыта выкармливания таких маленьких аистят…

Это нужно людям

Биолог Марина Сиденко создала «Дом белого аиста» в селе Низовицы три года назад. Сейчас здесь 70 птиц из Псковской, Смоленской, Тверской областей.

Белые аисты всегда живут рядом с людьми. Они покидают деревню, только когда в ней умирает последний человек. Травмы эти красивые, большие птицы получают почти всегда как раз из-за соседства с человеком. Их сбивают машины, они запутываются в линиях электропередач, гнезда, построенные рядом с высоковольтными линиями, люди просто сбрасывают вниз. Аисты ломают ноги на покатых скользких крышах.

— Мы помогаем не только аистам, — улыбается Марина, — но и людям. Люди находят раненых, покалеченных аистов и не знают, как им помочь, куда нести. Но теперь есть мы. Мы лечим. И люди, которые хотят спасти птиц, звонят нам каждый день.

Марине звонят и пишут: «Найден аист — сломана нога, повреждено крыло». И она отправляется в путь.

Марина живет просто. Небольшой дом, из окна кухни видно гнездо аистов на фонарном столбе. Большой участок у реки, на нем несколько вольеров для аистов. Небольшие закрытые и большой открытый. Изящные птицы ходят, величественно поднимая ноги. Сидят на гнездах. Десятки аистов. От такого буйного контраста белого и глянцево-смоляного захватывает дух. Эти птицы действительно прекрасны.

Сначала аистенок Аркаша жил в доме в коробке, под красной лампой. Маленьким аистятам нужна определенная температура и влажность. Если температура ниже +30, они могут заболеть. Кормить нужно каждые два часа червяками и насекомыми.

— Ну как ребенок в доме, — смеется Марина.

Аркаша машет крыльями, глядит недоверчиво, переступает длинными ногами. Даже Марину к себе не подпускает.

Подросшего аистенка Марина выпускает на улицу, сажает на гнездо. Для своих аистов она покупает специальные плетеные гнезда.

Вблизи аисты кажутся очень хрупкими.

Пары сидят на плетеных гнездах. Запрокидывают свои аккуратные головы к небу и щелкают красными клювами. Летать они не могут, но пары создают и одной даже удалось вывести аистят. Маму зовут Гликерия — у нее нет части правого крыла. Имя папы Граф — у него нет большей части левого крыла. Двух их птенцов сейчас нет — они летают где-то поблизости, тренируются. Скоро они отправятся на зимовку в Африку.

— Аисты ухаживают друг за другом очень нежно. Сразу заметно, что они пара, — объясняет Марина. — Они поправляют перышки друг другу. Приносят веточки. Отгоняют всех остальных. Ну и исполняют брачную песню — поднимают клювы к небу и щелкают.

Самое страшное для аиста — сломать или потерять ногу. Без крыла они могут жить, а без ноги нет.

Василиса пытается встать, хлопает крыльями, делает пару шагов по двору, помогает себе клювом, опирается на него как на костыль. Устает и снова садится.

Гнездо, где жила Василиса, намокло от дождей, обрушилось, поломало линию электропередач. Провода оборвались, птенцы вместе с гнездом упали. Один аистенок погиб, два выжили. Василиса сломала ногу, а ее братик отделался испугом. Марине позвонила женщина, плакала: «Вчера оборвало провода, света нет, аистенок погиб, провода лежат, свет не включили, мне страшно».

Марина вызвала электриков.

— Сначала спасали людей, потом аистов, — смеется женщина.

Аистенка Василису сразу прооперировали. В ногу вставили спицы, наложили гипс. Но врач снял его слишком рано — нога еще не окончательно срослась. И на следующий день Василиса сломала вторую ногу. Ее снова прооперировали. Сейчас она самая тяжелая больная из всех аистят в «Доме белого аиста».

Варечка

Марина Сиденко — биолог, орнитолог. Около 18 лет назад она переехала из города в деревню в Смоленской области, работала в национальном парке «Смоленское Поозерье». Там на болотах — большое разнообразие птиц. Там Марина и начала заботиться об аистах.

Забирала к себе домой разных птиц, которые получали травмы или оставались без родителей.

У нее гостили канюки, осоеды, орлан-белохвост, серая цапля, большая выпь, ушастая и болотная совы, серая и длиннохвостая неясыти, воробьиный сычик, коростель и много-много аистов.

Марина лечила птиц и выпускала на волю, тех, кто не мог жить самостоятельно, пристраивала в зоопарки. Зимой птицы жили под полом, там, где хранятся овощи. Женщина иногда поражала гостей, доставая оттуда не консервированные помидоры, а сову.

Белые аисты Марине казались самой красотой. Она выросла в Ростове-на-Дону — на юге этих птиц почти нет. А тут они жили в деревне рядом с людьми. Местные говорили, что аист — это всегда счастье, они же приносят детей!

— Когда ехала работать на новое место в Смоленскую область из Ростова-на-Дону, была абсолютно уверена, что после некоторых событий мужчин в моей жизни больше не будет, и мысленно примирилась с тем, что детей у меня тоже не будет, — вспоминает Марина. — Через полгода работы в нацпарке я возвращалась в Ростов-на-Дону с четырьмя аистами для Ростовского зоопарка и… Уже ждала ребенка. Позже в роддоме доктор сказала, что в моем случае беременности могло и не быть… Аисты действительно принесли мне ребенка.

В 2006 году Марина узнала, что в селе Варечки бедствует аистенок, не улетевший на юг. Птичка была самым слабым и самым маленьким птенцом из выводка. Марина забрала аистенка и назвала Варечкой. Она росла вместе с ее дочкой Машей.

На зимовку Варечка не улетала. Она так много времени провела с людьми, что потеряла миграционный инстинкт. Пару она тоже себе выбрала среди людей. Варечка ходила за одним из местных жителей по пятам, потом стала приносить веточки, заглядывать в глаза: «Ну, пора строить гнездо! Будешь моей парой?»

Аисты, которые живут среди людей, начинают воспринимать себя тоже как человека.

А среди аистов им неуютно, они начинают конфликтовать, драться. Самки аистов, которые привыкли к людям, часто выбирают себе мужчину, откликаются на мужской голос и даже позволяют дотрагиваться до себя. Что обычно не разрешают почти никому.

Варечка прожила с семьей Марины 11 лет, а потом ее загрызла лиса. Так вышло, что через несколько месяцев погиб и ее избранник. У него что-то случилось с сердцем.

— Мне было трудно это пережить, — вспоминает Марина. — Она была как ребенок, как член семьи. Я всегда мечтала о реабилитационном центре для аистов, лет пятнадцать, но не знала, как это сделать. Научные работники живут очень скромно, на свои деньги реализовать эту мечту было совершенно невозможно. Я ходила и вздыхала: «Боже мой, как бы было хорошо, вот если бы у меня были деньги, то не надо мне золота, бриллиантов, дорогих машин, квартир, путешествий. Я бы сделала реабилитационный центр для аистов». А когда Варечка погибла, стало понятно, что время пришло.

В 2018 году Марина стала собирать деньги на центр с помощью фандрайзинговой площадки Planeta. К тому времени она уже переехала в Псковскую область и работала научным сотрудником в природном заказнике Ремдовский. Марина создала группы в инстаграме, «ВКонтакте». Но сборы были очень маленькие.

— Я не пиарщик совершенно, у меня нет опыта в этом, — смеется женщина. — Нужно было все время писать, публиковать видео, тексты, фотографии. И тогда моя помощница взяла отпуск на работе и занялась этим, на своих плечах все вывезла. Сборы начали расти. На первые 340 тысяч мы построили теплые вольеры для аистов.

Очень непросто было найти ветеринаров, которые бы умели лечить диких птиц.

Сначала центру помогала Гдовская станция по борьбе с болезнями животных. Но у них не было рентгена, УЗИ, наркоза, там не делали сложные операции — когда нужно собрать кости крыла или ноги.

Марина нашла ветеринара в частной клинике. И это, конечно, дорого. За два летних месяца, июнь и июль, на операции ушло около ста тысяч рублей. А еще лекарства, уколы, питание.

Учись упертости

Глафира щелкает клювом, за ней повторяет ее суженый Семен. Глафира совсем ручная. Любой человек может подойти, взять ее под мышку и понести. Такую птицу нельзя отпускать, она погибнет.

— Чтобы сберечь ее, в прошлом году я ей просто вынуждена была подрезать перышки на крыльях, — объясняет Марина. — Чтобы она не улетела, гуляла здесь у нас по территории. Но из-за того, что она ручная, приставала ко всем мужчинам, которые оказывались во дворе. Подходила, щелкала клювом, приносила веточки, заглядывала в глаза и спрашивала: «Как тебе? Будешь моим партнером? Будешь моим женихом? Давай вместе строить гнездо!»

— Но в этом году Глафира одумалась, — продолжает Марина. — Она провела зиму с аистами, привыкла и весной начала оказывать знаки внимания аисту Семену. У Семена был сломан клюв, он перенес две операции. Но сейчас исполняет брачную песню вместе с Глафирой.

Аистята умеют пищать, кричать, требовать пищу. Взрослые аисты теряют голос.

Могут только щелкать клювом, когда придет пора для песни любви.

— Аисты немые страдальцы, — говорит Марина. — Возьми в руки сороку — она начнет кричать, возмущаться. А аист не может выразить то, что чувствует, звуком. Но они испытывают эмоции точно такие же, как люди — им больно, они все боятся умирать. И это я совершенно четко понимаю. Вообще аисты, да и в целом птицы во многом похожи на людей. У них очень сложная семейная жизнь, очень сложные взаимоотношения. Они так же переживают потерю партнера.

А еще аисты очень упрямые. Если они выбрали место для гнезда, будут его там строить несмотря ни на что. И выгнать их оттуда можно, только если разрушить это место или убить аистов. Электрики зачастую выбрасывают гнезда, которые аисты строят рядом с линиями электропередач.

— У нас была история в Смоленской области, — рассказывает Марина. — Аисты начали строить гнездо там, где было нагромождение проводов. Я попросила начальника РЭС: «Пожалуйста, я вижу, что аисты строят гнездо в таком опасном месте, уберите его оттуда». Они приехали, разрушили гнездо. Аисты прилетели, посидели, глубокомысленно посмотрели и начали заново носить ветки на то же самое место. И тогда начальник РЭС проникся уважением к этим птицам, к их упорству. И сам поставил на этом же столбе платформу, которая поднимает гнездо над проводами.

Именно так делают в Западной Европе. Аисты там тоже гнездятся на опорах электропередач.

— У нас же не положено по ГОСТу, и все. Никаких лишних предметов на столбах, — расстраивается Марина.

В России большое количество государственных природоохранных организаций. Но ни одна не будет спасать дикую птицу, которая получила травму.

— Мне тут МЧС устроили, — жалуется Марина. — Они где-то разместили мой телефон. И мне просто не переставая звонили по поводу всех раненых птиц в области. Ну что я могу сделать? Я существую на пожертвования. Как я всем помогу? Я бы рада была, если бы кто-то взял с нас пример и тоже начал помогать аистам. Я готова научить, рассказать. Я просто не могу спасти их всех.

Пора в путь

На зиму с Мариной остаются около сорока аистов. Они живут в специальном зимнем отапливаемом домике. Он находится в другой деревне, в нескольких километрах от Низовицев. Обогревается домик с помощью электричества. Свет в деревне часто отключают. Марина все время переживала, что аисты замерзнут. Но в этом году электрогенератор купила команда эколого-просветительского проекта «Бумажный Бум».

В деревню, где находится теплый домик, очень плохая дорога, зимой ее не чистят.

На машине проехать невозможно. Еду своим аистам Марина возит на санках.

В этой же деревне Марина обустроила небольшой домик для волонтеров.

— Одна я не справляюсь, — объясняет женщина. — Надеюсь, летом будут волонтеры. Тут хорошо — речка, лес. Можно купаться, собирать ягоды, грибы и ухаживать за аистами.

В деревне Низовицы к Марине относятся по-разному. Некоторые говорят: «Она нам сказку подарила, аисты летают. Это так красиво». Но есть и те, кто ее очень не любят. Даже стреляли в ее кота.

— Это деревенские, они лишнюю кошку, собаку не заведут — потому что их надо кормить, — улыбается Марина. — А тут какие-то бесполезные птицы. Я же не имею с них ни мяса, ни яиц, ни молока. Есть люди, которые считают, что я мошенница, потому что собираю деньги. Люди есть люди. Однажды аист погиб на линии электропередач — отключило свет. И дяденька кричал: «Да она достала со своими аистами». А лично мне он сказал: «Да нормально все, очень красивые птицы». Кто-то в комментариях писал: «Эти аисты все вытоптали и загадили». Это неправда — аисты не могут вытоптать огороды, они аккуратно ходят. В людях живет злость. Что поделать.

Аисты улетают не сразу. Они сначала тренируются. Отлетают от гнезда все дальше, кружат над ним.

— Я прихожу вечером, смотрю на них, — говорит Марина. — У меня такое ощущение, знаете, наверное, как мать провожала своих сыновей во время Великой Отечественной войны… Я понимаю, что большая часть из них не вернется. Это достаточно тяжело.

Аисты летят в Африку, за девять тысяч километров. В Судане и Ливане на них ведется охота. Там расстреливать летящие стаи и фотографироваться с трофеями — модно. Поэтому только 30-40% птиц доживают до второго года жизни.

— Когда аисты, выращенные тобой, поднимаются на крыло, они свободны, видят оттуда, с неба, землю, лес — это очень трогательно, до слез, — говорит Марина.

Когда аисты летят, они почти не взмахивают крыльями — они плывут по небу. Ловят теплый поток, ложатся на него.

Их долгое путешествие к другому, горячему континенту начинается.

Источник

Оцените статью