- Ушинский «Проказы старухи зимы» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
- Краткое содержание для читательского дневника
- Главные герои
- Главная мысль
- Чему учит
- Отзыв
- Энциклопедия сказочных героев
- пятница, 27 июля 2018 г.
- Ушинский К. «Проказы старухи зимы»
- Мадам Жизнь
- Познавательно-развлекательный проект
- Отзыв о сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»
- Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»?
- Ушинский «Проказы старухи зимы» как сделать анализ сказки?
- Конспект урока чтения на тему: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (3 класс)
Ушинский «Проказы старухи зимы» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Константин Дмитриевич Ушинский
Краткое содержание для читательского дневника
- Зима разозлилась на все живое и стала проказничать.
- Кому холодом повеет, кого снегом запорошит, кого-то ледяной корой накроет.
- Но не вышло ничего птицы в теплые края улетели, звери в берлоги спрятались, а рыбы на дно ушли.
- Разозлилась зима и на людей ополчилась, стала на них морозы насылать.
- Люди не испугались, в тулупы оделись и печки затопили.
- Расстроилась зима и заплакала горькими слезами.
Читайте по теме:
Главные герои
Зима – старуха со скверным характером, которая из-за злости хочет все живое на свете сгубить.
Главная мысль
С любой даже самой страшной бедой можно справиться, если действовать по уму и доверять смекалке. Решение проблемы обязательно найдется, поэтому расстраиваться и отпускать руки нельзя.
Чему учит
Сказка учит тому, что необходимо готовиться к проблеме, а не пускать ее на самотек. Если бы звери, рыбы и птицы не спрятались или не улетели в теплые края, то зима бы победила. Также и с людьми их готовность к любым сюрпризам зимы спасла их от холода.
Отзыв
Мне очень понравилась сказка Ушинского, она с помощью интересных героев развивает образное мышление, заставляет задуматься. Больше всего мне понравились образы мальчишек, которые весело играли и совсем не боялись зимы.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Источник
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
пятница, 27 июля 2018 г.
Ушинский К. «Проказы старухи зимы»
Ушинский К. сказка «Проказы старухи зимы»
Жанр: литературная сказка о природе
Главные герои сказки «Проказы старухи зимы» и их характеристика
- Старуха Зима. Злая, суровая, морозная. Всякая жизнь, всякое дыхание ей противно.
План пересказа сказки «Проказы старухи зимы»
- Старуха Зима сердится
- Улетели птицы
- Звери не боятся мороза
- Рыба подо льдом
- Печь и блины
- Возы и дрова
- Детвора
- Слезы зимы
Кратчайшее содержание сказки «Проказы старухи зимы» для читательского дневника в 6 предложений
- Рассердилась на всех старуха Зима
- Хотела птиц заморозить, те в теплые края улетели
- Хотела зверей заморозить, те в норах да теплых шубах не мерзнут
- Хотела рыбу заморозить, та подо льдом живет
- Хотела людей заморозить, люди печи топят, тепло одеваются, веселятся
- Заплакала Зима, значит и Весна близко
Главная мысль сказки «Проказы старухи зимы»
Не страшны морозы тем, кто их не боится.
Чему учит сказка «Проказы старухи зимы»
Эта сказка учит не боятся морозов, а лучше тепло одеваться и больше двигаться на морозе. Следить за тем, чтобы не отморозить уши и нос, во время уходить в теплое помещение. Учит тому, что следом за зимой обязательно придет весна.
Отзыв на сказку «Проказы старухи зимы»
Сказка мне понравилась, хотя ее героиня Зима скорее отрицательный персонаж, который слишком много злился. Но злилась она от бессилия, ведь на самом деле никто ее все равно не боялся, а только радовались все морозам.
Пословицы к сказке «Проказы старухи зимы»
Не пугай зима, весна придет.
Зима без мороза не бывает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Мороз лучше бани подрумянит.
Береги нос в большой мороз.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Проказы старухи зимы»
Старуха Зима захотела сжить всякую жизнь и первым делом за птиц принялась.
Сдула ветром все листья с деревьев, некуда стало птицам деваться. Но собрались птицы в стаи, да и полетели в далекие и теплые края. Только воробей остался. Но тот под крышу спрятался.
Поняла Зима, что птиц ей не догнать и за зверье принялась. Снегом все засыпала, морозы по елкам пустила. А звери не боятся морозов. У кого шкура теплая, кто в норах да в дуплах прячется, медведь в берлоге лапу сосет, коровы в теплом овине сено жуют.
Осерчала Зима, за рыбу взялась. Заковала реки и озера льдом. А лед чем толще, тем рыбам лучше. Она и подо льдом прекрасно себя чувствует.
Накинулась тогда Зима на людей. Дороги замела, окна узорами разрисовала, бревна трещат, лопаются.
А люди печи затопили, блины едят, да чаем с вареньем запивают. А надо в лес за дровами поехать, так тулуп оденут, топором намахаются, только пар стоит.
И возы по снегу потянулись, возчики только радуются морозу. С ноги на ногу перетоптываются.
Даже дети не боятся мороза. Снеговиков лепят, да горки заливают. А если у кого нос или ухо белым станет, натрет снегом и веселиться дальше.
Расстроилась Зима — ничего она сделать не может. Заплакала слезами с крыши. А значит и весна близко.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Проказы старухи зимы»
Источник
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»
Главная героиня сказки Ушинского «Проказы старухи зимы» однажды разозлилась и решила сжить со свету все живое. Начать зима решила с птиц, которые ей надоели постоянным шумом.
Зима нагнала холоду, подула ветрами и сорвала листья с деревьев. Птицам стало неуютно, но они нашли выход – собрались в стаи и улетели в теплые края. Поняла зима, что птицы от нее сбежали, и накинулась на зверей. Она завалила снегом леса, и стала насылать на зверей сильные морозы.
Но звери нашли способ справиться с бедой. Кто-то из них был обладателем теплых шубок, другие забились в глубокие норы. Медведи легли спать в берлогах, а зайцы прыгали, чтобы согреться. Стала тогда зима до рыб добираться. Она заморозила реки и озера, но рыба вся ушла в глубину и морозы ей были нипочем.
Рассердилась зима и решила людей заморозить. Напустила она лютый холод на их дома, так, что от морозов окна узорами украсились. А люди печки затопили и сидят в тепле, блины пекут, да над зимой смеются. А если кому по делам ехать надо, так для этого у людей есть теплая одежда, через которую никакой холод не проберется.
Особенно обидно было зиме, что ее дети не боятся. Им зима в радость, катаются на санках, лепят снеговиков, играют в снежки. Поняла зима, что ничего она добиться не может, и заплакала от злости. От ее слез закапала капель, предвестник скорой весны.
Таково краткое содержание сказки
Главная мысль сказки Ушинского «Проказы старухи зимы» заключается в том, что с любой бедой можно справиться, если действовать вдумчиво, искать решение проблемы. Зима пыталась погубить птиц, но они улетели от нее в теплые края. Звери обзавелись теплыми шубами или спрятались от зимы в берлогах, а рыба ушла на глубину. Люди победили зиму с помощью жарких печей и теплой одежды.
Сказка учит заранее готовиться к возможным проблемам, чтобы они не никого не застали врасплох. Чтобы не погибнуть от зимних холодов, люди должны построить теплые дома, запастись топливом для печей и пропитанием для себя и домашних животных. Тогда никакая зима им будет не страшна.
В сказке мне понравились дети, которые совсем не боялись зимы, а использовали это суровое время года для веселых игр и забав.
Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»?
Заковал мороз реки, да не навеки.
Не пугай, зима, весна придёт.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Ушинский «Проказы старухи зимы» как сделать анализ сказки?
Ушинский «Проказы старухи зимы» анализ
Как проанализировать сказку Ушинского «Проказы старухи зимы»?
С сказке Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы» главные герои:
- Зима. Она же старуха. Злая-презлая, она решила всех со света сжить, заморозить и метелями напугать. Только не вышло у нее ничего.
- Птицы. На них старуха первых набросилась. Но многие посовещались и отправились в теплые края, зиму пережидать.
- Звери. В сказке упоминаются заяц, медведь, белка и домашние — лошади, коровы, овечки. Им зима тоже не страшна.
- Рыбы. Они просто пережидали зиму на глубине, ведь река до дна никогда не промерзает.
- Люди, что грелись при помощи печек да за дровами ездили. Кроме взрослых еще ребятишки упоминаются, что веселились: катались на санках да крепости строили.
- Помощники зимы — морозы, что потрескивали да постукивали.
Никто старуху-зиму не испугался, все к морозам приноровились да так ее и переждали. Уж капель началась.
Название произведения Константин Ушинский явно придумывал, что бы не испугать читателя заранее. Старуха-зима по тексту отнюдь не проказница, а истинная злодейка — хочет уничтожить все живое.
Однако, ей это не удается — у каждого вида имеются свои хитрости. Автор демонстрирует читателям стойкость всех форм жизни перед стихийными бедствиями, изображая зиму не сезоном, а катаклизмом. Сказка учит быть внимательнее к окружающей среде, замечать отработанные тысячелетиями навыки живых существ, понимать, что не только человек адаптировался к нестабильности окружающей среды, первыми это сделали птицы, звери и рыбы. Главная мысль произведения — эволюция выработала у живых существ комплекс инстинктов, а опыт — навыков, которые позволяют без труда преодолевать неблагоприятные погодные явления.
Автором произведения «Проказы старухи зимы» является Константин Ушинский. Данное произведение является сказкой, если быть точным, авторской сказкой.
Злобная старуха-зима злится и хочет заморозить все живое на земле. Но как бы она ни старалась, все напрасно.
Птицы, которые боятся холода, улетают в теплые края.
Звери тоже у суровой и морозной зиме приспособлены, кто теплым мехом, кто в норке укрывается, кто в спячку впадает.
Рыбы в водоемах подо льдом тоже зимушку не боятся, им на глубине не холодно.
И людей у зимы заморозить не получается, они у печки греются, чай с блинами пьют, да трудятся в поте лица, не холодно им.
И домашним животным мороз и вьюга не страшны, они в укрытии, не замёрзнут.
Словом, ничего у зимы не выходит. От бессильной злобы начинает она плакать. А на улице оттепель начинается.
Вот уже и до весны недалеко.
Мне сказка очень понравилась. Хорошо, что у зимы никому не получилось причинить вред.
Особенно мне понравилось объяснение, откуда и как появляется оттепель.
У Ушинского старуха-зима
Всё это описание показывает основные приметы зимы.
Кроме этого можно отнести к зимним приметам и зимнюю спячку, в которую впал медведь, смену шубок у диких животных, когда они свои летние, сменили на тёплые, способные спасти их от мороза, снега и сильного ледяного ветра.
А ещё, зимней приметой может служить то, что звери начинают пользоваться своими припасами, которые они готовили как раз к зиме. Например, как белочка, которая в своём дупле может покормится запасёнными орешками.
Люди тоже сменили свою одежду через которую не проберётся мороз —
И ещё есть в этой сказке одна очень заметная зимняя примета — всё озёра, речки — покрылись крепким льдом.
Эта небольшая сказка, посвящена проказам зимы. В ней подробно описываются действия зимы, которая хочет напугать все живое — птиц, животных, рыб, даже людей. Хотя это сказка, казалось бы вымысел, но на самом деле в ней описываются настоящие природные явления, которые можно наблюдать в России зимой.
Например, описывается перелет многих птиц в теплые края. Большинство птиц улетает потому, что под снегом им никак не найти корма, да и насекомые зимой не летают.Вот птицы и улетают на юг, чтобы потом вернуться весной назад.
Далее в сказке рассказывается о том, что и звери лесные не испугались зимы. У них свои приемы есть есть,как защититься от холодов и глубокого снега. У одних зверей теплый мех, другие в норах сидят, медведь в берлоге спит, белка сделала запасы на зиму, а все домашние животные в теплых хлевах живут у человека.
Не удается зиме добраться и до рыб, хотя она и сковала льдом все реки и озера,да только рыбы на дно рек в ямы спрятались и не бояться зимы. И уж, конечно, не испугались зимы люди, у них теплые дома с печками, а детишки весело катаются с горок.
Так что прочитав эту сказку, можно узнать много нового о лесных и водных обитателях, о том, как они приспособились к зиме с ее морозами да снегами.
Источник
Конспект урока чтения на тему: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (3 класс)
Конспект урока чтения в 3 классе
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (сказка)
Учить анализировать прочитанное на основе знакомства со сказкой К. Ушинского «Проказы старухи зимы».
Развивать зрительное и слуховое внимание через анализ текста посредством вопросов
Воспитывать умение слушать друг друга
Оборудование : карточки со стихотворениями, картинки «Птицы зимой», «Звери зимой», «Люди зимой».
Учащиеся должны уметь:
а) осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над
ним под руководством учителя;
б) трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
в) отвечать на вопросы по прочитанному;
г) высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
д) пересказывать содержание прочитанного;
е) устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
— Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, тихонечко садитесь, начнем урок.
II . Речевая зарядка
— У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем стихотворение, чтобы в дальнейшем правильно читать слова.
Я у бабушки в саду
Я у бабушки в саду
Много вкусного найду:
Ежевику и малину
Тают ягоды во рту.
Вот крыжовника кусты,
Но они не так просты.
— Прочитайте это стихотворение про себя.
— Альбина, прочитай это стихотворение.
— А теперь читаем хором.
— Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о том, что у бабушки много ягод в саду)
— Скажите, а почему у крыжовника кусты не так просты? (потому что они колючие, у них есть иголки)
— А у вас есть сад или огород? Что там растет? А ягоды там есть? Какие?
— Прочитаем еще раз это стихотворение хором.
— Миша, прочитай это стихотворение выразительно. Молодец, Миша, ты прочитал целыми словами, выразительно. Мне понравилось. (спрашиваю еще 3 ребят)
III . Проверка домашнего задания
— Ребята, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Река стала»)
— Кто автор? (Д. Мамин-Сибиряк)
— Откройте учебники на странице 129. Найдите в тексте и зачитайте, почему мальчики оказались в воде? (…кто-то упал, на него упал другой и лед не выдержал нашей тяжести, он треснул…)
— Найдите в тексте и зачитайте, как мальчики пытались выбраться на лед?
— С помощью каких средств удалось спасти мальчиков? ( веревки и доски)
— Расскажите, как удалось спасти мальчиков?
— А вы знаете о правилах поведения на льду? Расскажите о них?
— Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы поработали дома! (выставление отметок)
IV . Подготовительная работа
— Скажите, какое сейчас время года? (зима)
— Подойдите к окну, посмотрите, что вы видите за окном?
— А теперь посмотрите на доску и расскажите, что происходит зимой с природой? (вывешивается картинка)
— Расскажите, а чем занимаются люди зимой? (вывешивается картинка)
— А что происходит с птицами? (рассказ по картинке)
— С животными? (рассказ по картинке)
— Таким образом, зимой и люди, и птицы, и животные ведут особый образ жизни.
— Сегодня мы с вами прочитаем сказку К. Ушинского «Проказы старухи зимы». Будем учиться читать правильно, целыми словами и учиться пересказывать по плану. Обратите внимание, как автор подробно изображает действия старухи-зимы и поведение живой природы.
V . Первичное восприятие текста
— Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой.
— Я буду читать, вы внимательно слушайте. Вам нужно ответить на вопрос, кого хотела заморозить зима? (чтение сказки)
— Так кого же хотела заморозить зима?
VI . Повторное чтение учащимися и анализ содержания
А) чтение трудных слов
— Когда будете читать сказку, вам встретятся трудные слова, давайте разберем их. (на доску вывешиваются карточки со словами)
Запорошила снегом (занесла снегом)
Оконница (часть окна)
Хлев (помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
— Ребята, прочитайте это словосочетание про себя.
— Аня, прочитай словосочетание.
— А теперь читаем хором
— Как вы понимаете, запорошила снегом? Запорошила – занесла снегом.
— Прочитайте следующее слово.
— Толя, прочитай слово.
— Кто знает, что такое оконница? (оконница – часть окна) Посмотрите на окно, вот это оконница. (показываю на окне)
— Прочитайте третье слово про себя.
— Рома, прочитай слово.
— Теперь читаем хором.
— Ребята, как вы понимаете слово подсобить? (подсобить – помочь)
— Читаем последнее слово про себя.
— Саша, прочитай слово.
— Кто знает, что такое хлев? (Хлев – помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
— Итак, мы с вами разобрали трудные слова.
Б) чтение про себя
— Теперь мы готовы читать эту сказку.
— Откройте учебники на странице 130. Все открыли?
— Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. При чтении обращайте внимание на трудные слова, которые мы разобрали. Если вам встретятся еще какие-нибудь трудные слова, подчеркните их простым карандашом. При чтении обращайте внимание на знаки препинания и думайте, с какой интонацией нужно читать эти строчки.
— Начинайте читать вполголоса.
— А сейчас отдохнем.
Руки вверх поднимем – раз,
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз.
Повторяем, не ленись.
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так ничуть не торопясь,
Повторяем 8 раз.
В) чтение текста по частям и анализ
— Сейчас будем читать вслух, по частям.
I часть – Начинает читать Ваня. Остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (текст разделен на 5 подчастей) Продолжает читать Миша. Остановились.
— Скажите, как зима решила расправиться с птицами? (подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам)
— Что сделали птицы? (собрались стайками и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны)
— II часть – Следующую часть читает Толя. Остальные внимательно слушают. Продолжает Аня.
— Скажите, как звери спасаются зимой от мороза? (одни шубы теплые надели, другие в теплые норы запрятались)
— А как медведь спасается? (медведь лапу сосет в берлоге) А как белка? (белка орешки грызет) А домашние животные: коровы, лошади? (лошади и коровы в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют)
III часть – продолжает читать Альбина. Спасибо, Альбина.
— Скажите, что сделала зима с реками и озерами? (замерзли реки и озера)
— Куда спрятались рыбы? (рыба вся вглубь ушла)
IV часть – Дальше читает Рома.
— Расскажите, как люди приготовились к зиме? (люди затопили печки, пекут блины горячие, да над зимой посмеиваются)
— V часть – читает Саша А. Продолжает читать Саша С.. Остановились.
— Почему не боятся зимы дети? (они катаются на коньках, на салазках, в снежки играют, баб лепят)
— Почему зиме стало обидно? Ответ найдите в тексте. (видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости)
Г) чтение текста целиком
— Сейчас будем полностью читать этот текст, целыми словами, выразительно.
— Ваня читает, остальные внимательно следят.
— Молодец, ты прочитал хорошо, соблюдал все знаки препинания.
— Дальше читает Валя. Молодец, Рома. Мне понравилось, как ты прочитал, но тебе нужно потренироваться над выразительностью.
— Следующий читает Ирина.
— Молодец. Очень хорошо прочитал. Выразительно, красиво.
— Сейчас давайте разделим сказку на части и озаглавим эти части.
— Скажите, кого первым зима решила заморозить? (птиц) Как можно озаглавить эту часть? Что в этой части главное? (Зима, решила заморозить птиц, птицы и зима)
— Итак, первую часть мы озаглавили: Зима и птицы (записываю на доске)
— Кого следующим решила заморозить зима? (зверей) Кто догадался, как озаглавим эту часть? (Зима и звери, записываю на доске)
— Кого еще пыталась заморозить зима? Как озаглавим? (зима и рыбы)
— Кого решила заморозить зима после рыб? (людей) Как можно озаглавить эту часть? (Зима и взрослые люди)
— И последними она решила заморозить …? (детей)) Как озаглавим? (Зима и дети)
— Итак, мы с вами разделили сказку на части и озаглавили эти части.
— Кто перескажет сказку вот по этому плану? Паша, выходи.
— Молодец, Сережа. Ты очень хорошо пересказал сказку.
VII . Домашнее задание
— Дома вам нужно будет подготовить пересказ сказки вот по этому плану. (выдаются карточки с планом)
Дифференцированный подход: Саша А. и Саша С. выдаются карточки с опорными словами.
— Скажите, как называется сказка, которую мы прочитали?
— Кто автор сказки?
— Какой отрывок вам понравился больше всего? Чем?
— Вас убедил автор, что зима – настоящая волшебница.
— Урок окончен. Всем спасибо за урок.
Источник