- Энциклопедия сказочных героев
- пятница, 27 июля 2018 г.
- Ушинский К. «Проказы старухи зимы»
- Ушинский «Проказы старухи зимы» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
- Краткое содержание для читательского дневника
- Главные герои
- Главная мысль
- Чему учит
- Отзыв
- Творческий пересказ сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»
- Презентации к уроку
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
пятница, 27 июля 2018 г.
Ушинский К. «Проказы старухи зимы»
Ушинский К. сказка «Проказы старухи зимы»
Жанр: литературная сказка о природе
Главные герои сказки «Проказы старухи зимы» и их характеристика
- Старуха Зима. Злая, суровая, морозная. Всякая жизнь, всякое дыхание ей противно.
План пересказа сказки «Проказы старухи зимы»
- Старуха Зима сердится
- Улетели птицы
- Звери не боятся мороза
- Рыба подо льдом
- Печь и блины
- Возы и дрова
- Детвора
- Слезы зимы
Кратчайшее содержание сказки «Проказы старухи зимы» для читательского дневника в 6 предложений
- Рассердилась на всех старуха Зима
- Хотела птиц заморозить, те в теплые края улетели
- Хотела зверей заморозить, те в норах да теплых шубах не мерзнут
- Хотела рыбу заморозить, та подо льдом живет
- Хотела людей заморозить, люди печи топят, тепло одеваются, веселятся
- Заплакала Зима, значит и Весна близко
Главная мысль сказки «Проказы старухи зимы»
Не страшны морозы тем, кто их не боится.
Чему учит сказка «Проказы старухи зимы»
Эта сказка учит не боятся морозов, а лучше тепло одеваться и больше двигаться на морозе. Следить за тем, чтобы не отморозить уши и нос, во время уходить в теплое помещение. Учит тому, что следом за зимой обязательно придет весна.
Отзыв на сказку «Проказы старухи зимы»
Сказка мне понравилась, хотя ее героиня Зима скорее отрицательный персонаж, который слишком много злился. Но злилась она от бессилия, ведь на самом деле никто ее все равно не боялся, а только радовались все морозам.
Пословицы к сказке «Проказы старухи зимы»
Не пугай зима, весна придет.
Зима без мороза не бывает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Мороз лучше бани подрумянит.
Береги нос в большой мороз.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Проказы старухи зимы»
Старуха Зима захотела сжить всякую жизнь и первым делом за птиц принялась.
Сдула ветром все листья с деревьев, некуда стало птицам деваться. Но собрались птицы в стаи, да и полетели в далекие и теплые края. Только воробей остался. Но тот под крышу спрятался.
Поняла Зима, что птиц ей не догнать и за зверье принялась. Снегом все засыпала, морозы по елкам пустила. А звери не боятся морозов. У кого шкура теплая, кто в норах да в дуплах прячется, медведь в берлоге лапу сосет, коровы в теплом овине сено жуют.
Осерчала Зима, за рыбу взялась. Заковала реки и озера льдом. А лед чем толще, тем рыбам лучше. Она и подо льдом прекрасно себя чувствует.
Накинулась тогда Зима на людей. Дороги замела, окна узорами разрисовала, бревна трещат, лопаются.
А люди печи затопили, блины едят, да чаем с вареньем запивают. А надо в лес за дровами поехать, так тулуп оденут, топором намахаются, только пар стоит.
И возы по снегу потянулись, возчики только радуются морозу. С ноги на ногу перетоптываются.
Даже дети не боятся мороза. Снеговиков лепят, да горки заливают. А если у кого нос или ухо белым станет, натрет снегом и веселиться дальше.
Расстроилась Зима — ничего она сделать не может. Заплакала слезами с крыши. А значит и весна близко.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Проказы старухи зимы»
Источник
Ушинский «Проказы старухи зимы» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Константин Дмитриевич Ушинский
Краткое содержание для читательского дневника
- Зима разозлилась на все живое и стала проказничать.
- Кому холодом повеет, кого снегом запорошит, кого-то ледяной корой накроет.
- Но не вышло ничего птицы в теплые края улетели, звери в берлоги спрятались, а рыбы на дно ушли.
- Разозлилась зима и на людей ополчилась, стала на них морозы насылать.
- Люди не испугались, в тулупы оделись и печки затопили.
- Расстроилась зима и заплакала горькими слезами.
Читайте по теме:
Главные герои
Зима – старуха со скверным характером, которая из-за злости хочет все живое на свете сгубить.
Главная мысль
С любой даже самой страшной бедой можно справиться, если действовать по уму и доверять смекалке. Решение проблемы обязательно найдется, поэтому расстраиваться и отпускать руки нельзя.
Чему учит
Сказка учит тому, что необходимо готовиться к проблеме, а не пускать ее на самотек. Если бы звери, рыбы и птицы не спрятались или не улетели в теплые края, то зима бы победила. Также и с людьми их готовность к любым сюрпризам зимы спасла их от холода.
Отзыв
Мне очень понравилась сказка Ушинского, она с помощью интересных героев развивает образное мышление, заставляет задуматься. Больше всего мне понравились образы мальчишек, которые весело играли и совсем не боялись зимы.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Источник
Творческий пересказ сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»
Презентации к уроку
Коррекционно-образовательные цели:
- Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
- Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
- Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
- Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции
Воспитательные цели:
Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
- Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARD R , картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.
Ход урока
I Организация класса
— У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)
— Сядьте на места.
II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”
— Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.
(Ранит, слушай внимательно.
Игорь, говори хорошо.)
III Сообщение темы и целей урока.
— Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.
- Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. - Мы — проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим. - Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. - Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARD R фломастером.
— О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)
— Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.
IV Подготовительная работа.
1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)
— Вспомните, что вы знаете о зиме.
Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.
-Дует холодный ветер.
-Кругом большие сугробы.
-Погода холодная, морозная.
-На окнах морозные узоры.
-На деревьях шапки снега.
— На крышах сосульки.
— Вы знаете много примет зимы, молодцы.
2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)
— Скажите, а какая погода может быть зимой?
Если на улице идет снег, то погода снежная.
— Найди одинаковые слова:
- Мороз
- Снег
- Ветер
- Холод
- Стужа
Погода холодная, ветреная.
(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):
- Мороз – морозная
- Ветер – ветреная
- Стужа-студеная
- Холод- холодная.
— Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.
3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.
— Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:
— Зима пришла, полетели белые мухи.
— Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.
— Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.
— Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?
— Повесила голову старуха – зима и опечалилась.
V Изучение нового.
1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.
— О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)
— Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)
-Почему автор назвал зиму СТАРУХА — ЗИМА? (Потому что она злая.)
Игра “Что наделала зима?” — изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)
— пошла на зверей
2. Самостоятельное знакомство со сказкой.
— Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)
Словарь для обучающихся на доске.
— Что сделала старуха зима? (Разозлилась . )
— Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)
— До кого добралась сначала? (Стала. добираться.)
— Почему она не смогла заморозить птиц? (. стали . и полетели в . Остался . )
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. Презентация 2.
— Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)
— Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)
— Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)
— Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)
Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)
— Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)
— Что делает белка? (Белка грызет орехи.)
— Что делает медведь?
— Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)
орешки белка в дупле грызёт
берлога Медведь сосет лапу в
прыгаючи Заинька греется
— Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)
— О каких домашних животных говорит автор? (- О лошадке, овечке, корове.)
— Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась. Запорошила.
Завалила. Посылает. Не испугались. )
— Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).
— Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)
— Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)
— Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится.
. Добираться Замерзли. . вглубь ушла)
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.
— Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.
Аудиозапись и показ слайдов.
— О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)
— Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)
— А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)
— Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)
— У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).
Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)
— А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)
3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).
— У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.
Разозлилась старуха – зима.
Разозлилась старуха — зима на птиц.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.
(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)
1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.
— Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)
— Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)
— Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)
— Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)
— Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках,, лепят снежную бабу, играют в снежки.)
— Почему зима заплакала? (От злости.)
— Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)
2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.
— Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)
— Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”
(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)
Зима пришла с морозами и всё . (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)
Метель мела и все тропинки . (ЗАМЕЛА)
Река покрылась льдом и вся . (ЗАЛЕДЕНЕЛА)
Зима позвала вьюгу и всё . (ЗАВЬЮЖИЛА)
Снежная пороша дорожки все . (ЗАПОРОШИЛА)
3. Самостоятельный творческий пересказ.
— А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)
— Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?
VII Итог. Рефлексия
— Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)
— Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.
Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)
Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.
Источник