- Анализ стихоторения Апухтина Зима
- Картинка к стихотворению Зима
- Популярные темы анализов
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Алексей Николаевич Апухтин. «Зимой»
- Стихотворение и анализ «Зимой»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
- Анализ стихотворения Апухтина Зима
- А.Н.Апухтин (1841 – 1893)
- База стихотворений
- Темы стихов
- Авторы стихов
- Наша группа
- Список авторов стихов по алфавиту:
- Апухтин Алексей Николаевич
- Стихи Апухтина (105)
- Обсуждение стихотворений Апухтина
- Жемчужины души. Вдумчивый поэт. А. Апухтин
- Нужен анализ стихотворения Апухтина «Просёлок». Заранее спасибо.
- Слушать стихотворение Апухтина Зима
Анализ стихоторения Апухтина Зима
Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
Стихотворение «Зимой» воспринимается двояко. С одной стороны, первая часть произведения раскрывает автора как человека чуткого к любым изменениям в природе, способного в каждом повседневном явлении окружающего мира видеть прекрасное, уметь радоваться этому. Положительные эмоции легко передаются читателю, когда представляешь, как «чистый воздух пахнул в лицо», снег мягко опускается на мостовую.
С другой, чувствуется драматизм развития размышлений писателя, связанный с воспоминанием из прошлого: «И грустно мне!». Монолог отягощен пессимистическим настроением, несмотря на любовь к родному краю, способность замечать прекрасное. А. Н. Апухтин, описывая торжественный, морозный зимний вечер, где люди спешат по улицам, погружается в мир прошлого, где другая обстановка. Там царит спокойствие: «звезды мирно шепчутся», «лес задумался». Читатель будто вместе с автором приближается медленно к окнам дома, где ждут «гостеприимные огни».
Использование контраста душевной радости от любви к природе и погружение в уныние раскрывает переживания поэта, связанные с сожалением об ушедших счастливых временах, о том, что не вернуть, что было никогда.
Таким образом, из стихотворения понятно, что чуткий любитель родного края имеет не простой внутренний мир, это ранимый человек. Он не редко обращается к воспоминаниям, которые приносят ему душевные терзания из-за нежелания осознать то, что не все повторяется. Поэтому основной мыслью произведения становится обращение к размышлениям о мимолетности счастливых мгновений, которые не вернуть обратно. Поэт философствует о смысле жизни, об отсутствии вечности.
Стихотворение Апухтина «Зимой» богато олицетворениями: «сумерки повисли», «снег ложится», «лес задумался», «звезды шепчутся». Они помогают создать образ наступившего времени года, близкого к реалистичному, со всеми его проявлениями. В этом помогли и созданные автором звуки: «трещит», «прогудит», необычная цветовая гамма, построенная на игре блеска: «серебристой», «огнистой», «светятся и блещут». Лексика А. Н. Апухтина знакома каждому, проста в восприятии, нет ничего замысловатого: «народ спешит», «отчизны край родной», «с землей». Сравнение помогает получить более полную характеристику падающего снега — «пылью серебристой».
Таким образом, это стихотворение является отражением души автора, выражением его личного внутреннего мира.
Картинка к стихотворению Зима
Популярные темы анализов
Стихотворение с грустным названием «Капли» принадлежит одному из известнейших русских поэтов «серебряного века» — Сергею Есенину.
Анна Ахматова стала знаменитой, прежде всего, благодаря любовной лирике, в которой отразился весь спектр эмоций женщины, страдающей от безответной любви или неудачных отношений. Исключением не стало и стихотворение «А ты думал,
Иван Алексеевич Бунин был известным русским писателем. Бунин неоднократно получал Пушкинскую премию, являлся Нобелевским лауреатом по литературе. В 1909 году был признан почётным академиком. Его жизнь была наполнена
С юного возраста Есенин был очень влюбчивым парнем. В 1914 году он написал первые строки о любви, они посвящались девушки из его класса. Для Есенина любовь была не только загадкой, но и чистым духовным созерцанием.
Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Алексей Николаевич Апухтин. «Зимой»
Алексей Николаевич Апухтин
Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый…
Уж сумерки повисли над землей,
Трещит мороз, и пылью серебристой
Ложится снег на гладкой мостовой.
Порой фонарь огнистой полосою
Мелькнет… Да звон на небе прогудит…
Неугомонною толпою
Народ по улицам спешит.
И грустно мне!
И мысль моя далеко,
И вижу я отчизны край родной:
Угрюмый лес задумался глубоко,
И звезды мирно шепчутся с землей,
Лучи луны на инее трепещут,
И мерзлый пар летает от земли,
А в окнах светятся и блещут
Гостеприимные огни.
Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
Стихотворение «Зимой» воспринимается двояко. С одной стороны, первая часть произведения раскрывает автора как человека чуткого к любым изменениям в природе, способного в каждом повседневном явлении окружающего мира видеть прекрасное, уметь радоваться этому. Положительные эмоции легко передаются читателю, когда представляешь, как «чистый воздух пахнул в лицо», снег мягко опускается на мостовую.
С другой, чувствуется драматизм развития размышлений писателя, связанный с воспоминанием из прошлого: «И грустно мне!». Монолог отягощен пессимистическим настроением, несмотря на любовь к родному краю, способность замечать прекрасное. А. Н. Апухтин, описывая торжественный, морозный зимний вечер, где люди спешат по улицам, погружается в мир прошлого, где другая обстановка. Там царит спокойствие: «звезды мирно шепчутся», «лес задумался». Читатель будто вместе с автором приближается медленно к окнам дома, где ждут «гостеприимные огни».
Использование контраста душевной радости от любви к природе и погружение в уныние раскрывает переживания поэта, связанные с сожалением об ушедших счастливых временах, о том, что не вернуть, что было никогда.
Таким образом, из стихотворения понятно, что чуткий любитель родного края имеет не простой внутренний мир, это ранимый человек. Он не редко обращается к воспоминаниям, которые приносят ему душевные терзания из-за нежелания осознать то, что не все повторяется. Поэтому основной мыслью произведения становится обращение к размышлениям о мимолетности счастливых мгновений, которые не вернуть обратно. Поэт философствует о смысле жизни, об отсутствии вечности.
Стихотворение Апухтина «Зимой» богато олицетворениями: «сумерки повисли», «снег ложится», «лес задумался», «звезды шепчутся». Они помогают создать образ наступившего времени года, близкого к реалистичному, со всеми его проявлениями. В этом помогли и созданные автором звуки: «трещит», «прогудит», необычная цветовая гамма, построенная на игре блеска: «серебристой», «огнистой», «светятся и блещут». Лексика А. Н. Апухтина знакома каждому, проста в восприятии, нет ничего замысловатого: «народ спешит», «отчизны край родной», «с землей». Сравнение помогает получить более полную характеристику падающего снега — «пылью серебристой».
Таким образом, это стихотворение является отражением души автора, выражением его личного внутреннего мира.
Источник
Стихотворение и анализ «Зимой»
Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый…
Уж сумерки повисли над землей,
Трещит мороз, и пылью серебристой
Ложится снег на гладкой мостовой.
Порой фонарь огнистой полосою
Мелькнет… Да звон на небе прогудит…
Народ по улицам спешит.
И мысль моя далеко,
И вижу я отчизны край родной:
Угрюмый лес задумался глубоко,
И звезды мирно шепчутся с землей,
Лучи луны на инее трепещут,
И мерзлый пар летает от земли,
А в окнах светятся и блещут
Краткое содержание
Духовное богатство Алексея Апухтина в полной мере проявилось в его поэтических произведениях. Они представляют собой размышления искреннего, высокочувствительного человека, по-особенному воспринимающего окружающий мир. К тому же, поэт очень любил родную природу, ее образ придавал ему вдохновение и навевал мысли о сущности человеческой жизни. Эта тема хорошо прослеживается в его стихотворении «Зимой», написанном в 1855 году.
Сюжет содержит в себе философский подтекст о мимолетности счастья, оставшегося в прошлом. Воспоминания о нем терзают душу лирического героя. Печальное настроение усугубляется тем, что он осознает невозможность повторения этих моментов.
Е. Дубицкий. Петербург. Февральский вечер. 2012
Очарование зимнего петербургского вечера вызывает у автора грусть. Даже шумная толпа не может избавить его от ощущения одиночества. Герой не разделяет ее праздного времяпрепровождения, о чем говорит резкий эпитет «неугомонная». Более того, ее шум лишь усиливает его меланхолию, ведь он стремится совсем к другому – к той тишине, в которой можно расслышать шепот звезд. Колокольный звон, возвещающий о вечерне, еще больше подчеркивает его отрешенность от этого мира. «Гостеприимные огни» выступают символом теплого, уютного дома, родного очага, о котором мечтает герой. Но окна, в которых они «светятся и блещут», находятся где-то очень далеко, в том же недосягаемом месте, что и его бывшее счастье.
Анализ
История создания
Стихотворение написано Апухтиным в годы учебы в Петербургском училище правоведения. На тот момент будущему поэту было всего четырнадцать лет, но создается ощущение, что писал его человек, давно вступивший в зрелую пору жизни. Апухтин горячо любил Петербург, этот гордый, холодный город, и произведение явилось средством для выражения этого чувства.
Персонажи и образы
Главный персонаж стихотворения – лирический герой. Это ранимый и одинокий человек, который страдает от невозможности вернуться в счастливое прошлое. Через этот образ автор передает весь накал собственных переживаний, которые озвучивает в монологе героя. Цель произведения – раскрытие своего душевного состояния, поэтому в сюжете отсутствуют другие персонажи. Выразить печальное настроение помогает образ зимнего пейзажа. В описании образов природы ощущается светлая грусть чувствительного, сентиментального человека.
Композиция
Стихотворение содержит две строфы, в первой из которых восемь, а во второй – девять стихов. Такая структура позволяет выделить в нем две смысловые части. В первой из них описывается зимний, морозный вечер, во второй – печальное настроение лирического героя. Связано оно с пониманием невозможности повернуть время вспять и испытать те же чувства, которые делали его счастливым.
Стихотворение «Зимой» относится к жанру философско-психологической лирики.
Средства художественной выразительности
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема произведения – размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности и невозвратности. Монолог лирического героя обращен к читателю, с которым Апухтин делится своими переживаниями. Философская составляющая представлена рассуждениями о смысле человеческого бытия и отсутствии вечности.
Источник
Анализ стихотворения Апухтина Зима
А.Н.Апухтин (1841 – 1893)
Анализ творчества одного из поэтов (по выбору).
Родился в старинной дворянской семье в городе Болхове, Орловской губернии. В 1859 г. Окончил Петербургское училище правоведения. Служил в министерстве юстиции. С детства проявлял блестящие способности, впервые выступил в печати в 14-летнем возрасте.
Алексей Николаевич Апухтин начал печататься в 50-х гг. но первый сборник его «Стихотворений» появился только в 1886г. Книга была открыта поэмой «Год в монастыре», представляющей дневниковые записи героя, в которых был отражен характерный круг основных тем и мотивов лирики Апухтина.
Герой поэмы, зараженный пессимизмом светский человек, бежит из «мира лжи, измены и обмана» под «смиренный кров» монастыря. Но жизнь в глубокой тишине, «без бурь и без страстей» вскоре наскучила ему. Тщетно пытается он изгнать из сердца образ любимой, которая доставляла ему так много горечи и страдания, — в нем все более и более «бушуют волны воспоминаний и страстей». Наконец, накануне пострижения герой навсегда прощается «с тихой, смиренной обителью», идя навстречу бурям жизни. Поэма лишена сложного драматического развития сюжета, это длинная цепь размышлений героя, его беседы с самим собою.
Тематика стихотворений первого сборника во многом родственна тягостным думам, лежащим в основе поэмы «Год в монастыре». Меланхолия, муки неразделенного чувства, «любви безумный стон», воспоминания об утраченном счастье, трагедия разочарования, тоска «томительных дней», пессимистические настроения – таково содержание поэзии Апухтина.
Ранее поэт тяготел к элегии и романсной лирике. Широко известные романсы «Ночи безумные, ночи бессонные», «Пара гнедых», «Разбитая ваза» и др. Апухтина привлекли внимание композиторов, в том числе П.И.Чайковского, долгие годы дружившего с поэтом.
В 80-х годах Апухтин начинает тяготеть к повествовательным стихотворным жанрам – дневнику, исповеди, письму, монологу, которые позволяли усилить эмоциональный накал переживаний героев и драматизировать их рассказ о себе. Обращение к повествованию в стихах, к своеобразной стиховой новелле дало Апухтину возможность внести в свою поэзию интонацию живой разговорной речи и более свободно вводить в нее интонацию живой разговорной речи и более свободно вводить в нее бытовую лексику.
Лирика А. изобиловала трафаретными поэтическими словосочетаниями и образами. Широким потоком вливались в его стихи «туманные дали», «небесные улыбки», «золотые сны», «лазурное небо», «яркие очи» и т.п. Обращение к повествовательной форме помогло поэту преодолеть тяготение к чужой образности. Апухтин не был зачинателем в области поэтического повествования, но он внес в него новые настроения и новое психологическое раскрытие человека своего времени. Созданные им монологи-исповеди («Сумасшедший», «Из бумаг прокурора», «Перед операцией») быстро вошли в эстрадный репертуар. В предисловии к «Стихотворениям» А. изданным в 1961 г. Н.Коварский справедливо пишет, что для А. было характерно стремление «породнить стихи и прозу. Стих А. под влиянием этого родства несомненно выигрывает. Лексика становится проще, реже встречаются «поэтизмы», стих делается свободней, вбирает значительно больше, чем раньше, разговорных элементов и в словаре и в синтаксисе.
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен. В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима. В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической.
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.
В течение нескольких тысячелетий стихи. как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.
В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?
Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.
Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции. Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.
Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема. Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи. Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”. Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.
В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.
Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.
Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты. сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.
Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.
Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков. При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен. Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.
Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств. В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением. Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.
К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой. Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому. Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.
Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского. Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова. Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.
Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве. Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества. В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.
Читайте, пишите, любите!
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
Список авторов стихов по алфавиту:
Апухтин Алексей Николаевич
Биография поэта Алексея Николаевича Апухтина, начинается 27 ноября 1840 г. Его детство прошло в родовом имении не слишком состоятельной дворянской семьи в деревне Павлодар. Став блестящим выпускником Училища правоведения, Апухтин поступил на службу в Министерство юстиции. В эти же годы он сдружился очень близко с П.И.Чайковским. Однако их любовь к увеселениям и несдержанное поведение привела к громкому скандалу, ославившему молодых людей на весь Петербург. Оставив службу, Апухтин на время переехал домой, в Орловскую губернию, но спустя несколько лет вновь вернулся к делам юстиции. Отношения с Чайковским продлились до конца дней поэта, на стихи которого композитор написал 6 романсов, в том числе известный «Ночи безумные».
Он умер от болезней достаточно молодым 29 августа 1893 г. В целом, биография Апухтина как поэта не слишком удачлива, его стихотворения печатались в журналах того времени: Современнике, Гудке, в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской мысли». В последние годы жизни Апухтин стал писать прозу: фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», «Дневник Павлика Дольского», драматическую сцену «Князь Таврический», «Из Архива графини Д.», их очень ценил впоследствии М.Булгаков. Произведения Апухтина в прозе были опубликованы только после его смерти.
Порекомендуйте стихи Апухтина друзьям
Биография поэта Алексея Николаевича Апухтина, начинается 27 ноября 1840 г. Его детство прошло в родовом имении не слишком состоятельной дворянской семьи в деревне Павлодар. Став блестящим выпускником Училища правоведения, Апухтин поступил на службу в Министерство юстиции. В эти же годы он сдружился очень близко с П.И.Чайковским. Однако их любовь к увеселениям и несдержанное поведение привела к громкому скандалу, ославившему молодых людей на весь Петербург. Оставив службу, Апухтин на время переехал домой, в Орловскую губернию, но спустя несколько лет вновь вернулся к делам юстиции. Отношения с Чайковским продлились до конца дней поэта, на стихи которого композитор написал 6 романсов, в том числе известный «Ночи безумные».
Он умер от болезней достаточно молодым 29 августа 1893 г. В целом, биография Апухтина как поэта не слишком удачлива, его стихотворения печатались в журналах того времени: Современнике, Гудке, в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской мысли». В последние годы жизни Апухтин стал писать прозу: фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», «Дневник Павлика Дольского», драматическую сцену «Князь Таврический», «Из Архива графини Д.», их очень ценил впоследствии М.Булгаков. Произведения Апухтина в прозе были опубликованы только после его смерти.
Стихи Апухтина (105)
Обсуждение стихотворений Апухтина
Жемчужины души. Вдумчивый поэт. А. Апухтин
Высокий старинный дом. обвитый виноградом-вьюном, притянул мой взор. Мозаикой украшены красивые окна. Рядом с домом – высокое раскидистое дерево, создающее тень. Все вызывает ощущение таинственности и некоего мрака. Преодолев робость, подошла поближе, к двери здания. Праксис врача-психиатра гласила надпись. Вероятно, совпадение, а может, и специально подобрано такое здание? Как знать.
У Алексея Апухтина есть стихотворение «Сумасшедший». В свое время наш учитель предложил нам его для анализа.
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны.
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных и очень устаю.
Как вам моя понравилась столица?
Вы из далеких стран? А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имен еще не зная,
Вас где-то, там, давно.
Ах, Маша, это ты?
О милая, родная, дорогая!
Ну, обними меня, как счастлив я, как рад!
И Коля. здравствуй, милый брат!
Вы не поверите, как хорошо мне с вами,
Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари?
Как ты осунулась. страдаешь всё глазами?
Садись ко мне поближе, говори,
Что наша Оля? Всё растет? Здорова?
О, Господи! Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать ее, прижать к моей груди.
Ты приведешь ее. Нет, нет, не приводи!
Расплачется, пожалуй, не узнает,
Как, помнишь, было раз. А ты теперь о чем
Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом
Я стал совсем, и доктор уверяет,
Что это легкий рецидив,
Что скоро всё пройдет, что нужно лишь терпенье.
О да, я терпелив, я очень терпелив,
Но всё-таки. за что? В чем наше преступленье.
Что дед мой болен был, что болен был отец,
Что этим призраком меня пугали с детства,-
Так что ж из этого? Я мог же, наконец,
Не получить проклятого наследства.
Так много лет прошло, и жили мы с тобой
Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось.
Как это началось? Да, летом, в сильный зной,
Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось.
Да, васильки, васильки.
Много мелькало их в поле.
Помнишь, до самой реки
Мы их сбирали для Оли.
Олечка бросит цветок
В реку, головку наклонит.
«Папа,- кричит,- василек
Мой поплывет, не утонет?!»
Я ее на руки брал,
В глазки смотрел голубые,
Ножки ее целовал,
Бледные ножки, худые.
Как эти дни далеки.
Долго ль томиться я буду?
Всё васильки, васильки,
Красные, желтые всюду.
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут всё выше и выше.
Слышишь, смеются они.
Боже, за что эти муки?
Маша, спаси, отгони,
Крепче сожми мои руки!
Поздно! Вошли, ворвались,
Стали стеной между нами,
В голову так и впились,
Колют ее лепестками.
Рвется вся грудь от тоски.
Боже! куда мне деваться?
Всё васильки, васильки.
Как они смеют смеяться?
.
Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали.
Так я вам докажу, что я в своем уме:
Ты мне жена, а ты — ты брат ее. Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не за казни, нет, все эти казни — вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю. не знаю.
Эй, стража, люди, кто-нибудь!
Гони их в шею всех, мне надо
Быть одному. Вперед же не забудь:
Сюда никто не входит без доклада.
1890
Сумасшедший. Алексей Апухтин.
— При жизни был чрезвычайно популярен, особенно в в 80-90 годы 19 века.
Чайковский, Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев писали романсы на слова Апухтина.
Блок часто читал Сумасшедшего со сцены.
Апухтин, Надсон. ими заканчивается 19 век, целый этап литературного. художественного мышления, целого цикла литературного развития.
С символистов начинается новый тип развития литературы, новое сознание, культура, где будет все по-иному.
20-ый век отличен. Иная художественная эпоха.
Монолог сумасшедшего. Воспроизводит сознание сумасшедшего. 3 части. Отличаются друг от друга.
Диалектична 1-ая часть. Беседа, незначащий диалог.
Последняя часть не предлагает общения.
Сумасшедший человек, ограничивший себя кругом мысли, вызывает жалость.
Маленький человек. Давняя традиция.
Гоголь. Записки сумасшедшего.
Мысль Апухтина остается гоголевской мыслью. Жалкий, разрушенный человек в силу своей жалкости мыслит себя властелином, королем.
Отношение Апухтина к этому. Это сумасшедший, только сумасшедший маленький человек может мыслить себя властелином мира.
Принадлежит к тем стихам, где все сказано словами.
Для нас важно, что представляет Апухтин, его поэзия в русской поэзии.
Художественная речь отличается от языка.
Поэтическая речь отличается от речи прозатческой.
Поэтическая речь – высокая, особая речь, особым образом организуемая, где есть синтаксические, лексические, ритмические, звуковые законы.
Все эти законы служат созданию действительности, отличной от бытовой.
Поэзия, как балет, погружена в сферу идеального.
Нужен анализ стихотворения Апухтина «Просёлок». Заранее спасибо.
Настя Фикус Знаток (265), на голосовании 2 года назад
По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Все бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес, хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид ее убогой.
Утро ли займется на небе румяном —
Вся она росою блещет под туманом;
Ветерок разносит из поляны сонной
Скошенного сена запах благовонный;
Все молчит, все дремлет, — в утреннем покое
Только ржи мелькает море золотое,
Да куда ни глянешь освеженным взором,
Отовсюду веет тишью и простором.
На гору ль въезжаешь — за горой селенье
С церковью зеленой видно в отдаленьи.
Вот и деревенька, барский дом повыше.
Покосились набок сломанные крыши.
Ни садов, ни речки; в роще невысокой
Липа да орешник разрослись широко,
А вдали, над прудом, высится плотина.
Бедная картина! Милая картина.
Уж с серпами в поле шумно идут жницы,
Между лип немолчно распевают птицы,
За клячонкой жалкой мужичок шагает,
С диким воплем стадо путь перебегает.
Жарко. День, краснея, всходит понемногу.
Скоро на большую выедем дорогу.
Там скрипят обозы, там стоят ракиты.
Из краев заморских к нам тропой пробитой
Там идет крикливо всякая новинка.
Там ты и заглохнешь, русская тропинка!
По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая.
На большую съехал — впереди застава,
Сзади пыль да версты. Смотришь, а направо
Снова вьется путь мой лентою узорной —
Тот же прихотливый, тот же непокорный!
Слушать стихотворение Апухтина Зима
Источник