Какой толщины лёд проламывает подлодка?
Самой первой всплыла среди льдов советская ракетная подводная лодка К-33 проекта 658 в декабре 1961 года. Тогда судно 8 раз ломало лед толщиной до 40 см. Сильно ли изменились возможности подлодок с тех времен?
И да, и нет. Насколько известно из открытых источников, советский рекорд — 2,5 метра.
25 августа 1995 года, Северный полюс.
В августе 1995 года на Северном полюсе самая большая подводная лодка в мире проекта 941 «Акула» ТК-20 «Северсталь» начала всплытие для учебных стрельб. Стоит сказать, что подлодки не всплывают где захотят. Для этого ищут полынью или промоину.
Полынья — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Промоина (во льду) — отверстие во льду, промытое течением.
ТК-20 «Северсталь после всплытия
ТК-20 «Северсталь после всплытия
В тот день, 20 августа, подлодку течением развернуло, и она встала поперек полыньи. Несмотря на это, всплыли, правда не без последствий. Даже на самой большой подлодке в мире такая толща льда оставила на память следы.
Эту же вмятину видно, кстати, на первой фотографии.
У моряков США рекорд 1.55 м. на подлодке USS Charlotte (SSN-766), 29 ноября 2005 года (4 фото):
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)
Рекорды это хорошо, однако лёд бывает разный. Да и сама необходимость ломать лёд более метра отсутствует. Во-первых, нужно беречь лодку. Во-вторых, люки пусковых шахт могут и не справиться с такими кусками льда. Тогда вся команда выходит очищать судно. В-третьих, лодка может и застрять.
В марте 2018 года подлодка США USS Hartford (SSN 768) застряла во арктических льдах во время учений по отработке ударов по территории РФ
Толстый лед повредит не столько каркас, сколько резиновое поглощающее покрытие. От удара он может расползтись, и лодка потеряет свою акустическую малозаметность. Это куда серьезнее.
Поэтому по обыкновению современные подлодки флота РФ в среднем всплывают так: 0,6 м льда без хода и 0,8 м — на ходу. А больше и не надо, беречь дорогую технику надо.
А как вы думаете: надо ли ломать всё и везде? И что вы знаете об этом вопросе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Взорванный лед. Как действуют ракетные атомоходы в Арктике
МОСКВА, 14 сен — РИА Новости, Николай Протопопов. Толстые паковые льды над головой, кромешная темнота и абсолютная изоляция от внешнего мира — ровно 55 лет назад, 14 сентября 1963-го, советская атомная подлодка К-178 начала первый в истории подледный трансарктический переход с баллистическими ракетами на борту. Моряки Северного флота за две недели преодолели четыре с половиной тысячи миль и отработали десятки маневров, включая всплытие в полынье.
Ледовый плен
С военной точки зрения Арктика всегда была стратегически важным регионом для США и СССР, особенно в разгар холодной войны. В 1958-м американская атомная субмарина «Наутилус» первой прошла от Аляски до Гренландии, изучив кратчайшие маршруты для подхода и нанесения ракетно-ядерных ударов по СССР. В 1962-м советские подводники тоже осуществили подобный переход. Однако в обоих случаях это были торпедные подлодки без баллистических ракет.
Экипажу под командованием капитана первого ранга Аркадия Михайловского командование поручило освоить поиск в сплошном ледовом поле участков чистой воды, подходящих для всплытия и стрельбы баллистическими ракетами. Во время перехода изучался рельеф дна, оценивались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах, впервые выполнялись десятки других операций, необходимых при решении стратегических задач. О важности этого похода говорит и то, что корабль и экипаж осматривал и провожал в поход лично главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков.
Атомная подводная лодка К-178 проекта 658 — одна из первых советских субмарин, способная кроме торпед нести также баллистические ракеты Р-13 надводного старта с ядерными зарядами. Подлодка погружалась на глубину до трехсот метров, под водой развивала скорость до 26 узлов, в надводном положении — семь-восемь узлов. Численность экипажа — 104 человека, автономность плавания — до 50 суток.
Попасть в полынью
Лодка К-178 ушла под паковый лед в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. Курс пролегал строго на север до параллели 84 градуса северной широты, после пересечения которой лодка двинулась на восток до меридиана острова Врангеля и затем снова повернула на юг. Первое всплытие провели уже через несколько часов похода. Просвет в толще льда искали практически на ощупь — командир корабля не отрывался от перископа.
Подледный поход — это сильнейшее психологическое напряжение для экипажа. Ведь случись любая нештатная ситуация, всплыть не получится — сверху льды толщиной несколько десятков метров. Для подстраховки носовые торпедные аппараты зарядили двумя боевыми торпедами, чтобы в случае чего пробить хоть какую-нибудь полынью.
Поход продолжался 16 дней — 30 сентября 1963-го подводная лодка ошвартовалась у пирса в бухте Крашенинникова. В общей сложности она прошла почти четыре с половиной тысячи миль. Из них в подводном положении — три с половиной тысячи, в том числе подо льдами — более полутора тысяч.
«Подводные» космонавты
По словам бывшего командира АПЛ, Героя России Александра Астапова, который в 1993-м совершил подледный переход примерно по тому же маршруту, что и К-178, любая операция на борту в таких условиях требует высочайшего уровня подготовки всех без исключения членов экипажа.
«Над головой у тебя десятки метров льда, и ты не можешь всплыть в любой момент, — рассказывает он РИА Новости. — Поэтому безопасность стоит на первом месте. Аварийная ситуация — значит, надо всплывать, а через слишком толстые льды невозможно пробиться. Приходится с помощью гидроакустического оборудования постоянно искать полыньи, засекать и контролировать их координаты, чтобы при необходимости туда вернуться. Торпеды тоже не панацея — высока вероятность просто не найти образовавшийся после взрыва просвет, который очень быстро закроется».
Сегодня Северный Ледовитый океан и в целом Арктика — зона особого интереса России. Российские моряки накопили огромный опыт подводного плавания, боевого патрулирования в высоких широтах, освоения Арктической зоны и приполюсных районов.
«В интересах безопасности мы были там всегда. Мы полностью сохранили отечественную школу подледного плавания и, более того, в последние несколько лет обогатились новым опытом. Речь идет об успешной практике межфлотских переходов подводных лодок подо льдами Арктики», — заявил журналистам главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев на праздновании 60-летия атомного подводного флота России.
Экипажи ракетных подводных лодок стратегического назначения постоянно совершенствуют мастерство подледного плавания, а отряды кораблей Северного флота ежегодно совершают походы по акватории Северного морского пути.
Источник
ЛЕД КАКОЙ ТОЛЩИНЫ МОЖЕТ ПРОБИТЬ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРИ ВСПЛЫТИИ.
Совсем недавно в СМИ прошло сообщение, что в льдах Арктики всплыла подводная лодка ВМС США. Из комментариев «экспертов» стало известно, что всплытие было неудачным, американская субмарина застряла, и экипажу пришлось ее освобождать с помощью ломов и бензопил.
У людей незнающих возникают вопросы- чего все так прутся в эту, покрытую льдом, Арктику, а так же- какую толщину льда может проламывать своим корпусом субмарина при всплытии?
Почему подводники разных стран упорно пытаются освоить льды Арктики? Ответ прост- для ракет, запущенных с «шапки» Земли , очень короткое подлетное время до любой из стран потенциальных целей при нанесении ядерного удара. И что самое главное- даже сегодня не существует эффективных средств обнаружения и уничтожения АПЛ если та, скрывается под арктическими льдами. Вроде все просто- загоняй подводные ракетоносцы в Арктику и диктуй свою непреклонную волю всему мировому сообществу. Всплыл , шарахнул ракетами, погрузился и ушел по тихому.
Просто, да не очень. Проблема в том, что толщину арктического льда легче в метрах исчислять, чем в сантиметрах и тем более- миллиметрах. В таких льдах могут ходить только специализированные суда-ледоколы. Да и то- не всякие и не везде. К примеру, в России только строятся три атомных ледокола, которые будут способны преодолевать лед толщиной до 3-х метров, но это не значит, что они смогут бороздить льды Арктики так же свободно, как яхта олигарха Абрамовича Средиземное море.
А как же всплывают подводные лодки в Арктике? Лед какой толщины они могут проламывать при всплытии? Никакой. Подводная лодка не может всплыть в ледяном поле обычным способом, ломая лед своим корпусом. Дело в том, что легкий корпус подводной лодки (обтекатель прочного корпуса) сделан из легкого алюминиевого сплава. Повредить (смять) такой корпус очень легко, а любое, даже легкое повреждение может вывести АПЛ из строя. Но ведь лодки всплывают в Арктике и даже проводят учебные пуски баллистических ракет, спросят читатели! Как же они это делают?! А делают они это так- АПЛ ходит подо льдом и ищет полынью, где нет сплошного льда. Это может продолжаться сутками и даже неделями, а можно и вовсе не найти. Тут, как повезет. При этом не получить «подсказку» командования, так как из подо льда нельзя произвести сеанс связи. На советских подводных лодках устанавливались видеокамеры, с помощью которых и происходил поиск подходящей для всплытия полыньи. Нашли полынью. Расположились под ней. «Продулись». Всплыли. Никаких киношных трюков, когда при всплытии ПЛ глыбы льда разлетаются от удара в разные стороны, распугивая белых медведей
Когда я служил на РТМе, у нас были инструкции на случай аварийной ситуации, если для спасения экипажа необходимо произвести всплытие, но нет времени на поиск полыньи. В этой ситуации можно произвести торпедный залп и попытаться взломать лед подрывом торпеды. Или выпустить через торпедный аппарат подготовленных аквалангистов( я как раз был одним из таковых) с зарядами взрывчатки. Аквалангисты устанавливают заряды, возвращаются на АПЛ, дальше подрыв и бла-бла-бла, бла-бла-бла. На бумаге все складно, но на практике этого никто и никогда не делал, так что в такие ситуации лучше не попадать. Сложное это дело, уважаемые читатели- ходить подо льдами. Не даром в СССР, за удачные всплытия АПЛ на Северном Полюсе, командиров представляли к званию «Герой Советского Союза», а экипаж награждался орденами и медалями.
Источник
Как атомные подлодки «рубят» лед в Арктике: рассказываю и показываю
Вот уже более полувека ВМС США проводят в Арктике учения Ice Exercise (ICEX) , что означает «Ледовое учение» или «Учение во льдах» .
Официально считается, что первый раз они прошли в 1958 году, но в более широком плане ВМС ведут отсчет «арктическим операциям» с 1947 года.
«ICEX 2020 дает подводным силам возможность продемонстрировать боевую и тактическую готовность для осуществления продолжительных операций в Арктике», – подчеркивает командующий подводными силами ВМС США вице-адмирал Дэрил Кодл .
Одним из ключевых элементов учений ICEX всегда выступает всплытие во льдах атомных подлодок — иногда даже групповое. Задача эта не из легких, но зато эффектные кадры такого «действа» американские военные пиарщики с удовольствием используют для поднятия престижа ВМС США.
Вот так процесс всплытия во льдах выглядит изнутри субмарины:
А вот так его могут увидеть те, кто находится снаружи — на льду и в воздухе. Причем обратите внимание на кадры с воздуха: американские подводники все же несколько промахнулись — всплыли чуть в стороне от назначенном им точки, которая обозначена на снежном покрове ледяного поля. Что ж, с каждым бывает.
Впрочем, как показывает история, суровая реальность войны зачастую не имеет ничего общего с элементами военно-морского пиара. Но, согласитесь, на видео и фото все выглядит красиво.
На представленных видео запечатлено всплытие во льдах американской многоцелевой подводной лодки «Хартфорд» (USS Hartford, SSN-768) типа «Лос-Анджелес» (видео с официального аккаунта ВМС США на Youtube).
Более подробно о действиях американского флота в Арктике, в том числе и об учениях ICEX, я расскажу в последующих публикациях.
Источник