Никитин И — Встреча зимы (ст. чит.В.Расцветаев)
Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Стихотворение
ВСТРЕЧА ЗИМЫ
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
. В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
Источник
Никитин Иван — Встреча зимы
И. Никитин
Встреча зимы
(отрывок стихотворения)
. В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Иван Саввич Никитин — талантливый поэт, родился в Воронеже 21 октября 1824 году в мещанской семье. Песни Кольцова произвели на даровитого мещанина и «дворника» особенно сильное впечатление: Никитин решается обратиться со своими стихотворными опытами в редакцию «Воронежских Губернских Ведомостей». Патриотическое стихотворение «Русь», написанное по поводу севастопольской войны, находит благосклонный прием, и с этого времени начинается популярность Никитина, сначала в Воронеже. В следующем году поэт приступает к своему главному труду — поэме «Кулак» и подготавливает первое издание стихотворений, вышедшее вначале 1856 года и имевшее большой успех. В 1857 году вышел «Кулак» и вызвал, между прочим, очень благосклонный отзыв академика Грота. В это же время Никитин благодаря согласию В. Кокорева выдать ему ссуду под полное собрание его сочинений, открыл книжную лавку, сделавшуюся центром воронежской интеллигенции
Источник
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!
Источник
Иван Никитин — Встреча зимы: Стих
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!
Анализ стихотворения «Встреча зимы» Никитина
Стихотворение «Встреча зимы», написанное Иваном Никитиным во второй половине 19-го века, является одним из наиболее заметных произведений автора. Оно посвящено русской природе и русскому народу.
Главная тема
Вначале складывается впечатление, что основная тема произведения – времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, сумрачной осени.
Однако на самом деле стихотворение гораздо сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русскому народу, весело встречающему зиму, которому нипочём ни холод, ни метель.
Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов.
Как раз этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить хмельной пир «на сторонке чужой» непрошеному гостю, спеть ему, застелить постель из белого пуха и засыпать его метелью.
Структурный анализ
В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, «искони», «хмельный пир», а лексика высокого стиля, с которой связаны архаизмы, практически не употребляется. Иван Саввич восхищается красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, причудливым словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Руси святой, которая заканчивается восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своей Отчизне.
Как видно, отсутствие высокой лексики Никитин восполняет с помощью иных художественно-изобразительных средств. Особенно часто встречаются олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленький ребёнок сравнивается с богатырём, который растёт, как будто дуб под бурями. А зимушка, как и вся природа, представляется живым созданием, которое всё понимает и тонко чувствует.
В произведении используется перекрёстная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению певучесть, делают его хорошо запоминающимся.
В стихотворении Иван Никитин не только восхваляет неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.
Источник
Урок и презентация к уроку «И.Никитин «Встреча зимы»
Тема урока: А.Никитин «Встреча зимы» Тип урока: комбинированный Цели урока: -формирование умений и навыков выразительного чтения стихотворения, умения определять основную мысль, развитие устной связной речи, обогащение словаря, учить понимать настроение, мысли поэта; — коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; -воспитание мотивации к учёбе Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: В.Цыплаков «Деревенский пейзаж», И.Шишкин «Зима», Грабарь «Февральская лазурь».; музыкальная запись П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь».Оборудование: сюжетная картина о зиме, аудиозапись. I. Организационный момент. Прозвенел звонок и смолк, Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, II. Проверка домашнего задания. 1.Фронтальный опрос домашнего задания. Разгадывание загадок о зиме Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Зовут меня (зима) Нет колес у меня — Я крылата и легка. Громче всех постовых Я свищу без свистка. На лету, на лету, на лету-у, Всё Александровское замету.(вьюга) Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Как махнула рукавом — Все покрылось серебром. (зима) Из-за серых гор высоких, Из чужих земель далёких Прилетела ведьма злая, Дикой песней всех пугая. Закружила она всё. Запуржила она всё. Стало холодно. (метель) III. Устная работа. 1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний 2. Занимательные задания А) Найдите «ЗИМНИЕ»слова: Б) разгадайте кроссворд: |
- Наметённая ветром большая куча снега.
2.Во дворе стоит смешной
Снежный человек с метлой.
Нос морковкой. Это вмиг
3. Сильный ветер со снегом, вьюга.
4. Плоские деревянные полозья для хождения по снегу.
5. Разыгралася погода,
Замело пургой дома.
Это что за время года?
6. Зимняя повозки на двух полозьях. Словарная работа: полозья – гладкие, скользящие загнутые спереди брусья или пластины
7. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду
8. Ледяная площадка для катания.
IV. Актуализация знаний и умений. Работа по картине
— Какое время года сейчас? Докажите.
VII. Физминутка. (Звучит музыкальный отрывок «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского)
Путешествие в зимний лес
Сядьте удобно. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Мы отправляемся на прогулку в зимний лес. Представьте, вы медленно идёте по сказочно красивому зимнему лесу. Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть зимней природы. Вся земля покрыта белым пушистым снегом. Ходит Зима вместе с нами по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
Живёт зимний лес. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло солнышко сизую тучку, глядит на зимний лес. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!
Пора возвращаться. Медленно идём назад. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь в школу, в класс и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя, красоты зимней природы.
Откройте глаза и улыбнитесь
1. Вступительное слово. Сообщение темы.
Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?
V. Первичное усвоение учебного материала.
1. Прослушивание аудиозаписи.
–– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?
(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес.
А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе. ) Понравилось вам стихотворение?
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)
VI. Осознание и осмысление учебного материала.
1. Вопросы и задания.
— Какое время года описывается в стихотворении?
— Как меняется погода поздней осенью?
-Соедините метафору с зимним явлением природы:
«белый пушок» лёд на реках
«волнистые ковры» снежинки
«дворцы изо льда» сугробы
«мосты ледяные» снег на солнце
«алмазы, жемчуг, серебро» верхушки деревьев в снегу»
4. Зима в картинах русских художников
А. Пластов «Первый снег»
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине В.Цыплаков «Деревенский пейзаж» На картине мы видим деревянный дом, лошадь, везущую людей в санях, сугробы.
И.Грабарь «Февральская лазурь».
Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»
IX. Применение знаний и умений.
Жужжащее чтение обучающимися стихотворения.
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
X. Проверка усвоения уровня знаний и умений
— Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.
XI. Домашнее задание: с. 82-83, выразительно читать.
Источник