Индийский дешевый малыш Bajaj Qute
Bajaj – индийская компания, которая существует на самом деле с 1845 года, успешно занимаясь производством недорогих мотоциклов. В 2010 году производитель решил создать для внутреннего рынка дешевый автомобиль, сотрудничая с альянсом Renault-Nissan.
Индия – страна небогатая, поэтому для нее в 2012 году появляется Bajaj Qute, получивший титул самого дешевого автомобиля мира. Добиться им этого удалось очень просто – убрать все привычное для многих. По мере обзора вы поймете о чем речь и удивитесь оригинальности инженеров. Сейчас модель активно используется Москвой для доставки еды.
Содержание:
Кузов
По документам автомобиль относится к квадрициклу, потому что мощность двигателя и вес ТС по российским законам приравнивает его к этой категории. Сюда нужны права категории B1, но получить их невозможно, поэтому можно ездить с B.
Мы привыкли что автомобили сделаны из метала, а навесное может быть пластиковым, здесь ситуацию перевернули. Железо использовано на стойках, крыльях, полу и крыше. Все остальное сделано из пластика, даже капот. Поэтому машина получилась такой легкой, правда с безопасностью появилось много проблем.
Пластик и немного металла соединены где-то сваркой, а где-то огромными заклепками, которые видны снаружи.
Привыкли к боковым стеклам? Забудьте, здесь установлен клеенчатый материал на застежках. Жесть! Из-за этого не стали ставить дверные замки, вскрыть машину проблемой не будет. Опционально компания ставит окна из оргстекла со сдвижным механиком как в маршрутках.
Снаружи еще видим обычные галогенные фонари, но рекомендуем посмотреть на диски. Заметили необычную форму? В технических характеристиках Bajaj Qute поймете еще одну гениальную идею удешевления.
Габариты автомобиля:
- длина – 2752 мм;
- ширина – 1312 мм;
- высота – 1652 мм;
- колесная база – 1925 мм;
- клиренс – 180 мм;
- снаряженная масса – 399 кг;
- максимальная масса – 674 кг.
Четыре места внутри
Обычно мы начинаем рассказ про салон с материалов обшивки. Давайте попробуем не изменять своим традициям. Здесь кресла обшиты ужасным кожзаменителем и использован максимально дешевый пластик на дверных картах и панели торпедо. Кстати, на дверных картах есть даже карманы. А дальше? А дальше царство голого, окрашенного металла, вот так вот.
Кресла устанавливаются на трубочный каркас, соответственно под ними много места под всякое барахло. Вертикальные седушки без подголовников, только водительское регулируется продольно. Сзади Кьюта такие же два кресла, кажется что назад сесть невозможно, но здесь просторно из-за вертикальной посадки.
Кресла просто есть, это все что хочется о них сказать!
В руках водителя большой 2-спицевый руль. Под левой рукой механический ручник, удивительно что он есть. Приборная панель смещена в центр торпедо, там большой аналоговый спидометр и ниже прямоугольный дисплей бортового компьютера. Под спидометром вставлен рычаг коробки передач, а еще ниже расположена магнитола. В такую маленькую магнитолу индусы умудрились внедрить дисплей и USB порт. Правее расположили прикуриватель, порт которого можно использовать для зарядки телефона.
Музыка подается через 2 динамика, о качестве которых следует умолчать.
Перед пассажирами находятся бардачки, запираемые на ключ. Печки в машине нет, внутри очень холодно, но опционально внизу между сиденьями Bajaj Qute вставится жидкостный отопить как в автобусах. Справляет аппарат слабо, зимой теплее сильно не становится, а стоит это чудо 9 тысяч рублей.
В комплекте идет запасное колесо и домкрат, но инженеры решили установить его в самое необычное место – в салоне перед правым пассажиром, прикрутив к металлической обшивке. Здесь даже съемная крыша, можно получить маленький кабриолет, открутив 18 саморезов.
За задними сиденьями находится 44 литра полезного объема, но привычной крышки багажника нет, груз нужно класть через задние двери. Если сложить два задних кресла получится 850 литров, а классический багажник находится спереди, там всего 77 литров.
Технические характеристики
Тип | Объем | Мощность | Крутящий момент | Разгон | Максимальная скорость | Количество цилиндров |
---|---|---|---|---|---|---|
Бензин | 0.2 л | 13 л.с. | 190 H*m | — | 70 км/ч | 1 |
Подробнее
Второй аспект, из-за которого машина относится к квадрициклу – двигатель. По закону мощность ДВС квадрицикла не должна превышать 20 лошадиных сил, здесь 13,5 лошадей. Сюда устанавливается мотор, похожий на мотоциклетный KTM Duke на 216 кубов, 1 цилиндр с 4 клапанами. Отличается он наличием трех свечей вместо двух.
В пару двигателю идет роботизированная 5-ступенчатая коробка похоже тоже от мотоцикла. У нее секвентальный стиль работы, нужно постоянно проходить всю линейку передач. К такому стилю работы рычагом придется привыкать. Передачи короткие, поэтому двигатель всегда на высоких оборотах, а тахометра нет. Для правильного переключения есть наклейка на потолке с инструкцией как ориентировать по передачам в зависимости от скорости.
Привод Bajaj Qute задний, ведь двигатель установлен сзади. Максимум хэтчбек набирает скорость 70 км/ч (ограничитель), а если его снять, максималка будет находиться на 90 км/ч. Если честно страшно разгоняться даже до ограничителя. Расходует он в смешанном цикле 2,8 литра АИ-92 из 8-литрового бака. Бак если честно маловат, ведь расход будет больше из-за постоянно высоких оборотов.
Мощности хватает для обычного передвижения, но не больше.
Подвеска вкруг независимая на пружинах и к ней претензий нет. Конечно на неровностях ее пробивает с легкостью, но здесь всему виной масса кузова. Из-за низкого веса в городе при выезде на сильные ветра кузов сносится с курса. Рулем работать вообще не хочется, машина по прямой хоть как-то держит дорогу, но неудачный поворот баранки – опасно. Машину легко поставить на два колеса или просто положить набок.
Вначале мы говорили об интересном аспекте с дисками Баджадж Кьюта. Так вот, чтобы было меньше деталей и производство обошлось дешевле, барабанные тормоза внедрили в 12-дюймовый диск. Барабан 18-миллиметровый и идея интересная, правда когда придется менять барабан, придется менять диск полностью.
АБС тут нет, но на удивление гидравлической тормозной системы хватает.
Проблемы и безопасность
Владельцы или водители, работающие доставщиками в первую очередь жалуются на плохую неустойчивость – страшно все-таки. Со временем говорят начинает «тупить» роботизированная коробка. Еще есть информация о слабом аккумуляторе, которого не хватает всему электронному функционалу.
Bajaj Qute машина вообще не безопасная, что сразу понятно по материалам кузова и внешнему виду салона. Внутри есть ремни безопасности, но они без инерционных катушек, то есть под свое тело нужно настраивать ремень, а этого никто не делает.
Компания EuroNCAP проводила тест этого хэтчбека, наградив его одной звездой безопасности. Это кажется очень низким результатом, но Chery Amulet, которых много в городе получил 0 звезд от этой компании. Матиз правда безопаснее по тестам EuroNCAP.
Изначально автомобиль восприняли как замену Матизу, но по факту это оказалось не так. Индус в России стоит дороже чем у себя на родине. У нас базовая комплектация продается за 337 000 рублей, а отдав за опциональные стекла и печку в общем 27 000 рублей получится интересная сумма. По сути стоит добавить еще немного и взять машину уже другого калибра, тот же Матиз лучше во многих аспектах.
В итоге получается, что хэтчбек по всем аспектам проигрывает своим более удобным конкурентам. Зачем тогда его покупать по такой цене? Понятное дело, что для доставок еды – это крутая машина, не требующая вложений.
По факту цена Bajaj Qute получилась такой, что успеха не получит. В других 50 странах автомобиль кстати хорошо продается, компания сделала завод, мощностью 400 000 экземпляров в год. Одна машина собирается за 25 минут.
Видео
Источник
Мечта курьера: тест-драйв Bajaj Qute
Когда-то появление Газели спасло от голода не только тысячи семей, позволив работать «на себя», но и помогло выжить Горьковскому автозаводу. До выпуска этого грузовичка машин такого класса в России практически не было. Сегодня у нас есть отличный шанс увидеть рождение и становление совершенно нового класса коммерческой техники в России – к нам приходят квадрициклы из Индии.
Многие еще помнят чехарду с реформой системы выдачи водительских удостоверений в России и жуткую путаницу с категориями «прав». Если с комбинациями вроде «E к B», «Е к D» или «мопедной» категорией «A1» было все более-менее ясно, то с непонятной категорией «B1», стояла полнейшая муть.
И вопрос даже не в том, что российские законодатели толком не объяснили, что же они имели ввиду под термином «квадрИцикл» и чем он отличается от «квадрОцикла», сколько в том, что в России такого феномена на дорогах просто не было. Вернее был, ведь все новое – это хорошо забытое старое: инвалидные коляски СМЗ СЗД, с мотором от мотоцикла ИЖ «Юпитер» как раз и были теми самыми «квадрициклами». Другое дело, что подобного рода техника свое отжила, а новой не появилось. Тем не менее наши законотворцы решили поддержать мировые тренды и завели категорию для «недоавтомобилей», мощностью двигателя не более 20 л. с. И очень кстати.
Четырёхколёсное мототранспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт (ок. 20 л. с.), снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенное для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Первым из «квадрициклов», пришедших на российский рынок, стал индийский Bajaj Qute. Нам его удалось протестировать на его родине – в индийском городе Пуна, прямо на территории завода, где их и собирают вместе с мотоциклами КТМ и Bajaj.
Неведома зверушка
Первая реакция любого, кто видит это чудо техники – улыбка. Он такой маленький и миленький! Смешной и немножко нескладный, с большими окнами и маленькими колесиками!
Однако за несколько комичной внешностью кроется вполне себе полноценное транспортное средство, пусть и с поправкой на место своего рождения.
Развеселая раскраска – самое то для такой малютки. Немного «потерянный» прищур фар формирует физиономию «Где я?!» Отсутствие прорезей в бампере и том месте, где у нормальных машин решетка радиатора, рождает вопрос «А где у него мотор»? Багажник на крыше сразу вызывает ассоциации с дедушкой, который везет на крыше «Оки» старое кресло на дачу. В общем, машинка не похожа ни на что нам доселе известное, включая пресловутые «инвалидки» из прошлого.
Если постучать по корпусу, то становится ясно, что все облицовочные панели выполнены из пластика. А что? Меньше масса, меньше будет ржаветь, проще чинить в случае мелких аварий. Если приглядеться, то будет видно, что многие детали посажены на каркас при помощи вытяжных заклепок, так что замена, например, крыла, не потребует специального инструмента. Нужны кусачки, заклепочник и новая деталь – сам себе кузовная мастерская.
Но не стоит думать, что весь автомобильчик сделан из «резины», внутри пластикового корпуса прячется полноценный пространственный кокпит из стали. Его жесткость просчитана математически и даже испытана по методике NCAP. Да, по европейской методике Qute заработал 1 звезду из 5. Страшно? Но ведь это квадрицикл, не машина, а методика испытаний – вполне автомобильная. И клетка салона осталась целой.
По-королевски
Беремся за пластиковую ручку пластиковой двери. Никаких замков здесь нет. А какой смысл, если окна – полиэтиленовые? Но о них чуть позже. Машина не запирается, так что оставлять что-то внутри без присмотра не стоит. Дверной проем довольно широкий, во всяком случае, попасть за руль здесь не сложнее, чем в обычную малолитражку. А то и легче – высота крыши здесь заметно выше, чем у того же Матиза или Оки.
Дверь, непривычно легкая, захлопывается, и вот мы в самом «роскошном» автомобиле мира! Кресла здесь сложно назвать креслами. Это, скорее, стулья: дерматиновая обивка, стальные «ножки», никаких регулировок. Зато «под стулом» можно хранить ящик с картошкой. Или еще чего-нибудь полезное. Сиденья установлены довольно высоко и формируют посадку больше соответствующую Газели, нежели «легковушке». Благо, высота потолка позволяет.
В высоту места достаточно даже для очень рослых водителей, а вот в ширину, конечно, придется потесниться. Ширина машины – всего 1 312 мм. Соответственно, салон еще уже, хоть двери и не отличаются толщиной. В общем, взрослые мужики будут сидеть «плечом к плечу, тесно сомкнув ряды». Разумеется, о третьем человеке на втором ряду речи вообще не идет – машина сугубо четырехместная. Да и для багажа пространства за спинками заднего ряда не остается почти совсем. Кстати, двери багажника у Qute нет вовсе. Так что закинуть что-то в «багажник» можно только через салон.
Зато рабочее место водителя вполне соответствует классу авто. Из органов управления здесь есть вполне автомобильный руль, три стандартные педали, «кочерга» КПП и спидометр с контрольками. Все, как в обычной машине, кроме коробки. Но о ней чуть позже.
Разумеется, никакого гидроусилителя руля нет. Он здесь не нужен, ведь машина весит, как средний квадроцикл – 399 кг. Крутить «баранку» легко. Из «приятностей» в комплекте: магнитола с радиоприемником, USB-входом и Bluetooth, две колонки, умеющие орать весьма громко, и гнездо прикуривателя. Над рулем и перед пассажиром на торпедо размещаются два бардачка, весьма вместительных, кстати. Оба запираются на ключ, однако, конечно же, пластиковые крышки с замками «от почтового ящика» вряд ли станут серьезной преградой для воришек. Вот и вся «роскошь».
Кстати, коли уж заговорили о багажных емкостях, нельзя не сказать и про главный «багажник». Как и у любой заднемоторной машины, будь то Porsche 911 или Запорожец, он расположен под капотом. Qute – не исключение. Пластиковая крышка также запирается на ключ, а под ней скрывается весьма вместительный рундук. Все, как мы любим, в общем! Разве что запасное колесо здесь хранится не в «подкапотном пространстве», а в ногах у пассажира, внутри салона.
Та зима, что с листьями – еще ничего….
Индусы, создавая Qute, естественно, не подразумевали, что на них будут разъезжать суровые русские парни по сугробам и морозам. Зато думали об экономии.
Къют имеет «гибкое остекление» дверей – вместо стекол или пластика тут использован толстый полиэтилен в кордурных рамках. Закрываются стекла «на липучку», а открываются методом сворачивания окна в трубочку. Понятно теперь, почему в дверях нет замков? Нет в базовой комплектации и какого-либо отопления. Ни печки, ни обдува стекла – ничего.
Из этого вытекают некоторые сомнения. Как на этом ездить зимой? Допустим, надеть ватник и валенки еще можно. Вспомним богатый опыт Великой Отечественной: в ЗиС-5 и ГАЗ АА печек тоже не было. Но что делать с запотевающим изнутри лобовым стеклом? И с летящим из-под колес потоком реагента, который залепляет стекло? Дворники-то, вернее один дворник, в машинке есть. А вот омывателя стекла – нет.
Российский дистрибьютор Bajaj, «Ист-Вест Моторс» обещает дооборудовать машины для России печкой и дверными окнами из плексигласа со сдвижными форточками, как в УАЗиках. Однако пока непонятно, сколько такая конверсия будет стоить, будет ли она обязательной для всех машин или ее будут предлагать в качестве опции «зимний пакет», и вообще, как все это будет работать. На данный же момент для предзаказа доступны только базовые машины. Да и эта «зимняя» проблема – единственное, что вызывает вопросы в этом транспортном средстве.
Мотор пониженной пламенности
Самое интересное в Qute – это, конечно же, силовой агрегат. По нынешним правилам, «квадрицикл» не может иметь двигатель, мощнее 20 л. с. И здесь все именно так. В качестве силового агрегата для Qute взят самый передовой мотор компании Bajaj – 220-кубовый одноцилиндровый мотор жидкостного охлаждения. Тот же самый, что ставят на мотоциклы Pulsar. По сути, это тот же двигатель, что находится в KTM Duke 200, только чуть «распиленный» и с иной головкой цилиндра. Мотор специально дефорсирован до 19,5 л. с., чтобы соответствовать нормам. Естественно, коли мотор мотоциклетный, то и коробка использована от него же – ведь у мотоциклов оба агрегата расположены в одном корпусе.
Коробка у мотоцикла, разумеется, секвентальная. То есть передачи нужно переключать поступательными движениями рычага вверх или вниз. На байках это делается ногой, ну а тут переключение передач отдано рычагу на торпедо.
Задний привод, заднемоторная компоновка, секвентальная коробка передач… Почувствуй себя гонщиком! Говорят (хоть мы и не проверяли), что реальная мощность мотора выше, но закон – есть закон.
Бешеная табуретка
В «бою», то есть на дороге, Qute оказывается заметно бодрее, чем можно было бы ожидать от 220-кубового двигателя. Конечно, до автомобильной динамики ему далеко, но, определенно, его разгонных характеристик хватит, чтобы не тормозить городской поток. Хотя, конечно, со светофора первым и даже вторым он не уедет, это факт. С другой стороны, мы говорим о маломощном и сверхэкономичном аппарате, зачем ему рекорды скорости?
А вот устойчивость аппарата действительно удивляет. Вроде бы высокая машинка должна крениться в каждом повороте и пугать пассажиров раскачками, но нет. Наиболее тяжелые элементы: двигатель и бензобак (ха, всего восемь литров играют ли какую-то роль?), элементы подвески расположены в самом низу машины. Вверху же лишь стойки крыши из стали.
Остальные детали – пластиковые. Центр тяжести машины оказывается очень низко, так что добиться от нее какого-то крена, и уж тем более заставить оторвать внешнюю пару колес от асфальта – задача почти нереальная. Авто раньше уходит в занос, если уж пытаться требовать от него чего-то сверхъестественного. Да и заноса дождаться непросто. Масса машины невелика, «зацепа» резины на сухом асфальте хватает с избытком. Так что можно нарезать повороты очень бодро, удивляя всех вокруг.
Максимальная скорость «табакерки» ограничена электроникой и составляет примерно 70-75 км/ч. Для города более чем достаточно. В арсенале приборов нет тахометра, но субъективно (и нам это подтвердили заводчане), запас по оборотам еще остается. Так что если снять ограничитель, можно разогнать машинку примерно до 90 км/ч.
В целом же, машина отлично слушается руля, адекватно разгоняется, неплохо тормозит, переваривает колдобины (если не забывать про малый вес и 12-дюймовые колесики), и вообще, отлично будет чувствовать себя в городе. Причем, даже в мегаполисе. Понимая, что Москва – наиболее жесткий вариант в плане трафика, в более спокойных городах ему будет просто раздолье.
Qute всего на 5 см длиннее и на 24 см уже Smart Fortwo, но при этом имеет четыре посадочных места. С парковкой, разворотами, пролезанием в узкие щели проблем не будет.
Самый главный вопрос
Разумеется, глядя на это чудо индийской техники, возникает два вопроса. Первый – сколько «это» будет стоить. Ответ – около 350 000 рублей. Из чего вытекает второй вопрос: какой смысл покупать «мопед на четырех колесах» за такую кучу денег, если в те же деньги укладывается «полноценный» автомобиль? Для тех, кто не следит за ценами нижнего сегмента, подскажу. Супербюджетная Lada Priora нынче стоит от 359 000 рублей, обновившийся «китаец» Lifan Smily – от 364 900 рублей (у дилеров есть еще машины прежнего поколения по бросовым ценам). Кроме того, есть Lada Granta за 386 000 и приснопамятный Daewoo Matiz, последние экземпляры которого еще можно найти в салонах за 349 000. Машины с «большими» моторами, стеклянными стеклами, мягкими сиденьями и печками… Разве есть шанс на выживание у этого «мопеда»?
Внимание, правильный ответ! Шансы есть. Причем, весьма неплохие. Покупая машину, мы думаем только о стоимости приобретения и совсем забываем о цене владения оной. Кроме того, играет роль сложность ремонта и обслуживания, необходимость в квалифицированных кадрах, площадях для хранения техники. Особенно если машина в парке не одна, а, допустим, десять? Зачем десять? Да затем, что основным покупателем Qutе, естественно, будут не частники, а компании. Доставка товаров (пицца, суши, шашлыки), перемещение по территориям (больше заводы, фермерские хозяйства, базы отдыха), технологический транспорт сервиса (обслуживание лифтов, и так далее).
Для любого бизнеса стоимость владения транспортом – это весьма важный фактор и немалая статья в бюджете. Вот тут-то начинается самое интересное.
Стоянку техники можно сократить почти вдвое. Ведь один Матиз занимает места столько же, сколько два или даже два с половиной Qute. Элементарное ТО с заменой масла, фильтра и свечей будут обходиться раз в пять дешевле. Мотор-то микроскопический. Расход топлива – вдвое, а то и втрое ниже, чем у того же Матиза с мотором 0,8 л.
ОСАГО на Qute в Москве, при неограниченном числе водителей, для юридического лица будет стоить от 3121,20 до 5684,40 руб. Без всех скидок. На тот же Матиз ОСАГО при тех же условиях обойдется от 11115 до 13335 рублей. Почти втрое дороже!
Ремонт также обойдется заметно дешевле. О пластиковых кузовах мы уже говорили. Простецкие по конструкции подвески, помноженные на небольшую массу машины, будут служить заметно дольше автомобильных, а значит, потребуют обслуживания значительно позже. Барабанные тормоза по кругу также работают без замены колодок в разы дольше дисковых…
И так – во всем. Выходит, что заплатив за Qute столько же, сколько за «настоящий автомобиль», можно тут же сэкономить чуть ли не ту же сумму на годовое обслуживание! Не это ли мечта любого руководителя? А на чем молодняк будет развозить пиццу по району – так ли важно.
Источник