Брейгель поклонение волхвов зимой

Брейгель поклонение волхвов зимой

Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже

Волхвы и Рождественская звезда, именем которой названо два самых известных стихотворения Пастернака и Бродского , не зря так притягивали поэтов, наделяющих Звезду особым мистическим свойством, а волхвов — особым даром ведения.

Рождественская Звезда у поэтов — это взгляд Бога на земное бытие. Издалека, из Космической высоты, из Вечности, из пространства, в который путь человеку заказан, но открыт для чтения и предсказаний волхвам.

Человеческо-нечеловеческая двойственность Рождественской Звезды-Божественного взгляда определяет видение не только того, что происходит в сию минуту. Для Бога есть только Вечность, из которой видно всё сразу: что есть, было и будет. Бесстрастный взгляд Мыслящего и Всевидящего Ока, перед которым разворачивается земное полотно во всех его временных точках.

Стихотворение Пастернака «Рождественская звезда» — это словесная картина, которой поэт дает название — «Русское поклонение волхвов» («Доктор Живаго»). Картина наполнена цитатами из европейской живописи и прежде всего цитатами величайшего художника-философа Питера Брейгеля Старшего.

Рождественская Звезда — Взгляд, нависающий над миром из-за спины охотников-пастухов в шедевре Брейгеля «Зима. Охотники на снегу».

Питер Брейгель Старший. Зима. Охотники на снегу

Надмирность Взгляда усиливается абсолютным космическим безмолвием и холодом, в которых существует множество обычных земных предметов и деталей, попадающие в поле зрения Ока-Звезды, жизнь, как она есть, со всеми ее большими и малыми заботами.

И эта космическая отстраненность Взгляда делает евангельское событие Рождества Христова Пастернака холодно-мистическим, таинственно-голубым, лишенным человеческого тепла. Звезда является, чтобы согреть этот холодный мир.

У Бродского Рождение Богомладенца происходит в пустыне («Привыкай, сынок, к пустыне»), у Пастернака — среди людей, которые так же, как и семья Иосифа, пришли на перепись в маленький городок Вифлеем, живут здесь своей обычной жизнью, ожидая момента, когда их зачтут как человекоединицу, в соответствии с приказом Августа. Ничего необычного, все как всегда.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. На переднем плане Мария на осле и Иосиф с пилой

Люди носят воду, куда-то спешат, обрезают ветки деревьев, кормят скот и собак, разводят костры, никто никого не замечает, хотя рядом с ними уже есть Тот, Кто все изменит, Кто войдет в их жизнь навсегда, Кто согреет ее. А пока Его приход заметили лишь немногие, толпящиеся у пещеры, которых и не сразу увидишь и различишь у Брейгеля в картине «Поклонение волхвов».

И на фоне этой обыденности разгорается и постепенно становится багрово-красной еще недавно никому неведомая, меньше свечки в окне сторожки, Звезда. Она разрастается до образа огненного столпа пламени, до пожарища на гумне, до подожженного огромного снопа сена среди необъятной холодной Вселенной.

Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Перепись в Вифлееме». Мария и Иосиф

Но у Пастернака в его картине «Русское поклонение волхвов» тревога нарастает, напряжение нагнетается, зарево пожарища усиливается, безмолвствие наполняется ожиданием беды и чего-то страшного, что вот-вот должно случиться. И только три звездочета бесстрашно идут навстречу пожарищу, видя в нем предвестие Чуда и предрассветные приметы.

Кульминация наступает, когда перед Божественным взглядом разворачивается всё, что случится потом, что волхвы не видят: все мысли и все миры, вся христианская культура с ее картинами, музеями и галереями, все детские шары и елки, религиозные войны и кровь: всё, что последует после.

Земля в момент Рождения Младенца становится равновеликой Космосу и Вечности, потому что в ней взошло долгожданное Солнце Правды, осветившее темноту и возвестившее приход тепла и света. Над землей наконец забрезжил рассвет….

Как у Питера Брейгеля перед охотниками, стоящими на верху холма в картине «Зима», расстилается вся земля с большими и малыми человеческими заботами, во всех деталях посюстороннего мира, так у Пастернака перед пастухами, стоящими на вершине холма, разворачивается вся картина жизни человека с ее погостами, оглоблями, огородами.

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов

И в этой обыденности человеческого существования никто из людей не замечает Всевидящего Ока, наблюдающего за ними. Пока пастухам видны только три маленьких фигурки и часть пруда, просвечивающая за голыми ветками деревьев Брейгеля, и толпа с собаками, и сами пастухи, идущие в этой толпе, и невидимые в ней ангелы, направляющие пастухов к пещере, и ожидание почему-то беды…

Наконец, вся толпа, пастухи и волхвы остановились там, где остановилась Звезда. И смущенная Мария, глядя на стоящих у пещеры, с недоумением спрашивает: «Вы кто такие и почему вы здесь?» В ответ: «Мы пастухи и звездочеты».

В русской традиции поклонение пастухов и волхвов происходит в одном временном пространстве только на иконе — «Рождество Христово». На самом деле в соответствии с евангельской историей эти два события разведены во времени: пастухи приходят в пещеру сразу, как только Ангелы возвещают им о Рождении Младенца, а волхвы, ведомые Рождественской Звездой, идут к пещере долгих два года.

Carl Heinrich Bloch. Поклонение пастухов

В западной традиции богослужения и живописи всё Евангельское событие Рождества Христова расчленено на отдельные эпизоды: поклонение пастухов, бегство святого семейства в Египет, его возвращение из Египта; поклонение волхвов; есть, наконец, избиение вифлеемских младенцев. Все музеи мира действительно наполнены разными событиями многопланового и многозначного евангельского сказания.

Пастернак в «Рождественской звезде» делает работу иконописца, осуществляя сборку и синтез всего, что присутствует в христианской культуре на тему Рождества. В его картине есть волхвы и пастухи, пещера и Дева Мария, верблюды, ослы и волы, ясли и свет далекой Звезды.

Но все-таки из всех событий поэт выделяет поклонение волхвов, для которых Рождественская Звезда значила гораздо больше, чем просто видение, потому что они умели читать по звездам и понимали, что значит появление Этой Звезды. Пастухи не видели Звезду, они не были звездочетами и астрологами, им указывали путь к Богомладенцу Ангелы.

Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов. 1564 г.

Наверное, поэтому Мария из толпы народа и сброда, стоящих у пещеры, впускает в дом только магов, увидевших необычную Звезду. И здесь они, наконец, видят сияющего Младенца, лежащего в яслях, согреваемого от холода и мрака волом и ослом, Младенца, чью Звезду они увидели задолго до этой встречи.

И тут Та самая, что привела волхвов к пещере, отодвигает их чуть влево и глядит в пещеру, но не на Младенца, а на Деву Марию, на Ту, что родила Солнце Правды. «Рождественская Звезда» Пастернака очень проста, ясна и прозрачна как в рифмах, так и в словах, но в этой простоте повседневность озаряется Божественным светом Звезды и становится иной: обоженной и наполненной Чудом Рождества.

Борис Пастернак
Рождественская звезда

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры.
. Все злей и свирепей дул ветер из степи.
. Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947

Источник

Важные мысли о картине «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля

Добрый день, братья и сестры.

Сегодня, в день Рождества, я предлагаю с вами погрузится в одну картину, которая очень наглядно показывает, что же сделал Иисус и в какой мир он пришел.

Пару слов о авторе картины «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже», которую написал Питер Брейгель в 1567 году. Питер это нидерландский автор многих известных полотен. И зачастую на его картинах преобладают пейзажи, которые при рассмотрении дают очень много информации как искусствоведам так и историкам (словно они разглядывают фотографии того времени).

Вообще у Питера много полотен, но сегодня мы с вами рассмотрим одну его работу, которая можно сказать имеет отношение к сегодняшнему дню — к Рождеству.

Простите, за столь некачественно изображение, но увы, это ограничение мне никак не обойти.

Если приглядеться к этой картине, то сразу даже не увидим ни волхвов, ни Марию. Словно художник нарисовал какой-то базарный день в средневековом городе, по которому снуют кучи людей, что-то несут, чем-то занимаются. И никакой благостности нет.

Но случайно ли это? Нет!

Если еще раз внимательно приглядеться, то только в левом углу мы с вами сможем обнаружить Марию с Иисусом, которая находится в шатре, перед которой преклоняются и идут люди.

А на остальном пространстве полотна, мы видим стандартный город, со своими пороками, грязью, со своим бытом. Город где людям абсолютно все равно что происходит вокруг — они заняты своими земными делами. Несколько праздношатающихся людей смотрят в Ее сторону, но мы понимает, что это просто любопытство и не более.

Особенно хорошо эти моменты изображены в нижней части картины Питера, посмотрите и вы удивитесь как много деталей появится перед ваши глазами.

Но, так ли все просто? Нет.

Ведь на этой картине и показан наш весь мир, куда пришел Христос и каким способом он появился. Да, мир не прекрасная картинка с единорогами, он не наполнен радостными лицами, и лев на картинке не гладит ягненка. Этот мир «грязный», он заполнен своими делами, и мало кому есть дело до Матери с Сыном.

Но, Иисус пришел чтобы искупить грехи этого мира, именно такого каков он есть.

И, мне кажется, что именно это и является главной мыслью полотна «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» Питера Брейгеля.

Надеюсь вам понравилась моя небольшая статья! С Рождеством Вас!

Источник

Суровая правда об идиллических зимних пейзажах Питера Брейгеля Старшего

Для многих зимние пейзажи Питера Брейгеля Старшего — первые значимые произведения такого рода в европейском искусстве — насыщены атмосферой праздника. Но это пасторальное ощущение радости возникло по большей части столетия спустя, когда мы уже научились защищаться от зимней стужи.

В «Охотниках на снегу» (1565), одном из самых известных образов в западной культуре, трое мужчин и их тощие собаки — мокрые, измученные и сгорбленные от холода — тащатся домой из охотничьей экспедиции. Они вышли на вершину холма, и мельком видят зимнюю страну чудес, раскинувшуюся перед ними в долине внизу.

В то время, когда Брейгель писал свои панели, Европа переживала период интенсивного изменения климата, теперь известный как «Малый ледниковый период».

Этот термин впервые был использован в 1939 году для описания периода в четыре тысячи лет, но теперь учёные сузили его до 1300-го — 1850 года, когда происходило интенсивное похолодание. Такие картины Брейгеля, как «Охотники на снегу» и другие знаменитые сцены вроде «Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц» и «Поклонения волхвов в зимнем пейзаже» появились в результате этих событий.

За это время реки замерзли настолько, что местные жители открыли на них торговые площадки, свободные от налогов. Но практически ежегодная нехватка продовольствия вызывала беспорядки и болезни по всей Европе. Люди считали, что гибель посевов или детская смертность были божьим наказанием. Они обвиняли в своих несчастьях ведьм — и это привело к казням тысяч женщин.

В 1561 году над Северной Европой наблюдалось красное небо, и церковники растолковывали это как божественное предзнаменование. В 1563 году только в южногерманском городе Визенштайг были сожжены на кострах 63 женщины. Ведьмовство было одержимостью эпохи, которая нашла отражение в таких произведениях, как «Макбет» Уильяма Шекспира и «Легенде о Фаусте», впервые изданной в 1587 году.

Теолог Иоханнес Моланус, проживавший в Лёвене — неподалёку от Брейгеля — описал зиму 1564−1565 годов как «безмерно суровую». Моланус повествует о бедняках, обмороженных и теряющих из-за холода носы, руки и гениталии. Брейгель отразил эту ситуацию в картине «Избиение младенцев» (1565−1567), подчеркнув бесчеловечность библейской истории жестокостью погодных условий.

До начала этих суровых зим художник путешествовал по Италии. В правом верхнем углу «Охотников на снегу» над типичной фламандской деревней он изобразил альпийские вершины.

В этом мире жил и творил Брейгель.

Брейгель первым сделал зимние пейзажи центральными темами серьёзной живописи. В «Поклонении волхвов в зимнем пейзаже» (1563) — своей первой попытке изобразить снег красками — он практически полностью скрыл за метелью Марию, Иосифа и младенца Иисуса. Голландские художники XVII века, а также богатые покровители приняли совершенно новый жанр во многом из-за популярности снежных сцен Брейгеля.

«Охотников на снегу» заказал купец Николаес Йонгелинк. Эта картина была одной из шести панелей серии «Времена года», которая украшала столовую его загородного дома неподалёку от Антверпена. Каждая сцена иллюстрировала два месяца в году. К сожалению, до нас дошли лишь четыре другие работы из этого цикла. «Охотники на снегу» символизируют суровые зимние месяцы — декабрь и январь.

Сегодня во время непогоды закрываются государственные школы и учреждения, общественный транспорт не ходит, а люди стараются не высовываться из своих жилищ. Во времена Брейгеля упорные охотники уходили в лес только затем, чтобы вернуться с одной маленькой лисой. В нижнем правом углу сгорбленная фигура тащит по мосту вязанку хвороста. Этот человек — своего рода насмешка над фрагментом «Сенокоса», написанного ранее в том же году.

В «Охотниках» герои Брейгеля черпают радость из карающей природы так же, как художник находит красоту в сцене, которую его современники вряд ли нашли бы вдохновляющей.

У Брейгеля — как позже в работах Уильяма Тёрнера — картина одновременно импрессионистична и правдива. Остроту композициям у обоих придаёт способность мастера запечатлеть разные оттенки и текстуры снега. Глядя на эту ледяную, но, несомненно, красивую работу, возникает ощущение, что Брейгель колебался между порывом избавиться от ужаса зимы и одновременно показать её суровую красоту. Возможно, в итоге он так и не смог принять окончательное решение, но этот неоднозначный результат поразительно силён.

«Охотники на снегу» бесконечно далеки от рождественских открыток. Но местные жители воспользовались возможностью беспошлинно устроить торговлю и аттракционы на замерзших реках и прудах. А ещё они состязались в играх, которые популярны у нас и сегодня. Эти невзгоды сплотили людей, и «Охотники на снегу» иллюстрируют их находчивость, выносливость, волю к выживанию и способность находить дополнительные радости в холодном климате.

Источник

Читайте также:  Что такое гурба снегу
Оцените статью