Меню

Булгаков не будет зимы

100 интересных фактов о Михаиле Булгакове

Много знаменитых произведений за свою нелёгкую жизнь удалось создать Михаилу Булгакову. «Мастер и Маргарита» — это одно из самых мистических произведений современности. И этот шедевр тоже написан Булгаковым. Жизнь данной незаурядной личности имеет тоже моменты, связанные с мистикой, и окутана она ореолом таинственности.

1.Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года. 2.Писатель родился в Киеве. 3.Его папой был профессор Киевской духовной академии. 4.Булгакову удалось закончить одну из лучших Киевских гимназий. 5.Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете. 6.В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом. 7.Когда писатель был еще студентом, он написал прозу на медицинскую тему. 8.По воспоминаниям сестры Булгакова, в 1912 году он показал ей рассказ о белой горячке. 9.Михаил Булгаков в семье был старшим ребенком. 10.Кроме него, в семье было еще 2 брата и 4 сестры. 11.В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий. 12.Булгаков коллекционировал концертные и театральные билеты. 13.Над рабочим местом писателя висела старинная гравюра, на которой изображалась лестница жизни. 14.В 7-летнем возрасте Михаил Булгаков смог написать свое первое произведение с названием «Похождения Светланы». 15.По произведению Булгакова был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». 16.Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД. 17.Михаил Афанасьевич в 1917 году оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидифтерийные лекарства. 18.В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону со Сталиным, но содержание осталось ни для кого не известным. 19.Булгаков часто посещал театр. 20.Любимой оперой писателя считалась «Фауст». 21.В 8-летнем возрасте Булгаков впервые прочел «Собор Парижской Богоматери», которую он запомнил наизусть. 22.В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине. 23.Практически никто не знает, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящался любимой женщине писателя – Елене Сергеевне Нюренберг. 24.На протяжении 10 лет Булгаков писал «Мастер и Маргарита». 25.Булгаков долгое время болел тифом. 26.Михаил Афанасьевич был противником коммунизма. 27.Вместо памятника Булгакову после смерти его супруга предпочла выбрать большую гранитную глыбу — Голгофу. 28.У Михаила Булгакова было 3 супруги. 29.Первой супругой Михаила Афанасьевича была Татьяна Николаевна Лаппа. 30.Вторая супруга Булгакова – Любовь Евгеньевна Белозерская. 31.Последней супругой писателя считалась Елена Николаевна Шиловская. 32.Ни в едином из трёх браков Булгакова детишек не было. 33.Именно третья супруга была прототипом Маргариты из известнейшего романа. 34.Булгаков был участником Первой мировой войны. 35.Некоторые годы Булгаков был военным врачом. 36.Традицией писателя было не выбрасывать использованные билеты из театра. 37.Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра. 38.В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. 39.Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве. 40.Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. 41.Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». 42.Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России. 43.В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей. 44.Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни. 45.В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова. 46.В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ. 47.Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году. 48.В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось. 49.У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака. 50.Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет. 51.Страстным читателем Михаил Афанасьевич был ещё с детства. 52.Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины. 53.Булгакова величали «безумцем». 54.По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов. 55.Булгаков одновременно был и бедным, и богатым. 56.У каждой из жён Булгакова было по 3 мужей. 57.Сына своей последней любви Булгаков усыновил. 58.Произведения Булгакова подвергались критике и становились запретными. 59.Воланда из произведения Булгакова изначально звали Астаротом. 60.В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом». 61.При жизни роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, не публиковали. 62.В первый раз это роман опубликовали в 1966 года, спустя 26 лет после смерти великого писателя. 63.В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами. 64.Михаил Афанасьевич Булгаков иногда принимал участие в спектаклях. 65.Врачебная практика Булгакова нашла своё место в произведении «Записки юного врача». 66.Михаил Булгаков написал Сталину письмо, где он просил его выехать из государства. 67.Часто у Булгакова возникали мысли об эмиграции. 68.Сильно интересовалась Булгаковым газета с названием «Накануне», что издавалась в Берлине. 69.У Булгакова были хорошие манеры. 70.Весной 1926 года в процессе обыска Булгаковской московской квартиры были изъяты его рукописи «Собачье сердце» и дневник. 71.С юности любимыми авторами Михаила Афанасьевича были Салтыков-Щедрин и Гоголь. 72.В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец. 73.Нефросклероз забрал жизнь писателя. 74.По окончании 20-х годов Булгакова критиковали. 75.Перед свадьбой с супругой Булгаков говорил ей, что он будет тяжко умирать. 76.Памятники Булгакову расположены на территории России. 77.До 50-х годов на могиле великого русского писателя не было ни памятника, ни креста. 78.Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику. 79.Булгаков подражал Гоголю. 80.В 1918 году Михаил Афанасьевич впадал в депрессивное состояние. 81.При депрессии Булгакову казалось, что он сошел с ума. 82.Образ Фауста из произведения был близок для Булгакова. 83.Булгаков в порыве ярости неоднократно целился из револьвера в собственную первую супругу. 84.И также первая жена Булгакова вместо морфия подмешивала ему дистиллированную воду. 85.От матери Михаил Афанасьевич смог унаследовать оптимизм и жизнерадостность. 86.Булгаков знал наизусть несколько оперных произведений. 87.Медицинский факультет в Киеве Михаил окончил с отличием. 88.Булгаков смог пережить 9 смен власти. 89.Во время бреда Булгакову неоднократно виделся Гоголь. 90.Чтобы заработать деньги Булгакову приходилось работать конферансье. 91.Михаил Афанасьевич Булгаков вёл дневник. 92.Произведения Булгакова — это сочетание фантастического и реального. 93.К революции 1917 года Михаил Афанасьевич относился скептически. 94.Михаил Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 95.Последние свои годы жизни писатель проживал с чувством потерянного творчества. 96.Булгаков был худощавым. 97.У Михаила Булгакова были выразительные голубые глаза. 98.Ещё до свадьбы с первой женой Булгаков вместе с ней успели потратить все денежные средства. 99.Папа Булгакова был родом из города Орла. 100.Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.

Читайте также:  Лед оптика для авто

Источник

20 цитат из книг Михаила Булгакова

Посмертная судьба литературного наследия Михаила Булгакова (1891 — 1940) сложилась довольно удачно. Самый известный роман писателя, «Мастер и Маргарита», все-таки был напечатан, его пьесы вернулись на театральные сцены. А сколько фильмов и сериалов снято по мотивам произведений классика! На сегодняшний день это один из самых читаемых русских авторов XX века (и не только в России).

Мы выбрали 20 цитат из книг Булгакова:

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! «Мастер и Маргарита»

Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! «Мастер и Маргарита»

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. «Мастер и Маргарита»

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. «Собачье сердце»

Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. «Мастер и Маргарита»

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно. «Мастер и Маргарита»

Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни. «Белая гвардия»

Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут. «Белая гвардия»

Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и неуверенность в себе. «Театральный роман»

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя. «Жизнь господина де Мольера»

А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут. «Иван Васильевич»

На свете существует только две силы: доллары и литература. «Зойкина квартира»

Запомните: человек, живущий в Париже, должен знать, что русский язык пригоден лишь для того, чтобы ругаться непечатными словами или, что еще хуже, провозглашать какие-нибудь разрушительные лозунги. Ни то ни другое в Париже не принято. «Бег»

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? «Белая гвардия»

Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. «Собачье сердце»

Читайте также:  Зимы не будет потому что

Рукописи не горят. «Мастер и Маргарита»

Сижу, никого не трогаю, примус починяю! «Мастер и Маргарита»

Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. «Роковые яйца»

Вы понимаете, как может ненавидеть человек, который знает, что ничего не выйдет, и который должен делать? «Бег»

Да почему, в конце концов, каждому своему действию я должен придумывать предлог? «Морфий»

Источник

Жизнеописание Михаила Булгакова (132 стр.)

«Мольера» репетируют вот уже третий год. «Бег» опять сняли. Для Булгакова характерно следующее. — Спрашиваю: «хоронили Багрицкого?» Ответ: «а кто такой Багрицкий? Честное слово, не знаю, кто такой Багрицкий!»

Разговорились о статье Тальникова, доказывающей, что вообще нельзя переделывать классиков. «

6 марта 1934 г. Булгаков писал Вересаеву о новом своем пристанище: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху и снизу и сзади и спереди и сбоку.

Молю Бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич!» Это было огромным преимуществом новой квартиры — возможность пешком за 25-30 минут по бульварам, по Никитской и переулкам дойти до МХАТа или до филиала. С Пироговской путь в театр неминуемо был связан с поездкой в переполненном трамвае. «Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом!

Господи! Хоть бы скорей весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. (Сознавал ли сам Булгаков, что вводил в письмо почти дословную реминисценцию из Чехова, из рассказа «Мужики»: «О, какая суровая, какая длинная зима!»? — М. Ч.). Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я.»

Примерно полугодом раньше Булгакова в тот же дом переехал О. Мандельштам с женой. Вряд ли они встречались в недолгие месяцы, оставшиеся до мая 1934 г. — разве что случайно, на улице около дома. Их краткое знакомство 1921 г. не было, насколько нам известно, поддержано в Москве; слишком многое их разделяло (сопоставим хотя бы воспоминания жены поэта о киевском времени: «Мандельштам девятнадцатого года был полон доверия к людям, весел, легок», с тем, что мы знаем о настроении Булгакова той же поры). Между тем это были люди одного поколения, одного даже года рождения, оба принадлежали целиком «городской» культуре, и ретроспективному взгляду видны основания для сопоставления их отношения к Городу как средоточию культуры, носителю исторической памяти, к театру как сгустку культуры, носителю традиции.

Даже Москву одного и того же времени они описывали нередко сходными красками — и тем заметнее бывает разница между поэтическим восторгом Мандельштама перед предметами городского быта и резкими «прозаическими» оценками тех же предметов ищущим комфорта горожанином у Булгакова («Люблю разъезды скворчущих трамваев» — и булгаковское: «вот они уже воют, из парка расходятся», «их омерзительный скрежет на морозе»).

Штрих не столько к личным взаимоотношениям Булгакова и Мандельштама (которых, повторим, практически не было), сколько к карте московской литературной жизни середины начала 30-х годов — воспоминания А. А. Ахматовой: «Зимой в 1933-1934 гг., когда я гостила у Мандельштамов на Нащокинском, в феврале 1934 г., меня пригласили на вечер Булгаковы. Осип взволновался: «Вас хотят сводить с московской литературой!» (он, видимо, имел слабое представление о том, что к этому времени Булгаков был уже очень мало связан с «московской литературой». —М. Ч.).Чтобы его успокоить, я неудачно сказала: «Нет, Булгаков сам изгой. Вероятно, там будет кто-нибудь из МХАТа».

Осип совсем рассердился. Он бегал по комнате и кричал:

«Как оторвать Ахматову от МХАТа. «

Через два с лишним месяца, в семь часов утра 14 мая Мандельштам будет арестован.

14 марта Булгаков писал П. С. Попову: «Зима эта, воистину, нескончаемая. Глядишь в окно и плюнуть хочется. И лежит и лежит на крышах серый снег. Надоела зима!» Душа киевлянина так и не притерпелась за десять с лишним лет к суровым и длительным московским зимам.

«Квартира помаленьку устраивается. Но столяры осточертели не хуже зимы. Приходят, уходят, стучат.

В спальне повис фонарь. Что касается кабинета, то ну его в болото! Ни к чему все эти кабинеты».

Квартира была трехкомнатная. Из большой столовой двери вели налево, в детскую, и направо, в небольшую спальню, которая стала служить и кабинетом.

«Пироговскую я уже забыл. Верный знак, что там жилось неладно. Хотя было и много интересного. Мольер: ну, что ж, ну репетируем. Но редко, медленно. И, скажу по секрету, смотрю на это мрачно. Люся без раздражения не может говорить о том, что театр проделал с этой пьесой. А для меня этот период давно прошел. И, если бы не мысль о том, что нужна новая пьеса на сцене, чтобы дальше жить, я бы и перестал о нем думать. Пойдет — хорошо, не пойдет — не надо. Но работаю на этих редких репетициях много и азартно. Ничего не поделаешь со сценической кровью!»

Регулярно участвовал он и в репетициях «Записок Пиквикского клуба»; занимался «с вокалистами мхатовскими» — к юбилейному концерту, подготовка которого была ему поручена. «. И время от времени мажу сценка за сценкой комедию. Кого я этим тешу? Зачем? Никто мне этого не объяснит». 23 марта заключен договор на пьесу «Блаженство» с Московским театром Сатиры.

Читайте также:  Лед эффект страна производитель

27 марта 1934 г. Елена Сергеевна записывает: «Сегодня днем заходила в МХАТ за М. А. Пока ждала его в конторе у Феди, подошел Ник. Вас. Егоров. Сказал, что несколько дней назад в театре был Сталин, спрашивал между прочим о Булгакове, работает ли в театре?

— Я вам, Е. С, ручаюсь, что среди членов правительства считают, что лучшая пьеса — это «Дни Турбиных».

Новый знак внимания со стороны Сталина возродил у Булгакова новые надежды и через две с лишним недели, 13 апреля Елена Сергеевна записала в дневник — «Решили подать заявление о заграничных паспортах на август — сентябрь».

28 марта Булгаков заканчивает первую рукописную редакцию пьесы «Блаженство», занявшую три с половиной тетради; часть пьесы написана рукою Елены Сергеевны, под его диктовку.

«Я очень страдала там, в этой жизни, — говорила героиня пьесы Мария человеку из страны будущего, в которую прилетает она на машине времени. — Ах, боже! А если это сон? Ваши ясные глаза успокаивают меня. Меня поражает выражение лиц здешних людей. В них безмятежность. Родоманов. Разве у тогдашних людей были иные лица? Мария. Ах, что вы спрашиваете. Они отличаются от ваших так резко. Ужасные глаза». (На страницах разных произведений Булгакова не раз будут упомянуты «тревожные» или «беспокойные» глаза современных людей — одна из наиболее неприязненных авторских характеристик; сравним, например, в набросках к роману 1931 г.: «- Пардон. Как его фамилия? Виноват, — и над вторым ухом у Ивана выявилось второе лицо с очень беспокойными глазами».)

Опережая финал «Мастера и Маргариты», Булгаков вводил в пьесу мотив желанного покоя, освобождения от тревог — недоступного, впрочем, главному герою, изобретателю Рейну, поскольку для него неприемлемыми оказываются (как и для героя пьесы «Адам и Ева» изобретателя Ефросимова) увещевания Родоманова, склоняющего изобретателя передать машину ему как представителю государства: «Вы обнимете меня, вынете механизм, сдадите его мне, я запру его в кассу. Все магазины будут торговать вашими бюстами».

Нет, сдать механизм даже в обмен на бюсты герои этих двух пьес, творцы, не соглашаются. Уговоры Родаманова и ответ Рейна: «Я понял. Я пленник,’ вы не отпустите меня» — заставляют вспомнить арию Кончака из оперы Бородина «Князь Игорь».

«Эта ария всегда бесконечно волновала его. — рассказывала Е. С. Булгакова. — Слушая ее, он бледнел, сжимал мою руку. «.

Рейн и Жорж Милославский бегут из будущего назад, в настоящее, при этом вор Милославский ударяет ножом того, кто пробует задержать их. Этим невольным участием Рейна в убийстве, которым завершалась его попытка обрести покой и необходимую для творчества свободу в Блаженстве, кончалась первая редакция пьесы.

Работа над второй редакцией (большей частью продиктованной автором жене), из которой исчезли следы жанра музыкальной комедии, заняла всего две недели. Она завершена была 11 апреля, после чего сразу началась перепечатка. 12 апреля автор прочел пьесу «для своих, — как записывала Елена Сергеевна. — Были: Коля Лямин, который приехал на три дня из Ясной Поляны, Сергей Ермолинский и Бернет. Комедия им понравилась». Третья, машинописная, редакция датирована 23-м апреля, а 25-го пьеса сдана в театр.

28 апреля Булгаков пишет Попову в Ясную Поляну: «Можешь еще одну главу прибавить (полушуткой, полувсерьез в письмах и в разговорах обсуждается теперь настоящая или предполагаемая работа Попова над биографией Булгакова.— М. Ч.) — 97-ю под заглавием: о том, как из Блаженства ни черта не вышло.

25-го числа читал труппе Сатиры пьесу. Очень понравился всем первый акт и последний, но сцены в Блаженстве не приняли никак. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного (в этой пьесе — лицо эпизодическое, появляющееся только в первом и в последнем актах. — М. Ч.). Очевидно я что-то совсем не то сочинил». Еще несколькими днями раньше, 26-го, он жаловался в письме Вересаеву: «. Закончил, наконец, пьесу, которую задумал давным-давно. Мечтал — допишу, сдам в театр Сатиры, с которым у меня договор, в ту же минуту о ней забуду и начну писать киносценарий по Мертвым душам. (31 марта был заключен договор с Союзфильмом — сценарий для режиссера Пырьева надо было сдать не позднее 20 августа. — М. Ч.) .Но не вышло так, как я думал. вместо того, чтобы забыть, лежу с невралгией и думаю о том, какой я, к лешему, драматург! В голове совершеннейший салат оливье: тут уже Чичиков лезет, а тут эта комедия».

Напомним — пьеса задумана была в 1929-1930 гг., под воздействием пьес Маяковского и, конечно, с полемическим запалом по отношению к ним. За прошедшие несколько лет сама задача изображения будущего, по-видимому, потеряла литературную привлекательность. Булгаков потерпел, собственно говоря, первое в своей драматургической жизни фиаско.

Источник

Adblock
detector