Чем евгений онегин занимался зимой

Отрывки о зиме из романа Пушкина «Евгений Онегин»

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» есть следующие строки, посвященные зиме:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Источник

Чем евгений онегин занимался зимой

Зима в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы, водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Именно этот пейзаж описывает нам Пушкин.

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание кратко, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».
В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях».

В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».
В своем стихотворении «Осень» поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года. Вот что он сказал о зиме:

Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега.

И вот они, с детства знакомые строки:

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Плетется рысью как-нибудь…
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив…

Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у неугомонных шаловливых мальчишек.

Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта переданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”.

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но почему маленьким детям тяжело учить это стихотворение наизусть? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека. Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни, кибитка, салазки. Всё это сани – главное средство передвижения в зимнюю пору на Руси до появления железных дорог и автомобилей. Среди них употребительным в настоящее время, мне кажется, является слово салазки – маленькие ручные санки; слово дровни используется сейчас только в сельской местности, где ещё осталось отопление домов дровами; ну а слово кибитка стало принадлежностью художественных произведений прошедших веков.

Дровни — Вдумаемся в это слово. Дровни – это сани без кузова для возки дров, леса или тяжестей. Поэтому и называются дровнями, что на них возят дрова. Низкие, широкие, без бортов, чтобы было удобно наваливать дрова или другой груз и потом снимать его. В известной детской песенке “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок».

Кибитка — телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка. Произошло это слово от родственного старинного слова кибить, означавшего дугу – выгнутое на пару дерево для изготовления лука: на кибить натягивали тетиву. У кибитки крыша полукруглая, на дугах. Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно, подпоясывался обязательно красным кушаком.

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.
Читая эти строки, представляю себе картину: на заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик в красном модном кушаке с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки. Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому что крестьянская лошадка «обновляет путь», то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и, хотя ему холодно, он не хочет идти домой. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается.
Эта картина вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у шаловливых мальчишек. Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он как бы создает портрет поры начала года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа здесь не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осенней слякоти. Какая яркая, незабываемая деталь: красный кушак на фоне ярко-белого, блистающего снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”.
Выясним мастерство поэта в этих картинах.
Восклицание «Зима. » открывает эту блистательную картину. Далее наше внимание переключается на крестьянина, который выехал в этом году на санях в первый раз. Поскольку установившегося санного пути ещё нет, крестьянин обновляет путь, а лошадка «плетётся рысью как-нибудь». Крестьянского коня Пушкин называет лошадкой. Она, скорее всего, маленького роста, привыкшая к постоянному тяжёлому труду. Лошадка, как и хозяин, тоже рада приходу зимы. Она, «снег почуя», без понукания хозяина, бежит рысью (легко), но не торопится. Заведомо зная о тяжёлом грузе, который ей придётся везти при возвращении домой, она «плетётся рысью как-нибудь».

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая

Удивительна звукопись этих строк. Сочетание звонких согласных б-р-в-з-р и шипящего ш создает впечатление хрустящего под копытами лошади только что выпавшего снега. Чтобы передать стремительность движения, поэт употребляет глагол «летит» и определяет слово кибитка эпитетом «удалая», имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую. Здесь использован прием метонимии : « кибитка удалая – лошадь удалая»). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”
Перед нами, читателями, не простое перечисление примет наступившей зимы, а её поэтическое описание, поэтому здесь так уместно употребление старославянского варианта русского слова борозда («бразды»), которое придаёт торжественность художественной речи. Герой второй части – ямщик в красном кушаке, важно восседающий на облучке. Главный участник третьей части — дворовый мальчик.

Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги, сам маленький крепостной. Он «бегает, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив». Слово «жучка» написано с маленькой буквы, потому что это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки.
Понаблюдаем за рифмами. В первом четверостишии использована перекрёстная рифма, во втором – парная, в третьем – кольцевая, в заключительном двустишии – парная.

Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные «лошадки». Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая «плетётся…как-нибудь» , поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть медленную монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” — дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует кольцевую рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишие написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.
Каждая рифма по-своему содержательна, но в то же время перекрёстная приспособлена для того, чтобы передавать чёткий ритм происходящего, парная– чтобы выражать какую-то длящуюся эмоцию, кольцевая – чтобы обрамлять мир чувств в единую картину. Пушкин не захотел писать роман «Евгений Онегин», используя только одну какую-то рифму? Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу «онегинская строфа».

В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета («бразды пушистые», «кибитка удалая»). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы.
Я заметил, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. Татьяне Лариной присуще особое восприятие мира, любви, жизни через природу. Недаром ведь Пушкин говорит:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Глазами своей любимой героини он рисует образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

. Зима. Да, ее ждешь как чего-то нового и радостного. И первый снег всегда кажется таким удивительно пушистым, похожим на сверкающие звездочки. Свежий, чистый воздух бодрит, и хочется коньками «звучно резать лед. » Когда я читал, как Татьяна, проснувшись однажды рано утром, впервые увидела на дворе снег, мне казалось, что я смотрел через окно вместе с ней. Вот мы видим вчера еще покрытый засохшими опавшими листьями побелевший двор. Радостное чувство охватывает Татьяну. Ведь ее сердце полно любви и надежды. И так удивительны «на стеклах легкие узоры», а деревья, точно усыпанные серебром. Вдали виднеющиеся горы кажутся покрытыми «блистательным ковром». Все вокруг и далеко-далеко впереди залито ярким солнечным светом.

Как здорово написано! И в то же время так просто, так естественно. Этот пейзаж становится еще прекраснее, еще чудеснее, потому что поэт передает его через восприятие Татьяны, которая «сама не зная, почему, с ее холодною красою любила русскую зиму».
Почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, можно догадаться. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгую зиму (подобной нет в Европе), русские холода и снега. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года.
Язык описаний А. С. Пушкина постоянно меняется в зависимости от того, какие цели он ставит. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Так, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной:

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

Красота зимы потрясает сердце. Но именно зимой стреляются Онегин и Ленский. Ранним утром, когда встает солнце, а в его лучах снег искрится и играет лучами радуги, душу наполняет радость наступающего дня. И как контрастно показано настроение двух друзей-врагов. Именно эта разница заставляет поверить, что это не игра, а дуэль с печальным концом. Черные фраки Ленского и Онегина на фоне сверкающего снега, портрет Ольги, оброненный в снег безжизненной рукой Ленского, производят леденящее впечатление.

Источник

Читайте также:  Снег чистят или гребут
Оцените статью