Зимние сложности. Снежный покров вынуждает животных поменять свои привычки
Что такое зима в наших краях? Это время короткого светового дня, холодов и снега. Вообще-то снег зимой нередко выпадает и в более теплых регионах, включая даже Северную Африку. Но там выпавший снег обычно тает сразу после падения на землю. А почти на всей территории России он покрывает землю сплошным слоем, который лежит по несколько месяцев в году. В средней полосе России (не самой холодной части нашей страны) сплошной снежный покров обычно устанавливается в конце ноября – начале декабря и на открытой местности лежит по крайней мере до середины марта, а в лесу – и до апреля. Леса и поля в снежном уборе выглядят очень красиво, но каково их обитателям?
Для многих животных снег перекрывает доступ к привычным кормам: траве и рассыпанным по земле семенам и плодам. В степях и горах, где снега выпадает обычно немного, а ветер регулярно сдувает его в долины рек, лощины, овраги и прочие низменные места, крупные травоядные разгребают снег копытами, добираясь до травы. Но в лесах, где снега выпадает значительно больше, а возможности ветра сильно ограничены, любителям травы и семян приходится переходить на древесную кору и ветки кустарников. Лесные растительноядные птицы – тетерева, глухари, рябчики – питаются почками деревьев, иногда даже едят хвою. Совсем плохо мелким насекомоядным птицам: их добыча ушла на зимовку. И если всякую мелочь, зимующую в расщелинах коры и стеблях крупных травянистых растений, еще можно найти, то самые вкусные насекомые зимуют в почве и подстилке, и до них мелкой птахе никак не добраться. Именно бескормица, а отнюдь не холод заставляет почти всех насекомоядных птиц осенью улетать в более теплые края. Многие из тех, что остаются, отчасти переходят на растительные корма: синицы охотно лущат семена возвышающихся над снегом крупных растений (для чего им приходится вылетать в поля и на луга), а основным источником корма некоторых видов дятлов становятся сосновые шишки.
Трудности испытывают даже хищники, особенно те, что охотятся на наземных грызунов: сквозь снег нельзя увидеть добычу, да и учуять ее почти невозможно. Лисы охотятся на слух, улавливая сквозь толстый слой снега писк мышей и полевок. Зимняя охота лисы выглядит весьма эффектно: прикинув, где под снегом находится грызун, лиса подбирается довольно близко, а затем прыгает высоко вверх и приземляется на передние лапы – по возможности туда, где должна быть добыча. Такой прыжок позволяет ей стремительно пробить лапами слой снега и накрыть добычу… если прыжок был точен. А это происходит не так уж часто: сквозь снег трудно точно засечь, где находится источник звука. Лишь небольшая часть лисьих бросков заканчивается удачей. Рыжему хищнику приходится делать столько попыток, что он часто сбивает лапы в кровь, особенно после оттепелей или в конце зимы, когда снег то подтаивает, то смерзается.
В еще худшем положении находятся мелкие дикие кошки, лапы которых совершенно не приспособлены для пробивания и раскапывания снега. Поэтому в тех краях, где зима долгая, а толщина снежного покрова превышает 20-30 см, из диких кошек живет только рысь: ее высокие ноги позволяют ей ходить даже по относительно глубокому снегу, а крупные размеры – охотиться на дичь, которая не может передвигаться под снегом (прежде всего на зайцев).
Впрочем, как легко догадаться, то, что для хищников беда, для жертв благодать. Мыши и полевки под снегом чувствуют себя прекрасно: он защищает их не только от большинства хищников, но и от мороза. Рыхлый пушистый снег – прекрасный природный утеплитель: в средней полосе России верхний слой почвы, промерзший в начале зимы (когда снег еще не лег), нередко оттаивает под снегом.
Такой утеплитель сильно облегчает зимовку всем, кто впадает в спячку – от насекомых до медведей. Зайцы-беляки роют в снегу короткие неглубокие норы, тетерева и рябчики зимой часто проводят ночи в толще снега. Но особенно эта роль снега важна для мелких грызунов и землероек: маленькие теплокровные зверьки просто не смогли бы жить в краях с долгими морозными зимами, если бы снег не снижал их потери тепла. А они не только живут – многие из них даже не впадают в спячку и активны всю зиму.
Грызуны, привычные к рытью земли, без труда прокладывают себе пути в толще снега, почти не выходя на поверхность всю зиму: на земле под слоем снега они находят корм, недоступный в это время другим едокам (например, зерноядным птицам), к тому же у многих из них в норах имеются собранные осенью запасы. Многие виды грызунов ухитряются даже размножаться зимой. Но и их зимняя жизнь не вполне безмятежна: мелкие хищники из семейства куньих – ласка, горностай, хорек, в меньшей степени норка и соболь – находят их и под снегом, передвигаясь в его толще не хуже грызунов.
Тем же, кто не может проныривать толщу снега, передвигаться по нему трудно – и тем труднее, чем толще слой снега. Однако не всё так просто. В извечном соревновании хищников и жертв снег поначалу помогает жертвам: уже в начале зимы некрупные хищники – лисы, росомахи, песцы – испытывают большие трудности в передвижении по снегу, в то время как зайцы-беляки на своих широких лапах (за которые в английском языке беляк даже получил имя snowshoe rabbit – «лыжный кролик») бегают по нему куда легче. Когда толщина снега превышает полметра, даже волкам и рысям двигаться в нем довольно трудно, в то время как олени и особенно лоси на своих высоких узких ногах словно бы и не ощущают никаких помех.
Зато во второй половине зимы, когда после оттепелей снег уплотняется и на нем появляется ледяная корка – наст, картина меняется. При хорошей толщине наста и высокой плотности снега под ним даже волки на нем не проваливаются, в то время как оленям и особенно лосям (чей вес и острые копыта не выдержит никакой наст) он не только мешает бежать и отнимает много сил, но и в кровь раздирает ноги острыми краями проломов. В это время даже рыси и росомахи успешно нападают на некрупных оленей, пользуясь их беспомощностью, а для волков наступает просто сезон пиров. И только зайцы-беляки бегают по насту еще легче, чем по рыхлому снегу, часто даже не оставляя на нем заметных следов.
Для нас зимний пейзаж очень светлый. Но для всего, что находится под снегом, зима – время непроглядной тьмы. Естественно, никакой фотосинтез в таких условиях невозможен. Для наземных растений это не очень важно; они всё равно не могли бы выполнять свою работу при зимних температурах – у самых морозостойких из них фотосинтез даже при нулевой температуре идет вяло, а. примерно при -6 °С прекращается вовсе. Но так как атмосфера Земли хорошо перемешивается, наземные обитатели не испытывают недостатка кислорода. В водоемах же ситуация иная. Если лед сверху покрыт сплошным слоем снега, водоросли прекращают фотосинтез и перестают снабжать воду кислородом, а это может стать причиной зимнего замора – массовой гибели рыбы и других водных обитателей из-за нехватки кислорода. Впрочем, такие трагедии случаются нечасто.
ГЛАВНОЕ – НОРМАЛЬНАЯ ЗИМА!
В целом обитатели тех краев, где зимой подолгу лежит снег, не только неплохо приспособились к нему, но и научились извлекать из него пользу. Однако это относится к «обычным» зимам, когда толщина снежного покрова и сроки его установления и таяния не слишком сильно отличаются от средних. Случающиеся же время от времени большие отклонения обычно оказываются причиной бедствий для многих животных, причем тяжкие последствия вызывают как чересчур обильные снегопады, так и малоснежье или ситуации, когда морозы уже начались, а снега всё нет и нет. Надеемся, предстоящая зима не подкинет нам таких сюрпризов!
Источник
Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
Елена Безрукавая
Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
ЗАДАЧИ: Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных,о приспособленности некоторых животных к жизни в условиях вечных снегов и льдов (Арктика)
МАТЕРИАЛЫ : Иллюстрации зимующих под снегом животных,замерзшего водоема,Арктики с некоторыми их обитателями.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдения на прогулках,экспериментирование в группе.
Ход ЗАНЯТИЯ
В. -Ребята снег часто сравнивают с одеялом,которое зимой укрывает землю. Почему так говорят?
Д. -Снег согревает землю.
В. -Для чего мы укрываемся одеялом?
Д. -Чтобы было теплее.
В. -Но ведь снег холодный,значит это «холодное» одеяло.
Помните мы с вами проводили опыт:брали две бутылки с теплой водой.
В начале прогулки одну бутылку помещали под снег,а другую на его поверхности.
В конце прогулки мы трогали бутылки,чтобы выяснить в какой из них вода остыла быстрее.
Д. -В той,которая была на поверхности снега.
В. -Значит,под снегом тепло сохраняется лучше.
Поэтому корням растений,травам и их семенам под толстым слоем снега не страшен мороз.
На полях люди специально задерживают снег,чтобы получить хороший урожай хлеба. А нужен ли снег животным?Может он им только мешает?
Оказывается,многих из них снег согревает.
(Показываю иллюстрации животных,зимующих под снегом)
Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним.
Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты,чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снежным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви,личинки насекомых,муравьи. Залезает под сухие листья ежик,которого тоже укрывает снег.
(Показываю картинку замерзшего водоема,по которому ходят или катаются на коньках люди.)
В. -Можно ли ходить по реке или по озеру летом?
В. -Почему же тогда по зимней реке ходят люди?
Может художник ошибся и что-то перепутал?
Д. -Когда сильный мороз вода замерзает.
Лед становится толстый и по нем можно ходить.
Кататься на коньках,санках.
(Раздаю детям льдинки, которые получились в результате замораживания воды.)
В. -Что случилось с водой в формочках?
В. -Вот так же в реках и озерах сверху вода замерзла.
А внизу,подо льдом,остается вода,там теплее.
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло. (Лед)
В. -Лед становится прозрачной крышей для тех,кто зимует под водой:для рыб,улиток,растений. Многие из них зимуют на дне. Правда,когда лед бывает слишком толстым,в озере может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать,чтобы помочь им,люди делают во льду специальные отверстия-лунки.
В. -Снег-для животных хорошо,потому что.
Д. -Спасает от морозов,как теплое одеяло,под ним можно спрятаться.
В. -Снег для животных плохо,потому что.
Д. -Многим трудно найти под снегом еду,по глубокому снегу трудно передвигаться.
В. -Лед-это хорошо.
Д. -Он, как крыша,укрывает реки,озера,благодаря чему в воде могут зимовать многие животные и растения.
Д. -Многим животным тяжело ходить по льду,а в реке из-за толстого слоя льда может не хватать воздуха.
(Показываю карту и вместе с детьми отыскиваю на ней белые пятна (Арктику на севере.)
В. -Белый цвет-это цвет снега и льда. В таких местах они никогда не тают,потому что здесь всегда холодно.
(Дети рассматривают картину).
В. -Смотрите какие большие плавающие в море льдины.
В Арктике живут белые медведи,моржи. Все они не боятся холода,так как их согревает толстый слои жира. Кроме того,у белых медведей-теплая,густая шуба. В снежной берлоге у белых медведей даже рождаются медвежата.
Снег,лед помогают многим животным пережить зиму и не замерзнуть. На Земле существуют места,где всегда холодно. Среди снегов и льдов обитают животные,которые приспособились жить даже в таких суровых условиях.
В. -А сейчас мы выйдем на улицу и проверим достаточно ли снега под деревьями,на клумбах,если нет-сгребем в эти места. Чтобы корням деревьев и растений было зимой тепло.
Интегрированная НОД в подготовительной группе «Путешествие в царство льда и снега» Увлекательное путешествие, интересные задания, встреча с животными Севера. Интеграция ОО «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:.
Примерные критерии знаний детей по теме «Ознакомление с природой» Воспитатель Полякова Т. М. Примерные критерии знаний детей всех возрастных групп по теме «Ознакомление с природой». Младшая группа от 2.
Источник
Чем хорош снег для животных
Поиск
Исследовательская работа «Снег, его значение для живых организмов»
Руководитель: Колокольцева Н.В.
село Чеботариха 2012
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек.
Прав был поэт Сергей Владимирович Михалков в том, что снег имеет большое значение для всего живого: человека, птиц, животных. Я в своей работе попытаюсь ответить на проблемные вопросы: что такое снег и могут ли зимой животные вести активный образ жизни?
Цель работы: исследовать свойства снега и его влияние на живые организмы.
Задачи:
ØИзучить литературу по данному вопросу, поработать с интернет — источниками
ØВыяснить, что такое снег
ØИзучить свойства снега
ØНайти факты, подтверждающие гипотезу
ØУзнать, что может сделать человек, чтобы помочь животным зимой
ØПринять участие в операции «Кормушка»
Я выдвинула гипотезу: если зимой выпадает снег, то животные смогут вести активный образ жизни.
Методы: наблюдение, исследование, изучение материала по энциклопедии.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Мне стала интересна, казалось бы, простая тема «Снег, для чего он нужен, значение для живых организмов» и я решила посмотреть, что же написано в литературе о снеге.
На станицах энциклопедии «Планета Земля» я узнала, какие виды кормушек существуют для птиц, и нашла описание по их изготовлению.
Из энциклопедии «Почему и потому» я узнала, из чего состоит снег и как он образуется. Еще я познакомилась со статьями в энциклопедиях «Атлас Земли», «Что есть что».
О снеге можно узнать в интернете.
Познакомившись с данной литературой, статьями, я пришла к выводу, что информация по данной проблеме есть, но ее не достаточно. Кроме того, информация разрозненная и она не может полностью ответить на мой вопрос. Поэтому я решила серьезнее изучить данный вопрос и обобщить материал в исследовательской работе.
СНЕГ, ЧТО ЭТО?
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Сверху на нас сыплется снег, откуда он появляется и что это такое?
Мы привыкли думать, что для того, чтобы выпал снег достаточно холодной погоды, но оказывается это не так.
А как же образуется снег и из чего он состоит? Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки, их называют алмазной пылью. Если мороз очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и принимают вид снежинок. Они похожи на белые звездочки, они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками. Белый цвет у снежинок происходит от заключенного в снежинке воздуха, они имеют разные размеры, самая крупная снежинка имела диаметр в 12 сантиметров .Формы снежинок разнообразны – их вариации более пяти тысяч. Разработана даже специальная Международная классификация, в которой снежинки объединяют в десять классов.
Международная классификация снежинок
Классификация Уильяма Скорсби
Классификация Укисиро Накая
· Кристаллы с плоскими элементами
· Комбинации из плоских и столбчатых кристаллов
Снежинки в природе существуют самые разнообразные, они чудесные, загадочные и красивые.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому – то снег и называют часто пушистым, он покрывает землю пышным белым одеялом. А в солнечный зимний денек я часто замечала, что снег под ногами скрипит, оказывается, это ломаются маленькие лучики холодных звездочек, а так как ломается их сразу много, поэтому слышится такой громкий треск под ногами.
ЗНАЧЕНИЕ СНЕГА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Изучив свойства снега, я задумалась, как же животные используют их, чтобы вести активный образ жизни?
1. Если снег белый, значит, нужно быть белого цвета, чтобы быть незаметным. Именно поэтому для многих животных, живущих на поверхности снега, цвет тела становится решающим. Причем решающее значение цвета тела имеет так для хищников (им нужно незаметно подкрадываться к жертве), так и для других животных (им нужно замаскироваться на снегу от хищников). Например:
ØЛаска и горностай зимой становятся белыми, у горностая только кончик хвоста остается черным. Зимой они ловко передвигаются под снегом, нападая в сугробах на глухарей и тетеревов.
2. Если снег рыхлый, то под ним возможна жизнь. Именно это свойство снега используют рябчики, тетерева, глухари. Они ныряют в снег с головой, делают себе убежища, угнездившись, закрывают норку снегом, так и ночуют. А еще в рыхлом снегу можно делать ходы мелким и маленьким животным. Именно это и делают мыши-полевки. Крупным животным по рыхлому снегу передвигаться трудно. Лоси, олени будут вязнуть в снегу, не смогут быстро убежать от хищников и станут легкой добычей. А по утрамбованному снегу они передвигаются очень быстро, но спрятаться под ним труднее, приходится потрудиться, чтобы раскопать себе небольшую норку и спрятаться от хищника, укрыться на ночлег или откопать себе под снегом еду (корешки, оставшиеся растения).
3. Снег непрозрачный, значит, под ним можно прятаться и жить под ним можно с любым цветом шерсти. Именно это и делают мыши-полевки, цвет тела для них значения не имеет, так как они живут под снегом, где активно бегают, едят сохранившиеся растения. А лисицы могут определить их только на слух.
4. Снег холодный. Но как же животные могут жить в снегу или на его поверхности? Оказывается, не все животные могут жить на снегу или под ним. Насекомые, черви, лягушки не могут вырабатывать и сохранять достаточно тепла и противостоять холоду, их называют холоднокровными, они не могут жить в снегу. А вот звери и птицы вырабатывают и сохраняют тепло, поэтому могут жить на снегу, их называют теплокровными. Именно поэтому, жить в снегу или на его поверхности могут только теплокровные животные, они имеют теплое тело и противостоят холоду.
5. Снег тает, но животные и птицы могут жить под снегом и передвигаться по нему, а шерсть и перья не намокают, так как выполняют теплоизоляционную роль. Тепло плохо проводится этими покровами, поэтому животные у самой кожи и снаружи остаются холодными. Если же снег все-таки подтаял, то от намокания их предохраняет слой жира, который покрывает шерсть и перья. Именно поэтому глухари, рябчики, тетерева живут в снегу и не намокают. Рысь, лисица, ласка легко передвигаются по снегу и не опасаются, что их шерсть намокнет.
СВОЙСТВА СНЕГА
1. Снег белого цвета, это я определила с помощью эксперимента. Я взяла 5 листов разного цвета: белый, синий, зеленый, коричневый и красный. Разложила их на снегу и стала от них удаляться, оказалось, что самым первым перестает быть заметным белый лист, а дольше всех виден лист красного цвета.
2. Выпал снег, человеку он по колено, а животным от этого хорошо. Я подумала, как же животные могут жить под снегом и передвигаться по нему? И провела эксперимент: в березовой роще я попыталась пройти по сугробам, только что выпавшего, неутрамбованного снега, оказалось, что он очень рыхлый, в него легко закапываться и прятаться. Но мне было тяжело передвигаться по такому снегу. Я часто проваливалась, и было трудно передвигаться. А это значит, что для больших животных рыхлый снег может вызвать затруднения при передвижении. А по утрамбованному снегу передвигаться мне стало намного легче, но раскопать снег значительно труднее и зарыться в него очень сложно.
Вывод:снег бывает рыхлым и утрамбованным, в рыхлый снег легко закапываться и прятаться.
3. Снег непрозрачный, это я смогла определить с помощью эксперимента. Я положила на снег листы разного цвета: белый, синий, зеленый, коричневый и красный. Засыпала листы слоем снега, их стало не видно.
Вывод: снег непрозрачный, предмет под снегом не заметен и может быть любого цвета.
4. Во время прогулок зимой, даже в теплую погоду, я замечала, что без рукавиц долго играть в снежки невозможно, с горки кататься можно только лишь пока у тебя сухая одежда, дальше ты начинаешь замерзать, значит, снег холодный.
Вывод:снег холодный.
5. Когда снег берешь в руки, от тепла он начинает таять, можно сделать вывод, что от теплого тела животного снег тоже нагревается и тает, шерсть становится мокрой. Я провела эксперимент: пошла со своей кошкой гулять. Когда она напрыгалась в сугробе, я проверила ее шерсть и оказалось, что шерсть не вся пропускает снег, у кожи она осталась абсолютно сухой, а если она не пропускает до конца снег, то и тепло шерсть может пропускать не все, поэтому животные не становятся мокрыми под снегом.
Вывод: от тепла (теплого тела) снег нагревается и тает.
Я выдвинула гипотезу-сравнивая окраску животного летом и зимой, мы можем предположить его образ жизни. Например:
ØБурый медведь: окраску не меняет. Почему? Можно предположить, что он:
· Живет под снегом, где активно бегает, как полевка – нереально, он слишком большой для этого
· Живет активно на поверхности снега, но прятаться или подкрадываться ему будет сложно, он большой и заметный
· Зимой неактивен, где-то надежно прячется всю зиму
· На зиму уходит в теплые края, где нет снега
Все предположения, кроме первого могут существовать, поэтому чтобы узнать, как же зимует медведь нужно познакомиться с литературой. Медведь с осени начинает копить жир на зиму и выбирает себе место для берлоги в самых глухих местах леса. Убежище он выстилает еловыми ветками, мхом, сухой травой и корой. Берлоги бурого медведя могут быть устроены по разному. Таким образом, медведь всю зиму спит, его не видно, поэтому окраску он не меняет, следовательно, правильно наше третье предположение.
ØЗаяц-беляк: окраску меняет с бурого на белый цвет. Почему? Можно предположить, что он:
· В спячку не ложиться, белый цвет имеет для того, чтобы незаметно подкрадываться к жертве и охотиться на других животных
· Всю зиму активен, подвергается нападениям, поэтому имеет маскирующую окраску
Вывод: верно второе предположение, так как заяц растительноядное животное и охотиться не может, а окраску меняет, чтобы прятаться от хищников.
Следовательно, может выдвигать различные предположения, а подтвердить или опровергнуть их поможет специальная литература. Таким образом, свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных зимой. Некоторые свойства животные приспособились использовать: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого некоторым из них приходится на зиму изменяться или вести иной, чем летом образ жизни. Зная, как изменяется или не изменяется животное зимой, можно предположить его зимний образ жизни.
СНЕГ – ПОКАЗАТЕЛЬ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ
Снег – это чуткий показатель загрязненности. Оказывается, при образовании снежинок в кристаллы уже попадает пыль и копоть из атмосферы, затем, когда снежинки приземляются на поверхности, то захватывают еще и различные примеси, количество примесей зависит от степени загрязненности атмосферы в том или ином месте. Соответственно, можно сделать вывод, что на землю снег попадает уже в значительной степени загрязненный. Я решила исследовать снег в нашем селе. Для этого я использовала универсальные индикаторные бумаги, которые помогут определить степень загрязненности снега.
Я сделала отбор:
ØСвежевыпавшего снега в березовой роще
ØПласта снега, накопившегося в течение длительного времени во дворе
ØСнега у котельной
Я поместила снег из березовой рощи в стакан№1, с двора в стакан №2 и от котельной №3. Когда снег начал таять, то невооруженным взглядом стало видно, что в стакане с №3 огромное количество копоти, черных примесей. В стакане №2 при таянии снега стали заметны слои, которые отличались по цвету, размеру. Снег из стакана №1 на первый взгляд казался чистым. Затем я дождалась, когда снег растаял окончательно, и опустила в каждый стакан универсальные индикаторные бумаги, сразу положила их на белую поверхность и сравнила с о шкалой оценки. Вот, что у меня получилось: в стакане №1 (роща) полоска окрасилась в желтый цвет, что означает нейтральную среду. В стакане №2 (двор) полоска стала светло-желтого цвета и это значит, что Рhсреда кислая, а в стакане №3 (котельная) полоска приобрела оранжевый цвет, значит, Рhсреда щелочная и что снег сильно загрязнен. После рассмотрения снега я занесла результаты в таблицу:
Источник