- В. Шефнер «Середина марта»
- Презентация к уроку литературного чтения 3 класс ПНШ Контраст. Хокку. Н. Матвеева Гуси на снегу
- Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку литературного чтения 3 класс ПНШ Контраст. Хокку. Н. Матвеева Гуси на снегу»
- Чем мартовский снег отличается от февральского и январьского?
- Рассказ чем человек отличается отличается от животного?
- Помогите написать сочинение по картине Юона : «мартовское солнце»?
- Запишите описание февральского снега как автор называет снег?
- Как сияет снег?
- Каким маслом смазали часы Болванщик и Мартовский Заяц из Алисы в стране чудес?
- Каким маслом смазали часы Болванщик и Мартовский заяц?
- Каким маслом смазанный часы болванчик и мартовский заяц?
- Каким маслом смазали часы Болванщик и Мартовский Заяц?
- Каким маслом смазали часы Болванщик и Мартовский Заяц?
- Помогите мне написать по картине рассказ мартовский снег?
В. Шефнер «Середина марта»
Название | В. Шефнер «Середина марта» |
Дата публикации | 20.01.2014 |
Размер | 60.55 Kb. |
Тип | Урок |
lit-yaz.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 станицы Передовой Отрадненского района Литературное чтение 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Автор Пруткова Валентина Сергеевна учитель начальных классов Тема урока: В.Шефнер «Середина марта» Вид урока: изучение нового материала. Цель: формирование представления о поэзии и живописи как особом взгля-де авторов на мир, особом переживании мира, развитие способности видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические и жи-вописные образы. Задачи: развитие умения детей ориентироваться в тексте и подтверждать свои выводы, обращаясь к нему, развитие у детей поэтического слуха, спо-собности эмоционально откликаться на прочитанное, воспитание любви к поэзии и живописи. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, карточки для рефлексии. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Ребята, волшебница Анишит Йокоповна предлагает сравнить хокку двух японских поэтов: Дзёсо и его учителя Басё, найти в них олицетворения. В этом нам помогут Маша и Миша. (Слайд 2). И поля, и горы — Снег тихонько всё украл. Сразу стало пусто. (Перевод Веры Марковой) (Слайд 3). Ей только девять дней. Но знают и поля, и горы: Весна опять пришла! (Перевод Веры Марковой) (Слайд 4). Найдите в этих стихотворениях олицетворения. В первом хокку одно олицетворение, а во втором – несколько, — сказала Маша. (Слайд 5). А как вы думаете? (В первом – «Снег украл», во втором — «Знают и поля, и горы» и «Весна пришла»). Сравни слова, выделенные цветом. В одном случае они представляют со- бой олицетворение, а в другом – нет. Объясните, почему? (Во втором сти-хотворении поэт поля и горы наделяет чертами живого одушевлённого лица, а в первом – нет). Поэты и писатели часто прибегают к олицетворениям. Кто объяснит, поче-му? – спросила Анишит Йокоповна. Вы сможете объяснить? Помните: это связано с тем, как люди с богатым во-ображением воспринимают мир природы. (Слайд 6). III. Работа по теме урока. ^ 1. Знакомство со стихотворением Вадима Шефнера «Середина марта». А сейчас мы познакомимся со стихотворением Вадима Шефнера «Середина марта». (Слайд 7). Ходит, в высоту подброшенное, Облачко над головой; Как ботинки неразношенные, Снег скрипит на мостовой. День такой сегодня новенький, Он чему-то очень рад, И сосульки, как морковинки, Соблазнительно* висят. И по взгорью к лесу синему Путь-дорога пролегла, Холодна ещё по-зимнему, Да по-вешнему* светла ^ Словарная работа. (Слайд 8). Работа с толковым словарём. Соблазнительный – содержащий соблазн (особую привлекательность), заманчивый. Здесь: соблазнительно – очень привлекательно. Вешний. О времени года, погоде, состоянии природы. Здесь: по вешнему – по весеннему. ^ Работа с текстом стихотворения. (Слайд 7). Найди в тексте подтверждение того, что поэт изображает скорее зимний, чем весенний пейзаж. Прочитай нужные строчки. А теперь перечитай стихотворение и посмотри на него с другой точки зре-ния: отыщи приметы весны в этом зимнем пейзаже. — Какие олицетворения использует поэт?- спрашивает Миша. (Слайд 9). Найди и зачитай сравнения. Какое сравнение кажется тебе необычным? А сейчас прочитаем ещё одно хокку и определим, каким приёмом воспользовался поэт. Уродливый ворон — И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! Здесь сразу несколько противопоставлений, спрятанных в одном! Вы до-гадались, каких? (Сравни предметы по цвету, по возрасту, по красоте). (Слайд 10) ^ 3. Работа с пейзажем. А сейчас вместе с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей мы отправимся в Музейный дом. Там мы познакомимся с пейзажем Игоря Грабаря «Мар-товский снег». (Слайд 11) ^ Рассмотрите внимательно репродукцию картины. (Слайд 12) Чем мартовский снег отличается от январского или февральского? – спросил Миша. А вы знаете ответ на этот вопрос? Рассмотрите снег на репродукции картины «Мартовский снег». Где снег пока ещё ярко-белый и непротоптанный? Где – с большим количест- вом следов, потемневший от оттепели? Где – подтаявший и порыжевший от земли? Можно ли, глядя на снег, прийти к выводу, что на улице ярко светит солнце? С помощью какого приёмы художник помогает нам его увидеть? (тень) Мимо каких деревьев (хвойных или лиственных) селянка идёт за водой? (Слайд 13) — Это неизвестно, сказала Маша. – Мы же видим только стволы! И не совсем понятно: то ли это белые стволы берёз, то ли это стволы хвойных деревьев, белые от снега… — Мы видим не только стволы! — рассмеялся Миша. Вы догадываетесь, что Миша имел в виду? Рассмотрите пейзаж с помо- щью лупы. (Мы видим тени от лиственных деревьев). Какого возраста селянка: это молодая девушка или пожилая женщина? — Мы же не видим её лица! – вздохнул Миша. – Но мы видим как она двигается! – сказала Маша. – Это… (молодая девушка) Что вы можете сказать о походке селянки: она идёт не спеша, степен- но или быстро, стремительно? Как ты думаешь, вёдра пустые или полные? Изображённые вёдра помогают увидеть, что день ослепительно яркий и солнечный? (Слайд 14) ^ Работа в парах. Выдели с помощью рамки фрагменты, в центре которых находится девушка. Наложи рамочку дважды: горизонтально, (Слайд 15) а твой сосед верти-кально. (Слайд 16) Какой фрагмент в большей степени обнаруживает деловитость и стремительность девушки? (первый) Какой фрагмент лучше выявляет красоту зимнего пейзажа? (второй) ^ IV. Закрепление. Самостоятельная работа в тетради . Дети самостоятельно работают в тетради. 1. Чтение текста. Юрий Коваль « Листобой» 2. Задания.
Как можно назвать первую часть? Запиши: (Ночные звуки). А какое название подойдёт для второй части? Запиши: (Утренний холод) 2. Какие звуки слышит герой-рассказчик осенней ночью? Закрась голубым карандашом те слова и выражения, в которых об этом говорится. 3.Найди во второй части текста такие выражения, которые нельзя пони-мать в прямом смысле, а можно понимать только в переносном значении. Закрась эти выражения жёлтым карандашом. (Слайд 17) 4.- Автор придумал необычное, интересное сравнение, — сказала Маша. Ты понимаешь, о каком сравнении говорит Маша? Подчеркни его одной линией. (Слайд 18) Ночью дул листобой – холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом. Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая, листья. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном. К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи листобоя, чётко обозначенные в сером небе битым порхающим листом. Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей. (Слайд 19-20) 1. Вывод. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы познакоми-лись с новыми произведениями и художественными приёмами, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы). Что объединяет эти произведения? (Поэт и художник помогают нам раскрыть тайны красоты окружающей природы). 2. Рефлексия. «Паровозик настроения» Необходимый инструментарий техники: ватман, разноцветный картон, клей. Описание техники. На ватмане изображение локомотива и железнодорож-ного полотна (рельсы). На столе рядом вагончики. Они разного цвета. Крас-ные вагоны – настроение отличное, зелёные – настроение обычное, серые – настроение плохое. Учащиеся решают, какой вагон-настроение выбрать и приклеивают его на железнодорожное полотно (рельсы). Источник Презентация к уроку литературного чтения 3 класс ПНШ Контраст. Хокку. Н. Матвеева Гуси на снегу Просмотр содержимого документа |