Меню

Чем страшен холод птицам зимой

Чем страшен холод птицам зимой

Осенью большинство птиц покидают наши края и улетают зимовать на юг. Есть, конечно, и те, которые остаются. Какие же это птицы? Как им удается выживать в суровых зимних условиях, и почему вообще они здесь решили остаться?

С наступлением холодов природа замирает. Там, где прежде было слышно веселое пение птиц, становится тихо. Черные стрижи, соловьи, пеночки-теньковки улетают в теплые края. Другие виды птиц, несмотря на холода, остаются в родных краях. Они не впадают в спячку, как некоторые млекопитающие, а бодрствуют всю зиму и ведут активный образ жизни. Что это за птицы? Как они справляются с нелегкими погодными условиями и нехваткой корма в зимний период? И почему даже зимой они не покидают свою родину?

Почему птицы не мерзнут зимой

Птицы, будучи теплокровными животными, за счет подвижности своих перьев способны поддерживать постоянную температуру тела в районе 38-43,5°С. Степень взъерошенности оперения меняется в зависимости от температуры окружающей среды. И это не случайно: взъерошенные перья, принимая форму шара, по отношению к поверхности тела, увеличивают толщину теплоизолирующей воздушной прослойки, следовательно, уменьшают потерю тепла. Оперение в данном случае работает по тому же принципу, что и пуховой наполнитель в теплых куртках.

Специальная функция регуляции теплоотдачи присуща и неоперенным конечностям птиц. Поступающая в лапы кровь тут же отдает часть своего тепла возвращающейся венозной крови, при этом охлаждая конечности почти до нуля градусов. Именно этим объясняется тот факт, что кряквы не мерзнут в ледяной воде.

Более того, птицы могут «заряжаться солнечной энергией». Это возможно благодаря наличию более темных участков основания оперения, которые улавливают солнечные лучи и согревают птиц.

Также в холодные ночи птицы могут самостоятельно понижать температуру своего тела. Они впадают в состояние оцепенения, которое значительно замедляет обмен веществ, а вместе с ним и потребление энергии.

Что едят птицы зимой

Для поддержания тепла птицам в первую очередь необходим постоянный приток энергии за счет потребления пищи. Многие насекомоядные птицы включают в свой рацион богатые жирами семена, орехи, зерна, которые являются высококалорийным кормом. Осенью на деревьях и кустарниках созревают ягоды и плоды, которые в зимний период послужат дополнительным, а для некоторых видов птиц и основным видом корма.

Также в зимний период в рацион птиц входят пауки и мелкие насекомые с их личинками, живущие под корой деревьев, между корнями растений или в компостной куче. Так как зимой световой день значительно короче ночи, птицам часто не хватает времени на поиск еды. Именно поэтому еще летом они делают запасы:сойки закапывают в землю желуди, гаички, поползни и хохлатые синицы прячут в щели древесной коры семечки и зерна.

Птицы бывают перелетными и оседлыми и не только

Не все птицы, остаются у себя на родине круглый год. Если домовый воробей и большая синица относятся к так называемым «оседлым» птицам, то свиристель и клест считаются уже «кочующими» – они перемещаются с места на место при наступлении неблагоприятных погодных условий. Есть и «частично перелетные» птицы, например, черный дрозд и рябинник. Некоторые особи или даже целые популяции улетают в далекие края по причине своей генетической предрасположенности. При этом в одном месте могут зимовать сразу несколько различных популяций, или северные сородичи могут облюбовать территорию оставшихся на своей родине южных особей. Так, в наши края прилетают, например, птицы с северных и восточных природных зон.

В период холодов, когда природа впадает в состояние глубокого покоя, начинает действовать жесткий механизм естественного отбора. Слабые особи одной популяции, которые не выдерживают холодных зим, спариваются с более устойчивыми к неблагоприятным природным условиям особями из других мест гнездования, чтобы иметь возможность размножаться дальше.

Читайте также:  Кто отец гарри поттера джеймс или снег

Перелетные птицы превращаются в оседлых

Несмотря на такой жесткий отбор, нельзя утверждать, что перелетные птицы переносят зимний период намного лучше. У одних птиц длительный перелет отнимает много времени и сил, для других он и вовсе представляет собой большой опасности: смена местообитания на время зимовки, плохие погодные условия и охота в Южной Европе и Северной Африке часто осложняют миграцию.

Глобальное потепление и растущее население земли привели к тому, что сегодня все больше и больше птиц перестают мигрировать на дальние расстояния. Так, например, серые журавли остаются зимовать во Франции, вместо того чтобы лететь в Южную Испанию. В Москве стали оставаться на зимовку горихвостки, зарянки и различные водоплавающие виды птиц. Миграционный маршрут перелетных птиц в целом сократился по сравнению с предыдущими годами втрое. Некоторые виды становятся даже оседлыми или совершают лишь незначительные перемещения в период суровых холодов. Для генетически сильных в период миграционной активности перелетных птиц, летающих на длинные расстояния, это может стать настоящей проблемой. Ведь к тому моменту, когда они вернутся из Африки в родные края, лучшие места гнездования будут уже заняты теми, кто остался.

Источник

Консультация «Зимующие птицы»

Изабелла Кесаева
Консультация «Зимующие птицы»

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

• пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать

• рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;

• обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);

• рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

• во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;

• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

• изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

• Каких зимующих птиц ты знаешь?

• Почему они называются зимующими?

• Чем птицы питаются зимой?

• Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

• Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её (синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это. (снегири)

Эта птица так болтлива,

а зовут её (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

1. «Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица»,ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)

2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает».А ворона: «Кар», значит она.,ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)

Читайте также:  Алина гросу по белому снегу минус

3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь»,ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)

4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь»,ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)

5. «Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.

6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.

Голубь (какой) — сизый, неуклюжий, важный.

Снегирь (какой) — нарядный, красногрудый, медлительный…

7. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

8. «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

9. “Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” — важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” — резво прыгают по дорожке

10. «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Перья вороны (чьи)., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи). ,перья голубя (чьи).

Выполните с ребенком следующие упражнения:

1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

2. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

4. Пересказ без опоры на вопросы.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря — короткий толстый)

Читайте также:  Как ехать по мокрому снегу

Какого цвета оперение?

Чем они питаются?

Побелело за окошком:

Все в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрешка –

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть. А. Барто

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А. Барто

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней,

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. А. Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зернышек!

Лэпбук «Зимующие птицы» Представляю вашему вниманию лепбук «Зимующие птицы». Подбирая материал к тематической неделе «Зимующие птицы», я распечатала картинки,.

Лэпбук «Зимующие птицы» Создание лэпбука «Зимующие птицы» стало завершающим этапом проектной деятельности с младшими дошкольниками. Другими словами — это продукт.

Лэпбук «Зимующие птицы» Реализация ФГОС требует от педагогов внедрения в свою практику всё больше новых технологий. Одним из видов проекта является ЛЭПБУК. Подготовка.

Лэпбук «Зимующие птицы» Лэпбук, в переводе с английского, «папка на коленях», представляет собой собранный в одной папке тематический материал в виде различных.

Лэпбук «Зимующие птицы» Чтобы заинтересовать своих воспитанников новыми знаниями, воспитателю необходимо постоянно искать новые идеи. Несмотря на трудоёмкость работы.

Макет «Зимующие птицы» 12 ноября отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ. И к этому дню мы постарались создать для наших малышей макет кормушки с зимующими птичками. Кормушка.

Проект «Зимующие птицы» Информационная карта проекта «Зимующие птицы» Авторы проекта: Корнеева Валентина Владимировна, Назарова Лариса Николаевна. Продолжительность.

Проект «Зимующие птицы» Актуальность. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные.

Проект «Зимующие птицы» Итоговый практико — значимый проект Тема: «Зимующие птицы» по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса.

Проект «Зимующие птицы» Образовательный проект : «Зимующие птицы» Д/С №196, группа «Солнышко» Выполнили воспитатели: Ожева Н. Н., Прилепко Е. А. Образовательный.

Источник

Adblock
detector