- Зимовка в городе: как помочь птицам пережить холода
- Какие птицы живут в городах?
- Сложно ли выжить птицам в городе зимой?
- Что вообще едят птицы зимой?
- Чем питаются птицы в городе?
- Люди чаще всего кормят птиц хлебом. Это нормально?
- Значит, хлебом кормить можно. А каким?
- Можно ли давать птицам остатки еды?
- А какой корм для птиц зимой будет самым-самым полезным?
- Что нельзя давать птицам ни в коем случае?
- Когда начинать кормить птиц?
- Где лучше кормить — во дворе или в парке?
- Какие должны быть кормушки?
- Консультация «Зимующие птицы»
Зимовка в городе: как помочь птицам пережить холода
Можно ли кормить птиц хлебом и остатками с нашего стола, где развешивать кормушки и что такое «птичье печенье» — об этом рассказывает орнитолог Нина Садыкова, кандидат биологических наук и основатель проекта популяризации орнитологии EkaterinBird.
Какие птицы живут в городах?
В городах на зиму остаются спутники человека — голуби и воробьи; многие всеядные врановые; некоторые семеноядные птицы вроде щеглов и чечеток; а также дятлы, поползни, пищухи и разные виды синиц . В каждом регионе свой набор зимующих птиц, и он со временем изменяется — например, в Москве или Питере много обыкновенной лазоревки, а в Екатеринбурге она начала встречаться лишь недавно, в сибирских городах ее нет вовсе, зато там есть прекрасные длиннохвостые снегири — урагусы, о которых в европейской части России мало кто слышал.
Сложно ли выжить птицам в городе зимой?
Птицам в принципе зимой довольно сложно. Мало того что вся их еда — или под снегом, или куда-то спрятана, так еще ее и нужно гораздо больше, чем летом. Для того чтобы поддерживать высокую температуру тела, птицам необходимо очень много есть, поэтому зимой они потребляют значительно больше калорий. Так что на зиму могут оставаться только те птицы, которые способны добыть себе пропитание .
Что вообще едят птицы зимой?
Все! Любую калорийную пищу. В основном это семена и плоды деревьев, кустарников и высокой травы, которая торчит над снегом.
Многие птицы едят почки. Есть относительно небольшая группа птиц, которая ест насекомых, — это дятлы, поползни, пищухи и синицы . Они достают из-под коры и из ее трещин зимующих там жучков и букашек. Такие птицы очень важны для деревьев, для леса — так они вычищают деревья от всевозможных вредителей. Благодаря этим пернатым лес за зиму очищается от паразитов . Состояние леса или парка в огромной степени зависит от того, будут ли деревья зимой обработаны дятлами и синичками от насекомых. Разумеется, эти насекомоядные птицы и семенами зимой тоже не брезгуют.
Чем питаются птицы в городе?
Город привлекает птиц обилием пищи — той, что производит человек. Даже если не подкармливать птиц в кормушках, они все равно найдут себе еду — на помойках, например. Вообще в городе еда — она везде. Поэтому птицы и слетаются в города, особенно зимой, когда в лесу найти пищу сложно.
Люди чаще всего кормят птиц хлебом. Это нормально?
Нормально! То, что хлеб вреден для птиц, — это миф. Хотя под ним и есть некоторые основания. Действительно, хлеб — плохая пища для птенцов. Если воробьев и синиц подкармливать хлебом в летнее время, они начинают выкармливать им своих птенцов. На стадии, когда у птенцов формируется костяк и оперение, такая еда вредна и может привести к дефектам в развитии, ведь хлеб — это чистые калории без аминокислот и без белка. Поэтому, чтобы не навредить птенцам, летом птиц вообще лучше не кормить, в это время им вполне хватает естественных кормов.
Но это не касается зимней подкормки — тогда как раз и нужны эти быстрые калории, чтобы «топить» организм и поддерживать высокую температуру тела в условиях холода.
Значит, хлебом кормить можно. А каким?
И белым, и черным, и сухим, и свежим — любым. Даже если хлеб чуть-чуть подернулся плесенью, это не страшно. Уткам и другим водоплавающим птицам хлеб вообще очень хорошо подходит в качестве зимнего прикорма — подсушенный, он не сразу тонет в воде, а еще некоторое время плавает: птицам это удобно.
Можно ли давать птицам остатки еды?
Это еще один миф, что животным и птицам нельзя давать еду с нашего стола. Как будто животные и люди прямо совсем уж разными вещами питаются. На самом деле наша еда много кому подходит. Всякие пищевые остатки, огрызки, косточки, хрящики — все это лучше кому-нибудь скормить . Если мы это не отдадим собакам, кошкам или птицам, то пищевые отходы съедят крысы.
А какой корм для птиц зимой будет самым-самым полезным?
Зимний корм должен быть калорийным. Поэтому та же морковка зимой не так уж и хороша, потому что не слишком питательна. Самый универсальный и хороший подкорм для большинства наших зимующих птиц — это семечки. Нежареные, несоленые подсолнечные семечки. В шелухе или без шелухи — не важно. Их можно дополнять любыми другими семечками, семенами и крупами — подойдут и овсяные хлопья, и пшено. Рис лучше не давать: он слишком твердый . Подпорченная крупа, если в ней завелся жучок, — идеальный вариант, ее надо обязательно отдавать птицам. Они все съедят, а за жучков и личинок вам только спасибо скажут.
Синиц и других насекомоядных птиц можно порадовать салом. Только берите несоленое и не копченое. Его можно подвесить на ниточке, засунуть в щелки дерева, положить в кормушку или даже приколотить куда-то кусок шкуры с салом — это будет прекрасная подкормка. Подойдет любой животный жир — сливочное и топленое масло, куриная шкурка с жирком.
Что нельзя давать птицам ни в коем случае?
Почти ничего такого съедобного нет, чтобы прямо вообще нельзя. Конечно, нельзя давать слишком соленое, жареное или копченое, а также очень сильно испорченный продукт.
Когда начинать кормить птиц?
Можно начинать с наступлением первых холодов, хотя осенью корма еще довольно много. Самая острая нехватка пищи начинается с морозами, в январе, и продолжается до марта-апреля, пока не сойдет снег.
Где лучше кормить — во дворе или в парке?
Кормить можно там, где вам нравится. Единственное, не стоит делать это прямо перед домом, чтобы птицы не загаживали подоконники. То же касается и припаркованных машин. Но вот близость детской площадки — это не проблема, птицы для детей не вредны и не опасны.
Какие должны быть кормушки?
Если вы просто повесили кормушку и не собираетесь за ней следить, делайте ее из разлагающихся материалов — из дерева или фанеры. Тогда, даже если она испортится и упадет, просто сгниет и все. Лучше не развешивать в лесу пластиковые бутылки — так вы замусориваете парк или лес пластиком. Конечно, на собственном участке кормушка может быть любой.
Есть кормушки, защищенные от крупных птиц, норвящих всё «смести», ничего не оставив пернатой «мелочи», — например, кормушки с дозаторами или сетчатые, где нужно по чуть-чуть выклевывать через сетку.
Прекрасная экологичная кормушка — «птичье печенье». Она одноразовая, от нее не остается никаких следов. На петельке или веревочке вешается смесь семян и крошек, залитая жиром, например вытопленным свиным салом. После того как жир застынет, такие шарики можно повесить на дерево. Если не хотите кормить голубей и ворон, повесьте угощение на веточку потоньше — там большим птицам будет неудобно .
А под Новый год можно сделать настоящую синичью елочку: развесьте «печенье» как елочные игрушки и ждите — птицы обязательно прилетят!
А как вы помогаете птицам пережить холода?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Консультация «Зимующие птицы»
Изабелла Кесаева
Консультация «Зимующие птицы»
Консультация для родителей
«Зимующие птицы»
• пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
• рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
• обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
• рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
• во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
• изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это. (снегири)
Эта птица так болтлива,
а зовут её (сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
1. «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица»,ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)
2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает».А ворона: «Кар», значит она.,ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)
3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь»,ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)
4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь»,ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)
5. «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.
6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Голубь (какой) — сизый, неуклюжий, важный.
Снегирь (какой) — нарядный, красногрудый, медлительный…
7. «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
9. “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” — важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” — резво прыгают по дорожке
10. «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Перья вороны (чьи)., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи). ,перья голубя (чьи).
Выполните с ребенком следующие упражнения:
1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
2. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
4. Пересказ без опоры на вопросы.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря — короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Чем они питаются?
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А. Барто
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Сколько гибнет их — не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Барто
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А. Барто
Упражнения для пальчиков:
«Птицы в кормушке»
Птицы к дому подлетели Два больших пальца обхватывают друг друга,
Остальные делают взмахи, как птица крыльями
На кормушку птички сели
Держим одну ладонь параллельно груди
Стали зернышки клевать Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони
И головками кивать Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями рук
«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!
Лэпбук «Зимующие птицы» Представляю вашему вниманию лепбук «Зимующие птицы». Подбирая материал к тематической неделе «Зимующие птицы», я распечатала картинки,.
Лэпбук «Зимующие птицы» Создание лэпбука «Зимующие птицы» стало завершающим этапом проектной деятельности с младшими дошкольниками. Другими словами — это продукт.
Лэпбук «Зимующие птицы» Реализация ФГОС требует от педагогов внедрения в свою практику всё больше новых технологий. Одним из видов проекта является ЛЭПБУК. Подготовка.
Лэпбук «Зимующие птицы» Лэпбук, в переводе с английского, «папка на коленях», представляет собой собранный в одной папке тематический материал в виде различных.
Лэпбук «Зимующие птицы» Чтобы заинтересовать своих воспитанников новыми знаниями, воспитателю необходимо постоянно искать новые идеи. Несмотря на трудоёмкость работы.
Макет «Зимующие птицы» 12 ноября отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ. И к этому дню мы постарались создать для наших малышей макет кормушки с зимующими птичками. Кормушка.
Проект «Зимующие птицы» Информационная карта проекта «Зимующие птицы» Авторы проекта: Корнеева Валентина Владимировна, Назарова Лариса Николаевна. Продолжительность.
Проект «Зимующие птицы» Актуальность. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные.
Проект «Зимующие птицы» Итоговый практико — значимый проект Тема: «Зимующие птицы» по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса.
Проект «Зимующие птицы» Образовательный проект : «Зимующие птицы» Д/С №196, группа «Солнышко» Выполнили воспитатели: Ожева Н. Н., Прилепко Е. А. Образовательный.
Источник