«Лёд 2»: Рецензия Киноафиши
Когда меня не станет — я буду петь голосами моих детей и голосами их детей.
На экраны выходит продолжение мелодрамы «Лед» с Александром Петровым, Аглаей Тарасовой и Марией Ароновой. Вторая часть трилогии выбирает дату релиза достаточно романтичную — День святого Валентина, однако само настроение и тематика фильма совершенно не подходят под этот эпитет. В картине больше драмы, чем в первой части. Поэтому подходящий ли это фильм в День всех влюбленных, читайте ниже.
Саша и Надя как новые влюбленные строят очень много планов. Туда входят и свадьба, и дети, и просто бесконечное счастье. Жених опаздывает в ЗАГС, но фигуристку больше волнует счет матча, а не то, что на весь процесс у них осталось пара минут. Вот такие два человека, безумно увлеченные хоккеем и фигурным катанием, собираются создать семью. Безусловно, их дети тоже должны встать на лед. Но все заоблачные планы, которые Саша и Надя вместе построили, рушатся в одно мгновение. И молодой хоккеист остается с грудным младенцем совершенно один, еле сдерживая истерику и ручьи слез, потому что у него на руках сейчас дочь, о которой нужно заботиться. Новоиспеченный отец больше не планирует, не мечтает и просто живет рутиной, пытаясь обезопасить своего ребенка от похода на лед. Потому что именно он разрушил его счастье. Станет ли лед снова тем местом, где живет любовь?
На церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году главной задачей было показать, что из себя представляет Россия и ее жители. Ценности, традиции и культура были лейтмотивом всего шоу. В один момент весь стадион меняется, появляются огромные буквы и формируются в слово «Семья». Собственно, вторая часть «Льда» под руководством Жоры Крыжовникова тоже об этом. Возможно, само слово не было таким уж неожиданным и внезапным, это вполне себе логичный сценарий: «работа — семья — дети». Устаревший формат, но до сих пор работающий. Однако Крыжовников все-таки отказывается от всякого клише и классического представления семьи. Да, он бы с удовольствием продолжил историю про настоящую nuclear family, но жанр надо все же дальше развивать. Саша остается один с грудным ребенком после смерти Нади. Абсолютно немощный, убитый горем, со стеклянными глазами, он даже не знает, чем кормить свою дочь. Здесь встает вопрос, а чем он занимался девять месяцев, пока его супруга вынашивала ребенка? Думаю, несмотря на тяжелый график хоккеиста, сделать пару запросов в Google не составило бы труда. В принципе это логичная реакция, Крыжовников в своей истории не скрывает, что большая часть российского отцовства находится в каком-то неведении, что должно происходить после рождения ребенка. Поэтому герою Александра Петрова предстоит вступить на лед и принять участие в самом сложном матче своей жизни, выступая в роли отца-одиночки. Такой бытовой образ еще не был тщательно разобран в российском кинематографе. Сколько историй про таких матерей наши экраны уже показали, но не про отцов.
Хоккеист абсолютно один. Он теряет карьеру из-за эгоизма тренера и товарищей. Такое ощущение, что человеческий фактор у них абсолютно отсутствует, и они все предстают как типичные герои-злодеи из какой-нибудь сказки. Собственно, почему, если Саша своими усилиями всегда помогал команде выйти вперед? Эгоизм — болезнь XXI века все-таки. Люди используют себе подобных для собственной выгоды, а когда они уже не представляют никакой пользы — легче всего избавиться. Здесь и начинается самая главная драма фильма.
Саша встречает таких людей в течение всего своего отцовства. Как будто понятия «безусловной любви» вообще никогда не существовало. В итоге ему с дочерью приходится жить в этом эгоистичном мире, совершенно не думая о себе. Такое отношение к собственной персоне приводит работников опеки в его дом, и их действия напоминают какой-то абсурд. Вообще сотрудники данной инстанции являются самыми реалистичными персонажами в этой картине. Сколько новостей можно прочитать на эту тему, и часто причины разъединения семьи выглядят абсолютно нелогичными, превращаясь почти в фантастику. В ответ они могут только извиниться и, улыбаясь, сказать: «Это моя работа».
В таком круговороте безразличия и холодности Саша пытается выжить со своей дочерью. Хоккей, фигурное катание и замерзший Байкал давно забыты. Реальность и бытовуха не дают возможность вдохнуть полной грудью. Бесконечная нервотрепка, стойкое выражение лица, а потом возможность где-то в углу пустить горькую слезу. Да, мужчины тоже плачут, это нам уже доказал Сергей Лазарев в своей песне Scream на минувшем «Евровидении». Так при чем же тут День святого Валентина? Конечно, это удобная дата с точки зрения кинодистрибуции и маркетинга. Однако фильм все-таки тоже про любовь, только совсем иную — такую, которую можно встретить лишь в семье. Это чувства отца к дочери, это эмоции тренера к ребенку любимой спортсменки, это просто мимо проходящие люди, которые видят человека в сложной ситуации и хотят помочь без какой-либо выгоды. Безусловная любовь без каких-либо требований – это абсолют внутри семьи. Саша позволяет своей дочке вступить на лед, веря в ее невероятный талант. Поэтому прекрасное далеко для нее больше не выглядит таким жестоким, и петь эту песню она готова уже без слез на глазах. Потому что все, что они делают на льду, называется Любовью.
Если на предыдущей картине большинство зрителей проливали ручьи слез, то для второй части вам понадобится гораздо больше носовых платков. Но если вы хотите сходить со своей второй половинкой на свидание — выбирайте другое кино. Здесь надо думать, а не целоваться.
Источник
Между нами тает лёд: рецензия на фильм «Лёд 2»
Удачный сиквел невыносимого оригинального мюзикла, который может испортить вам 14 февраля.
Трейлер
Раздолбай-хоккеист Саша и фигуристка Надя наконец-то поженились. Но если герой Петрова продолжает нарезать круги на льду и выбивать зубы, то для девушки спорт уже не в приоритете: она готовится стать матерью. В приватном разговоре лечащий врач говорит Наде, что из-за старых травм роды опасны и для неё, и для ребёнка. Героиня скрывает это от мужа, идёт на риск и — как итог — после тяжёлой операции выбывает из сюжета (который вообще-то изначально был о ней). Теперь Саша — не только главный бомбардир «Байкпроммаша» и фанат «Звёздных войн», но и, что хуже, вдовец и отец-одиночка.
Кадр из фильма «Лёд 2»
Замена Олега Трофима на Жору Крыжовникова франшизе определённо пошла на пользу. Во-первых, потому что как режиссёр Крыжовников калибром масштабнее и опытнее (кто бы как ни относился к «Горько!» и последующим, чаще неудачным попыткам автора повторить успешную формулу, его стиль хотя бы индивидуален), во-вторых, потому что он уже имел опыт работы с мюзиклами. Хотя как раз в случае и «Самого лучшего дня», и «Льда» с его сиквелами проще называть такие фильмы «караоке- комедиями». Правда, в смысле ироничном, почти пренебрежительном, потому что вставки музыкальных эпизодов часто врываются в повествование грубо и неоправданно, будто кто-то спонтанно попросил друга-диджея поставить любимый трек, а плейлист был полностью позаимствован из репертуара сельской дискотеки.
Кадр из фильма «Лёд 2»
Раздражающего Крыжовникова здесь, к счастью, меньше, чем могло быть. Джампкаты режиссёр впервые за долгое время использует там, где им самое место: в моментах с дезориентированным Петровым, впервые столкнувшимся с отцовством и пытающимся одновременно заварить детское питание, уследить за ребёнком и, что важнее, не сойти с ума. Также он сторонится и своего излюбленного «народного» юмора с персонажами-хабалками и алкогольным угаром. Есть, правда, один момент с пьяным тренером хоккейной команды, но в исполнении излюбленного крыжовниковского актёра Сергея Лавыгина (Сеня из «Кухни») даже этот эпизод в контексте всего фильма очаровывает.
Кадр из фильма «Лёд 2»
Крыжовников наконец-то отходит от наследия постгорьковского периода, продолжая то, что начал в полнометражном дебюте и недавно вышедшем щемящем мини- сериале «Звоните ДиКаприо», который рассказывал об артисте с подозрением на ВИЧ, — работает над трагикомичной стороной своих историй. В этом плане, пожалуй, самый обескураживающий момент происходит, когда после важной победы Саша в раздевалке узнаёт о смерти жены. Радостные сокомандники, не зная о горе товарища, вламываются к нему в каморку, обливают шампанским и начинают подбрасывать мертвецки бледного Петрова на руках в слоу-мо.
Кадр из фильма «Лёд 2»
Для праздничного фильма (он выходит на 14 февраля, очевидно, неслучайно) «Лёд 2» вообще слишком пессимистичен. Вместо конвенциональной спортивной драмы о преодолении себя и мелодраматических коллизий о любви скромной девушки и «быдла» — кино о трауре, потере родительских прав и нежелании меняться даже ради ребёнка. Вместо глупых немотивированных вставок Земфиры и Богдана Титомира — всё такие же глупые, но резко контрастирующие с трагичным контекстом песни «Иванушек International» и Басты, чья «Сансара», кажется, взяла в заложники российский кинематограф. Крыжовников переиначивает концепт олдскульной слащавой любовной истории и лишает её всякой наивности: за чередой случайных встреч и киношных совпадений из первой части следует бескомпромиссная реальность, готовая лишить семью матери, а у глупого безответственного отца навсегда отнять дочку.
Кадр из фильма «Лёд 2»
Едва ли этого все ждали от продолжения фильма, где все зрители на ледовом стадионе — эдакий бог из машины — хором исполняли мотивирующую песню «Лететь», а для любви было достаточно столкнуть Аглаю Тарасову, прикованную к коляске, с горки. Фантастические, почти сказочные моменты у Крыжовникова обрываются ещё до появления титра с названием фильма — во время бракосочетания героев. Дальше — лишь серая цветовая палитра из «Звоните ДиКаприо!» и докучливый образ байкальского льда из оригинала.
С другой стороны, назвать «Лёд 2» чем-то радикально новым тоже не выходит. Просто на фоне первой части любое оригинальное решение Крыжовникова выглядит в сто раз приличнее. Это фильм, отлично работающий в контексте, в связке с предшественником, потому что наглядно показывает, как просто было избавиться от неуместного инфантилизма и перекроить бородатый сюжет. Проблема лишь в том, что даже у Крыжовникова все трагикомичные образы пьяных тренеров, глупых тёщ и быдловатых хоккеистов по итогу выстраиваются для такой же наивной душеспасительной истории о любви к детям и христианском всепрощении.
Источник
Лёд 2. Жёсткая социальная драма об угнетении мужчин в России
Первый «Лёд» вышел ровно за два года до второго, 14 февраля 2018 года, и оказался большим кассовым успехом: сборы картины в России превысили бюджет ровно в десять раз, составив полтора миллиарда рублей. По правилам киноиндустрии это означает обязательное продолжение, вот только фильм режиссёра-дебютанта Олега Трофима казался настолько завершённым, что придумать вариант развития сюжета было не так-то просто.
Напомним, что в финале картины герои Александра Петрова и Аглаи Тарасовой обрели долгожданное счастье друг с другом, пережив до этого все возможные взлёты и падения, так что для того, чтобы сохранить уровень драмы и при этом избежать самоповторов, нужно было изобрести что-то очень увесистое.
Сразу скажем, что в этом создатели преуспели: зрителя, ожидающего позитива и любви (ведь День всех влюблённых на дворе, а на постере сердечко!), с самого начала окатывают ушатом холодной воды. Далее по тексту следуют СПОЙЛЕРЫ, так что тем, кто не хочет с ними знакомиться, рекомендуем пролистать до главы «Что это было?».
Из зачина своего фильма создатели и не делали секрета: уже из трейлеров становится понятно, что героиня Тарасовой умирает, оставляя своего мужа-Петрова наедине с их маленькой дочкой. Это само по себе смотрелось довольно необычно, но суровости добавляет и то, как именно умерла фигуристка Надя Лапшина: она предпочла не говорить супругу-хоккеисту Саше Горину про вероятность столь печального исхода, до конца уверяя его, что с ней всё замечательно, и в результате удар для него оказался максимально болезненным. Но и это было только начало.
Беда не приходит одна
После смерти героини Тарасовой никакой романтической любви вы в фильме не увидите в принципе, так что его выход 14 февраля может объясняться чем угодно (например, днём рождения режиссёра Жоры Крыжовникова), но не «святым Валентином». Вместо этого вас шокируют длительным зрелищем измывательств окружающих над персонажем Петрова и его дочерью.
Героически собравшись и растя девочку в одиночестве, Саша Горин лишается работы, так как не смог сыграть в финале какого-то турнира, потому что ему не с кем было оставить младенца (его хоккейный клуб даже не сподобился нанять своему лучшему игроку няню). Из-за внезапной и трагической смерти жены герой излишне оберегает маленькую Надю, в результате чего сталкивается со зловещими «сотрудниками опеки».
Уже в первый свой визит они зачем-то хотят забрать у него ребёнка, а когда дочка подрастает, всё-таки добиваются своего: героя Петрова в судебном порядке ограничивают в родительских правах, когда он с девочкой попадает в аварию (чему способствует добренькая женщина-тренер в исполнении Марии Ароновой, прибирающая Надю себе).
Мало того, ему почему-то запрещают видеться и хоть как-то общаться с дочерью. В результате мы наблюдаем, как оба страдают от невозможности написать друг другу хотя бы смску, а окружающие им «сочувствуют»: «Ну не положено, ну что делать, вот будет апелляция, надо подождать…».
В итоге Горин «исправляется», снова начав играть в хоккей, однако во время сюрреалистичного апелляционного суда его окончательно лишают родительских прав, так что даже зловредная героиня Ароновой начинает причитать: «Вы чего, я же ничего такого не хотела, как же так-то, Сашенька».
Но суд уже сделал своё дело и «удалился». Маленькая Надя, услышав, как папа в приступе рефлексии от неё «отрёкся», идёт топиться на Байкал, однако её удаётся спасти. Это уже финал картины — остаётся ещё маленькая сцена хэппи-энда, когда девочка катается на коньках, так что всё вроде бы заканчивается хорошо.
В итоге зритель смотрит фильм, главное содержание которого в том, что государство портит жизнь отдельно взятой семье и чуть не доводит ребёнка до суицида. Это дополняется трогательными моментами любви отца и дочери и явно вторичной линией об их занятиях спортом. Ну и, разумеется, герой Петрова всё-таки примиряется с тем, что девочке нравятся коньки и лёд, и через это находит успокоение после смерти жены.
Зритель, под воздействием маркетинговой кампании или первого «Льда» пришедший на что-то «романтическое», получит нечто совершенно другое. Если первая картина была красивой историей любви и одновременно мощной драмой о преодолении ударов судьбы и поиске себя, то в сиквеле остаётся только второй компонент — с заметно ослабленной спортивной составляющей, но зато с резко усиленной социальной.
При этом перед нами не только история вмешательства государства в личную жизнь, но картина «войны полов»: кроме немного карикатурного «хоккейного тренера», Саша Горин — единственный значимый персонаж-мужчина в фильме, вокруг которого роятся тучи женщин, почему-то озабоченных не тем, как бы помочь отцу-одиночке в его нелёгком деле, а тем, как бы его «проучить», «перевоспитать», лишить ребёнка, ну или на худой конец женить на себе.
Причём любой отец в России, который попадал в хоть немного схожую ситуацию, подтвердит, что так оно и происходит в действительности: во всём, что касается детей, здесь установлен жесточайший матриархат, считающий мужчин каким-то недоразумением, которое на пушечный выстрел нельзя подпускать к воспитанию и уходу за ребёнком.
В целом «Лёд 2» безусловно слабее первой части. Это тоже мюзикл и здесь герои тоже исполняют узнаваемые народные хиты, но получается менее оригинально и проникновенно, чем в фильме Олега Трофима. Например, Саша Петров сказал, что к съёмкам сиквела он научился петь, но лучше бы он этого не делал: если в первой части его «безголосое» исполнение «Кукушки» Цоя выглядело уникальной творческой находкой, то теперь он просто неплохо поёт.
Да и сами песни стали предсказуемее: «Сансара» Басты в финале прямо-таки оглушает своей очевидностью (при том, что и её «засветили» в трейлере). Как это ни странно, но первый «Лёд» своим размахом и оригинальностью больше похож на фильм Жоры Крыжовникова, чем второй.
При этом назвать картину неудачной тоже нельзя. Для режиссёра это переход от странных постмодернистских полотен к более классической и даже социальной драме, для Александра Петрова — возможность сыграть человека, попавшего в действительно сложную ситуацию, и продемонстрировать свой талант в глубоко психологичных монологах, а для общества — сигнал о реальной проблеме, в этом обществе существующей, но почему-то не слишком освещаемой на экранах.
За одно это создателей, наверное, стоит поблагодарить. Вот только выпускать этот фильм в День святого Валентина всё равно очень странно.
Источник