Что делают бобры зимой детям

Конспект по экологическому занятию «Бобры-какие они?» для старшей группы

Ольга Кулаева
Конспект по экологическому занятию «Бобры-какие они?» для старшей группы

Конспект экологического занятия «Бобры какие они в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском заповеднике, дать представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, формировать интерес к животным «как братьям нашим меньшим».

Развивающая среда: карточки, фотографии или рисунки с изображением бобра, бобрят, бобровой хатки, бобровой плотины, бобрового погрыза, деревьев (дуб, береза, ель, осина, ольха, ива); карточки для дидактических игр «Убери лишнее»; трафарет-раскраска «Бобр».

1. Беседа «Бобры – какие они

2. Вопросы для закрепления материала

3. Дидактическая игра «Убери лишнее»

5. Лепка бобров для проектной работы «Хатка для бобра«.

Ход занятия

1. Беседа «Бобры – какие они

Загадать детям загадку:

А на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

У него широкий хвост,

Толстый, как подметка,

И плывет он под водой

Прямо как подлодка.

А из бревен под водой

Он построит хатку.

Ну-ка: как его зовут?

(Бобры)

Показать детям карточку или фотографию с изображением бобра. Вместе с ребятами вспомнить, что бобр – «главное» животное Воронежского заповедника. У этого интересного зверька очень красивый и ценный мех – из-за этого его нещадно убивали, и к концу прошлого века бобров оставалось очень мало. Если бы не многолетняя работа заповедника по сохранению бобра, вполне вероятно, что «жил» бы сейчас бобр только в книжках и на картинках. К счастью, сейчас в заповеднике живет много бобров, и их жизни ничто не угрожает.

Рассказать, что бобр живет в лесных речках и озерах, о том, что мех бобра очень густой, теплый и не намокает в воде. Выяснить, для чего бобру такой хвост (С таким хвостом бобру удобно плавать и нырять. Хвост бобра – это и руль, и весло одновременно. Резким ударом хвоста по воде бобр может отпугнуть хищника). Обсудить, для чего бобру перепонки на лапах. Почему их называют «плавательными»? (Бобр – отличный пловец и ныряльщик).

Провести маленький эксперимент – попросить детей затаить дыхание, засечь время. Затем рассказать том, что бобр может не дышать под водой до 15 минут.

Рассказать, для чего бобры валят деревья. Обратить внимание на то, что бобры едят только ветки, кору и листья, а саму древесину не едят, а используют только на хозяйственные нужды (на строительство и ремонт хатки и плотины).

Показать детям карточки с изображением разных пород деревьев, рассказать о том, что древесина у них бывает твердая и мягкая. Обсудить с ребятами, какие, по их мнению, деревья могут прийтись бобрам по вкусу и почему (Бобры используют в пищу кору тех деревьев, которые растут около воды и у которых мягкая древесина. Это ива, осина, ольха, тополь. Кору таких деревья, как сосна, ель, дуб, ясень бобры в пищу не используют).

Спросить ребят, как они думают, едят ли бобры лягушек, рыбу, улиток (Нет, не едят. Бобры питаются только растительной пищей, т. е. корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений). Показать детям рисунок с изображением бобрового погрыза, рассмотреть следы зубов.

Рассказать детям о том, что у бобров очень прочные зубы, которые растут всю жизнь; обратить внимание на их цвет (оранжево-красный). Задать вопрос о том, что можно сказать о бобре, у которого зубы не ярко-оранжевые, а светлые (это говорит о том, что бобр себя плохо чувствует или уже старенький).

Обсудить вопрос о том, почему бобров считают искусными строителями.

Показать детям карточку с изображением бобровой хатки, рассмотреть, как она устроена. Обсудить вопрос о том, может ли в бобровую хатку проникнуть хищник, например, волк, чтобы съесть бобра (нет, не может, т. к. вход в хатку находится под водой).

Попросить ребят представить, что они бобры, сидят в своем домике. Узнать у них, что каждый из них стал бы делать, если бы услышал, что в их хатку пытается пробраться волк, чтобы их съесть (Все дети скажут, что они бы убежали, т. к. выход находится под водой). Тогда спросить их, нет ли среди них таких смельчаков, которые бы не убежали из домика, а остались в нем (Если дети ответят, что таких среди них нет, спросить, почему же они построили себе такое жилище, которое не может их защитить? Рассказать им о том, что бобры строят дом, у которого стены такие толстые и прочные, что никакому волку не по силам его разрушить).

Обсудить с ребятами вопрос о том, что могут делать бобры зимой? Что они должны всю зиму есть? Где они хранят еду? Есть ли у них необходимость выходить на улицу? Удобно ли животным с таким хвостом и лапами передвигаться по снегу? (Зимой бобры не спят, сидят в своем домике, на снег и мороз не выходят. Запас еды (палки, ветки, кусочки коры и др.) сделан ими еще с осени. Все запасы складированы на дне реки. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно, т. к. лапы у них короткие, хвост волочится по снегу, может примерзнуть на морозе).

Рассказать детям, какие бобры хорошие родители (Самец метит и охраняет свою территорию – для этого у него есть специальная железа – «бобровая струя». Самец и самка живут вместе всю жизнь, вместе ухаживают за потомством).

Рассказать, что весной у бобров рождаются малыши (рождаются с открытыми глазками, опушенные, быстро растут). Показать фотографии бобрят.

Обсудить с детьми, кто может быть опасен для маленьких бобрят (серая ворона, щука, волк).

Напомнить детям, что в заповеднике есть музей природы, где можно многое узнать о жизни бобра, а также бобровый комплекс, где все желающие могут посмотреть на живых бобров.

2. Вопросы для закрепления материала

• Как называется бобровый дом?

• Где находится выход из бобровой хатки?

• Оранжевые зубы у бобра – хорошо это или плохо?

• Едят ли бобры рыбу?

• Правильно ли говорить, что бобры питаются деревьями?

• Впадают ли бобры в спячку?

• Где бобры прячут запасы на зиму?

• Как бобр «строит забор» вокруг своего дома?

3. Дидактические игры

«Что ест бобр? Убери лишнее»

-кора осины, червяки, кора ольхи, корешки

-стебли травы, рыба, молодые деревца, корни водорослей

-веточки деревьев, лягушки, кора ивы, кора ольхи

-яблочко, мышка, морковка, зернышки

«Что делает бобр? Убери лишнее»

-плавает, ныряет, спит зимой, бьет хвостом

-грызет кору, охотится на мышей, спит в хатке

-строит плотину, строит хатку, строит гнездо на берегу

-отгоняет врагов, откладывает яйца на берегу, воспитывает бобрят

«Кто быстрей соберет картинку»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)

5. Лепка бобра для проектной работы «Хатка для бобра».

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы Содержание Пояснительная записка 1. Дидактические игры о животных…. 4 2. Дидактические игры о не живой природе….10 3. Дидактические игры.

Командная викторина по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Цветик-семицветик» Задачи: 1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. 2. Закреплять знания детей о природе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию и ручному труду «Какие раньше были куклы» в старшей группе Цели: • Развитие интереса детей к истокам народного творчества. • Формирование представления об изготовлении куклы. • Привитие интереса.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Красная книга Ростовской области» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. «Красная книга Ростовской области» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Какие разные растения» Цель: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях Задачи Образовательные -уточнять и активизировать словарь по теме «Комнатные.

Проект «Как живет байкал» по экологическому воспитанию детей старшей группы ЦЕЛЬ: расширение знаний и понятий о проблемах экологического характера, касающихся оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни..

Проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Природный край Мордовский люби и знай» Проект по экологическому воспитанию для старшей группы: «Природный край Мордовский- люби и знай». Актуальность. Дошкольный возраст – оптимальный.

Сценарий открытого итогового интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Грибы» Цели: закреплять и обобщать знания детей о грибах; развивать память, воображение, наблюдательность; воспитывать экологическую культуру;.

Технологическая карта к занятию «Лесное путешествие» (для детей второй младшей группы) Тема: «Лесное путешествие». Задачи: Обучающие: — продолжать совершенствовать навык детей ходить друг за другом, закреплять умение ходить.

Конспект ООД с детьми младшей группы «Какие разные бывают листочки» ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Конспект ООД с детьми младшей группы «Какие разные бывают листочки» Задачи: 1. Закрепить знание основных цветов. 2. Развивать.

Источник

Как зимуют бобры и чем питаются?

Бобры – крупные грызуны на планете, ценятся своим мехом. Их образ жизни вызывает огромный интерес, так как это умные, трудолюбивые и предприимчивые животные. О том, чем питаются, как зимуют бобры, читайте в статье.

Общие сведения о животных

Местом обитания бобров являются небольшие лесные реки, пруды, болота, заброшенные карьеры, каналы. Главным для этих животных является не слишком глубокое промерзание водоема в зимнее время и не пересыхание в летнее, а также наличие пищи растительного происхождения.

Бобер – это приземистое животное с короткими лапами, которое достигает в длину 1 метр. Его тело покрыто густым мехом приличной длины. Тридцатисантиметровый хвост, напоминающий весло, сплющен, покрыт чешуйками крупных размеров. Он помогает животному плавать, выполнять погружение и маневренные повороты.

Задние лапы имеют перепонки, благодаря которым животное комфортно чувствует себя в воде. Когти у него крепкие и длинные. Уши маленькие, почти не заметны на голове. Но, несмотря на это, грызуны обладают прекрасным слухом. Бобры видят под водой благодаря надежной защите – мигательной перепонке. Эти животные ходят на задних лапах, когда переносят что-то передними, ветки, например, или детеныша.

Для своего проживания бобры строят хатки, полухатки или норы. Где зимуют бобры? Если условия позволяют, они всем своим семейством поселяются в норе, имеющей выход под воду. Грызуны роют ее на выбранном участке в том случае, если почва плотная и водоем имеет высокий берег. Прежде чем построить многочисленные норки или камеры, они роют ходы, стенки которых тщательно утрамбовывают. Входов в норку и выходов из нее несколько. В нашей местности в основном грунт рыхлый, а берега пологие. Поэтому чаще можно встретить хатки, а не норки.

Хатка

Как зимуют бобры? Для этого они строят хатки – жилище животных, внешний вид которого напоминает украинскую хату, точнее – ее крышу. В качестве строительного материала бобры используют ветки с разным диаметром стволов, траву, а также глину, перемешанную с илом. Жилище животных изначально имеет одну комнату большого размера, ширина которой – два метра, а высота – полтора. Чтобы попасть в хатку, строят вход, расположенный снизу.

Каркас жилища состоит из крупных веток. Образовавшиеся во время строительства щели заполняют травой, прутьями маленького размера. Полы покрывают стружкой, которую укладывают плотным слоем. Стены бобровых хаток изнутри очень гладкие, так как все выпирающие веточки они откусывают острыми зубами, после чего обмазывают их глиной с илом. Это не позволяет ветру проникать внутрь жилища. Для строительства прочной хатки, в которой бобру всегда надежно и тепло даже в сильный мороз, требуется два месяца.

Полухатка

Это разновидность жилища бобров, образование которого связано с изменением уровня воды. Как зимуют бобры? Чтобы не строить новое жилище, они перестраивают норы. Когда уровень воды повышается, нора затапливается. Чтобы уровень пола стал выше, грызун соскребает землю с потолка. Но он быстро становится тонким. Чтобы не было обрушения, животное укрепляет потолок ветками, глиной.

Для чего нужна бобрам плотина?

Уровень воды никогда не бывает постоянным. Часто в летний период водоемы полностью высыхают, а во время ливней, наоборот, вода поднимается. Это усложняет грызунам жизнь, и чтобы ее облегчить, умные животные начинают строить плотину, чтобы уровень воды был постоянным. Сооружение зверьки строят по течению реки, ниже своих владений. Его размер по длине, ширине и высоте зависит от ширины водоема и течения, точнее, его скорости. В среднем протяженность составляет 15-30 метров, ширина – четыре, высота – два-три. Плотину умные животные строят там, где есть «фундамент»: узкое русло реки, поваленное дерево. Но со временем это сооружение не способно удержать воду, тогда бобры по бокам делают пристройки. Постепенно плотина увеличивается в размерах и становится очень крепкой. Значение такого сооружения очень велико. Благодаря запрудам повышается уровень воды в реке, что положительно сказывается на численности рыбы. Вывод: бобры – полезные животные.

Как бобры готовятся к зиме?

С наступлением осени вся семья собирается вместе для заготовки кормов на зиму. Они трудятся по ночам до самого рассвета. Так как основной пищей в зимнее время является кора, древесина и ветки осины, грызуны поселяются там, где она растет: вдоль берегов рек. Зверьки приспособились валить деревья так, чтобы они падали вершиной в воду. Животные сразу же обгрызают сучья, затем «распиливают» ствол на небольшие кусочки и сплавляют к кладовым, которые находятся под водой у берегов. Одно семейство заготавливает на зиму примерно 30 кубометров древесных кормов.

При подготовке к зиме бобровая семья строит плотину, так как в зимний период животные живут в основном под водой. Благодаря плотине вода в реке поднимется, что позволит семейству свободно передвигаться. Готовясь к зимнему периоду, бобры занимаются возведением боковых крыльев по обе стороны плотины и прокладыванием хода для вентиляции, который идет от земли на поверхности к жилью под водой. Вот почему зимой над жилищем грызунов клубится пар.

Когда наступают холода

Как зимуют бобры? Для этого у них есть надежный дом, практически недоступный для лесных зверей. Дело в том, что от низких температур стены хатки цементируются и становятся еще крепче, поэтому враги проникнуть в жилище просто не могут. Бобры чувствуют себя комфортно в своем доме даже в сильные морозы, так как здесь сохраняется плюсовая температура. В лазах вода не замерзает, поэтому бобры при необходимости могут свободно выходить под лед водоема. Бывают случаи, но редкие, когда хатка рушится из-за повреждений, которые может нанести медведь или росомаха. Но и в этом случае семья не погибает, так как все ее члены успевают нырнуть в водоем. Под водой бобры могут находиться четверть часа, не причинив ущерба своему здоровью. Животные чувствуют угрозу, при ее приближении издают звук, оповещая своих сородичей о беде, и только потом скрываются под водой. Звук слышен на сотни метров от жилища.

Как зимует бобер зимой?

Это время для грызунов и других животных самое сложное. На протяжении всего холодного периода члены семьи находятся вместе в спальном помещении. Как зимуют бобры, если живут в пруду, реке или другом водоеме? Они не впадают в спячку, проводят зиму в полудремотном состоянии в тесном кругу семьи, прижавшись друг к другу. Сколько бобров зимуют в одной норе? Обычно семья состоит из отца, матери и детей в количестве 6-8 особей, которые родились в течение двух лет. Дело в том, что потомство живет с родителями до двухлетнего возраста, а потом покидает отчий дом для создания своей семьи. За припасенной заранее пищей они изредка спускаются в хранилище, расположенное под водой. Для перекуса берут несколько веток и снова ложатся. Если запасы заканчиваются, животные питаются зимой корневищами растений, произрастающих в воде.

Бывают случаи, что в теплые хатки бобров на зимнее время поселяются змеи: ужи, гадюки. К ним грызуны относятся враждебно, силами всего семейства они выгоняют непрошенных «гостей» из своего дома. Но не имеют ничего против ондатр и выхухолей, которые иногда поселяются в их хатки на зиму. На своей территории бобры терпят их присутствие на определенных условиях: зимние гости не должны мешать семье, а для этого они должны построить отдельную комнату для себя.

Если семья большая

Как зимуют бобры, если их семейство большое? При пополнении семьи новыми членами бобры достраивают камеры и даже этажи своего жилища, чтобы места хватило на всех. Постепенно хатка, состоящая всего из одной комнаты, превращается в помещение с множеством камер, ее размеры значительно увеличиваются. Иногда высота хатки для проживания большого семейства бобров достигает в высоту трех-четырех метров. В таком жилище распорядок жизни совсем другой.

Имея одну комнату, животные все свое время проводили в ней: питались, отдыхали. С появлением большого числа пристроек они выделяют отдельные комнаты: для сна – на этажах повыше, для трапезы – на нижнем этаже. Эти грызуны отличаются чистоплотностью. Они пристально следят за порядком, пищевые отходы не накапливают, а сразу выбрасывают в воду.

Источник

Читайте также:  Карибия аквапарк открытый бассейн зимой
Оцените статью