Что дерево делает зимой

Что происходит с деревьями зимой

Содержание статьи

  • Что происходит с деревьями зимой
  • Почему осенью листопад
  • Как меняется зимний день

Как деревья переносят зиму

С наступлением зимы деревья переходят в состояние покоя. Обмен веществ внутри ствола затормаживается, видимый рост деревьев приостанавливается. Но процессы жизнедеятельности полностью не прекращаются. В период длительного зимнего покоя происходят взаимные превращения веществ, правда, с гораздо меньшей интенсивностью, чем летом (Журнал «Химия и жизнь», «Растения зимой», В.И. Артамонов, февраль 1979).

Рост деревьев зимой идет, хотя внешне он практически не проявляется. В холода активно развивается так называемая образовательная ткань, из которой впоследствии возникают новые клетки и ткани дерева. У лиственных пород зимой происходит закладка зачатков листьев. Без таких процессов переход растений к активной жизнедеятельности с приходом весны был бы невозможен. Фаза зимнего покоя – непременное условие нормального роста деревьев в вегетационный период.

Способность деревьев погружаться в состояние покоя развивалась в ходе длительной эволюции и стала важнейшим механизмом приспособления к неблагоприятным и суровым внешним условиям. Сходные механизмы включаются и в другие сложные периоды жизни деревьев, в том числе и летом. К примеру, в сильную засуху растения могут сбрасывать листву и почти полностью прекращать свой рост.

Особенности зимнего покоя у деревьев

Сигналом к переходу в особое зимнее состояние для большинства деревьев становится сокращение длины светового дня. За восприятие таких изменений отвечают листья и почки. Когда день заметно укорачивается, в растениях происходит изменение соотношения между веществами, которые стимулируют процессы обмена и роста. Дерево постепенно готовится к замедлению всех жизненных процессов.

Читайте также:  Посев семян астры под зиму

В состоянии вынужденного покоя деревья остаются до конца зимнего периода, постепенно готовясь к полному пробуждению. Если в конце февраля срезать в лесу ветку березы и поместить ее в воду в теплом помещении, через некоторое время почки станут набухать, готовясь дать побеги. А вот если подобную процедуру проделать в начале зимы, береза очень долго не будет распускаться, ведь она уже полностью готова к покою.

Длительность периода зимнего покоя различна для разных видов деревьев и кустарников. У сирени этот период весьма короток и часто оканчивается уже к ноябрю. У тополя или березы фаза глубокого покоя длится гораздо дольше, до января. Клен, липа, сосна и ель способны находиться в состоянии глубокого вынужденного покоя на протяжении четырех-шести месяцев. После зимовки деревья медленно, но неуклонно начинают восстанавливать жизненные процессы, возобновляя свой рост.

Источник

Что происходит зимой с деревьями и почему опадают листья

Здравствуйте уважаемы читатели Блога Андрея Ноака. Предлагаю вам сегодня отдохнуть и прочитать интересную статью — что происходит с деревьями зимой. Для нашей страны зима проявляется во всех ее качествах с месяца сентября и до месяца июня 🙂 , если не считать отдельные небольшие участки — счастливчики нашей страны. Там лето может длиться более полугода!

Но хотелось бы сначала поздравить данный блог, эта запись так сказать у него юбилейная — сотая. За один год здесь было опубликовано 100 статей. На достигнутом мы останавливаться не будем и постараемся писать интересных статей еще больше!

Как получаются морозобойные трещины зимой

Каждый вид деревьев произрастает и характерен для определенных климатических поясов, к примеру тропические деревья не смогут произрастать при тех же температурах что и горные ели. Но иногда и деревья растущие в одном климатическом поясе, могут травмироваться от холода или даже погибать.

Например, когда солнце светит сильно в морозные зимние дни, стволы деревьев нагреваются на солнечной стороне, с противоположной стороны стволы остаются холодными. Такой перепад температуры вызывает напряжение в древесине, которое может привести к разрыву волокон. Так образуются глубокие раны, которые в большинстве случаев не заживают. Данные раны называют морозными трещинами. Древесина с наличием таких глубоких трещин при переработке образует пиломатериалы с более низкими потребительскими свойствами.

Хвойные и лиственные деревья зимой

Сбрасывание листвы у лиственных деревьев осенью в наших широтах является защитным механизмом, опадание листьев перед зимой происходит не потому что возраст листьев большой, а потому что само дерево защищается от грядущих морозов. При этом само дерево не страдает, на данный момент накопилось достаточно питательных веществ, чтобы пережить зиму, листья уходят, дерево впадает в спячку. Сбрасыванию листьев у деревьев осенью также происходит и по второй причине, для снижения нагрузки на ветки при выпадении снега. При этом листва опадает с пользой для корней древесины, здесь листва служит как бы утеплителем, и снижает вместе с снежным покровом нагрузку на корни древесины.

Дуб, клен, береза и другие лиственные деревья имеют красивые желтые цвета листьев, а позже теряют их. Хвойные же деревья (ель, сосна) в зиму идут с сохраненными зелеными иглами. На самом деле иглы это видоизмененные листья, которые на дереве могут находиться до десяти лет.

Часто иглы покрыты восковым слоем, который защищает их от холода и высыхания и является как бы изолирующим слоем. Зимой, когда вода замерзает в почве и корни не могут впитывать воду, этот изолирующий слой защищает также иглы от высыхания и холода. Поэтому они остаются зелеными и остаются на дереве.

Лиственные деревья, обесцвечиваются осенью, потому что у них снижается количество зеленого пигмента, и из за снижения сегмента происходит закупоривание подачи питательных веществ к листьям, листья опадают. Зеленый сегмент снижается по причине сокращения световых дней, и наступления холодов.

Очистка воздуха деревьями

Не стоит забывать что листья и хвоя деревьев также служат гигантскими фильтрами, один гектар леса может фильтровать до 70 тонн пыли, к примеру гектар соснового леса забирает до 30 тонн пыли из воздуха в год. При этом кроме очистки воздуха от пыли, деревья производят кислород как и все зеленые растения.

Функции лесов и парков, как «зеленых легких», особенно вблизи городов и городских агломераций жизненно важно. В листьях деревьев на свету происходит фотосинтез. Зеленый краситель листьев, так называемый хлорофилл, поглощает из атмосферы углекислый газ и перерабатывая его получает для себя питательные вещества.

К примеру 100 летний бук выделяет в час до 1,7 кг в час кислорода. Это примерно сумма кислорода необходимая для 50 человек в час чтобы дышать. Без деревьев наш воздух был бы совершенно грязным. Леса и деревья очищают наш воздух, фильтруют вредные частицы для нас. Но основными легкими планеты Земля являются тропические леса, которые простираются на несколько градусов к северу и югу от экватора.

Источник

Конспект занятия по окружающему природному миру «Деревья зимой»

Оксана Андреева
Конспект занятия по окружающему природному миру «Деревья зимой»

Окружающий природный мир

«Деревья зимой»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о деревьях, развитие связной речи.

Задачи: развивать звуковую культуру речи; развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику, координацию речи с движением; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, леса, раздаточный материал.

Ход занятия.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. : «Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.Каждый день всегда везде: на занятиях, в игре – смело, четко говорим и тихонечко сидим (дети садятся на стульчики)».

• В. : «Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы попробуйте ее отгадать».

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

— Правильно, это дерево. А почему вы так решили?

— Верно, осенью с лиственных деревьев опадают листья, так деревья готовятся к зимним холодам.

-А как вы думаете, как зимуют деревья?

Деревья все лето растут, собирают силы, зимой отказываются от еды, перестают питаться, не растут, не тратят силы, погружаются в глубокий сон.

А листья? Деревья сбрасывают их с себя, чтобы они не мешались. А то прилипнет снег к листочкам зимой и сломаются веточки у дерева. А кстати, сброшенные листочки с ветвей, греют и охраняют корни деревьев от морозов, как одеяло.

Но самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому если снега много — это хорошо, тепло деревьям, а если мало- замерзнут наши деревья.

• Посмотрите на доску. На ней вы видите картинки с изображением деревьев (все зимние, одно — летнее). Как вы считаете, какое дерево лишнее? Почему?

(ПАЗЛЫ С ДЕРЕВЬЯМИ) У кого какое дерево получилось?

• На доске вы видите картинки (с лесом). Что на них изображено? (Хвойный, лиственный лес). Почему же осенью листья на всех деревьях желтеют и опадают, а ёлкины иголки остаются? Может елочка зимой, вообще не спит?

Нет! Крепко спит и она. А свои зелёные иголки – хвою ёлка бережёт к весне. Просто чтобы выросли листики надо мало времени, а чтобы выросли хвоинки очень много и всей весны не хватит.

А снег? Если он прилипнет к иголочкам? У елки очень гибкие веточки, они не сломаются. Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снег лишь согнёт их, а сломать не сломает.

• У вас на столе лежат геометрические фигуры. Давайте сделаем из них нашу елочку.

• Физминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

• А из чего состоит снег? (из снежинок) Посмотрите, что у вас лежит на столе? На что похоже? На снежинки. Они прилетели, чтобы укрыть деревья. Давайте сами соберем снежинки из мозаики.

• Ребята, послушайте внимательно стихотворение. А потом мне скажите, о каком дереве и времени года идет речь.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Что стало с березой? Найдите ее изображение на доске. Какая она? (белоствольная, стройная, высокая)

А давайте сами с вами сделаем зимнюю аппликацию. Посмотрите, как это получилось у меня. Снегопад я нарисовала ватной палочкой и гуашью, а белоствольную березку — приклеила. Посмотрите, как я это делала. Беру готовое деревце, приклеиваю его на сугробы, беру ватную палочку и тыкаю снежинки по всему картону. Перед тем как нам начать, надо пальчики размять.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку (дети имитируют снежинку на ладони)

Я ее поймаю, посиди немножко. (накрывают ее ладошкой)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)

Отпускаю полетать (дуют на снежинку)

А теперь приступаем к аппликации (играет тихая, спокойная музыка).

— В: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

— Какое задание было самым интересным? (ответы детей) Дети, предлагаю взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас всё получилось, то возьмите большую снежинку. Если вы считаете, что у вас получилось что-то не так — возьмите маленькую снежинку

Конспект интегрированного занятия по природному миру и аппликации для второй младшей группы «Сказочная поляна» Конспект интегрированного занятия по природному миру и аппликации второй младшей группы Демянчук Полина Александровна Тема: «Сказочная поляна».

Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе «Хвойные деревья нашего леса» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области познавательное развитие.

Конспект НОД по окружающему миру «Звери зимой» Технологическая карта НОД (окружающий мир) Тема: «ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ- ЗВЕРИ». Воспитатель: Смирнова Н. В. Возраст: 4-5 л. (средняя группа).

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимние деревья» Раздел образовательной программы: Окружающий мир Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья» Конспект занятия по окружающему миру Тема урока: «Экосистема леса. Деревья» Класс: 3 Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:.

Конспект занятия по окружающему миру «Зелёный Ёжик» Сказка для детей 4-5лет Познавательная сказка для детей дошкольного возраста «Зелёный Ёжик» Назначение: данный материал предназначен для.

Конспект занятия по окружающему миру «Мы — защитники природы» Цель: формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи: 1. Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых.

Конспект занятия по окружающему миру «Наши эмоции» Конспект занятия по окружающему миру «Наши эмоции» для детей 5 лет Цель: формировать представление детей о различных эмоциях и способах.

Конспект занятия по природному миру «Берлога» Конспект занятия по природному миру «Берлога». Задачи: формирование ответственного отношения к природе, расширять представление детей о.

Конспект занятия по природному миру «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой» Средний возраст. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей. Задачи: 1) развивать умения.

Источник

Оцените статью