Что холоднее снег или асфальт

Как правильно ездить зимой: советы эксперта

Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Утренние упражнения

У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Читайте также:  Принакрылось снегом словно серебром

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

Источник

Снег или лед: что лучше для водителя

Что лучше, снег или лед? Конечно, снег! При условии, что под ним не будет льда.

Недружественная поверхность под колесами – вот что по большому счету отличает зиму от лета для водителя. Поэтому главный совет по зимней езде всегда сводится к одному: следить за состоянием дороги и не давать колесам скользить в каком-либо направлении.

Вариантов два

Собственно, зимняя дорога – это или снег, или лед. Третий вариант, когда она чистая и сухая, можно не считать зимним, при соответствующей резине на таком асфальте машина ведет себя практически как летом. И снег, и лед не подарок, но давайте все же решим, что страшнее.

Снег – неважно, глубокий или не очень, препятствует движению машины, а лед наоборот – провоцирует неуправляемые траектории

Снег – это плохо, потому что:

  • он мешает колесам двигаться вперед, провоцируя буксование на месте;
  • укатанный снег может быть почти таким же скользким, как лед;
  • мокрый, перемешанный с водой снег при торможении и движении на высокой скорости вызывает слешпленнинг – эффект всплытия машины, схожий с аквапланированием;
  • под ним может скрываться лед.

Когда все покрыто льдом после зимнего дождя, лучше оставить машину на парковке: будь вы суперпрофи, вас может ударить кто-то другой

Лед – это плохо, потому что:

Обледеневший спуск в городе: не слушаясь ни руля, ни тормозов, автомобили беспорядочно скользили вниз, накапливаясь у перекрестка

Из вышесказанного понятно, что лед более опасен, как вещество более скользкое – с максимально низким коэффициентом сцепления. В то время как слой снега мешает колесу (и всей машине) двигаться вперед, лед создает все условия для продолжения движения, в том числе и неконтролируемого.

Лед в засаде

Лед коварен: в морозные дни его можно встретить едва ли не на любом участке дороги. Но все же есть признаки мест, где встреча с ним наиболее вероятна. Бывалый водитель фиксирует такие приметы, повышая бдительность и заблаговременно переходя на “ледовые” приемы управления.

Лед чаще всего встречается:

  • там, где вовремя не убрали снег и не применили реагенты, и в накатанных колесами могла образоваться гололедица
  • перед перекрестками, где все машины тормозят и укатывают снег до состояния льда
  • на спусках – по той же причине
  • на спусках – там, где в оттепель (солнечным днем) текла талая вода, теперь замерзшая
  • на мостах и экстакадах, которые обычно холоднее, чем дорога на грунтовой насыпи
  • во время гололеда, когда дождь или мокрый снег падает на землю при минусовой температуре, лед может быть везде.

Под слоем свежего снега может скрываться образовавшийся ранее лед. Такую вероятность нельзя исключать никогда

Особый случай – лед, скрытый под слоем снега. Такого комплекта опасностей ждите прежде всего в двух случаях. Во-первых, после недавнего снегопада там, где обычно бывает обледенение (см. выше), а во-вторых – в местах, где старый снег не убран и часто трогаются с места тяжелые автомобили или автобусы. Своими буксующими колесами они шлифуют дорогу и тут же забрасывают “отполированные” колеи рыхлым снегом.

Рекомендация Авто24

Снег или лед? Если есть выбор – выбирайте снег. Конечно, если для этого не придется резко и на всем ходу перестраиваться, и если это не целина полуметровой толщины. Да и лед, возникший перед вашим капотом, тоже не приговор – если вы до того двигались в неспешном зимнем режиме и владеете простейшими навыками езды по скользкой поверхности.

Источник

Что холоднее: снег или лед?

Уточним вопрос: что более холодное при одинаковой температуре – снег или лёд?

Если вы считаете, что поставленный вопрос некорректен, то я должен вас разочаровать. Во-первых, температура – это физическая величина, характеризующая внутреннюю энергию тела. Во-вторых, показатели температуры носят объективный характер, они не зависят от настроения и желаний субъекта, выполняющего измерения.

Холод или тепло – это субъективные ощущения, которые зависят от состояния органов чувств, температуры нашего тела и даже от настроения. В одних условиях человек ощущает легкую прохладу, а при других такая же температура вызывает ощущение холода.

Исходя из этого, вопрос, поставленный в начале статьи, уже не кажется таким абсурдным. А раз так, то постараемся на него ответить.

Свойства льда

Лед, как и снег, это одно из агрегатных состояний воды. При замерзании молекулы воды образуют кристаллическую структуру, в результате чего лед приобретает свойства твердого тела:

· сохраняет форму и объем;

· имеет достаточно высокую теплопроводность.

Как ни странно, упорядочивание молекул приводит к тому, что плотность льда меньше чем у воды. Этим, кстати, объясняется то, что при замерзании воды ее объем увеличивается. Если оставить на морозе воду в закрытом сосуде, то при образовании льда, в результате увеличения объема произойдет разрушение сосуда. Плавучесть льда также свидетельствует об уменьшении его плотности по сравнению с водой.

По сути, снег – это тот же лед, но с другой структурой. Снежинки образуются из маленьких кристалликов льда, образующих причудливые узоры. Поскольку эти кристаллики отделены друг от друга, то снег нам кажется пушистым и белым. Белизну снега создают все те же кристаллы, многократно преломляющие лучи света.

Между отдельными снежинками образуется пространство, заполненное воздухом. Поэтому снег рыхлый. Благодаря такой структуре его плотность в разы меньше чем у льда, а значит у снега меньше теплопроводность.

Почему мы ощущаем тепло и холод

Когда мы прикасаемся к какому-то предмету, между кожей и этим предметом происходит теплообмен. Если температура нашей кожи выше, то тепло переходит к предмету. Мы ощущаем холод. И наоборот, тепло от более нагретого предмета передаётся нашему телу, что дает ощущение тепла.

Чем интенсивнее теплообмен, тем ярче мы ощущаем разницу температур. В свою очередь, интенсивность теплообмена зависит от теплопроводности предмета. В частности, металлы с их высокой теплопроводностью, на морозе кажутся очень холодными, по сравнению с деревом или пенопластом.

Почему лед холоднее снега

Если мы держим в одной руке лед, а в другой – снег, то лед будет интенсивнее забирать тепло вследствие его большей теплопроводности. Мы будем ощущать больший холод в ладони с льдом.

Низкую теплопроводность снега используют на практике. Например, в лютые морозы снегом можно дополнительно утеплить кусты роз или другие растения, чувствительные к холоду. Народы севера используют снег для строительства временного жилья иглу, в котором можно согреться в период сильных морозов.

Источник

Оцените статью