Конспект занятия кружка «Снег, лёд и их свойства»
Ольга Чертова
Конспект занятия кружка «Снег, лёд и их свойства»
На занятиях кружка «Юный эколог» мы с детьми старшей группы продолжаем экспериментировать. На этот раз опытным путём изучаем свойства снега и льда.
ЦЕЛЬ: Формировать представление о снеге, льде и их свойствах.
Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Образовательная. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.
Закрепить знания о свойствах снега и льда.
Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающая. Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, интерес к зимним явлениям природы.
Воспитательная. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, характеристики снега: сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, игры со снегом, опыты, чтение рассказа “Первый снег” Е. Трутневой.
Материалы и оборудование: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок и льдинок с обозначением свойств снега и льда, салфетки и полотенце.
Ребята,о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Когда это бывает? (Зимой)
А в следующих загадках говорится о явлениях неживой природы зимы. Отгадайте их.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель
В. Архангельский. (Детям зачитывается о том, как образуются снежинки).
-А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках? (Дети читают известные им стихи.)
Каким бывает снег? Оказывается, снег бывает разный. В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то снег станет липким, и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.
А когда бывает снег и лёд (Ответы).
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы). Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я вчера набрала снег и лед и разложила его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос «Где живет снежинка?»)
Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какие они снег и лёд и каковы их свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему?
Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза и тают в тепле.
(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства,на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).
Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).
Опыт №1. «Определение цвета».
Сравним: какого цвета вода, снег и лёд (снег белый, вода и лёд бесцветные) А что еще бывает белым? (крепится 2 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата, лёд бесцветный).
— Какого цвета снег? (белый)
— Какого цвета лёд? (бесцветный)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Проведем эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, другой опустите в воду, третий круг положим под льдинку. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 3 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз, лёд прозрачный – открытый глаз).
Опыт № 3. «Определение запаха».
Ребята, а как узнать, снег и лёд пахнут? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег и лёд не имеют запаха — на снежинке нарисован нос).
Давайте попробуем воткнуть в снег палочку, что произошло? А можно ли воткнуть палочку в лёд? Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он — хрупкий).
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло.
Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее.Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду,какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега и льда). Обращается внимание детей на то, что снег и лёд — это замерзшая вода.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
А лёд – бесцветный, прозрачный, твёрдый, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
А теперь, когда мы с вами познакомились со свойствами снега, давайте попробуем сами вырезать снежинки и посмотрим, какие они у нас получатся. (Дети вырезают снежинки).
Подведение итогов занятия: Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
«Неправильный снег». Снег своими руками из соды и пены для бритья. Видео Всем, привет) 1 декабря-первый день зимы. Конечно,всем известно. «Ура,зима!»-кричала моя семья). «Где снег?». а снега нет. Снег-это главный.
Фотоотчет «Ура! Выпал снег!» Фотоотчет. Ура! Выпал снег! Зима давно вступила в свои права, в детских садах прошли Новогодние утренники, а снега все нет и нет. Неужели.
Фотозарисовка «И у нас первый снег!» Первый снег- какая красота!Его выпало столько, что все деревья,кустарники, трава и цветы покрылись белым покрывалом. Первые снежинки несмело.
Фотоотчёт «Первый снег» Редко бываю сейчас на сайте поэтому прошу прощения у моих коллег, чьи замечательные записи пропустила. Благодарю всех кто заглядывает ко.
Конспект НОД в средней группе по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства» Задачи: 1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда. 2. Обучать.
НОД по рисованию «Первый снег» Воспитатель: Шаповаленко В. Н. Цель: Учить рисовать несложный сюжет, изображая зимнюю природу, выделять главный образ в рисунке, продумывая.
«Первый снег» — фотоотчет Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готовилась к наступлению зимы, а вот снега все не было. Как вдруг… утром.
Первый снег. Фотоотчет Сегодня на улице выпал первый снег. которого мы уже давно ждали! Первый снег удивляет и радует нас каждый год, сколько бы нам не было лет.
«Первый снег вдруг пришёл, первый снег» (фотозарисовка) ПЕРВЫЙ СНЕГ Наконец-то и к нам пришёл первый снег. Правда вчера вечером начал летать такой крохотный. А утром проснулись, посмотрели в окно,.
Источник
«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность
Анна Мельникова
«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность
«Снег и его свойства»
Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный, из него можно лепить.
Материал: снег в тазике.
Содержание: Принести в группу снег (в тазике). Предложить потрогать рукой – снег холодный или теплый? Предложить детям слепить комочек – не лепится, рассыпается. Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным, из него можно лепить комочки. Сделать вывод о том, что в тепле снег становится влажным и только тогда из него можно слепить комочек. Предложить детям слепить маленьких снеговиков, оставить их в гостях, в группе. После игры дети обнаруживают, что снеговиков нет, в тазике одна вода. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне тазика. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом состоянии, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя кушать снег. Предложить вынести воду на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдет.
«Лед и его свойства»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лед. Лед холодный, твердый, хрупкий, прозрачный.
Материал: замерзшая вода в емкости (осталась от растаявшего снеговика).
Содержание: Занести емкость с замерзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лед, (напомнить детям о снеговиках, которые растаяли). Почему? Потому что на улице холодно, морозно и вода замерзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать ее. Лед холодный, твердый, но когда уронишь, может расколоться – значит, он хрупкий. Через некоторое время лед тоже превращается в воду. Вывод: лед – это вода. Вот какая разная вода.
— А теперь я вам расскажу сказку про снеговика.
Снеговик – простая снежная скульптура, создаваемая зимой. Лепка — зимняя забава, зародившаяся в древние времена при чистке снега со дворов, дорожек и тропинок. Простейшим способом уборки снега во времена оттепели было скатывание его в снежные шары, из которых и делались снеговики.
Классический снеговик состоит из трех снежных шаров (комов, получаемых путем лепки снежков и накатывания на них лежащего снега. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше – грудью, а самый маленький — головой (каноническое представление о снеговике). Реальные снеговики могут не соответствовать ему, но оно распространено в сказках и мультфильмах. Руки снеговика могут быть представлены двумя ветками, в «руки» снеговику часто дается лопата или метла, иногда снеговик снабжается двумя ступнями из снежных комков. Канон требует, чтобы нос снеговика был сделан из моркови (морковь хорошо сохранялась до зимы в старорусских хозяйствах крестьян). Но в реальности современных условий чаще используются более доступные подручные материалы (камушки, палочки, угольки, которыми обозначаются и другие черты лица. На голову снеговику иногда надевают ведерко.
На Руси снеговики почитались как духи зимы, к ним возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшение длительности холодов. Возможно, поэтому в руки снеговика придавалась метла, чтобы он мог взлететь в небо. Глубокий сравнительный анализ славянских преданий и верований А. Н. Афанасьева предполагает, что снеговик – это сотворенная человеком из снега небесная нимфа. Растаяв весной, возносясь паром в небо небесная нимфа могла снова приносить дожди на землю, которые требовались для хорошего урожая. Поэтому люди и лепили снеговиков зимой, надеясь на богатый урожай к осени.
-Для чего люди лепили снеговиков? (зимняя забава, простейший способ уборки снега, задабривали богов, для хорошего урожая весной).
— Что сначала лепили у снеговика? (брюшко) второй ком что обозначал? (грудь) А третий самый маленький? (голову).
— Что еще делали снеговику? (глаза, нос, рот) Что еще мб у снеговика? (метла, ведерко)
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Снег и его свойства» Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по теме «Снег и его свойства». Занятие — эксперимент по экологии.
Конспект занятия «Снег и его свойства» «СНЕГ И ЕГО СВОЙСТВА» Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о снеге, помочь детям понять, почему при изменении.
Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: — вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; — выяснить.
Конспект открытого НОД опытно –экспериментальной деятельности. Тема: «Снег и его свойства» Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения: Снег из тучи прилетел,.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства» Задачи: 1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда. 2. Обучать.
Конспект НОД в старшей группе «Снег и лед» МДОУ» Детский сад» Аленушка» с. Ивановка Ивантеевского района Саратовской области» Методическая разработка НОД в старшей группе.
«Свойства воды и песка». Опытно-экспериментальная деятельность детей средней группы Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда». Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас.
Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. 2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. 3. Развивать.
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе «Свойства воды» Опытно — экспериментальная деятельность в младшей группе «Свойства воды» Цель: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой.
Занятие по экологии «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Накопление у детей конкретных.
Источник