Гигантские, невидимые и смертоносные: самые знаменитые айсберги
Что такое айсберги? Ледяные глыбы, отколовшиеся от шельфов Антарктиды, Арктики, Гренландии. Первым о встрече с айсбергом рассказал мореплаватель Джеймс Кук в 1773 году. Но всерьёз исследовать их стали лишь в начале XX века, после гибели «Титаника». Но вот незадача: чем больше мы узнаём об этих ледовых гигантах, тем больше тайн появляется. О самых огромных, смертоносных и необычных айсбергах рассказали эксперты программы «Тайны Чапман» и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.
Современные айсберги
27 февраля от шельфового ледника откололся гигант – айсберг площадью в 1270 квадратных километров. Практически размером с Петербург. Антарктическая служба Великобритании дотошно фиксирует перемещения этого гиганта. Ведь 21 февраля страна пережила небывалое за всю историю страны наводнение, которое затронуло практически всю Англию. Эти процессы взаимосвязаны, считают учёные. За айсбергом ведут наблюдение из космоса. На него нацелены спутники Европейского космического агентства и NASA. И никто не может даже предположить, как поведёт себя этот ледник в ближайшем будущем.
«Понятно, что все айсберги обречены. Они рано или поздно растают. Но сколько времени пройдет до этого, все совершенно индивидуально», — поясняет доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ имени Ломоносова Виктор Поповнин.
В Южной Атлантике начал разрушаться крупнейший за всю историю наблюдений айсберг А-68. В 2017 году эта махина размером с два Люксембурга откололась от ледника Ларсена и мирно дрейфовала три с половиной года.
«Периодически такие айсберги откалываются. Всегда есть какие-то аномальные, очень большие айсберги, за которыми следят и по космическим снимкам», — рассказывает Виктор Поповнин.
А-68 — не совсем обычный айсберг. Масса этого ледового гиганта оценивается в триллион тонн. Учёные могут только предполагать, каких бед может натворить эта неуправляемая гора льда. Например, врезаться в какой-нибудь остров.
«Он, скорее всего, сядет на мель перед подходом к берегу. А если даже не будет посажен на мель и все-таки будет выброшен на зону, где существует колония пингвинов или других животных, пингвины не будут безучастно наблюдать, как их будет давить айсберг. Они естественным образом убегут», — считает Виктор Поповнин.
Лед тронулся
Вторжение айсберга нарушит экосистему морского дна, уничтожит животных и растения. А затем он растает. Учёные всего мира констатируют: процессы таяния льдов многократно ускорились, но глобальное потепление здесь ни при чём. По всей Земле активировались какие-то неизвестные процессы.
В США на озере Мичиган 25 февраля откололась огромная льдина. Такого здесь не было за всю историю наблюдений. Неудивительно, что отколовшийся ледник стал что называется «брейкинг ньюс» — новостью номер один — на всех радио и телеканалах штата.
Огромные ледовые поверхности трескаются по всему миру. И Антарктида – основной материк, где происходят глобальные перемены. Причем некоторые механизмы пока скрыты от наших глаз.
«Учёные недавно подтвердили, что в западной Антарктике активировалось более 140 вулканов. Эти вулканы плавят лёд изнутри, от этого ледяной панцирь раскалывается. Если взламывание льдов ещё ускорится, то через несколько лет мы своими глазами увидим то, что сейчас скрыто под толщами льда», — рассказывает писатель и исследователь Майкл Салла.
Учёные всего мира констатируют: привычный мир меняется на глазах. Но даже обладая серьёзной техникой и космическими спутниками, люди в этой ситуации абсолютно беспомощны. Они могут только наблюдать за движением льдов, не имея возможности вмешиваться в природные процессы.
Исчезновение «Пасифик»
Нет такого человека, который не знал бы историю гибели «Титаника». А вот о трагедии парохода «Пасифик» в 1856 году почти никто не помнит. Судно вышло из Ливерпульского порта и направилось в Нью-Йорк. На борту было 186 человек. Однако в Нью-Йорк пароход не пришел. И лишь спустя пять лет на берег выбросило бутылку с запиской внутри. Из текста следовало, что корабль столкнулся с айсбергом и надежды на спасение нет. Все 186 человек официально были признаны погибшими.
Крушение «Ханс Хеттофт»
Еще одна крупная катастрофа произошла уже после Второй мировой войны, в 1959 году. Датский сухогруз «Ханс Хедтофт» был оснащен двойным дном, корпус разделен на 7 водонепроницаемых отсеков. Не помогли судну ни современные навигационные приборы, ни радар для обнаружения айсбергов. Несмотря на то, что на корабле были шлюпки с радиопередатчиками, все 95 человек, находившиеся на борту, утонули.
Гибель лайнера Explorer
Последний случай столкновения с айсбергом зафиксирован совсем недавно — в 2007 году. Тогда, к счастью, никто не погиб. Это был круизный теплоход Explorer. На нем катали туристов в Южной Атлантике – посмотреть на гигантские льдины. Но капитан судна не справился с управлением и врезался в ледяную гору.
Столкновение с подлодкой
А в 2015 году с подводной частью айсберга столкнулась британская подводная лодка. Кстати, основная часть айсберга всегда находится под водой, и она гораздо больше того, что мы видим. Удар пришелся на верхнюю часть рубки. В месте столкновения образовалась вмятина и дыра примерно в два метра диаметром. Ремонт обошелся британским военным в кругленькую сумму.
Одинаковых нет. Бывают даже черные
Статистика наблюдения за ледовыми гигантами свидетельствует: в последнее десятилетие айсбергов стало значительно больше. Теперь они гораздо крупнее, могут быть высотой с 10-этажный дом. И перемещаются эти глыбы намного дальше, чем это было ранее. Их различают по видам, форме, структуре льда. Двух одинаковых айсбергов в природе не существует, каждый уникален, просчитать его «характер» невозможно.
«Очень много промежуточных форм. Но здесь нет как таковой классификации по формам. Как снежинки. Снежинки можно классифицировать. А вот айсберги – они все индивидуальны», — рассказывает доцент кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ имени Ломоносова Виктор Поповнин.
Крупные айсберги очень редко бывают высокими. Почти всегда они имеют форму плоского параллелепипеда, то есть похожи на гигантский обеденный стол без ножек. Такие айсберги часто принимают за острова. Если айсберг белый – он молодой. По мере старения он голубеет или зеленеет. А еще бывают чёрные айсберги. Это те, которые перевернулись. Темный цвет у них из-за длительного воздействия морской воды и микроорганизмов на подводную часть, которая после переворота стала видима. Кстати, именно такие айсберги сложно различить в темноте.
Одна из тайн, которую ещё предстоит разгадать – перемещение ледяных гигантов. По идее, их несут течения. Но все морские течения имеют конкретные направления, а значит, отколовшиеся от одного ледника глыбы льда должны были бы плыть по единому маршруту. Однако этого не происходит.
«В океане существует огромная масса всевозможных течений. И айсберги, которые дрейфуют, с одной стороны, вследствие того, что их течения куда-то несут, с другой стороны — на это накладывается ветровая деятельность. Любой айсберг имеет свойство парусности. То есть, если ветер достаточно сильный, он может победить течение, да», — рассказывает Виктор Поповнин.
Иногда антарктические айсберги можно увидеть в районе бразильского города Рио-де- Жанейро, то есть, на расстоянии более 5000 км от побережья Антарктиды. Или на Бермудах. Однако они не так опасны, как северные. Северные спускаются до широт, где пролегают основные трансокеанские маршруты.
Айсберги могут жить по несколько десятков лет. Кстати, айсберги не только тают, но и растут. Этому способствуют снегопады. Снег со временем прессуется и без труда отражает солнечный свет.
Но это еще не все. В выпуске программы «Тайны Чапман» с Анной Чапман вы узнаете больше об айсбергах и их секретах. Еще больше об удивительных явлениях нашего мира и тайнах общества смотрите в новых выпусках по будням в 17:00!
Источник
Айсберг
Находясь в холодных северных водах, мореплаватели нередко сталкиваются с таким опасным явлением природы, как айсберги. Под данным термином подразумевают глыбу изо льда, плывущую по воде. При этом над поверхностью воды находится лишь малая часть айсберга, основная же его масса скрыта под водой. Большинство крупных глыб дрейфует водах Гренландии и вблизи Антарктиды.
Что такое айсберг
Айсберги — это гигантские обломки ледников, свободно плавающие в морях и океанах. Чаще всего отделение ледяных гигантов происходит от шельфовых ледников. Из-за разности плотностей у воды и льда над поверхностью океана видна лишь 1/10 часть глыбы. При этом средний вес айсберга составляет 20 миллионов тонн.
Интересной является причина, по которой айсберги не тонут в воде. Оказывается, глыба состоит из пресной воды, которая менее плотная, чем морская, что помогает образованию не тонуть полностью.
Из-за своего состава айсберги всерьез рассматриваются в качестве источника питьевой воды в засушливых странах. Однако, сложность транспортировки ледяных гигантов не позволяет поставить данный способ водоснабжения на поток.
Как образуется
Айсберги формируются на границах ледников, имеющих выходы в открытый океан. В южном полушарии областью их образования становятся края ледового щита Антарктиды, а в северном полушарии местом формирования глыб служат берега Гренландии. Глыба образуется из таких твердых осадков, как снег, ледяные иглы и туман, которые выпадают в тех местах. Постоянное накопление ледникового материала приводит к тому, что толщина образования может достигать нескольких километров. Создаваемое внутри давление вызывает сплочение разрозненных частичек в монолит. Периодически в глыбе формируются достаточно объемные трещины, что приводит к расколу на несколько блоков. Рождение ледяной горы считается достаточно эффектным зрелищем: массивный ледяной фрагмент с сильным грохотом падает в воду и плывет в океане.
Самые большие айсберги формируются гигантскими ледниками Антарктиды. Постепенно айсберг, который оторвался от глыбы, попадает в теплые воды, где начинает таять. Однако, арктические глыбы достаточно крупного размера способны значительно продвинуться как на юг, так и на север.
Выделяют несколько видов образований изо льда:
- Столообразные льдины являются последствием откалывания слишком больших шельфовых ледников.
Структура таких глыб бывает различная: от фирна до глетчерного льда. Особенностью такого вида айсберга считается его непостоянная цветовая гамма. В наружном слое спрессованного льда скапливается большой объем воздуха, поэтому льдина окрашена в белый матовый цвет. Постепенно капли воды вытесняют газ и оттенок меняется на светло-голубой.
- Пирамидальные айсберги являются последствием ледяных оползней.
Особенностью данного вида служит вершина, имеющая острое окончание и сильное возвышение над водой. В отличие от столообразных ледяных глыб они окрашены в зелено-голубой цвет, но нередко встречаются и образования темного цвета. Причина в том, что в глубине ледяного образования находится большое количество горных пород, ила и песка, которые проникли в него при перемещении по материку либо острову.
По внешнему виду айсберги бывают куполообразные, наклонные, остроконечные и окатанные. Если глыба в течение длительного времени плавает по воде и не тает, в ней могут формироваться сквозные промоины. В ветреную погоду ледяной гигант может издавать звуки, за что именуется «поющим».
По своему происхождению встречаются айсберги следующих видов:
- шельфовые ледяные глыбы;
- айсберги выводных ледников;
- айсберги ледяного барьера.
Впечатляющим зрелищем считаются темно-синие айсберги. Глыбы приобретают такой цвет если они перевернулись в воде.
Исходя из размеров айсбергов моряки придумали им свою классификацию. Так, в океане можно встретить глыбы очень больших размеров, достигающих в высоту более 75 метров и в длину не менее 213 метров. Кроме того, нередко путешественники видят на своем пути обломки или куски ледяных глыб небольших размеров. Дело в том, что размеры айсбергов определяются лишь по надводной части, поэтому страшно подумать, что же скрыто в океане.
Какую опасность представляет
Самыми опасными считаются глыбы, которые дрейфуют в северной части атлантического океана и не тонут в воде. Дело в том, что увидеть их удается лишь на расстоянии не более 500 метров. Нередко этого оказывается недостаточно для остановки корабля и для того, чтобы увернуться от глыбы и предотвратить столкновение. Коварство этих вод в том, что часто над ними витает густой туман, который сохраняется в течение длительного времени. В основном глыбы движутся под действием течений, а не ветра, что и определяет их путь движения.
Опасность гигантских ледяных гор состоит в том, что большая их часть скрыта под водой, что может стать причиной потопления судов. Угрозу несут как видимая, так и подводная части айсберга. Дело в том, что при нахождении в воде происходит непрерывное и хаотичное разрушение ледяной глыбы. Это может вызывать сходы в воду больших краевых фрагментов, перевороты и иные резкие движения льда по причине неожиданного смещения центра масс.
Самой известной считается трагедия Титаника, которая произошла в прошлом веке. Корабль, на котором находилось 2200 пассажиров, получил пробоины от столкновения с ледяной глыбой и затонул в Атлантическом океане.
Нередко такие образования рассматривают лишь как опасность для кораблей, находящихся в море. Однако, ледяные глыбы могут приносить пользу человеку. Осколки ледников можно использовать для получения пресной воды, что особенно важно для побережий Австралии и Южной Америки, страдающих от вечной засухи. Воду из ледяных глыб можно пить, а себестоимость ее получения гораздо ниже по сравнению с опресненной морской водой.
Дрейфующие в океане ледяные глыбы большого размера создают значительную опасность для судов, ведь над водой находится лишь 1/10 их часть. После гибели Титаника был создан международный ледниковый патруль, который наблюдает за передвижением льда в океане и предупреждает об опасности.
Источник