Что такое тростник под снегом

Презентация к уроку чтения ПОХОД В «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ».СЕКРЕТЫ ЯПОНСКОГО СВИТКА. «ТРОСТНИК ПОД СНЕГОМ И ДИКАЯ УТКА»

Скачать:

Вложение Размер
ando_khirosige_1797-1858.ppt 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Андо Хиросиге (1797–1858) «ТРОСТНИК ПОД СНЕГОМ И ДИКАЯ УТКА» Презентация выполнена учителем начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.

Андо Хиросиге – один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры. Его работы оказали большое влияние не только на всю последующую японскую живопись, но и на европейское искусство.

Хиросиге создал новый для японского искусства тип камерного пейзажа, наполненного глубокими лирическими чувствами и ощущениями.

В своих произведениях Хиросигэ с удивительным мастерством передавал самые разнообразные явления природы: дождь, снег, туман и лунные ночи. Много работ Хиросигэ посвятил птицам и цветам .

Отличительными чертами его произведений являются лаконизм и острота рисунка, красота и выразительность силуэтов, богатство тональностей одного цвета. Отталкиваясь от реальных мотивов конкретного проявления природы, он всегда стремился к созданию высокодекоративного произведения.

В естественной красоте окружающего его мира он выделяет отдельные детали, контрастное сопоставление которых приводит к особому живописному эффекту, – мягкость пушистого снега и графическая острота сосновых иголок, ясно различимый контур исчезающих в туманной дымке предметов.

Андо Хиросиге «ТРОСТНИК ПОД СНЕГОМ И ДИКАЯ УТКА»

Источник

II. Изучение нового материала.

Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.

Андо Хиросиге (1797–1858) – один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры. Его работы оказали большое влияние не только на всю последующую японскую живопись, но и на европейское искусство. В частности, большими почитателями Хиросиге были знаменитые импрессионисты Ван Гог, Гоген, Дега, Сезанн и другие. Но, в первую очередь, его творчество осталось в сердцах миллионов его земляков и ценителей прекрасного во всем мире. Хиросиге создал новый для японского искусства тип камерного пейзажа, наполненного глубокими лирическими чувствами и ощущениями. Его роль в этом подобна роли Левитана в развитии русского национального пейзажа. В своих произведениях Хиросигэ с удивительным мастерством передавал самые разнообразные явления природы: дождь, снег, туман и лунные ночи (серии «53 станции Токайдо», 1833–1834 гг.; «36 видов Фудзи», 1854–1858). Много работ Хиросигэ посвятил птицам и цветам (серия «Ласточки и камелии в снегу», ок. 1830). Отличительными чертами его произведений являются лаконизм и острота рисунка, красота и выразительность силуэтов, богатство тональностей одного цвета. Отталкиваясь от реальных мотивов конкретного проявления природы, он всегда стремился к созданию высокодекоративного произведения. В естественной красоте окружающего его мира он выделяет отдельные детали, контрастное сопоставление которых приводит к особому живописному эффекту, – мягкость пушистого снега и графическая острота сосновых иголок, ясно различимый контур исчезающих в туманной дымке предметов.

– Рассмотрите рисунок Нины Карташовой (с. 108 учебника). Здесь изображен интерьер Чайного домика. Попробуйте представить, как там сидят на полу, как в углублении стоит чайник, как висит свиток. (Читает очень коротенькую часть интриги.)

– Рассмотрите в «Музейном Доме» свиток «Тростник под снегом и дикая утка». Его автор – художник Хиросиге. Какая часть реки напоминает, что совсем недавно было тепло? Какая часть реки предупреждает, что впереди – зима? Снег уже прошел или продолжает идти? Много ли его уже выпало?

– На что похожи сухие стебли тростника? Вы согласитесь с Мишей, что сухие стебли тростника похожи на лапы огромного паука, который схватил уточку? Чтобы лучше разглядеть уточку, изучите фрагмент свитка. Возьмите лупу и рассмотрите сначала головку и грудь, а потом крылья уточки. Где перо блестящее, упругое и длинное? А где – короткое и пушистое? Миша говорит, что уточка – красавица. Вы согласны?

– Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой. Вы разделяете это мнение?

– Вернитесь от фрагмента к свитку. Видите красные печати в правом нижнем углу?

– Увидели ли вы сову на одной из них? Это знак наступающих холодов, зимы.

– Рассмотрите вторую печать. Какие фигурки вы увидели? (Здесь изображены олень и лошадка.)

Текст интриги, где Барсук общается с Мишей (с. 110), читает учитель.

– Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого-то это уже сегодня получится.

Следующий урок по литературному чтению мы как раз с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь из вас обнаружить красоту в простом.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? С каким художественным произведением вы познакомились? Кто автор свитка?

Урок 34
С. Козлов. «Красота». Поход в «Музейный дом».
Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

Цели: учить видеть красивое в обычном; совершенствовать умение узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); развивать умение находить их в произведении.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

II. Изучение нового материала.

Учащиеся читают сказку по цепочке.

– Цветовые выделения в этом тексте обозначают контраст между поэтическим взглядом на жизнь (Медвежонок, Ежик) и трезвым, обыденным взглядом, лишенным фантазии и поэзии (Заяц). Слова Зайца «Лучше рябину» помечены розовым цветом, чтобы подчеркнуть, что и Зайцу совсем не чуждо чувство прекрасного – он видит красивое, когда это очевидно красивое; просто он еще не настолько развитый, чтобы увидеть красивое в голых прутиках.

– Как вы думаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или голых прутиках?

– Наблюдательный человек постепенно все больше и больше развивает свой глаз, а такому развитому глазу все больше и больше явлений представляются интересными и замечательными. Например, каждой маме свой сын или своя дочь кажутся очень красивыми. Вы не знаете почему? (Потому что каждая мама очень внимательно относится к своему ребенку, во всех подробностях знает его внешний облик.)

– Почему же, если собрать вместе всех детей, мы уже не считаем, что все красивые?

– Да только потому, что мы не настолько наблюдательны, насколько это удается каждой маме в отдельности. Но если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу (глаз ведь это не просто отражательный прибор – он напрямую связан с сердцем и душой!), мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.

– Вспомните, кого Барсук называет поэтом (с. 107)? Того, кто пишет стихи, или того, кто способен создавать или ценить красивое? Кого бы вы назвали поэтом в этой истории? (Медвежонка и Ежика.) Можно ли Зайца назвать поэтом? Зачитайте все голубые строчки. (Заяц пока еще не поэт.)

– Зачитайте розовую строчку. Что вы можете сказать о Зайце? (Заяц не безнадежен. Он понимает, что веточка рябины – это красиво, просто он недостаточно развит.)

– Найдите в «Музейном Доме» картину А. Дюрера «Травы». Рассмотрите репродукцию. Узнаете метелку лугового мятлика? А вырезной лист одуванчика? А мясистые листья подорожника вам знакомы? А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться? Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают? По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться.

– Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета?

– Рассмотрите фрагмент «Трав». Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник. Чем же привлекли внимание художника эти травы? Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?

Художник Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными на поверхностный взгляд травами. Только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

III. Итог урока.

– С каким произведением познакомились? Кто автор?

– Что больше всего запомнили?

Урок 34
С. Козлов. «Красота». Поход в «Музейный дом».
Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

Цели: учить видеть красивое в обычном; совершенствовать умение узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение); развивать умение находить их в произведении.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 249 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тростник под снегом и дикая утка. Андо Хиросиге. Андо Хиросиге (1797 – 1858) Хиросиге, один из самых известных японских художников, родился в Эдо, в семье. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеоргий Трундин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тростник под снегом и дикая утка. Андо Хиросиге. Андо Хиросиге (1797 – 1858) Хиросиге, один из самых известных японских художников, родился в Эдо, в семье.» — Транскрипт:

1 Тростник под снегом и дикая утка. Андо Хиросиге

2 Андо Хиросиге (1797 – 1858) Хиросиге, один из самых известных японских художников, родился в Эдо, в семье мелкого самурая, который был чиновником пожарного департамента. В раннем возрасте Токутаро (детское имя художника) проявил талант к рисованию. В творчестве Хиросигэ можно выделить две основные темы, к которым он обращался на протяжении своей жизни. Это тема дороги Токайдо и виды его родного города — столицы Эдо

3 53 станции Токайдо. В своих произведениях Хиросиге с удивительным мастерством передавал самые разнообразные явления природы: дождь, снег, туман и лунные ночи.

4 36 видов Фудзи. В хорошую погоду Фудзи видна со значительной территории центральной части острова Хонсю, но самыми е красивыми считаются виды со стороны океана: именно здесь пролегала знаменитая Токайдо дорога, связывавшая Киото и Токио. Свою знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи» Хиросиге создал в 30-х годах.XIX века именно под впечатлением поездки по Токайдо.

5 Ласточки и камелии в снегу. Гравюра трепетно передает ощущение первых холодов, опушивших снегом ветви камелий и заставивших ласточек взъерошить свои перья. В гравюрах чувствуется сильнейшая индивидуальность мастера, сумевшего в каждом из сотен пейзажей увидеть его неповторимую прелесть и правдивую красоту.

6 Тростник под снегом и дикая утка е годы стали временем яркого расцвета таланта мастера. В это время он полностью отдается новым темам пейзажу и изображению природы в жанре «цветыптицы». Дикая утка кричит. От дыхания ветра Гладь воды становится рябью.

7 Альбрехт Дюрер. Альбрехт Дюрер ( ) родился в семье золотых дел мастера в Нюрнберге. Юный Альбрехт учился в латинской школе, с 13 лет обучается золотых дел мастерству в мастерской отца; хотя он научился «чисто работать», по его собственному признанию, он проявил больше охоты к живописи.

8 Травы. Во время своих загородных прогулок Дюрер делал очень много рисунков. Цветы, деревья, кусты, травы, птицы, насекомые всё привлекало его внимание, всё казалось достойным быть запёчатлённым на бумаге. Художник упорно искал в природе формулу безупречной красоты и поэтому обращал внимание на любую мелочь.

9 Японская мудрость гласит: -Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное, -Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, -Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, -Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Источник

—> Д ети Р одители У чителя Г армония —>

Персональный сайт Александровой Светланы Владимировны

Среда, 27.10.2021, 03:08

—> —> —>Главная » 2015 » Сентябрь » 27 » Г.С.Санжадаева, С.В. Александрова. Смежные виды искусства на уроках литературного чтения

Учебно-методический комплект «Литературное чтение», разработанный Н.А.Чураковой и В.Ю.Свиридовой, существенно расширяет границы начального литературного образования. Впервые введены произведения детской мировой литературы, раннее не изучавшиеся в начальной школе, например, стихи из детских журналов конца 20-х годов «Чиж» и Ёж» (поэтов литературной группировки «Обэриуты»); сказки Э.Т.А.Гофмана, Л.Кэролл, С. Лагерлёф, С.Козлова и многие другие. Новизной УМК является и то, что впервые для начальных классов предложены для чтения и изучения хокку, стихи японской классической литературы. О работе над хокку нами рассказано в статье «Изучение младшими школьниками японской поэзии в жанре хокку.», опубликованной в журнале «Начальная школа» № 12/2008. Но особым достоинством данного УМК является использование произведений изобразительного искусства на уроках литературного чтения. «Картинная галерея» призвана формировать и развивать эстетический вкус младших школьников, развивать навыки понимания произведения разных видов искусства (словесного и живописного).

Новый учебный год мы начали с реализации проекта «Творческое образовательное пространство» (ТОП). Идея создания ТОПа принадлежит известному дидакту В.С.Злотникову. Основная идея ТОПа – стимулирование познавательной и мотивационной сферы в воспитании и обучении. Основные принципы – открытость, креативность, командность. Эту модель мы адаптировали для начальной школы. Цель нашего проекта – формирование, сохранение и стимулирование мотивационной, познавательной сферы младших школьников. Задачи проекта:

— поиск новых форм и методов обучения на уроках литературного чтения;

— формирование личностно-значимых для ребенка способов учебной деятельности;

— использование субъективного опыта младшего школьника.

На уроках литературного чтения, работая с «Картинной галереей», мы не просто рассматриваем серии произведений изобразительного искусства, а погружаем детей в особое художественное пространство, созданное художником слова и художником кисти, красок. Об этом погружении мы хотим рассказать на примере изучения японских хокку и ксилографии Утагавы Хиросигэ «Тростник под снегом и дикая утка» (в 4 классе).

Школьники читают хокку:

Дикая утка кричит.

Когда ветер дышит,

Поверхность воды покрывается рябью…

Учитель обращается к классу:

— Вам понятны образы, созданные в этом хокку?

— Каким настроением проникнуто хокку?

В ответах ученики отмечают, что в трёхстишии представлено очень широкое художественное пространство: утка, изнемогающая под ветром, волны на воде.

— Почему изнемогающая? – обращается учитель к классу.

Дети сразу акцентируют внимание на ключевое слово «кричит»: «Кажется, что утка кричит в пустоту, ветер набирает силу, волны холодные… Возникает ощущение одиночества, отчаяния, холода, пронизывающего до самых костей». «Ветер «дышит» холодом. Так говорят о живом существе». «В этом хокку мы услышали звуки – крик утки, почувствовали холодное дыхание ветра, движение волн», — дополняют другие ребята. «Нам кажется, что стихотворение построено на противопоставлении – утка, попавшая в беду, и ветер, который «дышит» холодом».

Затем дети рассматривают ксилографию Утагавы Хиросигэ «Тростник под снегом и дикая утка». (Приложение 1) Картина написана в жанре хайга («хай» — веселье, «га»-картина). Традиционная хайга – это рисунок суми с тушью с написанным на нём каллиграфической кисточкой хайку.

Исследуя ксилографию, дети стараются найти ответы на поставленные в учебнике вопросы:

— У тебя появляется ощущение зимнего холода?

— А впечатление пустынности и бесприютности?

— Впечатление беззащитности красоты?

— Сухие стебли тростника тебе не напоминают иероглифы?

Зимний холод → пустынность и бесприютность → беззащитность красоты. Эти 3 пласта погружения в картину, следуя друг за другом и, в то же время, наслаиваясь один на другой, дают возможность детям не только объемно ощутить все происходящее, но и найти обоснованные ответы на предложенные вопросы.

Можно сказать, что в сюжете гравюры присутствуют 3 действующих лица: снег, тростник и утка. Интересным представляется тот факт, что, видимо, исходя из особенностей восприятия, из настроя, созданного на уроке, каждый ребенок видел в качестве главного действующего лица то утку, то тростник, то снег. Вот что пишут ребята в своих рассуждениях:

«У меня появляется ощущение зимнего холода, потому что на ксилографии не видно ничего живого, кроме дикой утки, которая сжалась от холода. Я услышал тишину, которая очень настораживает, потому что эта тишина усиливает чувство бесприютности….. Тростник под снегом похож на душу человека под моральной тяжестью. …Эта утка похожа на человека, оказавшегося в трудном жизненном положении. Снег и холодная вода – это препятствия, которые человек не может преодолеть.» (Очиров Бато)

«Если приглядеться к воде, то у берега она синяя, потому что там отражается дно, затем переходит в белый цвет, а в самом верху картины — в серый. Это тучи, которые отражаются в зеркале незамерзшей воды. Мне кажется, что тучи закрыли солнце, и из-за этого утке стало еще холодней и более одиноко. ….Художник назвал ксилографию «Тростник под снегом и дикая утка». Сначала он делает намек на тростник. Утка, если выживет, когда-нибудь улетит, а тростник будет расти здесь вечно». (Корытова Алиса)

«На картине вода сливается с небом, а утка, которая так и не улетела, плавает по воде, будто парит в небе. Утка, уже не имеющая сил, свесила голову и распушила перья. Она не может себе представить, что в этой ситуации есть возможность согреться под снегом, который как одеяло укрывает тростник. А сломанный тростник уже омертвел. На фоне такого тростника все мечты кажутся безжизненными. Утка как будто так и рвется на свободу, но её зажимают узкие рамки картины. Так и хочется их расширить, выпустить на волю одинокую птицу.

Бедная утка плывет по реке,

Не зная того, что в будущем ждёт.

Одинока она…На тростник всё глядит.»

«У утки нет родной кровинки в этом мире. Она погибает от тоски. Никто не хочет её принять и приютить у себя, лишь один тростник. Он такой же одинокий и беспомощный, как дикая утка.

Ах, эта красота: такая яркая,

Ещё совсем молодая утка и

Такой бесцветный, совсем старый тростник…»

«Утка поникшая. В её глазах не видно ни капельки надежды. Она пытаеся спрятать голову под крыло. Наверное, там настолько холодно, что утка даже не может сделать этого. Падающий снег создает ощущение пустынности и таинственности. Тростник придает картине тревожность. Он похож на кровожадного монстра, который в любой момент может ожить и стиснуть утку в своих смертельных объятиях.» (Щербакова Ира)

«На картине видно, как хрупкие пальцы тростника хотят пожалеть эту одинокую утку». (Безъязыков Сергей)

«Утка, сжавшаяся в надежде на жизнь, пытается согреться. На картине не видно конца моря, и у меня появляется ощущение, что утка была в одиночестве и плыла куда глаза глядят. Когда она добралась до берега, то её единственным другом оказался тростник.» (Аюшеев Донир)

«У утки в глазах читается что-то необыкновенное. В них есть маленький огонек. Я думаю, что это надежда выжить.

Надежда есть всегда,

Только не надо огорчаться.

Ведь хорошее, может, только начинается».

«Я думаю, что сама утка не кричит, так как клюв у неё закрыт, а кричит её душа… Когда я закрываю глаза, я представляю, как вхожу в картину Утагавы Хиросигэ и освобождаю утку.» (Ангарова Лера)

«Хиросигэ использовал прием контраста. Фон темный, а утка очень яркая. Тростник старый и черный, а снег совсем свежий и белый. Сама утка большая, а такое ощущение, что её замкнули в маленьком пространстве.» (Раднаева Серафима)

Мы видим, что у ребят разные точки зрения, разное восприятие картины. Одни излагают свои чувства, ощущения в прозе, у других возникает потребность в сочинении хокку. Этим многообразием мнений, форм подачи материала, пожалуй, ценны уроки литературного чтения.

Урок, на котором сопоставляются разные художественные пространства – литературное и живописное, пробуждает творческий потенциал детей, это отвечает идеям развивающего обучения. Творчество предполагает способность личности к нестандартному видению, к выходу за рамки заранее установленного масштаба деятельности.

В конце 3 класса несколько спонтанно возникла идея создания книги – поэтического сборника «Калейдоскоп», авторами которого стали ребята. В течение 2008-2009 учебного года в рамках проекта «Творческое образовательное пространство» нами уже планомерно собирался материал, итогом которого стало издание сборника творческих работ учащихся «Вдохновение». (Приложение 2) Название подбирали совместно. Вот как ребята понимают, что такое «вдохновение».

«Вдохновение – чувство очень тонкое… Без вдохновения человек не смог бы жить. Само слово говорит за себя. В нём присутствует слово «вдох», а без вдоха жить нельзя». (Унагаева Таисия)

«Вдохновение – это полёт фантазии. Что-то лёгкое и прекрасное. У каждого человека есть своё вдохновение. Я думаю, что вдохновение рождается от счастья. Вдохновение как небо – ему нет границ. Вдохновение похоже на человека – то уходит, то приходит. Почему–то оно всё время прячется, появляется только в виде стихов, картин, скульптур. В будущем

вдохновение, может быть, покажется людям, и тогда всё, что мы будем делать при помощи вдохновения, будет прекрасно». (Корытова Алиса)

«Вдохновение не материально, но имеет образ. Я думаю, что вдохновение выражается в солнце, потому что вдохновение похоже на просветление. Я думаю, что вдохновение – это горы, потому что горы большие и устремляются ввысь». (Очиров Бато)

«Слово «вдохновение» я истолковываю так: это вдох чистого воздуха и веяние освежающего ветерка, несущего новые мысли и идеи, полные любви и доброты». (Щербакова Ира)

В сборник вошли стихи, рисунки ребят, их размышления о необычном взгляде на мир. (Приложение 3) Большую помощь и поддержку в издании двух книг нам оказали, конечно же, родители ребят. Они с пониманием и с большой заинтересованностью отнеслись к нашему проекту.

Литературные тексты и «Картинная галерея» создают творческое образовательное пространство, где формируются основные компетенции учащихся, в первую очередь коммуникативная компетенция: ученики высказывают свою точку зрения, активно вступают в диалог, в полемику, строят свои ответы в форме монолога, подбирают доказательства.

Кроме того, на таких уроках формируется культуроведческая компетенция учащихся. Они погружаются в мир другой культуры – культуры Японии, усваивают восприятие мира художником слова и художником кисти.

Таким образом, осуществляя проект «Творческое образовательное пространство», мы реализуем принципы личностно-ориентированного обучения, способствуем формированию ключевых компетенций, продуктивной творческой деятельности, когда образование и личные достижения ученика выходят из формального поля на социально значимый уровень.

Мы благодарим авторов учебника «Литературное чтение» Н.А.Чуракову и В.Ю.Свиридову за интересное содержание и структуру, которые позволяют продумывать и применять самые разнообразные формы и методы работы как на уроке, так и вне урока. В результате этого у детей пробуждается интерес к литературе, к смежным видам искусства, возникает потребность в самовыражении.

Также мы выражаем благодарность доктору исторических наук, профессору, заведующей Центром восточных рукописей Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Ванчиковой С.П. за помощь в подборе материала по искусству Японии.

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская А.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2008.-151 с.

2. Злотников В.С. «Фора»-проект интеграции основного и дополнительного образования в школе.// Педагогические технологии. 2008. № 1.

3. Искусство Японии. /Автор-составитель Н.А.Виноградова. — М.: Изобразительное искусство, 1985.

4. Иэнага Сабуро. История японской культуры.-М.: Прогресс, 1972.

5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в двух частях. — Самара: Корпорация «Федоров», изд. «Учебная литература», 2003.

6. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное

чтение. 4 класс.» — Самара: Корпорация «Федоров», изд. «Учебная

Источник

Читайте также:  Зимний дроп шот со льда оснастка
Оцените статью