Меню

Демоны зимы у славян

Боги Славян

Добрый день!

Зимник, Зюзя, Трескунец и другие служители Стужи

КЛАН. Боги — служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Все они помогают Зиме-Матушке да Морозу.

Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый (Сивый Дед), Трескунец, Студенец и другие.

ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.

СНЕЖИЧ — небольшое божество, отвечающее за выпадение снега

ХАРАКТЕР имеет сложный, снежный, завьюженный. Нордический, одним словом!

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Приходит к нам по первому выпавшему снегу, ведь надо же ему проконтролировать — как снег кружится, правильно ли он ложится, как леса снежок укрывает, как белым покрывалом землю застилает. Для справного хозяина работа завсегда найдется. А к приходу Зимника, бога холодов да морозов, к приходу Зюзи, что пургу насылает, у Снежича уже все готово: все под теплым одеялом спит

ВНЕШНИЙ ВИД. Зимние божичи в большинстве своем — босоногие старики. Вот и Снежич — старый дед с длинной бородой, да босиком. Преобладающий цвет — белый (как снег).

ЛЮБИМОЕ УКРАШЕНИЕ — красивые снежинки.

ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ — узоры невиданные придумывать, чтобы снежинки новые делать.

ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.

ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Босоногими стариками, кстати, были и другие служители Стужи — Снежич, например.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.

  • Ваш Фрол Степанович лежит себе и ждёт появления кровных детишек. Встаёт ночью из гроба, сыночков нет, зато припёрся замёрзший в зюзю милиционер и канючит у него лошадь!А.Белянин, Тайный сыск царя Гороха

ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.

СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.

ЛИТЕРАТУРА. Из-за снежной пелены вдруг выскочил серый волк с белой грудью… Но что-то в нем было не волчье, скорее, он походил на большую собаку с примесью волчьей крови. Лохматый серый зверь с ходу набросился на Сивого Деда, тот отмахнулся рукоятью своей снеговой метлы, но тут же другая собака вскочила ему на спину и вцепилась зубами в шею. Сивый Дед завыл и закричал, от его крика мороз взялся еще крепче, метель замела так густо, что не стало видно воздуха; в последний миг Веселка успела заметить, как среди пелены мелькает еще несколько таких же волков-собак. Они казались не живыми существами, а какими-то зимними духами, вихрями, порождениями метели, детьми сумерек и снега. И эти духи бросились на старика и на лошадь, а откуда-то со стороны доносился многоголосый волчий вой. Е.Дворецкая, Князья леса-3, Весна незнаемая, Зимний зверь

ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза.

Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям бьет злой Трескун. Временами Трескун забредает в деревню, чтобы предупредить о надвигающихся трескучих морозах.

СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.

У древних славян Студинца представляли низеньким старичком.

Его дыхание – сильная стужа.

Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.

К зимним божествам относятся так же

(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Славянская мифология. Зима.

В олицетворении Зимы страшным демоном сохранились древнейшие, баснословные представления славян о смене времен года. Тогда внезапное мировое похолодание застигло людей врасплох и коренным образом изменило не только климат на планете, но и картину миросозерцания. С течением столетий люди сжились с круговоротом зимы, весны, лета и осени, перестали пугаться зимы и даже попытались примириться с нею.


Ruth Sanderson

Зиму начали гораздо чаще воображать в образе жестокой красавицы, одетой в белоснежную душегрейку. В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь (а если кто и обмолвится ненароком, тот тут же оговаривает свою ошибку словами: «Не к ночи будь помянут!» , даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах.

Читайте также:  Теплые моря россии зимой

Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки поползухи. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее заделья, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно! В самом начале своем несет Зима всем людям веселые, светлые праздники: Рождество, Новый год, Крещенье.


Kucheeva Yana Christmas spirits

С образом Зимы в русском фольклоре связана история девочки Снегурочки, вылепленной из снега и любившей только дождь да град, которому она радуется, «будто меньшому брату». Повели ее подружки в лес по ягоды, по грибы, а там затеяли прыгать через большой и жаркий костер. Не решилась отстать от подруг Снегурочка, прыгнула — и растаяла, как тает снег под солнцем: «Только эхо в лесу откликнулось!»
Вся эта сказка — точно эхо наших летних, немного грустных воспоминаний о минувшей зиме и всех радостях, которые она нам так щедро приносила. Именно поэтому, в отличие от злого Морозки и смешной Масленицы, сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору.


Ruth Sanderson

Помощник Зимы, божок снега и мороза, зовется Зюзей. Это старик небольшого роста, с волосами белыми, точно снег, с длинной седой бородой. В руках он носил железную булаву, которой стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу. Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (25 декабря/7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Морозом-трескуном.
Идет время, Зима стареет, и тогда жди от нее пакостей вроде Коровьей Смерти, которая в феврале особенно старается проникнуть в деревни. Да и лихоманки-лихорадки, злобные сестры, особенно свирепствуют зимою.


Ruth Sanderson

И к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов. А в память о древнем поединке Перуна с демоном Зимы люди строят снежные крепости с башнями и воротами — и разрушают их с громкими победными криками.
Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.


В .Корольков

БИТВА БОГА С ПРИЗРАКОМ

Было время, когда злой бог подземного царства и вечной стужи Карачун поссорился с богами, был свергнут ими с небес и едва не заморозил полмира. Люди и звери замерзали на ходу, птицы падали наземь, будто ледышки. Мало было Карачуну власти над Землей — пожелал он воцариться и в небесном царстве. Сотворил изо льда и снега могучего богатыря — демона Зимы — вдохнул в него вместо души клуб морозного воздуха и отправил биться с богами.

Этот демон обладал страшной силой и хитростью! Сначала он напустил злые чары на Сварога — солнце, и тот крепко заснул. Потом Зима распугал стада небесного пастуха Белеса. Напрасно тот звал на помощь своих помощников — медведей: они спали крепким сном в своих берлогах под завывания Зимы!

Встревожились боги и стали собираться на битву. И тогда вперед вышел громоносный Перун.

— Я вызываю демона Зимы на смертный поединок, — объявил он. — Пока мы будем сражаться, вы попытайтесь пробудить Сварога от колдовского сна. Без солнечных лучей нам нипочем не одолеть злодейское порождение Карачуна.

И начался страшный поединок. Что творилось! Молниеносное копье Перуна разбивало вдребезги ледяной щит и палицу Зимы, но коварный демон выпускал из груди клубы морозного воздуха, и его оружие вновь обретало силу. Чудилось, бой длился целую вечность, и никак не могли богатыри одолеть друг друга, потому что зло бывает неутомимо в своей разрушительной, страшной силе.

И тут наконец богам удалось разбудить Сварога. Ему поведали о поединке. Боги думали, что Солнце немедленно испепелит жестокого демона своими лучами, однако Сварог задумался. Он был могуч и суров, но справедлив. Ведь боги сами сбросили Карачуна на землю, оттого он и возмечтал о мести. И тогда Сварог своей волей прекратил поединок и рассудил, что отныне Карачун и Зима будут царствовать над миром в определенное время года, которое так и назовется зимой. А потом на смену ей придет весна.

— Это несправедливо, — угрюмо сказал Перун. — Еще немного — и я победил бы этого страшного богатыря, сбросил бы его с небес на землю, а ты не дал мне насладиться победой. Что скажут боги? Что подумают люди? Разве я малое дитя, за которое должен заступаться отец, чтобы ему не набили синяков да шишек? Позволь мне завершить бой!

Читайте также:  Доброго утра со снегом вас

— Ты будешь сражаться с демоном Зимы каждый год, — согласился Сварог. — Твоя победа и станет знамением победы весны.

Так и повелось с той поры. И когда мы слышим первый весенний гром, это значит, что Перун нанес демону Зимы завершающий, самый страшный удар, и уже никакая сила не заставит стужу воротиться на землю до срока.


Ruth Sanderson

Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула —
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковер.
Новый взмах — и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает —
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры —
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, —
Матушка-зима.
С легкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной, —
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!

Источник

Славянские Боги зимы

  • Профессионал
  • Репутация: 844
  • Статус: Не каждого монстра можно демонстрировать
  • Женат
Велес и Мара — хозяева Зимнего Солнечного Круга, Боги перемен и мудрости, прозрения и тайны.

Мара, Морена — Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы часто смерти. В древних поверьях жена Кощея. Дочь Велеса и богини Лады. Имя Морана (Морена) тождественно таким словам, как «мор», «мрак», «морочить». Эта языческая богиня воплощала в себе и смерть человека, и была покровительницей плодородия земли. Она и символ возрождения природы (после зимы), человека (после смерти). Но смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной. После Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…

Образ ее так же разнообразен, как имена. По славянским представлениям Морена могла выглядеть, как красивая девушка, одетая в белый наряд или как женщина, на которой разорванные черные и грязные одежды, а порой Морена выглядела, как страшная старуха с всклоченными волосами.

Владения Морены, согласно древним сказам, лежат за черной рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

У этой богини много имен и день почитания не один. Она приходит и уходи вместе с холодом и почитают ее осенью и весной.
У славян переходным днем, от осени к зиме, было 25 ноября, который почитался днём Марены. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.

Прощаются с Зимой в завершении масленичной недели. В честь проводов Богини Марены на Север отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название — Проводы Русской Зимы).

В этот же день, в день Марены (Навий день) и весной — 1 марта, когда сжигают чучело Мары, обряд прощания с зимой и встреча Весны. Празднуется приход на землю Весны, прилёт птиц. Во всех родах пекут из теста фигурки жаворонков, оладьи и печенье с Солнечной Символикой. Хорошо эти дни встречать и проводить на природе, за городом.
Не исключено, что Зима-Матушка, Морена и Марена – три разных божества. Точных источников до наших дней не сохранилось. Многое известно из песен. Записывалось на слух. В каждой части славянского мира свое произношение. Например…

Маржана — весенний ритуальный персонаж, чучело-воплощение смерти и зимы, которое топили, чтобы обеспечить урожай. Возможно, просто, символическое воплощение. Но часто трактуется как вариант Марены.

  • Профессионал
  • Репутация: 844
  • Статус: Не каждого монстра можно демонстрировать
  • Женат
Богиня Веста — Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены.

Зимерзла — Суровое зимнее божество древних славян. Она дышит холодом и морозами. Одежда у нее – тулуп из инея.

Морозы – ее дети, они ей корону ледяную куют, сережки из сосулек. Люди обращались к Зимерзле с просьбой не холодить жилище, не вымораживать посевы.

Вьюга, завируха – фольклорный персонаж южных славян. Вместе с ними приходят Метель и снежная Буря. Известны предания, что бурю учиняет старший сын бога ветра, Стрибога зимнего, — ветер Буревой (Буревик), который крутит свои длинные седые усы, когда хочет наказать людей за грехи.

Метель считается дочерью Вьюги и Снеговея. Снеговей – своеобразный старик Мороз в культуре украинского народа. Буквально понимается, как «сеятель снега».

Есть еще подобный персонаж фольклора – Снежичь. Он выглядел, как старый дед с длинной бородой. Весь белый. Одет в тканую рубаху, украшенную снежинками. Обуви у старика нет. Он приходит в разгар зимы, чтобы укрыть Землю снегом.

Помощник Богини Зимы и Деда мороза. Одно из воплощений Бога Велеса. По другим версиям — его сын.

Читайте также:  Как убрать лед с тротуарной плитки не корябая ее

Ее нельзя назвать богиней зимы, но зимний праздник без нее — не тот. Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) — мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Сказки всегда описывают Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору.

Снегурочка названа так потому, что родилась из снега. У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Мара-Марена признает ее за родную дочь. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

  • Профессионал
  • Репутация: 844
  • Статус: Не каждого монстра можно демонстрировать
  • Женат
Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как старого Деда Мороза. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки. Летом живет у людей как молодая помощница.

Мороз, Морозко, Трескун у славян был повелителем зимних холодов. Сначала считалось, что Мороз крадёт детей и уносит их в свой ледяной дворец. Чтобы вернуть детишек, Морозке преподносили подарки. Зимой Мороз ходит по лесам да по полям, по улицам и переулкам, стучит своим волшебным посохом, а от этого стука начинаются трескучие морозы — сковываются льдами реки, деревья покрываются снегом. Стоит только дыхнуть морозу, как тут же начинается сильная стужа. С ноября по март, он полновластный хозяин на земле.

Но солнце его боится. Морозко вовсе не злой — он покрывает стёкла окон красивыми узорами, поверхность озёр и рек замораживает, чтобы детвора могла кататься и играть, он дарит много снега, чтобы новый урожай был хорошим. Его праздник — 6 декабря.

Бога Зюзю наши предки представляли так. В ранних приданиях Зюзя упоминался как бог зимы. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи.

Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.
Для детей он был героем Белорусских сказок, своего рода белорусский Дед Мороз. Вот отрывок о нём: «В середине студня (декабря) от Железных Гор выезжает со своей свитой на пегой кобыле старик небольшого роста с белыми, как снег, волосами и длинной седой бородой. Это Зюзя — Бог Зимы».

До наших дней дошло выражение: «Замерзнуть как зюзик».

Бога зимы и морозов знали еще, как Карачун (Корочун) — в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество, отвечающего за гибель скота. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

По приданию, в ночь Корочуна души предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков.

Сивый (Велес-Сивый) — дух зимней стужи, омертвения мира и погибели скота. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.

И все эти имена – это все один и тот же Мороз – воплощение Велеса.
Зима время холодное и ветряное. Непредсказуемое. Вот уже почти закончилось.

Как прилетел Весиовей (Стрибог зимний) — бог зимних ветров. Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. Их время – февраль. Ветра были настолько сильными ,что их именовали лютыми и сам февраль – лютень. Но весна все же близко, и праздники содействующие.

Во времена двоеверия на Руси. 18 февраля кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял по сию пору петь птицу овсянку.

21 февраля отмечали день Тимофея Весновея.

От составителя: Вот такие у нас зимние покровители. Много, и еще не всех вспомни. Возможно наши читатели знают еще Богов зимы. Пишите в комментарии.

Составитель: Маргарита Самохвалова Притащил с просторов.

Глаголъ
  • Мастер
  • Репутация: 1929
  • Статус: Надо жить играючи (с)
  • Женат
(vi-arr @ 09-03-2018 — 21:45)
Богиня Веста — Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены.

Мне Веста известна, как богиня семейного очага,
покровительница замужних женщин.
Я ещё по непроверенным данным полагал, что
от этого происходит невеста в смысле незамужняя.

  • Грандмастер
  • Репутация: 3558
  • Статус: .
  • Замужем
Вот такими Марену и Карачуна изображают художники.

«Карачун» — художник Игорь Савченко
«Марена — Зима-Матушка» — художник Нонна Кукель.

Источник

Зима © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector