- Диктанты по русскому языку в 4 классе ВПР-2020
- Диктанты 4 класс 1 четверть
- Входной диктант «Осенняя пора»
- Входной диктант «Поздняя осень»
- Входной диктант «Чудесный сад»
- Диктант «Последняя песня»
- Диктант «Удивительный случай»
- Диктант «Улетают журавли»
- Диктант «Зайчик»
- Диктант «Золотой дождь»
- Диктант «Конец августа»
- Диктант «Бобрёнок»
- Диктант «Осень»
- Диктант «Петька»
- Диктант «Родина моя»
- Диктант «Рябина»
- Диктант «Эльбрус»
- Диктант «Засуха»
- Диктант «Весна»
- Контрольный диктант «Акулы»
- Контрольный диктант «Кот в сапогах»
- Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»
- Контрольный диктант «Детский сад для пингвинов»
- Контрольный диктант «Зимний день»
- Контрольный диктант «Гага»
- Контрольный диктант «Совесть»
- Контрольный диктант «Книга»
- Контрольный диктант «Лесной голосок»
- Контрольный диктант «Клёсты»
- Контрольный диктант «Осень»
- Контрольный диктант «Враги змей»
- Контрольный диктант «Клюква»
- Контрольный диктант «Медвежонок»
- Контрольный диктант «Трусиха»
- Словарные диктанты
- Словарный диктант
- Словарный диктант
Диктанты по русскому языку в 4 классе ВПР-2020
Диктанты ВПР- 2020 по русскому языку в 4 классе
Дятел многое умеет. Легко дупло выдолбит. Быстро станок для шишек смастерит. Найдет дятел удобное место между сучков. Втиснет мастер шишку в него и выбивает семена. Есть у дятла свой барабан. Для этого ищет он звонкий и упругий сук. И давай по нему крепким клювом стучать! Есть у него и питьевое колечко вокруг ствола. Дырочка к дырочке на берёзовой коре. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Дырочку в коре пробьёт. Слизнёт каплю сока. Потом другую рядом пробьёт. Потом третью. Так и получается колечко
Однажды иду я вдоль моря. У берега плотники новую пристань строят. Большие брёвна плавают в море одно к одному. Рабочие достают их из воды ,забивают в дно. Вдруг среди брёвен в воде вижу рыжее пятно. Да это же голова! Я спешу туда. Прыгаю по брёвнам. Опускаюсь на корточки. Шарю рукой в воде. И тут мою руку крепко хватают маленькие пальчики. Свои на воде чуть разошлись. Между ними из моря появляется рыжая макушка. Я тяну изо всей силы. Вытаскиваю на сваи мальчика. Спас!
Тишина. Кажется, всё в природе замерло. Замолчали птицы. Даже листочки на осинке не дрожат. На солнце наползает тяжёлая серая туча. Она, как чудовище, пожирает солнце.
Вдруг налетел ветерок. Он становится сильнее. Вот уже порывы ветра сгибают деревья до земли. По листьям, крышам, дорожкам забарабанили крупные капли дождя. Раздался гром. Его раскаты разлетелись по окрестности. Небеса разрезает молния. По земле запрыгали ледяные шарики. Это град. Дождь усиливается и льёт стеной.
Внезапно всё стихает. Лучи солнца пробиваются сквозь тучи. О дожде напоминают только ручейки. (82 слова)
Весной солнце долго остаётся на небе. Греет оно с каждым днём всё сильней. Снег от тепла тает. Вода ручейками бежит с земли в реки , в озёра. Толстый лёд на реках тоже уступает лучам солнца. По берегам появляются большие полыньи. Через неделю весь лёд почернеет, местами подломится. Льдины понесутся вниз по течению реки. Воды в реке в это время очень много. Она не может поместиться в русле. Река выступает из берегов. Разливается по окрестным лугам. Разлив рек у нас зовут половодьем.
Я люблю жаркие дни краткого лета. Стоит знойный день. Вокруг царит полная тишина. Не колыхнёт волной широкий пруд. Он дремлет в своих отлогих берегах. Камыши замерли, не шуршат. Свободные от трав протоки блестят под солнцем. А сам пруд зарос. Зелёный ковёр покрывает всю его поверхность. Листья от кувшинок стелются по воде. Белые лилии и маленькие красные цветочки тёмной травы торчат над водой. Над лугом разливается покой. Какая роскошь тепла! Как приятна близость воды! Как хорошо освежает она лицо и голову!
Холодно весной. Все цветы в земле сидят, ждут тепла. А одуванчик уже зацвёл. Весь лучится ясным солнышком. С осени он в корнях еду припас. Спешат на его цветы насекомые. Ему и хорошо. Пусть опыляют.
Завяжутся семена. Одуванчик бутон закроет. Малышам нужно тепло. Пускай они набираются сил. Пусть лежат спокойно в тёплой люльке.
Вот окрепнут малыши. Появятся у них пуховые крылья. Уже можно лететь на новые земли. Теперь им высота нужна. И одуванчик выпрямляет стебель выше других трав и цветов. Разлетайтесь!
Весело на широком поле! До далёкого леса бегут по холмам нивы. Волнуется золотая рожь, дышит летним воздухом. Синеет молодой овёс. Белеет гречиха с красными стебельками и с медовыми цветочками. У дороги прячется кудрявый горох. За ним виднеется полоска льна с голубоватыми глазками. Жаворонок трепещет крыльями над рожью. Орёл летает над полем. Зорко смотрит он с вышины. Видит орёл перепёлку в густой ржи. Видит полевую мышку. Спешит она в свою нору с зёрнышком. Трещат на широком поле весёлые кузнечики.
Весной леса и поля ждут птиц. Первыми к ним прилетают грачи. Они возвращаются на родину в начале марта. Но вот и жаворонок поднялся в воздух, запел свою звучную песню. Быстрые ласточки прилетают чуть позже. За ласточками появятся дикие голуби. Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей. Они не останутся в наших местах ,сядут на берег отдохнуть. А потом двинутся к своим гнездовьям. А соловьи остаются у нас на всё лето скоро они начнут петь свои звонкие песни.
В Индии я видел работу слонов. Слоны таскали брёвна к речке. По дороге к берегу находится узкое место. Слон бревно между двумя деревьями не протащит. Он дойдёт до этого места, опустит поклажу на землю. Потом хоботом бревно вдоль дороги развернёт. Сам станет на колени. Хобот в срез бревна упрёт.. и давай толкать его по дороге. Сам на коленях ползёт. Бревно перед собой пихает. Камни с дороги катятся.. земля в стороны разлетается. А слон ползёт. Толкает. Трудно ему на коленях двигаться. Молодец!
На снегу виднеются следы зверушек и птиц. И вот что я по этим
следам прочитал. Белка сквозь глубокий донырнула до земли. Достала она там два ореха и съела их. Я скорлупки нашёл. Отбежала
десяток метров. Опять нырнула. Опять оставила скорлупу. Орехи она с осени запасла. Это ясно. А как она зимой их находит? Запах ореха сквозь снег не учуешь. Тут надо было осенью местечко запомнить. И крепко запомнить. Иначе разве зимой орех найдешь?. Ну как не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Уже улетели на юг ласточки. Пропали из виду быстрые стрижи. Курлычут в небе пролетные журавли.
прощаются с родными местами. Готовятся в дорогу на теплый юг гуси. Ждут холодную зиму и люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Выкопали картошку, свёклу, морковь
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов. Насушила отборных грибов. Маленькие мыши натаскали в норки зёрен. Наготовили душистого мягкого сена. Скупо греет осеннее солнышко.
Скоро начнутся первые морозы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Диктанты 4 класс 1 четверть
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 четверти 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 4 класса 1 четверть – 55 — 75 слов.
Входной диктант «Осенняя пора»
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.
Объём слов: 62
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Грамматическое задание:
- Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
- Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.
- Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья.
Входной диктант «Поздняя осень»
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Объём слов: 53
По И. Соколову-Микитову
Грамматическое задание:
- Девятое предложение разберите по членам предложения.
- Подчеркните словарные слова.
- Напишите проверочные слова:
Т..жёлые — ….,
Ср..зают — … .
Входной диктант «Чудесный сад»
У нас в стране есть чудесный сад. В этом саду на черемухе висят крупные вишни. На рябине зреют сладкие ягоды, а на яблоньке растут груши. Эти чудесные деревья вырастил наш русский ученый Мичурин. Студенты и опытные садоводы учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей стране выращивают чудесные сады. Осенью и летом собирают богатый урожай ягод и фруктов.
Объём слов: 57
Слова для справок: черемуха, собирают
Грамматические задания
- Выполните фонетический разбор слова рябина.
- Разберите предложение по членам и выпишите словосочетания с вопросами:
I вариант – 1 предложение,
II вариант – 2 предложение. - Разберите по составу слова:
I вариант – яблонька,
II вариант – школьник.
Диктант «Последняя песня»
Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.
Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере.
Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.
Объём слов: 82
Грамматические задания:
- Обозначить графически однородные члены в двух предложениях
Диктант «Удивительный случай»
Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.
Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.
Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.
Объём слов: 80
Грамматические задания:
- Обозначить графически изученные орфограммы.
Диктант «Улетают журавли»
В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.
Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!
Объём слов: 66
Грамматическое задание:
- Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
- Определить падеж у существительных.
I вариант — Высоко в небе летели журавли.
II вариант — На востоке показалась ранняя зорька. - Выписать из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы – орфограммы подчеркните:
— безударные гласные в корне слова;
— непроизносимые согласные. - Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте род.
Старик, стареть, старый, старость.
Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.
Диктант «Зайчик»
Зайчик родился летом, у него сразу были открыты глаза. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать, а сама ушла за кормом. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. Скоро зайчик окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. В густой траве и кустах зайчик прятался с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил, а затем наступила осень.
Объём слов: 78
По Г. Скребицкому
Грамматическое задание:
- Найдите сложное предложение и разберите его по частям речи и членам предложения.
- Выпишите из текста три слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, припишите три родственных слова.
- Выполните фонетический разбор слов глаз, мать.
Диктант «Золотой дождь»
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.
Объём слов: 69
Грамматическое задание:
- Выпишите предложение с однородными второстепенными членами предложения и разберите его по частям речи и членам предложения.
- Выпишите из предложения два словосочетания с вопросами.
- Выполните фонетический разбор слова.
Диктант «Конец августа»
Лето кончалось, наступала осень. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.
В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки были толстые, крепкие. Я набрал лукошко , а мой друг насобирал лисичек целую корзинку.
Объём слов: 89
Грамматические задания:
- Найти сложное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
- Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, в соответствии с тем, каким членом предложения является однородный член.
- Разобрать предложение по членам №3 с конца.
- Найти сложное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
- Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, в соответствии с тем, каким членом предложения является однородный член.
- Разобрать предложение по членам №2 с начала
Диктант «Бобрёнок»
Диктант по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов»
Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.
За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька.
Объём слов: 83
Грамматические задания:
- Составить схемы двух сложных предложений.
- Обозначить графически однородные члены в двух предложениях.
Диктант «Осень»
Ранняя осень. красив и печален русский лес в эти чудные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб, но вершины берез уже оголились.
Объём слов: 69
Слова для справок: краснеет.
Грамматические задания:
- Выписать предложение:
I вариант – с однородными членами,
II вариант – сложное. - Разобрать слова по составу:
I вариант – ранняя, подберезовики, грустно,
II вариант – холодная, подосиновики, медленно. - Сделать звуко – буквенный разбор слова:
I вариант – поздний,
II вариант – гриб. - * Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Диктант «Петька»
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
Объём слов: 58
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
- Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
- Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
- Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
- Разобрать любое из выделенных слов по составу.
- В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
- Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Диктант «Родина моя»
Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы.
Объём слов: 57
Слова для справок: освобождение, (под) предводительством
Грамматические задания:
- Найдите предложения с однородными членами. Составьте схему одного из них (на выбор)
- Укажите известные вам части речи над словами последнего предложения.
- Укажите падеж имён существительных в третьем предложении.
Диктант «Рябина»
Около нашего дома растёт рябинка. Это деревце нарядно выглядит в любое время года. Весной рябина цветёт. Её мелкие цветочки собраны в большие кисти, словно в букеты. Летом рябинка одета в пышное платье из ажурных листьев и маленьких бусинок созревающих ягод. Осенью красавица наряжается в яркий сарафан из золотой парчи и украшает себя искусным ожерельем спелых ягод. Тяжёлые гроздья этих чудо-ягод зима укроет мохнатыми шапками, а на рябинке заблестит шубка из сверкающего инея.
Объём слов: 73
Слова для справок: сарафан, (из) парчи, ожерелье
Грамматические задания:
- Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
- Выпишите из текста четыре слова с разделительным ь. Вспомните и напишите четыре слова с разделительным ъ.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова гроздья.
Диктант «Эльбрус»
Эльбрус — высочайший пик Европы. Это древний спящий вулкан. У горы две вершины: Восточная и Западная. Круглый год они покрыты вечными льдами и снегами. Могучие ледники Эльбруса дают начало бурным рекам. Пробивая себе путь через каменистые ущелья, с вышины горных склонов несут свои воды Кубань и притоки реки Терек.
Во все времена народы, жившие у подножия Эльбруса, слагали о славной и могучей горе-исполине песни и легенды. Величием и красотой «двуглавого колосса» восхищались русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Объём слов: 81
Слова для справок: исполин, колосс, восхищались
Грамматические задания:
- Подчеркните в четвёртом предложении однородные члены.
- Подберите к словам год, гора, река по два однокоренных слова. Корни слов обозначьте.
- Выпишите из текста три слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите, сколько в словах звуков и букв.
Диктант «Засуха»
Лето в этом году выдалось жарким и засушливым. На знойном небе нет ни облачка. Дождей давно не было. Над полями и лугами сильные ветры кружат едкую пыль. Земля растрескалась. Цветы и травы пожухли, начали желтеть. Листочки на деревьях поникли, ветки ломаются от жары. Природа ждёт дождя.
Вот на горизонте появилась туча и быстро стала приближаться. Грянул гром, и по земле застучали первые долгожданные капли дождя. Он усиливается и льёт стеной. Всё живое жадно впитывает живительную влагу.
Объём слов: 76
Слова для справок: долгожданные
Грамматические задания:
- Разберите по составу слова: листочки, засушливым, растрескались, застучали.
- Разберите слова (на) знойном (небе), впитывает как части речи.
- Выполните синтаксический разбор четвёртого предложения.
Диктант «Весна»
Идёт весна. Повсюду тает серый снег, по улицам бегут весёлые ручьи, появляются первые проталины, кое-где пробивается молодая зелёная травка. Оживились воробьи. Они купаются в струйках холодной воды, чистят пёрышки. Шустрые птички собирают сухие травинки, веточки, шерстинки, бумажки, соломинки. Всё это они несут в неприметный уголок, складывают в кучу. Так получается воробьиное гнездо. Совсем скоро в уютном тёплом гнёздышке появятся пёстрые яички.
Объём слов: 61
Слова для справок: повсюду, кое-где, совсем
Грамматические задания:
- Найдите в тексте однородные члены предложений, укажите, какими частями речи они являются.
- Выпишите из текста нераспространённое предложение. Распространите его однородными членами. Запишите.
- Укажите род имён прилагательных в единственном числе. Выделите окончания.
Контрольный диктант «Акулы»
Существует много видов акул. Они различаются размерами и внешним видом. Длина гигантской китовой акулы пятнадцать метров, а колючей – всего двадцать сантиметров.
Может ли акула напасть на человека? Такие виды есть. Среди них белая и тигровая акулы. Но они не нападают на человека как на средство питания. Акулы едят рыб, черепах, дельфинов и птиц. Китовая акула питается маленькими рыбёшками и крохотными рачками. Акулы ощущают постоянный голод и съедают даже несъедобные предметы. В желудках акул находили куски шин, консервные банки. Разъярённая акула может разрушить лодку и напасть на человека.
Объём слов: 88
Грамматические задания:
- В последнем предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
- Выписать из диктанта одно слово с непроизносимой согласной. Написать проверочное слово. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
- Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными второстепенными членами.
Контрольный диктант «Кот в сапогах»
В дозор пограничники ходят со служебными собаками. А у нас на заставе кот стал в дозор ходить. Однажды один из бойцов принёс на заставу котёнка. Котёнок оказался очень способным. Стоят солдаты на линейке. Кот с ними на левом фланге. Солдаты в дозор уходят. Кот за ними отправляется. На всякий шорох встаёт у котика шёрстка дыбом. Однажды зимой пошёл кот на пост и лапы отморозил. Решили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах.
Объём слов: 89
Грамматические задания:
- В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
- Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными сказуемыми.
- Выписать из диктанта три однокоренных слова к слову КОТ.
Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
Объём слов: 99
Грамматическое задание:
- Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
- Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.
- 3*.Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных. Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
Контрольный диктант «Детский сад для пингвинов»
Прошло пять недель со дня рождения пингвинёнка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сверстники пингвинёнка. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.
Объём слов: 84
Грамматические задания:
- Записать слово ПИНГВИНЁНОК в винительном и творительном падежах.
- Разобрать по составу слово ДЕТСКИЙ. Написать ещё два слова такого же состава.
- Выписать из диктанта три слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
Контрольный диктант «Зимний день»
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.
Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Объём слов: 71
Грамматическое задание:
- Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
- Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
На … небе загорелись … звёзды.
Контрольный диктант «Гага»
Гага живёт на севере у моря. Она строит своё гнездо из пуха. Пух птица выщипывает у себя из груди. Потом гага скрепляет его палочками и мхом. Теперь пух не развеет ветер. Гнездо стоит на земле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защищает гнездо от ветра. Появились птенцы из яиц. Мать сразу уводит их в море, а гнездо бросает. От дождей и снегов пух свивается в комок. На будущий год это гнездо уже не годится. Местные жители собирают такие гнёзда без всякого вреда для гаг.
Объём слов: 84
Грамматические задания:
- Выписать из диктанта одно слово с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.
- Подчеркнуть среди слов ПОЖАР, ПОХОДКА, ССОРА подходящее под схему: приставка, корень, суффикс, окончание.
- Выписать из диктанта два слова такого состава: корень, суффикс, окончание.
Контрольный диктант «Совесть»
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
Объём слов: 90
Грамматическое задание:
- Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
- Поставь глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Контрольный диктант «Книга»
Отец принёс сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- В первом абзаце найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
- Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
- Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
Контрольный диктант «Лесной голосок»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Объём слов: 110
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
- Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант «Клёсты»
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клёсты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клёсты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком севере.
Объём слов: 76
по Г. Скребицкому
Грамматические задания:
- В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
- Выписать из диктанта три слова с Ь – показателем мягкости. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
- Выписать из диктанта по одному прилагательному мужского и женского рода.
Контрольный диктант «Осень»
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились.
Объём слов: 70
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:
- В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
- Разобрать по составу: холодная, подосиновик, грустно.
- Сделать звуко-буквенный разбор слова гриб.
Контрольный диктант «Враги змей»
Даже у гигантской змеи есть враги. Живёт такой орёл – змееяд. Он питается только змеями. Триста змей съедает его птенец. Ловко истребляет змей мангуст. Он справляется даже с коброй. Его специально держат в том месте, где змеи заползают в дома. На гадюк нападают ежи. Ёжики защищают себя в борьбе колючками. На морских змей нападают хищные рыбы. Гибнут змеи в большом количестве и при пожаре. Среди змей много редких. Многие виды записаны в Красной книге.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- Выписать из диктанта по одному существительному единственного числа в родительном, творительном и предложном падежах.
- Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.
- Выписать из диктанта одно слово с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
Контрольный диктант «Клюква»
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
Объём слов: 80
Грамматическое задание:
- Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
- Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.
Контрольный диктант «Медвежонок»
Капитан привёз из леса на заставу маленького медвежонка. На заставе малышу обрадовались.
Однажды медвежонок лежал на солнышке у завалинки. К нему подошла корова Майка. Мишка вскочил, ощетинился, поднял лапу. Вдруг он почувствовал тёплый молочный запах и подбежал к корове. С тех пор каждое утро медвежонок бегал за Майкой следом и хватал её за ноги. Медвежонок не отступал до тех пор, пока в его миске не было теплого парного молока.
Объём слов: 70
Грамматические задания:
- Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
- В первом предложении второго абзаца найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
- Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
Контрольный диктант «Трусиха»
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Объём слов: 83
Грамматическое задание:
- Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.
- Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.
Словарные диктанты
Словарный диктант
Охотник, тайга, аппликация, волшебник, акварель, надежда, представление, железо, издалека, обида, печаль, километр. (12 слов)
Словарный диктант
Альбом, бассейн, бутерброд, волшебник, акварель, аппетит, восемь, богатство, аккуратно, аромат, викторина, аллея, биография, аппликация, петух. (15 слов)
Источник