«Зачем нужен снег зимой?» Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе
Татьяна Немтинова
«Зачем нужен снег зимой?» Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»
142001, Московская обл., г. Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова, д. 18б, тел. 8(496)793-75-01
Опытно-исследовательская деятельность
в старшей группе
» Зачем нужен снег зимой?»
Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Исследования в природной лаборатории,
проведение опытов, рассматривание и изучение.
1 этап: Просмотр слайдов «Зимние пейзажи».
Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.
Зачем же нужен зимой снег?
Как снег может согревать растения, если он сам холодный?
Мы решили провести следующий опыты:
Наблюдения на прогулке: 1. Сняв варежки, ребята решили проверить тепло ли под толщей снега? На ощупь нам показалось, что под снежным одеялом холодно.
На участке ребята сделали сугроб, чтобы увеличить слой снега.
Мы наполнили 2 колбы водой. Одну поставили поверх сугроба, другую закопали глубоко в сугроб.Спустя некоторое время дети обнаружили следующее:
Вода в 1 колбе, которая находилась на поверхности сугроба, замёрзла.
Вода во второй колбе, которая находилась глубоко в сугробе, замёрзла лишь частично.
Вывод: Под снегом тепло и поэтому вода в колбе не замёрзла.
В ходе опыта, проведённого на природе, мы выяснили, что вода в 1колбе, оставленная на поверхности сугроба замёрзла.
Вода во 2 колбе, которая была зарыта в сугроб, замерзла лишь частично (в ней плавал небольшой кусочек льда).
Исходя из этого мы сделали вывод, что вода под слоем снега не замёрзла потому, что там было тепло. Природа укрывает на зиму всё живое «теплым снежным одеялом». Из этого следует, что всем растениям и их корням тепло под слоем снега и они не мерзнут.
Исследовательская деятельность «Снег» в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Исследовательская деятельность. Тема: «Снег» Цель: создание социальной.
Исследовательская работа «Зачем животным нужен хвост» Введение Когда я выросту, я обязательно стану ученым. Эта профессия позволит мне получать ответы на все мои вопросы. Мне очень нравится.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зачем заяц меняет зимой свой окрас?» «Зачем заяц меняет зимой свой окрас?» Цель: Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей с использованием игрового.
Опытно — исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе «Враг природе — мусор» Цель: Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Задачи: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором:.
Опытно-исследовательская деятельность «Удивительное мыло» Воспитатель МБОУ Брасовская СОШ имени В. А. Алексютина : Бормотова Маргарита Александровна Опытно-исследовательская деятельность «Удивительное.
Опытно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Цель: Развитие познавательной активности детей.
Опытно-исследовательская деятельность «Знакомство с кристаллами» в средней группе Опытно-исследовательская деятельность в средней группе : «Знакомство с кристаллами». Цель: Уточнить знания детей о кристаллах, их происхождении,.
Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Консультация «Зачем нужен русский логопед во Франции?» Из одной приватной беседы с родителями я поняла, что родители детей-билингвов неправильно понимают роль логопеда в речевом развитии своего.
Консультация «Зачем со стороны родителей нужен контроль за звукопроизношением» Так бывает, ребенок ходит к логопеду в саду, или родители находят частного логопеда, проводятся занятия 1-2 раза в неделю, и все, кажется.
Источник
Интегрированное занятие по экологии: «Для чего нужен снег?»
Евгения Минабутдинова
Интегрированное занятие по экологии: «Для чего нужен снег?»
Интегрированное занятие по экологии: «Для чего нужен снег?»
Участники: дети старшей группы, воспитатель.
Интеграцияобразовательных областей: познание, безопасность, коммуникация, музыка.
Интегративные цели: закрепить у детей знание основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранять тепло, таять в помещении, очищать воздух). Дать представление о том, какую роль играет снег в жизни природы зимой. Развивать умение двигаться в такт музыке, внимание. Воспитывать любовь к природе.
Формы работы с детьми: беседа, опыты, наблюдение, плоскостной театр, подвижная игра под музыку, заполнение таблиц.
Материал и оборудование: вентилятор с ленточками, снежинки из полиэтилена, ножницы, лотки для кусочков, плоскостной театр, снежинки разного цвета, три емкости с водой (холодная, теплая, горячая, три стаканчика со снегом, три таблицы, карточки для заполнения таблиц.
Ход НОД:
Воспитатель: К нам сегодня пришел необычный гость.
Загадка: Без рук, без ног,
А калитку открывает. (ветер)
Ветерок хочет с нами поиграть. С собой он принес рой снежинок.
(Включается вентилятор, и снежинки с подноса раздуваются, дети ловят снежинки)
Возьмите по снежинке,рассмотрите ее и скажите: Сколько лучей у снежинки?
Воспитатель: что вы можете сказать о размере снежинок?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель: а какого цвета снежинка?
Воспитатель: почему же тогда снег белый? (ответы детей)
Воспитатель: когда много-много прозрачных снежинок падает на землю, мы видим белый снег. Мы можем убедиться в этом. Подойдите к столу возьмите ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами?
Дети: держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.
Воспитатель: нарежьте снежинку на мелкие кусочки, сделайте из кусочков кучку. Какого цвета снежинка?
Воспитатель: кучка кусочков какого цвета?
Воспитатель: точно также в природе получается белый снег. Вы знаете, для чего нужен снег в природе? (ответы детей) Чтобы разобраться в этом вопросе,нам надо посмотреть сказку: «Зачем зимой снег?»
Воспитатель: было это в те времена, когда заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Бежал по лесу заяц и ворчал.
Заяц: ишь сколько снегу навалило. Куда ни побегу везде следы выдают, всюду за мной тянуться. Того и гляди лиса выследит, собака или волк. И кто этот окаянный снег выдумал?
Воспитатель: услыхал зайца старый тетерев, слетел с елки к зайцу и говорит.
Тетерев: кур-гур, гур. Чишь. Не прав ты косой, не прав. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с дерева кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как теплой спаленке. И рябчик так и куропатка.
Заяц: нет, нет, нет! Ты что не говори, снег все равно штука вредная.
Воспитатель: мимо бежала мышь.
Тетерев: а давай спросим у мышки. Мышка рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?
Мышка: хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы, да от лисы, нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягодка попадется, и семян разных полно.
Тетерев: слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост.
Заяц: ишь, какой хитренький! Мы еще у других спросим.
Воспитатель: и отправились они к медведю. А тот так сладко спит, что не добудишься. Видно хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые занесло, а в них – запасы желудей. Многие кладовые так до весны и останутся нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.
Долго спорили заяц с тетеревом. А тут Весна – красна пришла.
Птицы запели: как хорошо, что снега было много. Смотри, как дружно все вокруг зазеленело! Значит, вдоволь будет вкусных семян, ягод.
Травка проснулась: как хорошо, что было много снега, я под ним прекрасно зимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку – землю живой водой. Вырастем мы густые – прегустые.
Автор: все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. пришлось зайцу свой хвост отдавать. Теперь у зайца не хвост, а культяпка.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель: для чего же нужен снег зимой?
Нужен ли снег человеку? (ответы детей)
Воспитатель: снег напитает землю водой, даст ей отдохнуть. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай, очищает воздух.
Физминутка: под музыку дети превращаются в снежинок и летают по группе. (детям раздаются снежинки разного цвета). Когда музыка заканчивается, дети образуют круг возле кубика соответствующего цвета.
Воспитатель: ветерок принес с собой не только снежинки, но и снегу намел, воды нагнал. Проведем небольшой опыт и посмотрим в какой воде снег быстрее тает.
У меня три тазика: с холодной, теплой и горячей водой. Дети проверяют температуру воды рукой (над паром держат руку). Опускаем стаканчики со снегом в воду. В каком стаканчике снег быстрее растаял? Почему? (ответы детей).
Также и в природе солнышко своими лучами нагревает снег, и он превращается в ….Дети: воду.
Воспитатель: ребята напоследок ветерок принес таблицы, нам нужно их заполнить.
Прощаемся с ветерком включаем вентилятор и открываем дверь. Дети кричат пока.
Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела» В нашем детском саду «Ягодка» 1 ноября 2012 года прошёл окружной семинар-практикум на тему: «Интеграция образовательных областей в работе.
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Мы с моей коллегой подготовили и провели интегрированное занятие в старшей группе по теме: «Первоцветы». Занятие получилось очень интересным.
Источник
Для чего нужен снег природе
Поиск
Исследовательская работа «Снег, его значение для живых организмов»
Руководитель: Колокольцева Н.В.
село Чеботариха 2012
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек.
Прав был поэт Сергей Владимирович Михалков в том, что снег имеет большое значение для всего живого: человека, птиц, животных. Я в своей работе попытаюсь ответить на проблемные вопросы: что такое снег и могут ли зимой животные вести активный образ жизни?
Цель работы: исследовать свойства снега и его влияние на живые организмы.
Задачи:
ØИзучить литературу по данному вопросу, поработать с интернет — источниками
ØВыяснить, что такое снег
ØИзучить свойства снега
ØНайти факты, подтверждающие гипотезу
ØУзнать, что может сделать человек, чтобы помочь животным зимой
ØПринять участие в операции «Кормушка»
Я выдвинула гипотезу: если зимой выпадает снег, то животные смогут вести активный образ жизни.
Методы: наблюдение, исследование, изучение материала по энциклопедии.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Мне стала интересна, казалось бы, простая тема «Снег, для чего он нужен, значение для живых организмов» и я решила посмотреть, что же написано в литературе о снеге.
На станицах энциклопедии «Планета Земля» я узнала, какие виды кормушек существуют для птиц, и нашла описание по их изготовлению.
Из энциклопедии «Почему и потому» я узнала, из чего состоит снег и как он образуется. Еще я познакомилась со статьями в энциклопедиях «Атлас Земли», «Что есть что».
О снеге можно узнать в интернете.
Познакомившись с данной литературой, статьями, я пришла к выводу, что информация по данной проблеме есть, но ее не достаточно. Кроме того, информация разрозненная и она не может полностью ответить на мой вопрос. Поэтому я решила серьезнее изучить данный вопрос и обобщить материал в исследовательской работе.
СНЕГ, ЧТО ЭТО?
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Сверху на нас сыплется снег, откуда он появляется и что это такое?
Мы привыкли думать, что для того, чтобы выпал снег достаточно холодной погоды, но оказывается это не так.
А как же образуется снег и из чего он состоит? Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки, их называют алмазной пылью. Если мороз очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и принимают вид снежинок. Они похожи на белые звездочки, они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками. Белый цвет у снежинок происходит от заключенного в снежинке воздуха, они имеют разные размеры, самая крупная снежинка имела диаметр в 12 сантиметров .Формы снежинок разнообразны – их вариации более пяти тысяч. Разработана даже специальная Международная классификация, в которой снежинки объединяют в десять классов.
Международная классификация снежинок
Классификация Уильяма Скорсби
Классификация Укисиро Накая
· Кристаллы с плоскими элементами
· Комбинации из плоских и столбчатых кристаллов
Снежинки в природе существуют самые разнообразные, они чудесные, загадочные и красивые.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому – то снег и называют часто пушистым, он покрывает землю пышным белым одеялом. А в солнечный зимний денек я часто замечала, что снег под ногами скрипит, оказывается, это ломаются маленькие лучики холодных звездочек, а так как ломается их сразу много, поэтому слышится такой громкий треск под ногами.
ЗНАЧЕНИЕ СНЕГА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Изучив свойства снега, я задумалась, как же животные используют их, чтобы вести активный образ жизни?
1. Если снег белый, значит, нужно быть белого цвета, чтобы быть незаметным. Именно поэтому для многих животных, живущих на поверхности снега, цвет тела становится решающим. Причем решающее значение цвета тела имеет так для хищников (им нужно незаметно подкрадываться к жертве), так и для других животных (им нужно замаскироваться на снегу от хищников). Например:
ØЛаска и горностай зимой становятся белыми, у горностая только кончик хвоста остается черным. Зимой они ловко передвигаются под снегом, нападая в сугробах на глухарей и тетеревов.
2. Если снег рыхлый, то под ним возможна жизнь. Именно это свойство снега используют рябчики, тетерева, глухари. Они ныряют в снег с головой, делают себе убежища, угнездившись, закрывают норку снегом, так и ночуют. А еще в рыхлом снегу можно делать ходы мелким и маленьким животным. Именно это и делают мыши-полевки. Крупным животным по рыхлому снегу передвигаться трудно. Лоси, олени будут вязнуть в снегу, не смогут быстро убежать от хищников и станут легкой добычей. А по утрамбованному снегу они передвигаются очень быстро, но спрятаться под ним труднее, приходится потрудиться, чтобы раскопать себе небольшую норку и спрятаться от хищника, укрыться на ночлег или откопать себе под снегом еду (корешки, оставшиеся растения).
3. Снег непрозрачный, значит, под ним можно прятаться и жить под ним можно с любым цветом шерсти. Именно это и делают мыши-полевки, цвет тела для них значения не имеет, так как они живут под снегом, где активно бегают, едят сохранившиеся растения. А лисицы могут определить их только на слух.
4. Снег холодный. Но как же животные могут жить в снегу или на его поверхности? Оказывается, не все животные могут жить на снегу или под ним. Насекомые, черви, лягушки не могут вырабатывать и сохранять достаточно тепла и противостоять холоду, их называют холоднокровными, они не могут жить в снегу. А вот звери и птицы вырабатывают и сохраняют тепло, поэтому могут жить на снегу, их называют теплокровными. Именно поэтому, жить в снегу или на его поверхности могут только теплокровные животные, они имеют теплое тело и противостоят холоду.
5. Снег тает, но животные и птицы могут жить под снегом и передвигаться по нему, а шерсть и перья не намокают, так как выполняют теплоизоляционную роль. Тепло плохо проводится этими покровами, поэтому животные у самой кожи и снаружи остаются холодными. Если же снег все-таки подтаял, то от намокания их предохраняет слой жира, который покрывает шерсть и перья. Именно поэтому глухари, рябчики, тетерева живут в снегу и не намокают. Рысь, лисица, ласка легко передвигаются по снегу и не опасаются, что их шерсть намокнет.
СВОЙСТВА СНЕГА
1. Снег белого цвета, это я определила с помощью эксперимента. Я взяла 5 листов разного цвета: белый, синий, зеленый, коричневый и красный. Разложила их на снегу и стала от них удаляться, оказалось, что самым первым перестает быть заметным белый лист, а дольше всех виден лист красного цвета.
2. Выпал снег, человеку он по колено, а животным от этого хорошо. Я подумала, как же животные могут жить под снегом и передвигаться по нему? И провела эксперимент: в березовой роще я попыталась пройти по сугробам, только что выпавшего, неутрамбованного снега, оказалось, что он очень рыхлый, в него легко закапываться и прятаться. Но мне было тяжело передвигаться по такому снегу. Я часто проваливалась, и было трудно передвигаться. А это значит, что для больших животных рыхлый снег может вызвать затруднения при передвижении. А по утрамбованному снегу передвигаться мне стало намного легче, но раскопать снег значительно труднее и зарыться в него очень сложно.
Вывод:снег бывает рыхлым и утрамбованным, в рыхлый снег легко закапываться и прятаться.
3. Снег непрозрачный, это я смогла определить с помощью эксперимента. Я положила на снег листы разного цвета: белый, синий, зеленый, коричневый и красный. Засыпала листы слоем снега, их стало не видно.
Вывод: снег непрозрачный, предмет под снегом не заметен и может быть любого цвета.
4. Во время прогулок зимой, даже в теплую погоду, я замечала, что без рукавиц долго играть в снежки невозможно, с горки кататься можно только лишь пока у тебя сухая одежда, дальше ты начинаешь замерзать, значит, снег холодный.
Вывод:снег холодный.
5. Когда снег берешь в руки, от тепла он начинает таять, можно сделать вывод, что от теплого тела животного снег тоже нагревается и тает, шерсть становится мокрой. Я провела эксперимент: пошла со своей кошкой гулять. Когда она напрыгалась в сугробе, я проверила ее шерсть и оказалось, что шерсть не вся пропускает снег, у кожи она осталась абсолютно сухой, а если она не пропускает до конца снег, то и тепло шерсть может пропускать не все, поэтому животные не становятся мокрыми под снегом.
Вывод: от тепла (теплого тела) снег нагревается и тает.
Я выдвинула гипотезу-сравнивая окраску животного летом и зимой, мы можем предположить его образ жизни. Например:
ØБурый медведь: окраску не меняет. Почему? Можно предположить, что он:
· Живет под снегом, где активно бегает, как полевка – нереально, он слишком большой для этого
· Живет активно на поверхности снега, но прятаться или подкрадываться ему будет сложно, он большой и заметный
· Зимой неактивен, где-то надежно прячется всю зиму
· На зиму уходит в теплые края, где нет снега
Все предположения, кроме первого могут существовать, поэтому чтобы узнать, как же зимует медведь нужно познакомиться с литературой. Медведь с осени начинает копить жир на зиму и выбирает себе место для берлоги в самых глухих местах леса. Убежище он выстилает еловыми ветками, мхом, сухой травой и корой. Берлоги бурого медведя могут быть устроены по разному. Таким образом, медведь всю зиму спит, его не видно, поэтому окраску он не меняет, следовательно, правильно наше третье предположение.
ØЗаяц-беляк: окраску меняет с бурого на белый цвет. Почему? Можно предположить, что он:
· В спячку не ложиться, белый цвет имеет для того, чтобы незаметно подкрадываться к жертве и охотиться на других животных
· Всю зиму активен, подвергается нападениям, поэтому имеет маскирующую окраску
Вывод: верно второе предположение, так как заяц растительноядное животное и охотиться не может, а окраску меняет, чтобы прятаться от хищников.
Следовательно, может выдвигать различные предположения, а подтвердить или опровергнуть их поможет специальная литература. Таким образом, свойства снега оказывают большое влияние на жизнь животных зимой. Некоторые свойства животные приспособились использовать: цвет, непрозрачность, рыхлость. Для этого некоторым из них приходится на зиму изменяться или вести иной, чем летом образ жизни. Зная, как изменяется или не изменяется животное зимой, можно предположить его зимний образ жизни.
СНЕГ – ПОКАЗАТЕЛЬ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ
Снег – это чуткий показатель загрязненности. Оказывается, при образовании снежинок в кристаллы уже попадает пыль и копоть из атмосферы, затем, когда снежинки приземляются на поверхности, то захватывают еще и различные примеси, количество примесей зависит от степени загрязненности атмосферы в том или ином месте. Соответственно, можно сделать вывод, что на землю снег попадает уже в значительной степени загрязненный. Я решила исследовать снег в нашем селе. Для этого я использовала универсальные индикаторные бумаги, которые помогут определить степень загрязненности снега.
Я сделала отбор:
ØСвежевыпавшего снега в березовой роще
ØПласта снега, накопившегося в течение длительного времени во дворе
ØСнега у котельной
Я поместила снег из березовой рощи в стакан№1, с двора в стакан №2 и от котельной №3. Когда снег начал таять, то невооруженным взглядом стало видно, что в стакане с №3 огромное количество копоти, черных примесей. В стакане №2 при таянии снега стали заметны слои, которые отличались по цвету, размеру. Снег из стакана №1 на первый взгляд казался чистым. Затем я дождалась, когда снег растаял окончательно, и опустила в каждый стакан универсальные индикаторные бумаги, сразу положила их на белую поверхность и сравнила с о шкалой оценки. Вот, что у меня получилось: в стакане №1 (роща) полоска окрасилась в желтый цвет, что означает нейтральную среду. В стакане №2 (двор) полоска стала светло-желтого цвета и это значит, что Рhсреда кислая, а в стакане №3 (котельная) полоска приобрела оранжевый цвет, значит, Рhсреда щелочная и что снег сильно загрязнен. После рассмотрения снега я занесла результаты в таблицу:
Источник