Правила безопасности на тонком льду
Какой лед можно считать безопасным?
- Для одиночного пешехода – зеленоватого оттенка, толщиной не менее 10-12 сантиметров.
- Для устройства катка – не менее 10-12 сантиметров.
- Массовая пешая переправа может быть организована при толщине льда не менее 15 сантиметров.
Лед может быть непрочным:
- около стока вод (например, с фермы, фабрики, завода);
- вблизи кустов, камыша, в местах, где водоросли вмерзли в лед;
- под толстым слоем снега – там лед всегда тоньше;
- там, где бьют ключи, где в реку впадает ручей, где быстрое течение;
- около берега, где лед может неплотно соединяться с сушей, возможны трещины, воздух подо льдом.
Непрочен мутный лед, ноздреватый, мало прозрачный и беловатый.
Первые шаги по льду надо делать, не отрывая подошвы ото льда.
Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги. Прочность льда проверяют пешней или толстой палкой, ударяя ею (2-3 раза в одно и то же место) как можно дальше впереди себя.
Если лёд под вами провалился, постарайтесь сразу же как можно шире раскинуть руки.
Нужно тянуться к кромке льда, чтобы осторожно за неё схватиться и удержаться в таком положении.
Страх в этом деле лишний. Вы уже провалились, так что не дайте случится большему злу. Если вам поможет, то вспомните, что до вас под лёд проваливались тысячи людей и они сумели как-то выжить в такой ситуации.
Если вам некому помочь, старайтесь делать это сами. Не ждите помощи из неоткуда.
Взялись за лёд — отлично! А теперь старайтесь не обламывать кромку льда, но тем не менее продвигаться на лёд. Делать это нужно без резких движений. Наползите на лёд полной грудью. После этого, чтобы проверить прочность льда, начните поочерёдно вытаскивать ноги на его поверхность.
Как только вы сможете выбраться из пролома (взобраться на поверхность льда всем телом), сразу же откатитесь от дыры.
Уходить со льда лучше по тому пути, по которому вы пришли. Это будет уже поверенный участок льда.
Как бы холодно и зябко вам не было, не бегите по льду, старайтесь сдержаться. Когда минуете весь лёд, можно и рвануть, главное тогда уже не останавливаться, пока не доберётесь до тепла.
Если под лёд провалились не вы, а посторонний человек, действуйте также решительно.
Сперва крикните ему, что сейчас будете помогать. Приближаться к ледяному обрыву нужно только ползком, при этом широко раскинув руки.
Если имеется такая возможность, то обязательно подложите под себя что-нибудь, что позволит увеличить площадь опоры: фанеру, лыжи, доску.
Чтобы самому не провалиться, не подползайте к самому краю льда.
В идеале пострадавшему нужно бросить спасательную верёвочную лестницу длиной не менее 8 метров. Но вряд ли у вас запазухой окажется такая лестница, поэтому ищите любые длинные и растягивающиеся предметы: шарфы, ремни, кофты с рукавами, лыжи, просто палки. Босать эти предметы в полынью нужно как минимум за 3-4 м.
Если спасателей несколько, то лучше взять друг друга за ноги, но к самому краю льда всё равно приближаться запрещено.
Чтобы визуально определить степень безопасности того или иного льда, нужно определить его оттенок.
Если лёд имеет зеленоватый оттенок и толщину не менее 7 сантиметров, то он считается способным выдержать одиноко передвигающегося человека.
Передвигаться по льду в группе можно при толщине льда от 15 см. Чтобы на льду смог удержаться каток, лёд должен быть порядка 10—12 сантиметров. Чтобы на льду можно было устроить массовое катание, его толщина должна равняться не менее 25 сантиметров.
Толщина льда измеряется очень просто: пробиваются лунки по сторонам переправы (через каждые 5 метров).
При измерении нужно учитывать двуслойную структуру льда: верхний мутный слой в расчёт не берётся, считают лишь нижний прозрачный слой льда.
Переправиться через замёрзший водоём всегда безопаснее на лыжах. Если они у вас имеются, обязательно оденьте их. Не лишним будет поискать след от проложенной лыжни. Если таковой нет, то лучше перестраховаться: идти в лыжах с отстёгнутыми креплениями, чтобы в случае чего избавиться от них. При этом палки нужно просто держать в руках, не одевая руки в петли. Если при вас имеется какой-либо груз, то постарайтесь волочить его на 2—3 метра позади.
Лучше всего не рисковать спускаться на лёд, если:
- рядом расположен сток вод;
- около кустов и водной растительности лёд рыхлый;
- на льду лежит толстый слой снега;
- имеются ключи либо быстрое течение;
- это место впадения в реку;
- нет возможности выйти сразу на середину водоёма, миновав спуск на лёд у берега.
Источник
Безопасная толщина льда для человека и зимней переправы
Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима — рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют, наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения.
Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!
Для человека
Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.
Безопасная толщина льда
Это нужно знать:
- Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
- В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
- Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
- Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
Закрепим материал о прочности льда:
- лёд голубого цвета – прочный,
- белого – прочность его в 2 раза меньше,
- матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.
Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.
Минимальная толщина льда для пешего перехода
Для зимней переправы
Приводим данные в таблице ниже.
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,10 | 0,15 | до 0,1 | 5 |
0,20 | 0,25 | до 0,8 | 10 |
0,25 | 0,30 | до 3,0 | 20 |
0,35 | 0,45 | до 6,5 | 25 |
0,40 | 0,50 | до 10 | 26 |
Зная вес техники, нетрудно рассчитать, каким должен быть лед.
Для техники
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,70 | 0,55 | до 20 | 30 |
100 | 0,95 | до 40 | 40 |
Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:
- глубину водоема;
- скорость течения;
- расстоянием между берегами реки;
- интенсивность грузопотока;
- когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.
Ледовая переправа на автомобиле
Теория и практика
Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок — от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей — чаще.
Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:
В ней учитываются:
- H – толщина льда;
- n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
- a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
- P – масса груза, т.
Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.
Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:
Допустимая нагрузка, т | Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток | Дистанция между автомашинами, м | ||
– 10 °и ниже | – 5 °С | При кратковременной оттепели до 0 ° | ||
Гусеничная техника | ||||
4 | 18 | 20 | 28 | 10 |
6 | 22 | 24 | 31 | 15 |
10 | 28 | 31 | 39 | 20 |
16 | 36 | 40 | 50 | 25 |
20 | 40 | 44 | 56 | 30 |
30 | 49 | 54 | 68 | 35 |
40 | 57 | 63 | 80 | 40 |
50 | 63 | 70 | 88 | 55 |
60 | 70 | 77 | 98 | 70 |
Колесная техника | ||||
3,5 | 22 | 24 | 31 | 18 |
6 | 29 | 32 | 40 | 20 |
8 | 34 | 37 | 48 | 22 |
10 | 38 | 42 | 53 | 25 |
15 | 46 | 50 | 64 | 30 |
Поправки и уточнения
При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.
В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.
Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.
Правила поведения на тонком льду
Правила поведения на тонком льду
Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:
- Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
- Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
- Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
- Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
- При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
- Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
- Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
- Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».
Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:
- При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
- Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
- На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
- На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.
Видео о правилах нахождения на льду
Источник