- Шипы или липучка — какая зимняя резина лучше. Объясняем разницу между «скандинавской» и «европейской»
- Лайф подготовил обзор моделей зимних колёс сезона 2020/21. Какие лучше выбрать: шипованные, фрикционные европейские и скандинавские?
- «Шипы или липучка?» — эксперты Авторевю и Tekniikan Maailma расставили все точки над i
- Торможение на мокром асфальте с 80 км/ч
- «Лосиный тест» на сухом асфальте
- Торможение на сухом асфальте с 80 км/ч
- Разгон на укатанном снегу до 50 км/ч
- Извилистая снежная трасса
- Торможение на льду со скорости 25 км/ч до 5 км/ч
- Разгон на льду с 5 до 25 км/ч
- Извилистая ледяная трасса
- Несколько «но»
- Шипы или липучки — эксперты «За рулем» выбирают шины на зиму
- Про «шипы»
- Чем цепляются за лед фрикционки?
- ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ
Шипы или липучка — какая зимняя резина лучше. Объясняем разницу между «скандинавской» и «европейской»
Лайф подготовил обзор моделей зимних колёс сезона 2020/21. Какие лучше выбрать: шипованные, фрикционные европейские и скандинавские?
Чем зимние шины отличаются от летних?
Главное отличие сезонных шин — в составе. Зимняя резина не дубеет при низкой температуре, поэтому остаётся мягкой, сохраняет высокие сцепные свойства. Пользоваться летней резиной при минусовой температуре опасно. Она твердеет, теряет сцепление с дорогой, автомобиль становится неуправляемым.
Какими бывают зимние шины?
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Существует два основных вида шин — шипованные и фрикционные, или липучки. Вторые делятся на два подтипа — европейские и скандинавские.
1. Шипованные шины
Это резина со встроенными металлическими шипами. Она обеспечивает наилучшее сцепление и самое эффективное торможение на заснеженной и ледяной дороге. Каждый производитель тратит огромные ресурсы на то, чтобы придумать инновационные и высокотехнологичные шипы. Они должны надёжно держать дорогу и быть долговечными. Никто из автомобилистов не хочет остаться без половины шипов через пару сезонов, поэтому при выборе обращают внимание на технологии и материалы производителя. Ведь при нормальной езде без экстремальной нагрузки зимняя резина способна прослужить пять-шесть сезонов.
Шипы подойдут тем, кто ездит преимущественно за городом по плохо расчищенным дорогам или твёрдому сухому льду. При езде по сухому асфальту они быстро стираются. Если в городе зимой мокрые дороги, то машина на шипах может скользить, резко увеличивая тормозной путь, появляются боковые сносы при скоростных поворотах. Ещё один минус шипов — они очень шумные.
Но зато на рыхлом снегу машина останавливается и маневрирует гораздо лучше, чем без металла в протекторе колёс.
2. Фрикционные шины скандинавского типа
У этого типа покрышек, которые ещё называют арктическими, шипы отсутствуют. При этом их состав также ориентирован на низкие температуры: под действием мороза они не теряют эластичности.
Скандинавские шины более грубые по своему составу, в отличие от европейских. Кроме того, у скандинавских более мягкий и скруглённый боковой блок. Весь протектор данной резины состоит из ламелей, которые работают как присоски и прилипают к ледяной дороге или укатанному снегу. Есть также каналы для отвода воды и талого снега. Но скандинавская резина может прослужить в условиях российской зимы только два-три сезона.
Примеры моделей: Nokian Hakkapeliitta R2, Michelin X-ice Xi3, Continental ContiVikingContact 5, Yokohama Ice Guard IG60, Bridgestone Blizzak Revo GZ.
3. Фрикционные шины европейского типа
Своё название получили из-за зимней погоды, характерной для большей части Европы. Это мягкие и влажные зимы, часто отсутствие снега, околонулевая температура. Они ориентированы для езды по влажным асфальтовым дорогам, мокрому снегу.
Профиль боковых блоков имеет ярко выраженную кромку. По своему составу эти шины мягче скандинавских, они менее устойчивы на льду по сравнению со скандинавской резиной, но могут прослужить четыре-пять сезонов.
Примеры моделей: Bridgestone Blizzak LM-32, Nokian WR D3, Michelin Alpin A4, Continental ContiWinterContact TS850.
Какой тип шин выбрать?
При выборе зимних покрышек нужно ориентироваться на климатические и дорожные условия. Например, в восточной части России снега много, может образовываться наледь или снежная каша — лучше брать шипованную резину, а на юге — мало, здесь подойдут липучки.
Для Москвы лучше фрикционные шины. В последние годы зимой выпадает мало снега, а дороги преимущественно асфальтированные, поэтому максимальное сцепление необязательно.
Также важно учитывать собственный опыт. Для пользования фрикционной резиной водитель должен быть уверен, что справится с управлением при сложных сценариях, например на резких поворотах. Для городских автолюбителей подойдёт липучка.
Как подобрать параметры шины?
В инструкции по эксплуатации автомобиля содержится информация о рекомендуемых размерах шин. Однако в сервисном центре вам могут посоветовать другие.
В пределах определённых показателей можно менять некоторые параметры. Например, высоту профиля. На зиму можно поставить колёса меньшего радиуса с более высоким профилем и меньшим пятном контакта с дорогой, так улучшится сцепление. Поэтому, если вам предлагают другой размер, стоит соглашаться, нет причины использовать строго то, что прописано производителем.
Десять оптимальных моделей шин для России
Лайф изучил актуальные обзоры шин в изданиях «Авторевю», «За рулём», Auto Bild, ADAC и выбрал наиболее подходящие модели для российской зимы. В описании шин приведены средние рыночные цены на покрышки с радиусом R16, шириной профиля 205 мм и высотой 55 мм.
MICHELIN Pilot Alpin 5
Цена: от 7550 рублей.
Рассчитаны на легковые машины и паркетники. Подходят для езды по плохо расчищенным дорогам и смеси снега с водой.
Шины разработаны так, чтобы автомобиль справлялся с работой в самых сложных условиях. На протектор добавлен рисунок с водоотводящими каналами. Они хорошо выбрасывают снег и не дают ему наглухо забить углубления.
Yokohama Ice Guard IG60
Тип: фрикционные скандинавского типа.
Цена: 4560 рублей.
В последнем поколении рисунок протектора стал сложнее, что улучшило водоотведение. Основные канавки особенно широкие и поэтому не закупориваются снегом.
Модель выделяется технологией Orange Oil S. С ней в химический состав резины добавляется смесь масла из кожуры апельсинов — так создаётся микропузырчатая структура наружного слоя. С ней покрышки не перемерзают и сохраняют комфортную для езды мягкость, а значит, сцепление будет надёжным.
Bridgestone Blizzak Revo GZ
Тип: фрикционные скандинавского типа.
Строго городская резина, рассчитанная на езду по асфальту. Даёт хорошее торможение, эффективное сцепление на разгоне, достойную управляемость и низкий уровень шума.
Для езды по гололёду или снегу она не подходит. В первом случае сцепление недостаточно эффективное, во втором — не подходит рисунок протектора, канавки слишком узкие и быстро закупорятся снегом.
Тип: фрикционные скандинавского типа.
Цена: 3600 рублей.
Ключевая особенность этих шин — универсальность. Это шины для легковых автомобилей, при этом производитель использовал в них рисунок протектора, ранее применённый на внедорожниках SUV. Так компания нашла баланс между эффективной работой на асфальте и по снегу, позволив покрышкам эффективно самоочищаться почти в любых условиях. Недостаток шин — расход топлива увеличивается из-за высокого сопротивления качению.
Nokian Hakkapeliitta 9
Цена: 7960 рублей.
Легендарные шины с самой высокой топливной экономичностью на асфальте. По результатам тестов их принято называть городскими, хотя изначально линейка ориентирована на езду по льду и снегу.
Nokian Hakkapeliitta 9 уверенно чувствуют себя почти в любых условиях — цепляются и за лёд, и за асфальт. При низкой температуре резина остаётся эластичной, поэтому торможение будет мягким.
Источник
«Шипы или липучка?» — эксперты Авторевю и Tekniikan Maailma расставили все точки над i
Извечный спор автовладельцев: какие шины покупать? Шипованные или нешипованные. Обычно журналисты рассуждают примерно так. Если ездишь в основном по городу, где дороги сухие, мокрые, в снежно-грязной каше — в чем угодно, только не во льду и гладком укатанном снеге, то надо покупать фрикционные шины. А если часто ездишь по льду — шипованные.
Правда, водители рассуждают несколько иначе. Никогда не знаешь, где встретишь лёд, поэтому покупают многие отдают предпочтение шипам. К тому же никогда заранее не знаешь, какой будет зима и как будут убирать улицы и дворы.
Но так или иначе, это все лишь мнения, неподтвержденные цифрами и я такому не верю. Поэтому я взял два независимых тест Авторевю и финского журнала Tekniikan Maailma и посмотрел на результаты, полученные экспертами. А результаты на самом деле очень интересные .
Торможение на мокром асфальте с 80 км/ч
Это традиционно сильное место «липучек». Но шипованные шины выступили на удивление хорошо. Так как в тесте было много разных шин, результаты у всех разные. Разброс у фрикционных шин от 33,1 до 41,1 метров, а у шипованных — от 35,3 до 38,7 метров. То есть лучшие шиповки хуже лучших «липучек», но плохие «липучки» даже хуже самых плохих [в тесте] шипов.
Если сравнивать средние результаты средним арифметическим, то получится, паритет: 37,1 против 37 метров.
«Лосиный тест» на сухом асфальте
Сухой асфальт считается ещё большим коньком фрикционных шин. Но замеры не выявили такой уж большой разницы. Фрикционные проходили тест на скорости 59,7-63,7 км/ч, а шипованные — 60,0-62,4. Снова средний результат. А по среднему опять паритет: 61,7 против 61,2 км/ч.
Так что миф о том, будто шипованная резина опирается на асфальт только шипами и плохо за него держится — это не более, чем миф. Современные шипованные шины (а современными сегодня можно назвать все, даже российские) сделаны таким образом, что шипы утапливаются под весом машины, и пятно контакта получается таким же, как у обычных шин.
Торможение на сухом асфальте с 80 км/ч
Тут, разумеется, выиграли фрикционные шины. Хотя бы потому, что они мягче. А мягкая резина всегда будет лучше тормозить, чем жесткая. Худшие липучки тормозили лучше лучших шиповок, но в абсолютных числах разница небольшая, меньше корпуса. Разброс результатов фрикционных шин — 30,2-33,1 метр, у шипованных — 33,5-35,7. В среднем шипы хуже фрикционных на 3 метра ровно.
В финских тестах, кстати, шипы и не шипы и в этой дисциплине были вперемешку. То есть однозначного лидера снова не было.
Разгон на укатанном снегу до 50 км/ч
Тут уже должны блеснуть шипы, но нет. Средний результат шипованных шин — 9,5, а липучек — 8,6 секунды. Фрикционные разгоняются быстрее. Неожиданно?
Извилистая снежная трасса
Тут всё понятно: чем меньше времени, тем больше скорость и лучше результат. У шипованных — 95,5 секунд, а у нешипованных — 93,5. Кажется, что 2 секунды — это много, но в действительности разница всего в 2%.
Правда жизни в том, что дороге редко бывают полностью сухими или полностью в укатанном снегу. Зато часто на дороге бывает «каша» из снега, грязи и воды. Особенно в межсезонье. Да и зимы последние годы какие-то аномально теплые. И вот тут фрикционные шины ведут себя лучше шипованных однозначно. Лучшие шипованные шины теряют сцепление уже на 21,2 км/ч [толщина или лучше сказать глубина «каши» 35 мм], а лучшие фрикционные шины на скорости 26,9. Средние же результаты такие: шипованные — 20,3 км/ч, фрикционные — 24,75. Разница очевидно. Но пока это единственная дисциплина, в которой какие-то покрышки имеют явное преимущество.
Торможение на льду со скорости 25 км/ч до 5 км/ч
Тут наилучшим образом показывают себя шипованные шины. Причем даже дешевые шипованные значительно лучше нешипованных. Средний результат шипов — 11,95 метра, фрикционных — 14,4. Разница между лучшими шиповками и лучшими липучками чуть меньше — 2,2 метра. Но обращаю ваше внимание, что такая большая разница при торможении со скорости всего 25 км/ч. А представляете какая разница будет при торможении с 80 км/ч?
Разгон на льду с 5 до 25 км/ч
Снова лёд, то теперь разгон. И тут снова шипы лучше. Причем даже худшие шипы лучше лучших нешипованных. Средние результаты у шипов — 4,75 секунды, а фрикционных шин — 7,55. Преимущество в полтора раза. И это при разгоне с 5 до 20 км/ч. А если мерить до 60 км/ч, например? В общем, тут у фрикционных шин нет никаких шансов.
Извилистая ледяная трасса
В точно таком же упражнении по снегу преимущество было у фрикционных шин. На льду все наоборот. Среднее время круга на шипованных шинах — 83,45 секунды, а на фрикционных — 100,9. И напоминаю, на снеге шипы были медленнее всего на 2%, зато на льду они лучше на 20%! И тут снова самые дешевые шипы лучше самых дорогих липучек.
Ну а тут безоговорочная победа фрикционных шин. И в российских тестах «Авторевю», и в финских все фрикционные шины по акустическому комфорту были сильно лучше шипованных.
Несколько «но»
Но теория иногда расходится с практикой, поэтому давайте проанализируем кое-что. Ледяные испытания проводились при температуре около -15°С. Если бы было -35 или -40, скорее всего в результатах был бы либо паритет, либо нешипы были даже лучше, потому что лёд при такой температуре становится настолько твердым, что шипы не могут в него вонзиться, а и без того более жесткая резина шипованных шин дубеет и становится почти пластмассовой [это я преувеличиваю, конечно, но тем не менее]. Так что в Сибири многие выбирают именно «липучки».
В средней полосе морозы обычно как раз в зоне превосходства шипов. Но многие скажут, что не бывает дорог с голым льдом и будут правы. Зато с голым льдом есть участки дорог на перекрестках, эстакадах, в зонах торможения перед переездами, например. То есть шипы могут пригодится на каком-нибудь участке в 50 метров и спасти от ДТП, но все остальное время будут шуметь.
Источник
Шипы или липучки — эксперты «За рулем» выбирают шины на зиму
Про «шипы»
«Шиповки», в целом, отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками — с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки — около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.
А еще шипованные шины вредны для любой дороги — от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.
В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.
Чем цепляются за лед фрикционки?
Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction — трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе — ламелям.
Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.
Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак» на льду снижается.
Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель — удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки — стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.
ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ
Какая шина лучше по ездовым свойствам — с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску — как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, — Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины разных типов.
Источник