Экспедиции застрявшие во льдах

Они питались тюленями и переплыли океан на лодке: как выживала экспедиция Шеклтона

Команда ученых объявила об экспедиции, чтобы найти останки давно потерянного корабля Эрнеста Шеклтона, Endurance, под ледяными водами Антарктики. Рассказываем, чем интересна ученым героическая экспедиция и как выживали ее участники.

Читайте «Хайтек» в

Кто такой Эрнест Шеклтон и чем он знаменит?

Сэр Эрнест Генри Шеклтон родился 15 февраля 1874 года в Ирландии. Шеклтон — знаменитый исследователь Антарктики, который пытался достичь Южного полюса. Получив образование в Далвич-колледже (1887–1890), он поступил на военно-морскую торговую службу в 1890 году и стал младшим лейтенантом в Королевском военно-морском заповеднике уже в 1901 году.

Позже он присоединился к британской национальной антарктической экспедиции («Открытие») капитана Роберта Фалькона Скотта в качестве заместителя лейтенанта. Третий лейтенант вместе со Скоттом и Эдвардом Уилсоном принял участие в путешествии на санях по шельфу Росса. Во время экспедиции здоровье путешественника сильно пострадало, и в марте 1903 года он был снят с должности и отправлен домой на корабле снабжения Morning («Утро»).

В январе 1908 года он вернулся в Антарктиду в качестве руководителя Британской антарктической экспедиции. Экспедиция, которой из-за льда не удалось достичь намеченной базы на полуострове Эдуарда VII, зимовала на острове Росс в проливе Мак-Мердо. Группа саней под руководством Шеклтона почти достигла Южного полюса. Но на этом он не остановился.

Читайте также:  Полу сапоги для зимы

Героическое покорение Южного полюса

Через пять лет Шеклтон планировал пересечь Антарктиду от базы на море Уэдделла до пролива Мак-Мердо через Южный полюс на трехмачтовой баркентине «Эндьюранс». Она была одним из двух судов печально известной экспедиции знаменитого исследователя Южного полюса Эрнеста Шеклтона. Его угораздило отправиться в плавание в самый неспокойный период начала ХХ века, с 1914-го по 1917-й годы.

История Шеклтона — одна из самых необычных историй «героической эпохи» исследования Антарктики. Судно Endurance застряло во льду у побережья Кэрда и дрейфовало в течение 10 месяцев, прежде чем было раздавлено паковым льдом. О том, как Шеклтон и его люди спасались, ходят легенды.

Отправляясь с острова Южная Георгия, «Эндюранс» несколько недель продвигался на юг сквозь паковый лед, прежде чем оказался в ловушке недалеко от побережья Кэрда. Люди дрейфовали больше года, сначала на борту корабля, а затем на самой льдине после того, как «Эндьюранс» был раздавлен паковыми льдами и затонул. Со временем участники стали поедать экспедиционных собак, чтобы выжить.

Следующими в меню голодающих исследователей стали пингвины и тюлени после того, как ученые вышли на берег у острова Элефант, используя неповрежденные спасательные шлюпки с места крушения. Именно с этой необитаемой скалы Шеклтон спустил на воду спасательную шлюпку «Джеймс Кэрд», взяв с собой еще пятерых человек в обратный путь на остров Южная Георгия через бурное, ледяное море. Люди постоянно находились в опасности быть опрокинутыми о камни ураганным ветром. Тем же самым ветром, который, как позже узнала команда, потопил 500-тонный пароход в этих водах.

В общей сложности исследователи находились 15 дней в открытом море, прежде чем успешно добраться до пункта назначения и найти помощь. Шеклтон вернулся на остров Элефант на борту спасательного корабля, и все 28 членов его команды были спасены.

Затем Шеклтон и его небольшая команда совершили первое пересечение острова в поисках помощи. Четыре месяца спустя, проведя четыре отдельные экспедиции по оказанию помощи, Шеклтону удалось спасти свою команду с острова Элефант. Во время этого испытания ни один из экипажа «Эндьюранс» Шеклтона не погиб. Так Шелктон стал одним из главных народных героев Великобритании, согласно рейтингу «Би-би-си».

Новая экспедиция в поисках старой

Сейчас где-то на дне моря Уэдделла в Антарктике лежат обломки одного из самых знаменитых кораблей в мире. Куда ушел Endurance, хорошо известно; капитан корабля Фрэнк Уорсли зафиксировал позицию с помощью секстанта и теодолита. Но добраться до этой части моря Уэдделла, к востоку от шельфовых ледников Ларсена на Антарктическом полуострове, чрезвычайно сложно даже для современных ледоколов.

Корабль «Эндьюранс» до сих пор не найден, несмотря на предпринятые ранее попытки. Ученые предполагают, что он залегает на глубине более 3 000 метров. Хотя само судно было раздавлено льдами, его обломки должны хорошо сохраниться из-за сильного холода, отсутствия света и низкого уровня кислорода. В последний раз исследователи выдвигались в море Уэдделла для поисков корабля в 2019 году, однако сканирование морского дна с помощью эхолотов не увенчалось успехом.

Теперь, чтобы найти «Эндьюранс», Великобритания организует экспедицию Endurance22 — ее запустят в начале следующего года с целью обнаружения и исследования затонувшего судна в море Уэдделла. Инженеры уверены, новый корабль пройдет через самые опасные воды Антарктики, пробивая себе путь сквозь мили паковых льдов.

Если ученые найдут потерянный корабль, они обследуют и сфографируют обломки. При этом они не возьмут никаких артефактов. Дело в том, что последнее пристанище судна Шеклтона объявлено местом исторического значения в соответствии с международным договором по Антарктике, и тревожить его нельзя.

Ранее попытка команды найти Endurance в 2019 году была отменена из-за экстремальных погодных условий и потери подводной лодки. На этот раз участники экспедиции полны решимости найти останки легендарного корабля.

Возглавит экспедицию Джон Ширс, а ответственным за сам поиск будет морской археолог Менсун Баунд, который, как и Ширс, всю жизнь мечтал найти корабль Шеклтона.

«Этот корабль стал символом, а эпическая история спасения команды Шеклтона стала легендой, — поясняет Ширс. — Из всех известных кораблекрушений это — самое знаменитое, к тому же его еще предстоит обнаружить, а это очень сложно сделать».

В поход они отправятся на проверенном судне «Агульхас», с командой которого они сработались и опыту которой доверяют.

В прошлый раз Ширс сотрудничал со специалистами по подводным аппаратам из британо-американской компании Ocean Infinity. Представители этой фирмы вновь включены в состав экспедиции, только на этот раз они намерены использовать другие аппараты — пару Saab Sabretooth.

Эти «Саблезубые Саабы» специально сконструированы для работы на большой глубине, могут передвигаться на значительные расстояния и способны работать в автономном режиме или же управляться с помощью оптоволоконного кабеля.

Как всегда, главную проблему будут представлять плавучие льды, которые сорвали экспедицию Шеклтона и до сих пор не позволяют отыскать останки его корабля.

Залогом успеха может стать постоянная радарная картинка, передаваемая со спутников. Команда «Эндьюранс-22» и на этот раз намерена получать карты ледяного покрова с модуля немецкого космического агентства TerraSAR-X.

«Попытка найти место крушения Endurance, которое долгое время считалось невозможным и недосягаемым, является чрезвычайно захватывающей перспективой, — говорится в заявлении Менсун Баунд, директора по разведке Endurance22. — Учитывая суровую окружающую среду Антарктики, нет никаких гарантий успеха, но мы по-прежнему вдохновляемся великими исследователями Антарктики и с большими надеждами приступаем к Endurance22. Мы надеемся и молимся, используя лучшие из возможных технологий и ведущую исследовательскую команду что мы можем достичь знаменательного момента в полярной истории».

Почему затонувший корабль будут искать именно сейчас?

В принципе, место, где судно ушло на трехкилометровую глубину, известно. Капитан баркентины Фрэнк Уорсли сделал точные замеры с помощью секстанта и теодолита. Но вот добраться до этой части моря Уэдделла к востоку от ледника Ларсена чрезвычайно сложно даже для современных ледоколов. Ранее это считалось невозможным из-за суровости окружающей среды Антарктики — «плохих условий», как их описал сам Шеклтон.

Однако последствия изменения климата сделают новую экспедицию немного менее сложной — таяние льда облегчит проход судна. Международная группа ученых, обладающих опытом в изучении льда и климата, будет на борту, чтобы дополнить экспедицию по поиску затонувшего корабля новыми знаниями об окружающей среде Антарктики.

Менсан Баунд, директор по исследованиям Endurance22 заявил в интервью для The Guardian, что глобальное потепление в Антарктике «абсолютно разрушительно», но таяние льда «повысило шансы» обнаружить следы легендарного кораблекрушения.

Экспедиция, финансируемая из частных источников, запланирована Фондом морского наследия Фолклендских островов (FMHT), который организовал успешный поиск немецких военных кораблей, затонувших в 1914 году во время битвы за Фолклендские острова.

Судно для Endurance22, SA Agulhas II, принадлежит правительству Южной Африки и отправится из Кейптауна в начале следующего года после двух лет планирования.

У него есть сверхмощные ледоколы, которые будут пробивать себе дорогу сквозь паковые льды на многие мили, сказал Баунд: «Наш корабль — это отчасти кувалда, отчасти бульдозер!» Только такое судно и может добраться до опасной территории Антарктики и найти следы корабля «Эндюранс», отмечают участники грядущей экспедиции.

Источник

В царстве льда: 5 катастрофически неудачных полярных экспедиций

Арктика и Антарктика были двумя неисследованными материками в мире. Некоторые думали, что библейские гиганты находятся на Северном полюсе. Другие предположения были еще более фантастическими, например, книга 1885 года, написанная президентом Бостонского колледжа, утверждала, что Арктика была «колыбелью человеческой расы».

Чтобы узнать правду о полюсах, мировые супердержавы и финансовые титаны организовывали экспедиции. Это был опасный бизнес. Трагедия часто постигла тех храбрецов, которые отправлялись в холодную неизвестность в поисках научных знаний, славы или прибыли. От загадочных дневников до исчезающих кораблей — вот пять страшных историй о бедствиях, раздорах и неудачах в полярных исследованиях.

Утраченная экспедиция Франклина (1845-?)

В ту эпоху Панамский канал еще не был открыт. Отчаянно пытаясь найти путь к Китаю и Индии, европейские торговцы обратили внимание на Арктику. Сотни исследователей пытались найти Северо-Западный проход, загадочный морской путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим. Многие попытки закончились неудачей.

Одна из них началась 19 мая 1845 года, когда сэр Джон Франклин из Британского королевского флота отправился на поиски прохода. В тот день он покинул Гринхит, Англия, под его командованием находилось два корабля. Всего на суднах было 129 офицеров и матросов. Никто из них не вернулся из Арктики живым.

Документы, которые удалось обнаружить, свидетельствуют, что Франклин умер в июне 1847 года, через два года после того, как он покинул Англию. Также известно, что корабли вмерзли в льды возле канала МакКлинток. Видимо, команда страдала от цинги и голода. Несмотря на все это, некоторые люди были еще живы в апреле 1848 года.

Трое членов экипажа были похоронены на острове Бичи на севере Канады. Другие тела и осанки экспедиции, в том числе кости, которые свидетельствуют о каннибализме, были обнаружены в других частях этого района. Сами суда оставались без вести пропавшими более 160 лет. Археологи обнаружили корабли в 2014 и 2016 годах.

Экспедиция Жаннетт (1879-1881)

Судно под названием «Жаннетт» покинуло Сан-Франциско 8 июля 1879 года, на его борту была команда из 33 человек. Финансируемые газетным магнатом Гордоном Беннеттом-младшим и контролируемые ВМС США, искатели приключений надеялись стать первыми людьми в истории человечества, посетившими Северный полюс.

Но в сентябре того же года «Жаннетт» врезалась в айсберг и застряла в нем. Судно оставалось в плену до 12 июня 1881 года, пока не было раздавлено льдом и не затонуло.

Оказавшись на расстоянии примерно 800 километров к северу от материка, экипаж решил отправиться домой пешком. Двадцать человек погибло в пути, включая Джорджа Вашингтона де Лонга, капитана «Жаннетт». Оставшиеся в живых смогли найти спасение в русском поселении Северный Булун. Хотя они не смогли достичь полюса, моряки с «Жанетт» действительно обнаружили несколько новых арктических островов, один из которых они назвали в честь Беннетта.

Экспедиция Фиала-Зиглера (1903-1905)

Миллионер Уильям Зиглер спонсировал еще одно путешествие на Северный полюс, которое началось в 1901. Команда Зиглера вернулась в 1902 году после того, как ее лидер решил сократить путешествие. С другой стороны, им удалось впервые заснять северные пейзажи на кинопленку. Фильм снял оператор Энтони Фил, которого позднее Зиглер назначил ответственным за вторую экспедицию на Северный полюс, которую отправил в 1903 году.

Фил и 38 его подчиненных достигли острова Рудольфа в Баренцевом море, а затем корабль застрял во льдах. Оказавшись за Полярным кругом, команда провела два года в ожидании спасения. Чтобы выжить, люди ели белых медведей, моржей и других диких животных, а грелись они углем, найденным на острове. В 1905 году китобойное судно Terra Nova спасло экипаж. Несмотря на все пережитое, на момент спасения из всего экипажа погиб только один человек.

Экспедиция Терра Нова (1910-1913)

Существуют некоторая сомнения в том, что «Терра Нова» достиг Северного полюса первым. Так или иначе, но Руаль Амундсен, норвежский исследователь, стал первым человеком, ступившим на Южный полюс. Путешественник прибыл туда 14 декабря 1912 года со своей командой на собачьих упряжках.

Амундсен и его команда выиграли 99-дневную гонку. Пока норвежцы шли через Антарктиду, их преследовал капитан британского флота Роберт Скотт. 1 ноября 1911 года Скотт с группой из 14 человек покинул свой прибрежный базовый лагерь на острове Росс. Оттуда они направились вглубь материка.

Между прочим, корабль, который доставил Скотта в Антарктиду, был тем самым Terra Nova, который спас Энтони Фила.

Большинство спутников Скотта вернулись на остров Росс, только четыре человека были с ним, когда он наконец прибыл на Южный полюс 17 января 1912 года. Амундсен опередил британцев более чем на месяц. И худшее было еще впереди. Скотт и его спутники один за другим погибли по пути обратно. Восстановленные дневники капитана являются тому доказательством.

Австралийская антарктическая экспедиция (1911-1914)

С научной точки зрения, эта экспедиция была успешной. Ее руководитель Дуглас Моусон сумел изучить малоизвестную местность, обнаружил новые виды животных и нашел первый антарктический метеорит.

Но часть экспедиции была омрачена страданиями и смертью. Желая обследовать особенно отдаленную часть Антарктиды, Моусон покинул базовый лагерь в заливе Содружества 10 ноября 1912 года с двумя коллегами и 16 хаски. Затем, 14 декабря, когда все они были на расстоянии 500 километров от лагеря, один из них упал в расщелину и умер. Его сани оказались в дыре вместе с ним, как и большая часть продовольствия команды.

Чтобы выжить, Моусон и его другой коллега вынуждены были есть своих собак. Увы, второй спутник капитана вскоре тоже умер. Путешествуя в одиночку, Моусон прошел 32 дня и преодолел более 160 километров антарктической пустоши. Путешественник вернулся к основному лагерю как раз в то время, когда его корабль покидал берег. Он был вынужден остаться в Антарктиде на зимовку. В итоге, через год его спасли.

Неудачные экспедиции не остужали пыл исследователей, только благодаря этому человечеству удалось изучить Антарктиду и Арктику.

Источник

Оцените статью