Опыты с водой, снегом и льдом
Ирина Баштанник
Опыты с водой, снегом и льдом
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе.
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного. Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Участники экспериментальной деятельности:
Дети логопедической подготовительной группы, воспитатель
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
1. Расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый).
3. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
6. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
7. Воспитывать любовь к природе.
2. Беседа с родителями, друзьями;
3. Знакомство с презентациями.
4. Проведение экспериментов с водой, снегом и льдом:
1) «Прозрачность льда».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Разноцветные шары».
5 .Вручение медалей «Юный эксперт».
Формируется интерес к опытно- экспериментальной деятельности, развивает к стремлению познания мира и природы.
Я считаю,что каждый ребенок должен знать свойства воды и уметь проводить опыты,радоваться полученным результатам!Это позволит ему развивать экспериментальные способности и умение изобретать.
Этапы опытно-экспериментальной деятельности:
1. Просмотреть важную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, документальных видеофильмах, электронных источниках и подготовить познавательный материал.
2. Подготовить просмотр фото слайдов «Вода и ее свойства».
3. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
1) Рисование «Снежная поляна».
2) Аппликация «Речка,реченька».
1) «Для чего нужен снег зимой?».
3) «Вода и ее свойства».
6. Просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович» ,
2 этап –основной:
1. Проведение экспериментов с водой,снегом и льдом».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Чем пахнет вода».
7) «Разноцветные шары».
3 этап – заключительный.
1. Фотовыставка «Что мы любим делать!»
2. Вручение медалей «Юный эксперт».
Опыт № 1. «Прозрачность льда».
Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.
Предлагаю детям пройти по краю лужи,посмотреть каким цветом лед, ломается или нет, послушать как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается, там где мало воды он тонкий и хрупкий). Для того чтобы узнать прозрачный лед или нет,мы проводим эксперимент: в прозрачную ёмкость кладем мелкие предметы, заливает водой и выставляем на мороз. Затем смотрим результат (сквозь лед видны все предметы).
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
Опыт № 2. «Откуда берётся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выношу термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляю до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 3. «Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Затем предлагаю взять ведерки и наносить снег в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, отдельные снежинки, которые ложатся рядом друг с другом, между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обращаю внимание детей,что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Чтение детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Не в высь лазурную,-
На землю просится…
Опыт № 4. «Таяние льда в воде».
Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы
Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт №5. Замерзание жидкостей.
Какая жидкость замерзает быстрей?
Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт №6. «Какие свойства»
Материалы : Емкости со снегом, водой, льдом.
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Опыт № 7. «Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
Опыт№ 8 «Разноцветные шары».
Материал :вода разного цвета,шары,лейка.
Ход :Добавляем в воду пищевой краситель,в каждую ёмкость разный цвет, затем выливаем с помощью лейки в воздушный шар,наблюдаем,что вода приняла форму шара и выносим на улицу,через время убираем шары и украшаем уличную площадку цветными шарами!
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.
Презентация «Опыты с водой в средней группе» Подготовила: воспитатель Бережная Е. Н. В дошкольном учреждении проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать.
Фотоотчет «Опыты со снегом» в младшей группе Цель: дать понятие о снеге» Задачи: -помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. -создать благоприятные условия для сенсорного.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Календарно-тематическое планирование недели «Экспериментирование с водой и льдом» в старшей группе Календарно-тематическое планирование в старшей возрастной группе МБДОУ № 79 Период (с 22.01.18 – 26.01.18) Воспитатель: Бруль Анна Тема:.
Картотека «Опыты с водой» (младший дошкольный возраст) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок». Картотека «Опыты с водой». Младший дошкольный возраст.
Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом» Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом»Цели: Продолжать формировать представления о снеге и льде, как о разных состояниях.
Проект «Опыты с водой» во второй младшей группе Опыты с водой во второй младшей группеОпыт № 1. «Вода не имеет цвета. Окрашивание воды». Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как.
Опыты с водой «Замерзание жидкостей» Замерзание жидкостей. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки.
Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.
Презентация «Опыты с водой во второй младшей группе» Презентация «Опыты с водой во второй младшей группе». Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование.
Источник
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
Татьяна Хохлова
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом»
Опытно- экспериментальная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
«Опыты с водой, снегом и льдом»
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
1. развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.
2. познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличия друг от друга.
3. на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.
Материалы и оборудование:
1. подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;
2. вода, лед в формочке;
3. спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испаряется;
1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике.
2.Моделирование трех состояний вещества:
Взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;
Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;
Свободно распределиться по группе, как «газ».
3. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять кубики льда в руки и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
4.Проделать эксперименты: вязнет ли палец в варенье? Проходит ли он сквозь стекло? Куда девалась соль в воде? Почему она становится невидимой? Объяснить причины полученных результатов.
5. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стекло и увидеть, как пар опять превращается в воду. Объяснить увиденное явление.
На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращаются в лед, твердое тело. При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределяются более свободно, а значит, вода превратиться в газообразное вещество.
Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее.
Палец вязнет в варенье, потому, что варенье – это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и «не пускают» палец. А сквозь стекло он вообще не проходят, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга.
Вода проливается потому, что ее частички не так крепко держатся друг за друга, как в твердых веществах.
Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становится не видно, но они никуда не делись, поэтому вода соленая.
1. Опыт «Нужен ли растениям снег»
Материалы: 2 ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
2. Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
3. Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек.Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».
5. Опыт «Зимние веточки»
6. Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
— можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
— можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
— можно положить на батарею
— разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
— можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
— можно положить в теплую воду
— можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
7. Опыт «Сколько воды получается из снега?»
8. Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
9. Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа — лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
10. Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Материал: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
11. Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опытно-экспериментальная деятельность для детей группы раннего дошкольного возраста Содержание. Опыт №1 Ускорение цветения веток. Опыт №2 Луково-чесночная плантация. Опыт №3 Огород на подоконнике. Опыт №4 Странный огород.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?» Тема: «Что там под землей?». Цель: • Познакомить детей с составом почвы. Задачи. Образовательные: • Расширить представления детей о составляющих.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой в День Нептуна. 26-го июня в детском саду №33 «Планета Детства» в средней группе я решила провести опыты и эксперименты с водой. Но как заинтересовать детей?.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыты с водой, снегом и льдом в уголке экспериментирования Опыты с водой. Цели: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды; • развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;.
Опыты с растениями с детьми старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Цель: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой природы; 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование.
Опыты с водой (для старшего дошкольного возраста) Опыт 1 Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. Оборудование: три тазика с водой. Содержание: налить.
Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица» (экспериментальная деятельность) Проблема: Формирование у старших дошкольников навыков саморазвития, приобретение опыта самостоятельной деятельности, развитие познавательных.
Прогулка: «Наблюдение за снегом, льдом и водой» (старшая группа). Прогулка:»Наблюдение за снегом, льдом и водой» (старшая группа). Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Источник