- «Километраж таял на глазах». Как владельцы электромобилей в Беларуси пережили сильный мороз
- Geely Emgrand EV 450
- Tesla Model 3
- BMW i3 REX
- Fiat 500е/Tesla Model S
- Наш вердикт
- Электромобиль зимой: мифы и реальность
- Особенности эксплуатации электромобиля зимой
- Электромобили боятся воды?
- Как работает электромобиль зимой
- Как обогревается салон электромобиля зимой
- Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
- Электромобили в холодных странах
- Как ведет себя электромобиль зимой в России
- Электромобиль зимой: отзывы владельцев
- Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой
- Подведем итог
«Километраж таял на глазах». Как владельцы электромобилей в Беларуси пережили сильный мороз
За минувший год в Беларуси количество электромобилей заметно выросло. Но как владельцы и их техника пережили недавний серьезный мороз? Автобизнес опросил нескольких хозяев «электричек».
Geely Emgrand EV 450
Электромобиль Станислава трудится в столичном такси. Машину 2018 года с пробегом 80.000 км он купил около полугода назад – об этом Geely мы рассказывали не так давно. С приходом настоящей зимы выяснились новые подробности.
«Производитель обещал запас хода 400 километров на полной зарядке, но на деле оказалось иначе – лишь раз удалось проехать 300. С наступлением зимы запас хода сократился до 170-180 километров . Чтобы хоть как-то увеличить дальность поездки на одной зарядке, в машину пришлось установить отопитель салона Webasto. Благодаря этому удается выиграть еще около 50 километров пробега, но такие показатели были в декабре, когда не было сильных морозов.
Еще до Нового года машина попала в ДТП, поэтому действительно низких температур не видела. Насколько точно сократился бы пробег при морозах ниже 15-20 градусов, сказать сложно, но очевидно, что показатели были бы еще ниже», – рассказывает Станислав.
По словам мужчины, в летний период Geely расходовал 16 кВт на «сотню», в зимний – 28 кВт. Выходит, что при зарядке на «быстрых» станциях 100 км пробега на Geely без ДВС обходятся почти в 11 рублей, что значительно дороже, чем на метановых авто. Исходя из этого, Станислав признался, что недоволен покупкой, и добавил, что этот Geely будет последним китайским электромобилем в его автопарке.
Tesla Model 3
Юля стала обладательницей электромобиля в декабре прошлого года, но уже успела почувствовать разницу при наступлении морозов.
Фото использовано в качестве иллюстрации
“Оптимальной температурой для таких машин считается 15-25 градусов выше нуля. При показателях ниже 15 заряд расходуется быстрее. При наступлении сильных морозов километраж стал буквально таять на глазах. Если, например, машина фактически проезжает 20 километров , то запас хода уменьшается примерно на 40 километров ”, – рассказывает Юлия.
По словам девушки, она заряжает батарею каждые 4-5 дней, проезжая при этом в районе 250-300 км.
“При остатке заряда на 50 километров пробега “заправка” занимает два часа на “быстрых” станциях. Полагаю, что в теплый период года с моими еженедельными пробегами Tesla достаточно будет заряжать один раз в неделю”.
BMW i3 REX
Максим начал ездить на этом электромобиле 2018 г.в. с осени 2020-го, тогда расход составлял порядка 15-17 кВт на «сотню».
«Однако сейчас доходит до 25-27 киловатт на 100 километров пробега, – рассказывает хозяин машины. – Немного помогает экономить опция предварительного прогрева салона. Машина прогревается, пока стоит на зарядке, – это можно запрограммировать по расписанию либо включить с пульта.
Есть и нюанс: где-то с минус 15, пока батарея полностью не прогреется, значительно ограничивается мощность мотора. Машина становится «овощной», динамика снижается раз в пять. Я живу в 20 километрах от Минска, путь до города преодолеваю на скорости 90-100, за это время батарея успевает прогреться».
Фото использовано в качестве иллюстрации
По словам парня, полного заряда батареи при езде в режиме Comfort в осенний период хватало на 200-210 км, с наступлением морозов максимальный запас хода сократился до 120 км.
Fiat 500е/Tesla Model S
«До наступления холодов на одной зарядке Fiat 500е мог проехать 180 километров . Когда на улице стало холодать, запас хода сократился до 120», – рассказывает Федор, хозяин «трехдверки».
Фото использовано в качестве иллюстрации
Молодой человек живет в частном доме, автомобиль заряжает там же по тарифу 20 копеек за кВт. Полностью батарея емкостью 24 кВт заряжается за 3,5 часа. Также Федор признался, что в дни, когда температура была особенно низкой, он ездил не на Fiat, а на Tesla 2014 года c задним приводом и батарей емкостью 85 кВт.
«В середине января полного заряда хватало на 230 километров пробега против 410 ранее. Выходит, что при низких температурах электромобили теряют порядка 40 процентов запаса хода», – резюмировал владелец электромобиля.
Наш вердикт
Можно смело заявить, что в зимний период наиболее комфортно и беззаботно чувствуют себя владельцы бензиновых авто. О «дизелистах» и их проблемах сказано немало, а теперь, видимо, настало время подтрунивать над электромобилистами.
В машинах на электротяге все немного по-другому: салон прогревается очень быстро, но «печка» забирает много энергии. Как видим, проблем с зарядкой не возникало ни у одного из наших героев. Однако всплыл другой очень важный минус: при низких температурах владельцы электрокаров сталкиваются с серьезной потерей мощности, запас хода падает почти вдвое. Это не только делает электрокары еще менее приспособленными для поездок на длинные дистанции, но и ударяет по экономии, когда 100 км пробега по городу на электрокаре обходятся в 10-11 рублей.
Утешает одно: в Беларуси не так много дней, когда на улице стоят сильные морозы.
Бензиновые машины в базе объявлений Автобизнеса
Источник
Электромобиль зимой: мифы и реальность
Электромобили постепенно становятся частью нашей жизни, но вокруг них по-прежнему обитает множество предубеждений и мифов. Многие воздерживаются от покупки нового транспорта из-за слаборазвитой инфраструктуры зарядок, часть автовладельцев ждет более доступных цен. Но наиболее актуальный вопрос для России — как электромобиль ведет себя зимой: не будет ли быстрой разрядки аккумулятора?
Ранее мы уже доказывали несостоятельность мифов об электромобилях , а сегодня подробно разберемся в самом популярном предубеждении. На реальном опыте пользователей рассмотрим, как ведет себя «екарс» в холодную погоду, узнаем, какие рекомендации дают производители и оставим несколько лайфхаков по экономии запаса хода в минусовую температуру.
Особенности эксплуатации электромобиля зимой
Даже привычные авто на ДВС требует особого отношения в зимнее время. Владельцы классической техники выставляют автопрогрев, укрывают двигатель автоодеялом и устанавливают специальные нагревательные элементы, чтобы поддерживать подходящую температуру под капотом. В этом плане у электрокаров есть серьезное преимущество.
Слухи, что электродвигатель от мороза не заведется, — заблуждение. В отличие от ДВС, электромотор не нуждается в предварительном прогреве . Даже если пришлось оставить «железного друга» на морозе без подзарядки на сутки, машина заведется без проблем: в ней нет масла, которое может застыть и помешать запуску двигателя. Главное, чтобы за этот период аккумулятор полностью не сел .
Опыт использования электромобилей в регионах с суровыми погодными условиями позволил вывести ряд рекомендаций, которые необходимо соблюдать владельцам «зеленого» транспорта в холодное время года:
- Запас хода зимой неизбежно снижается. Это нужно учитывать при планировании поездки. Литий-ионная батарея теряет емкость при низких температурах. Километраж сильно уменьшается при включении печки и подогрева сидений.
- Контролировать заряд аккумулятора зимой нужно постоянно. Если аккумулятор разрядится «в ноль», то он не сможет нагреться до температуры приемки заряда. Значит, и завестись АКБ не сможет. Придется эвакуировать авто в теплый бокс, где батарея отогреется естественным путем.
- Регулярный техосмотр электромобиля — обязательное условие, которое нужно соблюдать круглый год. Но перед холодами процедура приобретает особую важность. Исправная работа всех систем защитит вас от сюрпризов на дороге и позволит сконцентрироваться на важных вещах. Например, на запасе хода.
- Условия хранения напрямую связаны с удобством использования электромобиля зимой. По возможности машину нужно хранить в гараже. Даже неотапливаемое помещение помогает поддержать температуру аккумулятора в комфортных для нее значениях и сэкономить драгоценный заряд батареи.
По данным Автостата , более 60 % Nissan Leaf, зарегистрированных в нашей стране, приходится на Дальний Восток и Сибирь. Это говорит о том, что при правильной эксплуатации у водителя не возникает проблем с «екарсом» даже в регионах с достаточно холодными зимами.
Электромобили боятся воды?
Распространенное мнение, что электромобили боятся воды, также необоснованно (это отлично подтвердил недавний демотаж АКБ из утонувшей Tesla). Сырость и снег не могут навредить ни одной современной «электричке» . Двигатель, батарея и другие важные соединения в системе надежно защищены от попадания влаги, а элементы кузова собраны из коррозионностойких материалов. Перед выпуском машины тестируют на полигонах, где каждый электрокар проходит испытание водой.
Как работает электромобиль зимой
Самое уязвимое место в электрокарах зимой — батареи. Чтобы понять, какие трудности могут возникнуть в эксплуатации заряженного авто, кратко рассмотрим свойства современных аккумуляторов.
Технология литий-ионных батарей позволяет работать при температурном диапазоне от –20 до +60 °C и запрещает зарядку при отрицательной температуре . Производители электромобилей указывают , что батареи могут выдерживать температуры до –40 °C при хранении, но для работы их необходимо прогреть до –20 °C.
То есть при температурах ниже –20 °C электромобиль тратит драгоценный заряд на то, чтобы прогреть батарею. Это отнимает в среднем около 40 % от показателя запаса хода.
Важный момент: когда температура воздуха опускается ниже нуля, при подключении к розетке машина сначала разогреет батарею, а потом приступит к ее зарядке. Поэтому зимой на зарядку тратится больше времени.
Как обогревается салон электромобиля зимой
Электромотор, в отличие от ДВС, при работе нагревается незначительно. К сожалению, этого недостаточно, чтобы прогреть салон. Классическая схема получения тепла от охлаждения двигателя исключается. Производители вынуждены оснащать «екарсы» обогревателями, которые тоже расходуют заряд батареи и уменьшают запас хода.
На Nissan Leaf включенный штатный обогреватель автомобиля в среднем снижает показатель запаса хода на 6–8 % .
Поэтому в холодную погоду владельцы экспериментируют и оснащают машину дополнительным тюнингом. Автоконцерны, в свою очередь, ищут новые способы обогрева салона, которые будут тратить меньше драгоценной энергии.
В Tesla Model Y реализована система «обратного» кондиционера. В обогреве воздуха участвуют химические элементы, что позволяет снизить расход энергии аккумулятора.
BMW проводили исследования инфракрасного отопления, которое нагревает предметы, а не воздух и значительно экономит заряд.
Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
Ранее мы уже давали общие рекомендации на тему: как выжать максимум из батареи. Но для зимы есть парочка дополнительных лайфхаков:
- Запустите прогрев салона, пока авто подключено к розетке . У большинства «екарсов» есть дистанционная связь с владельцем. Включить обогреватель можно за 15–20 минут до выхода. Обогрев возьмет энергию из розетки, а не из аккумулятора, и вы покинете гараж с полной зарядкой и теплым салоном.
- Установите дополнительное оборудование . Дизельные отопители для автомобиля подключаются к штатным воздуховодам и позволяют быстро нагревать салон без участия батареи. Такой тюнинг значительно сэкономит заряд, а топлива агрегат затрачивает немного.
- Используйте подогрев сидений и руля . Опытные автовладельцы заметили, что подогрев сидений и руля потребляет значительно меньше энергии , чем печка. Попробуйте в дороге включать их, а не обогреватель салона.
- Следите за стилем вождения . Активируйте в зимнее время ЭКО-режим, если он предусмотрен в вашем автомобиле. Режимы экономии энергии уменьшают скорость, но позволяют существенно сэкономить заряд батареи. Следите, чтобы колеса не буксовали, по возможности избегайте маршрутов с подъемом в гору.
- Одевайтесь теплее . Хорошие зимние сапоги, перчатки, шарф — и вам не придется часто включать обогреватель салона и подогрев сидений.
- Используйте солнце . Речь не про солнечные батареи, а про тепло прямых лучей. Если электромобиль стоит на парковке целый рабочий день, не выбирайте место в тени. Даже зимой прямое воздействие солнца будет немного прогревать батарею и салон.
Использование этих лайфхаков в комплексе поможет «зеленому» авто успешно пережить зиму и сэкономить запас хода для поездок.
Электромобили в холодных странах
В 2020 году Норвегия стала первой в мире страной , где было продано больше электромобилей и гибридов, чем машин на бензине или дизеле. В 2021 году страна остается лидером по количеству EV на рынке. Власти мотивируют население приобретать «зеленый» транспорт освобождением от уплаты транспортного налога. Пошлины на автомобили с ДВС достаточно высокие, так что цена электрокара нивелируется льготами, и для норвежца автомобили на бензине и на аккумуляторах стоят примерно одинаково.
Климат в Норвегии несколько мягче, чем в России, но зимой там достаточно холодно: днем примерно –10 °C, ночью –20 °C. Очевидно, что холодное время года не мешает ездить на электромобилях в Норвегии. Страна планирует к 2025 году полностью отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания.
В Китае похожая ситуация: в северных регионах средняя температура зимой -–10 °C, а на северо-западе термометр может показывать –30 °C в декабре. Но это не помешало китайскому рынку долгие годы сохранять лидерство по количеству реализуемых BEV.
Wuling Hongguang Mini EV , по статистике, опубликованной в сентябре 2021 , стал самым продаваемым авто в стране. Значит, жители явно отдают предпочтение электрокарам, несмотря на климат.
Как ведет себя электромобиль зимой в России
В 2018 году в России было зарегистрировано 1 800 электромобилей . В январе 2021 года их количество возросло до 10 000 . За три года в нашей стране стало в пять раз больше машин с нулевым выхлопом. Все больше россиян пересаживаются на «зеленую» технику, несмотря на все опасения.
Казалось бы, большинство заряженных авто должно быть в южных регионах, однако это не так. По статистике Автостата , с января по май на Дальнем Востоке продали 20 % от всех электроавтомобилей в стране. Для сравнения: на долю Москвы пришлось всего 14 %.
Погодные условия не мешают жителям Владивостока и Хабаровска осваивать электромобили, что на деле показывает несостоятельность мифа о том, что такие машины не приспособлены к русской зиме. В Иркутске, где зима еще холоднее, с 2017 существует группа Вконтакте Nissan Leaf Club Baikal, которая уже насчитывает более 400 участников.
Электромобиль зимой: отзывы владельцев
В подтверждение мы подготовили несколько отзывов от реальных пользователей электромобилей в России:
«Это таймер прогрева: если я знаю, что мне в 9 часов ехать, то я выставляю на 9, и машина минут за 40 включается и прогревает мне салон. В –30 отключил от розетки, сел и поехал сразу. У меня версия рестайлинговая, у нее стоит электрофен, соответственно, тепло идет практически сразу. Сначала было страшно покупать, но теперь хочется другой электрокар с большим запасом хода », — владелец Nissan Leaf, Виталий в интервью каналу «Почему купил» на YouTube.
Житель Новосибирска Мирон Медведев дал интервью новостному порталу ngs.ru в январе 2020 года. Он владеет Nissan Leaf уже год и главным преимуществом электромобиля считает его экономичность:
« У нас машины были с объемом двигателя по 1,5 литра, не очень большие — на бензин мы тратили 10 тысяч на двоих. К расходам на электричество стоит добавить стоимость дизельного топлива для отопителя — это еще 1 000 рублей с самого начала зимнего периода. Больше расходов нет — ведь в электрокаре отсутствуют свечи, провода, фильтры, моторное и трансмиссионное масла. Как нет и самого двигателя внутреннего сгорания и коробки передач, которые ломаются несколько чаще, чем простые электромотор с редуктором » .
По сравнению с владельцами относительно бюджетных «электричек», водителей Tesla с более емкими аккумуляторами поездки зимой пугают еще меньше. Однако в морозы ниже –30 °C и они замечают снижение запаса хода. Андрей Товпик из Москвы рассказал изданию «Коммерсантъ FM» о том, как Tesla перенесла заморозки:
« У меня нет проблемы с запуском автомобиля — там нет мотора, он не заводится, он просто включается. Если она стоит на улице, за пять минут до выхода щелкаешь « включить обогрев салона » , и пока ты спускаешься на лифте, подходишь к машине, салон уже теплый. Из минусов — расход электрики: Tesla показывает вам батарейку и пишет, сколько примерно километров вы проедете — при –36 у меня возрос расход заряда в полтора раза ».
Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой
Детские электромобили не защищены от попадания влаги в электросистемы, поэтому ездить на них зимой настоятельно не рекомендуется.
Некоторые производители указывают в техпаспорте, что машинку можно использовать при температурах до –20 °C. Батарея выдержит, но как будут чувствовать себя остальные детали «екарсов» для детей — большой вопрос. Корпус таких моделей обычно выполнен из пластика, а при отрицательной температуре этот материал становится хрупким.
В качестве эксперимента разрешите ребенку прокатиться при показателях от 0 до –10 °C. Не забудьте проследить, чтобы электрокар не въехал в сугроб.
Подведем итог
Статистика говорит сама за себя: количество зарегистрированных электромобилей в России за последние три года увеличилось в пять раз. Причем больше половины заряженных авто ездят по дорогам Сибири и Дальнего Востока.
Электромобили вполне доказали россиянам свою эффективность. Дополнительный тюнинг и правильная эксплуатация делают «екарсы» вполне подходящими для наших зим, а некоторые «фишки» дают преимущество перед классическими машинами на ДВС. Опасения насчет поведения BEV зимой не более чем миф, а реальный опыт российских автовладельцев — лучшее доказательство его несостоятельности.
Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал , чтобы следить за новостями из мира «зеленой» техники в России и мире.
Источник