Если не завести зимой авто

Когда заводиться лучше не стоило: что может сломаться в машине на сильном морозе

Крещенская пора – лучшее время для очередной порции страшилок про морозы. Итак, морозное утро, темень, но вам зачем-то понадобилось ехать. Казалось бы, когда стартер, постанывая, таки сумел провернуть коленвал, и мотор кое-как заворчал, можно праздновать победу. Завелись! Рано радоваться. Потревожив сложный механизм в несвойственном для него температурном режиме, вы обязательно ускорите его износ. Сейчас разберемся, в каких именно местах.

Зачем нужна эта статья?

В основном для общего представления о том, что происходит в мороз с автомобилем. Также все это полезно будет знать тем, кто покупает машину из северных регионов или Сибири, про которые в объявлениях обычно пишут «соли не знала!». Но действительно сильный мороз – штука пострашнее соли.

Ходовая часть

На морозе все материалы становятся хрупкими, особенно это касается таких привычно мягких вещей, как пластик и резина. Машина, особенно на ходу, вовсе не статичный монолит. Изгибается кузов вместе со всем его наполнением, изгибаются резиночки элементов подвески, пыльников трансмиссии, разнообразных электротехнических изделий. Разумеется, проминаются элементы салона при воздействии на них человека.

Читайте также:  Limak limra hotel resort зимой

Вибрации от мотора и подвески волнами приходят на каждый элемент. В общем, все постоянно находится в движении, изгибается и мнется. При сильном морозе эти трансформации эластичным элементам даются с трудом, и каждая поездка при температуре -20 существенно сокращает ресурс всех этих многочисленных резиночек, пластика и клеевых соединений.

Особенно тяжко приходится подвеске, которая трудится на ледяном ветру, пропитанном влагой и грязью. Сайлентблоки ускоренно стареют, клеевые соединения с металлом разрушаются, у шаровых шарниров разрушаются пыльники, а смазка внутри работает не очень эффективно. В частности, поэтому в теплой Европе подвески машин выдерживают десятки лет, а в наших условиях порой требуют переборки раз в год. Дело не только в плохих дорогах: европейский булыжник и грунтовки ничуть не лучше московского асфальта.

Бывает и совсем экстрим, когда температура опускается ниже 30 градусов. Тут уже в подвеске от ударов, которые при относительно теплой погоде переносились без последствий, могут трескаться нежные алюминиевые рычаги.

Трескающаяся резина шин – вроде бы не так страшно. Но если у вас «всесезонка» или летняя, то это вообще может закончиться трагически – слои резины будут отходить от корда, а сама резина – трескаться, в результате колесо разгерметизируется.

При более низких температурах даже морозостойкая резина теряет свои свойства, не держит боковые нагрузки и легко разбортируется.

Мотор

Кажется, что мотору, кроме затрудненного запуска, ничего не грозит. Ведь после прогрева его температура держится на установленном уровне, и лишь при неисправностях системы охлаждения он не догревается до минимально необходимых 70-85 градусов. Даже современные дизельные моторы понемногу, но прогреваются, хотя их тепловыделение настолько мало, что потери тепла на отопление салона и в моторном отсеке на малой нагрузке могут опускать температуру в контуре охлаждения до 50 градусов и менее.

Но не все так просто. Мотор – не цельный кусок металла, и он не ограничивается блоком цилиндров. В конструкции современного двигателя хватает пластиковых и резиновых деталей, которые не прогреваются в процессе работы или нагреваются только с одной стороны. Например, трубки вакуумной и топливной систем.

Вот металлу поршневой группы действительно мало что угрожает. Детали прогреваются и работают с нормальным уровнем смазки, ничего страшного от заметно более вязкого масла с ними не случается, разве что у некоторых конструкций растет расход масла, но это не слишком важные нюансы.

Действительно большой неприятностью может оказаться застывание системы вентиляции картера. Как показывает практика, это случается регулярно на машинах очень многих производителей. В картерных газах содержится много воды и кислот, и они, конденсируясь, образуют с моторным маслом эмульсию, которая в свою очередь вполне поддается замерзанию при морозах за 30 градусов. Происходит это во всевозможных патрубках системы вентиляции картера и маслоловушках, а порой и непосредственно в трубочках у дроссельной заслонки.

Дальнейший сценарий зависит от конструкции двигателя. Забитая вентиляция картера может привести к выброшенному масляному щупу и легкому запаху выхлопа в салоне, а может и к разрыву трубок, течам сальников и потере масла с последующим выходом мотора из строя.

Кстати, попавшая на дроссельную заслонку эмульсия может банально «приморозить» ее, и на следующий день вы не заведетесь ни при каких ухищрениях. Разве что хороший прогрев моторного отсека поможет оживить двигатель. Порой слишком вязкое масло и избыток его давления могут привести к обрыву цепей маслонасоса или повреждению его привода. Гидрокомпенсаторы вызовут потерю компрессии, впрочем, и мотор при этом просто не запустится.

Фатальные последствия бывают не так уж часто, пугаться не стоит. Но при регулярной эксплуатации на морозе трещины на опорах мотора, потеря герметичности впускного коллектора и трещины на выпускном, текущие шланги, отказы вакуумного усилителя тормозов и повышенный износ всех ремней (в том числе ГРМ) – точно будут.

Электрика

Господи, а с ней-то что может случиться? Неужели ток будет бегать медленнее? Это вряд ли. А вот изоляция проводов тоже становится хрупкой, трескается припой на платах, а любая влага в контактах приводит к их разрушению.

Различные исполнительные мотоприводы – от дроссельной заслонки до актуаторов турбины – имеют пластиковые шестерни, которые на морозе становятся хрупкими и плохо смазываются, а значит их ресурс стремительно уменьшается.

Температурные перепады при нагреве части электронных плат могут приводить к отрыву чипов от подложки или разрушению гибких проводников, а отказ в таких условиях – вопрос времени. При низких температурах вся конструкция мотора работает действительно «на износ». И фатальные поломки вовсе не исключены, особенно на трассе, при сильной продувке моторного отсека и высоких оборотах двигателя.

Кузов и салон

Кузов – это не только сталь и пластик, и соединяет их не только сварка, болты и шурупы. Стекла держит клей, мастики и герметики защищают многочисленные сварные швы кузова, ну и о лакокрасочном покрытии забывать не будем, оно тоже боится мороза.

Даже сталь кузова при температурах ниже 30 градусов тоже становится довольно хрупкой, хотя это не так существенно и касается не всех марок сталей. Вот хрупкость синтетических материалов и алюминиевых сплавов уже более заметна. Сломать бампер из-за снежных наростов при повороте колеса? Легко. Как и поломать крепления фар и их омыватели буквально из-за кочек или неаккуратного закрывания крышки капота. Попытка сложить заевшее зеркало может легко привести не только к поломке его электропривода, но и к сломанному алюминиевому кронштейну.

Любые диагональные нагрузки (привет любителям офф-роуда и дачных вылазок зимой!) в морозы кузову противопоказаны: стекла могут растрескаться, а могут просто потерять герметичность соединения с кузовом – после потепления сюрприз будет немалый.

Треснувший герметик швов заметно ускорит появление коррозии. Сразу вы этого не заметите, но через год-другой это уже может проявить себя в виде вспухших швов в самых нагруженных местах.

Что уж говорить о салоне… Он ведь не просто «гремит» в мороз, он взывает к милосердию. Не удивляйтесь тому, что кожаные обивки сидений вдруг могут начать «расползаться» на глазах, шовчик за шовчиком, даже натуральная кожа становится в мороз хрупкой, а виниловая «экокожа» часто уже после -20 °C ломается на изгибах.

И что ж теперь, не ездить?!

Если в ваших широтах мороз за 20 – явление скорее исключительное, чем привычное, то для вас все эти вещи вряд ли так уж критичны. От нескольких поездок в лютую стужу машина не развалится. Но если вы бережливый хозяин и собираетесь ездить на машине долго и счастливо, то может и правда не стоит лишний раз ее гонять, пока стоят трескучие морозы. Вызовите такси, окажется дешевле. Особенно это актуально для владельцев подержанного премиума: электрики много, износ уже есть, а всякие резинки-пластмасски стоят порой приличных денег.

Ну а если вы живете в краю льдов и снегов, и минус 20 для вас – лишь легкая прохлада, а за мороз вы считаете температуры от 40 градусов и ниже, то советовать вам не пользоваться машиной бессмысленно. Просто знайте, что несмотря на отсутствие «соленых реагентов», износ машины в этих условиях идет ускоренный. В Калифорнии или хотя бы в Ростовской области вашему авто понравится значительно больше.

Источник

Автомобильный чек-ап перед холодами. Как правильно подготовить машину к зимним условиям

Дотошно опросили эксперта

Неподготовленный автомобиль зимой может подвести в самый неподходящий момент

Фото: Наталья Бурухина

Уже совсем скоро температура воздуха за окном опустится ниже нулевой отметки, а за этим обязательно последует снег и климатическая зима со всеми вытекающими последствиями. Себя на холодный сезон все настраивают по-разному, но и автомобиль тоже нуждается во внимании. Узнали у автоэксперта и технического директора международной сети автосервисов Fit Service Алексея Рузанова, как правильно подготовить авто к зиме так, чтобы после длинной зимы он продолжал радовать владельца.

Проверяем аккумулятор и вязкость масла

— Аккумулятор — то, без чего машина не может завестись и нормально эксплуатироваться. Необходимо перед холодами проверить уровень электролита и зарядить АКБ специальными зарядными устройствами. Проверьте АКБ на предмет загрязнений и убедитесь, что клеммы не окислены. Из-за грязи плохо пропускается ток и усиливается саморазрядный процесс. Что же касается окисления на клеммах, то они образуют большее сопротивление, из-за чего АКБ не может полноценно заряжаться. Лучше всего, конечно, посетить автосервис, где вам смогут на специальном оборудовании проверить параметры тока зарядки в электросети. Если этого не сделать, появится большой риск испортить новую батарею и избавиться от вполне исправного старого аккумулятора.

Правильно подобранное моторное масло — еще одна составляющая беспроблемной зимней эксплуатации автомобиля. Большинство современных масел сейчас всесезонные, но при этом они имеют разную вязкость, она всегда указана на упаковке (например: 0W30,10W50), и вот первая цифра как раз указывает на вязкость масла при отрицательной температуре; чем меньше эта цифра, тем более жидким масло остается на морозе и тем легче будет запустить двигатель. Например, для Сибири зимой рекомендуется масло с индексом 0W или 5W.

Обслуживаем систему зажигания и топливную систему

— Даже если у вас правильно подобрано масло и исправен АКБ, двигатель всё равно может не запуститься, если его системы не обслужены. Работа ДВС — это процесс горения, а как известно, горения не будет, если нечему гореть или нечем поджечь. Поэтому наиболее важно обслужить систему зажигания и топливную систему. Зимой двигатель начинает работать в более сложных условиях, и если при теплой погоде изношенная свеча зажигания могла создать искру, то при морозе она откажет, и наоборот: если забитая топливная форсунка не распыляет топливо как положено, то она зальет даже новые свечи. Поэтому важен именно комплексный подход к обслуживанию систем ДВС.

Замеряем уровень антифриза и заливаем незамерзайку

— Необходимо проверить уровень и плотность антифриза. Плотность вы можете замерить специальным прибором — рефрактометром и по графической шкале условно узнать, какую температуру может выдержать антифриз. Если плотность антифриза низкая, то его необходимо заменить, рекомендуется, чтобы плотность антифриза соответствовала температуре -35 и ниже. Замена тормозной жидкости рекомендуется каждые два года, поскольку она впитывает в себя влагу из атмосферы; соответственно, зимой влага может замерзнуть, что приведет к ухудшению работы тормозной системы, а в запущенных случаях и к отказу тормозов. Если вы не знаете, как давно менялась тормозная жидкость, то на большинстве СТО есть прибор, который может определить количество в ней влаги.

С наступлением первых заморозков в бачок стеклоомывателя должна быть залита незамерзающая жидкость, обычная вода попросту замерзнет. Убедитесь, что распылители не забиты и правильно отрегулированы. Щетки желательно поменять на зимние, они отличаются от летних не только тем, что механизм закрыт в специальный резиновый кожух, но и составом резины дворника.

Укрываем двигатель и обрабатываем уплотнители

— Если утепления нет, то его желательно сделать. Для этого пригодны толстый войлок или специальные «автоодеяла», главное чтобы материалы были негорючими! Утепление не должно касаться выпускного коллектора, цеплять вентилятор системы охлаждения или кондиционера и не должно мешать иным подвижным частям. Ни для кого не секрет, что утепленный автомобиль быстрее прогревается после запуска двигателя, на ходу меньше охлаждается, да и на стоянках тепло сохраняется дольше.

При смене температуры (резкое похолодание, оттепель-мороз) или после мойки зимой есть вероятность примерзания дверей и багажника к резиновым уплотнителям кузова, а также замерзанию замков дверей. Поэтому в рамках подготовки автомобиля к зиме рекомендуется нанести на уплотнители специальную смазку из силикона, а затем повторять процедуру примерно 2 раза в месяц в течение зимнего периода. То же самое касается и замков — заранее купите размораживатель и залейте его в замочную скважину.

Проходим диагностику, если есть ГБО, и покупаем антигель для дизеля

— Автомобили с ГБО должны пройти перед зимним сезоном диагностику, чтобы проверить все оборудование на предмет наличия конденсата и исправности самого оборудования. Владельцам дизельных двигателей рекомендую возить с собой антигель, поскольку при сильных морозах дизельное топливо может загустеть и топливный насос может не справиться. Поэтому в бак добавляется антигель. Хотя, как заявляют топливные компании, сейчас дизтопливо не подвержено загустению, но мы все знаем, что раз на раз не приходится.

Кладем в багажник провода прикуривания и тестируем домкрат

Алексей Рузанов приводит список вещей, которые обязательно должны быть в багажнике зимой.

— Аптечку укомплектуйте сами в дополнение к тому, что есть в покупной. Как правило, там всё крайне дешевое. И проверьте сроки годности лекарств. Огнетушитель приобретите порошковый или углекислотный с объемом 2 литра для легковых машин. Обязательно трос, только не тот, что идет в наборах. Он подходит только для самоуспокоения и выгула небольших собак. Купите нормальный, проверенный трос, или на крайний случай такелажную стропу. Чем длиннее будет трос, тем лучше — 8–10 метров. Про длину: когда вас на «Фокусе» тянет «Крузак», то он вас почти не чувствует и, как правило, едет 80–100 км/ч, а вам на тросу в этот момент будет очень страшно.

Провода прикуривания или бустер. Даже летом и при исправном АКБ человеческий фактор никто не исключал, можно забыть выключить фары или всю ночь будет играть музыка. Не забудьте про светоотражающий жилет. В нём не так страшно (кого мы обманываем, всё равно страшно) будет менять пробитое колесо ночью на трассе. Проверьте свой домкрат, исправен ли он и способен ли поднять авто для замены колеса (испытывайте на заднем), при малейшем сомнении купите новый. Само собой, насос или компрессор для подкачки шин.

Самый последнее и самый спорный пункт — инструмент. Мое мнение: если вы не профессиональный автомеханик, то большой набор вам попросту ни к чему. Почти все современные авто неремонтопригодные вне СТО. Достаточно экстренного набора: отвертки (плоская и крестовая), ключ на 10–12, пассатижи и баллонный ключ.

Источник

Оцените статью