Народные приметы, связанные со снегом
Сейчас снег может показаться чем-то обычным и естественным – ведь мы его совершенно не боимся. Если выпало за ночь много снега, то необходимо немного подождать и специальные службы разгребут его.
Раньше же снег не только не мешал проезду, а наоборот часто был очень удобным средством для передвижения в любою часть необъятной земли русской. Летом ведь что – поедешь только по дороге, не свернуть на поле, не съехать на болото, реку не переехать кроме как в брод или по мосту. А зимой, когда везде и все замело снежком запрягай коня в сани и лети куда хош. Реки скованны льдом и по ним происходило основное движение в зимнее время.
Связь городского жителя с землей потеряна, а потому ему не понятно для чего надо много снега зимой, а вот крестьянин как современный, так и старинный знает – много снега, много хлеба! Ведь чем больше слой снега на полях лежит, тем больше шансов у высеянных на зиму культур перезимовать не боясь мороза.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля снегу дано такое определение:
СНЕГ м. мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь. Снег идет, сыплется, падает.
Выделены следующие его разновиднотси:
Снег хлопьями, пушной;
Кидь, падь, самый крупный;
Снег крупой, крупчатый, пополам с мелкими градинками;
Снег мокрый, с дождем, рянда, лепень, ляпа, дряба, чичер;
С туманом и моросью, чидега;
Снег с сильным ветром, занос;
Снег с вихрем, мятель, метель, вьюга, вьялица, веялица, кура, хурта, буран;
Свернуть
Метель или буран сверху, когда снег идет и крутится;
Метель или буран снизу, когда сухой, сыпучий снег вздымается с земли;
Метет только низом, переметает, то это низовка, понизовка, волокуша, тащиха, заметь, заметуха, поносуха, сипуха;
Снег пылью, как облетевший иней, искра, блестка;
Снег на талую землю, который не лежит, снежура арх;
Свежий, выпавший снег, пороша;
Глубокий, рыхлый снег, уброд;
Обледеневший сверху тонкой корой снег, чир;
Намерзший толстой корой, натеком, настыль, наслуд, наслуз;
Окрепший, слежавшийся плотно снег, наст.
К снегу относились и уважительно, и любя и немного побаиваясь. Об отношении к снегу хорошо расскажут народные пословицы и поговорки:
Зима без снега — лето без хлеба;
Снег глубок — год хорош;
Много снегу — много хлеба; много воды — много травы;
Как ни мойся, белее снега не будешь;
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет;
Снег глубок — хлеб хорош;
Снег холодный, а от стужи укрывает;
Больше снега на полях — больше хлеба в закромах;
Белый снег на черную землю, и то к лицу;
Снежком все прикроет;
Снега надует-хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется;
Задержишь снег на полях зимой — будешь с хлебом осенью.
Снег был важен и потому необходимо было знать, когда и сколько его ожидать. Неудивительно, что было большое число примет, позволяющих узнать о его приближении. Так же необходимо было знать – каким он будет и не принесет ли он с собой метели и бураны, особенно это было важно для тех, кто собирался в дорогу, которая могла длиться несколько дней, а то и недель.
Кроме этого наблюдая за поведением снега – время его выпадения, количество осадков – можно было делать прогнозы о том, каким будет предстоящий сельскохозяйственный год.
Бледный цвет Луны предвещает обильный снегопад.
Зимой образуются очень высокие и крепкие настуды — летом будут грозы и бури.
Снег идет мелкий и редкий — ожидайте большой и долговременной стужи.
Идет густой снег и хлопьями — будет теплая погода.
Снег идет крупный, лохматый, с хлопьями, то он не ляжет, скоро прекратится.
Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на снег — к оттепели.
Вороны каркают, сидя на деревьях, — ожидается снегопад и метель.
Сильный ветер во время снегопада при плюсовой температуре — к скорому прекращению снега и резкому потеплению.
Ночью был иней — днем снег не выпадет
Дым без ветра бьет к земле — жди снега.
Бурьяны выросли очень высокими — будет много снега.
Собаки зимой играют — будет снег.
Весной можно увидеть белого зайца — снег обязательно еще выпадет.
После зимы снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.
Сорвавшись с места, тетерев перелетает поле — перед снегом,
Снег выпавший днем долго не лежит — первый прочный снег выпадает ночью.
Холодный сентябрь предвещает раннее таяние снега весной.
Снег выпал в ноябре – будет урожай хлеба в следующем году.
В мартовские метели снег ложиться на полях неровно, волнисто, буграми уродят овощи и яровые хлеба.
В январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Осенью снег выпал рано — весна будет ранняя.
Выпавший ночью снег остается на ветках деревьев, то и на земле не растает.
Снег выпал, когда на вишневых деревьях не осталось листьев — жди близкий приход зимы.
Мышь свила гнездо во льну — в зиму большие снега будут.
Октябрь запорошен снегом, весной снег долго не сойдет с полей.
Птицы к концу сентября не улетели в теплые края, зима придет поздно и будет мягкой, хоть и с обильными снегами.
Собака начала валяться в снегу — не ходите далеко из дома, метель в пути застанет.
Расчирикались воробьи – пойдет снег.
Снег выпал на мерзлую землю — можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.
Снег весной тает с северной стороны муравейника — лето будет теплым и продолжительным; с южной — коротким и холодным.
Закружились стаи галок да ворон, значит будет снег.
Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к снегу.
Снег глубок – урожай высок.
Ночью луна красновата — ветер принесет тепло и снег.
Изморозь — жди скорого снега.
Снег идет 25 января (Татьянин день) предсказывает дождливое лето.
Зимой увидел радугу – жди мороз и снег.
В начале зимы много снега намело— лето будет дождливым, и чем больше снега зимой, тем обильнее дожди летом.
Лошадь ложится на снег — к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме, будет также много снега перед Рождеством.
Если ночью будет иней — днем снега не выпадет.
На крещение идет снег и большой иней — будет плодородный год.
28 ноября — выпал снег, то не растаять ему до разлива рек.
Первый снег и настоящую зиму разделяет период в 40 дней.
Первым выпал сухой снег — это признак хорошего, теплого лета.
Облака идут против ветра — к снегу.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Ранний и дружный отлет снегирей, больших синиц и журавлей в леса обещает раннюю и дружную весну.
Скоро рассвет занимается — непременно будет снег.
Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Солнце в кругу — к снегу, «в рукавицах» — к стуже.
Утки рано вылетают на насты, на снег.
Сейчас нам не столь важно знать, что предвещает снег, но тем не менее наблюдать за явлениями природы занимательное занятие – тренирует память, наблюдательность. И разве плохо прослыть среди знакомых знатоком традиций и иметь славу предсказателя и прорицателя.
Источник
Прогулка «Наблюдение за таянием льда и снега»
Сачкова Татьяна
Прогулка «Наблюдение за таянием льда и снега»
Прогулка. Наблюдение за таянием льда и снега.
Цель: формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Дети и педагог наблюдают за весенними изменениями в природе.
-Ребята, обратите внимание на погоду: небо без туч, облаков, стало теплее. Солнце пригревает все больше, ветра нет.
-Где снег и лед тают быстрее: на солнце или в тени? Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет?
Педагог подводит детей к пониманию связи между повышением температуры воздуха и появлением первых проталин, образованием луж и сосулек.
-Посмотрите, какие изменения произошли в одежде людей. Почему?
Приметы: Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Если снег тает от солнца, то будет урожайный год, а от дождя – жди засухи.
Поговорка: увидел грача — весну встречай.
Индивидуальная работа: закрепление названий месяцев.
Цель: развивать внимание, память.
Упражнять детей в ходьбе приставным шагом по дорожкам.
Цель: развивать ловкость, равновесие.
Опыт «Вода и снег». Цель: учить делать выводы и умозаключения.
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Цель: развивать логическое мышление, способствовать расширению и обогащению словарного запаса.
Подвижная игра: «Жмурки», «Гуси-лебеди».
Труд на участке: уборка территории от оставшегося снега.
Цель: воспитывать навыки трудолюбия.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Снеговик и воздушные шарики из цветного льда. Постройки из снега Постройки из снега «Снеговик и воздушные шарики из цветного льда» В нашем детском саду МАДОУ «Детский сад №42» работают очень творческие.
Комплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возраста Мир, который окружает человека, удивителен, прекрасен и разнообразен и, конечно, каждому хочется познать неизведанное. Особенно нас поражает.
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» Цели: систематизировать знания детей об арктических животных; развивать познавательный интерес, мышление. Задачи: расширять представления.
Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия «Свойства снега и льда» Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы Тема: «Познакомить детей со свойствами снега и льда» Цели: Научить.
Оформление участка зимой «Фигуры и поделки из снега и льда» Каждый ребенок любит создавать, из любого материала, будь то бумага или пластилин, либо глина. Ну а лепить из снега наверняка любит каждый.
Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда» Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда». Цель: создать условия для формирования представлений.
Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда» Цель: — продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; — поддерживать стремления детей.
Свойства воды, снега, льда. Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками (свойства воды, снега, льда) Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать.
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда» для детей старшей группы (фотоотчёт) познавательно — экспериментальная деятельность «Свойства снега и льда» Цель:Учить выявлять и описывать свойства снега и льда. Задачи: •.
Источник
Как исчезает снег
Кандидат географических наук Марк Софер. Фото Натальи Домриной
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит…
Ф. И. Тютчев
Какой бы долгой ни была зима, рано или поздно она сменяется весной, а когда именно произойдёт поворот от зимы к весне, точнее всего скажет… снег. Время достижения наибольшей высоты снежного покрова — переломный момент в годовом цикле природы. Зима кончается, как только снежный покров перестаёт расти (кроме тех мест, где он неустойчив или кратковременен). На огромных пространствах северной Европы и Сибири к концу февраля — началу марта, как правило, накапливаются максимальные снегозапасы. Если в это время сделать гигантский «снежный разрез», то по нему можно прочитать «биографию» уходящей зимы, ведь каждый слой — страничка из жизни снега.
Размер кристаллов свидетельствует о возрасте слоя. В самом низу, у более старого снега, кристаллы к марту становятся крупными и прозрачными. Чем выше, тем они мельче, а на самом верху снег совсем не успевает перекристаллизироваться. По числу ледяных прослоек можно установить, сколько было оттепелей. Тёмные, грязные полоски (особенно явные вблизи крупных населённых пунктов) — «справка» о том, что снег долго не выпадал. Каждый последующий слой свидетельствует об очередном снегопаде.
На большей части Евразии в феврале — марте происходит уплотнение и таяние снега. Сначала солнечные лучи только прогревают его толщу. Затем, когда температура во всём слое поднимается до нуля, начинается быстрое таяние. Снег пропитывается водой. Этот процесс напоминает поведение куска сахара в воде. А Сергей Есенин подметил, что:
Снег, словно мёд ноздреватый,
Лёг под прямой частокол.
Действительно, талая вода прокладывает вертикальные ходы в снежном покрове, и он приобретает вот такой «ноздреватый» вид.
Наступает основной период снеготаяния, который длится до схода снега на половине площади. Именно в этот период, очень короткий по сравнению со временем снегонакопления, теряется до 80% зимних снегозапасов.
Обильные северные снега, накопленные природой в течение почти полугода, могут стаять за 20 дней (примерно за такой срок освобождаются от снега Финляндия, Швеция, север России). В средней полосе процесс идёт ещё быстрее — за 8—10 дней. Всего за неделю сходит снег почти во всей Украине и в Поволжье.
Продолжительность снеготаяния имеет исключительное значение. Чем она короче, тем больше в единицу времени стекает талой воды с поверхности почвы. Трудно найти более краткое и точное описание этого периода, чем в знаменитых строках Фёдора Ивановича Тютчева (1836 год):
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Почти через полвека ленинградский поэт Иван Дементьев написал:
Сугроб уже сутулится
От солнечных лучей,
И побежал по улице
Сверкающий ручей.
И «шум воды» и «бегущий ручей» свидетельствуют о таком бурном таянии, которое не может пройти бесследно. Не каждая речка способна принять в себя гигантский поток талой воды, особенно если она не успела освободиться ото льда после зимней спячки. Именно в период интенсивного снеготаяния возникает угроза катастрофических половодий, сильного разрушения (эрозии) почвы, деформации русел рек.
По данным метеорологов, стаивающий за сутки снег может дать около 30 л воды с 1 м 2 поверхности. При особо благоприятных условиях — до 80 л. Представьте, что столько воды выливается за сутки на 1 м 2 участка — в некоторых регионах страны это соответствует месячной норме осадков.
Но это там, где снега много. Где его мало, таяние заканчивается намного быстрее. В степных районах из-за сухости воздуха и интенсивной солнечной радиации возможно прямое испарение снега, без превращения его в воду. Такое «съедание» снега не угрожает разрушительным половодьем, однако лишает почву живительной влаги под будущий урожай.
Как же узнать, где снега много, а где мало, какой окажется предстоящая весна и какие «сюрпризы» нам преподнесёт природа? Чтобы получить ответы на эти вопросы, метеорологи систематически проводят снегомерную съёмку почти на всей заснеженной площади планеты. Из-за разнообразия климата и рельефа картина распределения снега получается довольно пёстрой.
Как же исчезает снег? Постепенно, почти незаметно. Даже в устойчивую, без единой оттепели морозную зиму снежный покров истончается, так что к весне он оказывается полностью «съеденным». Не успевая растаять, снег испаряется.
Физики называют процесс испарения снега или льда, то есть перехода вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, сублимацией или возгонкой. Физические законы (включая термодинамические), по которым происходит испарение и кристаллизация ледяных частиц, достаточно сложны. Количественные характеристики этих процессов зависят как от многообразных свойств снега, так и от условий внешней среды, к которым помимо температуры и влажности воздуха относится и ветер — он иногда становится хозяином снега. Благодаря ветру снег может не только падать вниз, но и взлетать, перемещаться на большие расстояния, рассеиваться, усиленно испаряться.
Учесть все перемещения снега, оценить его потери, определить сроки исчезновения позволяют балансовые методы расчёта. Как в хорошей бухгалтерии, по ним можно проследить каждый этап жизни снега: выпадение, перемещение, отложение, исчезновение.
Если сопоставить массу всех выпадающих из облака снежинок с массой снега, уже достигшего земли, то они не будут равны. Внизу наверняка обнаружится существенная «недостача». Естественным объяснением этого будет «усушка» снега по дороге между небом и землёй. Действительно, количество снега, достигшего земли, гораздо меньше, чем начавшего падать с облака. Но это явление — в рамках законов физики.
Известно, что мелкие капли и ледяные кристаллики испаряются при дефиците влажности воздуха поразительно быстро, буквально на лету. Объясняется это тем, что продолжительность испарения таких частиц приблизительно пропорциональна квадрату их радиуса. Следовательно, при прочих равных условиях частица радиусом 0,1 мм испарится и исчезнет в 100 раз быстрее, чем частица радиусом 1 мм. Чем меньше становится снежинка, тем быстрее она испаряется, а начав «худеть», она уже не может остановиться.
Но для сильного «похудания» нужно время. Хватит ли его снежинке на сравнительно коротком пути к земле? Временем она располагает немалым, ведь срок жизни свободно парящей снежинки составляет десятки минут. Например, при высоте облачного слоя 2 км над поверхностью земли и средней скорости падения снежинок 1 м/с снежинка пройдёт свой путь за 2000 секунд, или 33 минуты. Если воздух достаточно холодный и влажный, то снежинки, не очень «исхудав», успевают долететь до земли и образовать снежный покров. Если же воздух окажется более тёплым и сухим, то снежинки испарятся, не достигнув земли. Ситуация, о которой говорят: «тучи есть, а снега нет».
Знание высоты и продолжительности полёта снега, его способности испаряться в воздухе имеет большое практическое значение. От этих параметров зависят весенние снегозапасы, а следовательно, и водность рек. Установлено, что в одном и том же географическом районе на возвышенностях снега выпадает больше, чем на равнинах. Причина — меньший путь от облаков до земли и соответственно меньшие потери снега на испарение. Балансовые расчёты снега позволяют увидеть многие знакомые явления с новой, неожиданной стороны, дают им научное объяснение.
Например, уже давно замечен интересный факт: после сильной метели количество снега в наметённых сугробах не соответствует убыли снега на обдуваемых полях — оно значительно меньше. Куда же исчезает с поля остальной снег?
Лишь сравнительно недавно удалось экспериментально доказать, что переносимые ветром частицы снега во время своего полёта интенсивно испаряются. Выяснилось, что в сухом воздухе для снежинки среднего размера существует максимальная длина переноса, которая определяет, быть снежинке в сугробе или исчезнуть по дороге. Чем больше скорость ветра, тем меньше время перелёта этого критического расстояния и, следовательно, больше дальность переноса снега.
Какой же путь успевает совершить снежинка до своего исчезновения? Это зависит и от рельефа, и от сухости (влажности) воздуха. Различия в «длине пробега» очень велики. Например, в горных районах на расстояние больше 0,5 км снег не перемещается. На равнинах Западной Сибири снежинки могут улететь за 30—50 км от того места, где их подхватил порыв ветра. Вот почему при сравнительно небольшом количестве зимних осадков снега там всегда вдосталь.
В Приволжье, в степях Казахстана и Западной Сибири потери снега с открытых мест в среднем составляют 50% от выпавших осадков. В условиях малоснежных зим это губительно отражается на урожае. Недаром возникла старинная пословица, фиксирующая эту связь: «снегу надует — хлеба прибудет» (то есть надует на поля).
Многие, возможно, обращали внимание, что падающий без ветра снег старательно повторяет все тонкости местного рельефа. Но уже через несколько часов эти тонкости начинают стираться. Через несколько дней поверхность снежного покрова выравнивается, а к концу сезона приближается к плоской, какой её видел А. И. Полежаев (1835 год):
Вдали, кругом, холодная немая —
Везде одна равнина снеговая;
Везде один безбрежный океан,
Окованный зимою великан!
Снег тщательно сглаживает неровности рельефа. Чем вызвана такая «самонивелировка»?
Дело в том, что испарение снежных частиц зависит от площади их внешней поверхности и происходит с любой стороны, куда есть доступ воздуху, а тем более ветру. Чем больше открытой поверхности, тем больше испарение. Минимально оно с плотной плоской поверхности. Вот почему снежинки стараются «не высовываться», как можно плотнее прижаться друг к другу, а поверхность снежного покрова — принять форму, наиболее устойчивую к ветру. Это либо плоскость, либо очень пологие сугробы.
Те же небольшие скопления снега, что оказались открытыми, незащищёнными, подвергаются сильнейшему воздействию ветра и вынуждены исчезнуть, точнее — превратиться в водяной пар. Самая незавидная участь — у отдельных снежинок. Если они не прикроют своими «телами» друг друга, то, обдуваемые ветром со всех сторон, испаряются в 10—100 раз быстрее, чем в безветрие. Вот почему снег так быстро исчезает с крон деревьев, проводов, шпилей. Иногда он почти полностью рассеивается во время метелей. Происходит процесс, о котором можно сказать: «ветер снег съедает».
Но не только сублимация и ветер определяют судьбу снега. Он испытывает множество других воздействий: давление вышележащих слоёв, колебания температуры в зимние месяцы, оттепели, поверхностное таяние и последующее замерзание воды, просачивающейся вглубь, а также конденсацию — прямой переход воды из газообразного в твёрдое состояние. Известно, что в интервале плотности лежалого снега от 270 до 360 кг/м 3 увеличение температуры всего на 1 градус даёт увеличение плотности на 4 кг/м 3 . Со временем снег настолько уплотняется, что перестаёт быть собственно снегом, превращаясь в фирн, или зернистый лёд. В зависимости от погодных условий плотность фирна колеблется от 360 до 800 кг/м 3 , что в 3—5 раз превышает плотность своего самого первого предшественника. Таким образом, под влиянием погодных факторов снег уплотняется, проседает, высота снежных сугробов заметно уменьшается.
В шутку этот процесс можно назвать «утруской» снега.
Более плотный снег и ледяная корка, в том числе и наст, ничуть не снижают темпов исчезновения некогда обширного белого покрова, а даже увеличивают его из-за повышения плотности и, как следствие, теплопроводности. Температура поверхности при этом будет выше температуры поверхности рыхлого снега, поскольку с увеличением плотности вещества толщина слоя поглощения солнечной радиации уменьшается, что приводит к большему его нагреву.
Лёд испаряется не только при положительных температурах воздуха, но и при самых сильных морозах, тем более что им сопутствует низкая влажность воздуха.
Именно весной, при уже хорошо пригревающем солнце, мы замечаем, что от тающего снега веет холодом. Он ощутим даже при плюсовых температурах воздуха. Недаром говорят, что весеннее тепло обманчиво. Причина известна: в соответствии с законами термодинамики процесс таяния «отбирает» у прилегающих слоёв воздуха тепло и тем самым холодит его.
Перейдя на участок, где снег уже растаял, вы заметите, что стало ощутимо теплее — земля быстро прогревается и подсыхает. Этот процесс также не остался без поэтического отражения. Слова А. К. Толстого (1856 год) лаконичны и точны:
Вот уж снег последний в поле тает.
Тёплый пар восходит от земли.
Эти термодинамические процессы в определённых ситуациях мы успешно используем в своей практической деятельности. Например, «сухое» испарение льда (возгонку), когда вывешиваем зимой на улице мокрое бельё. Казалось бы, как можно высушить его на морозе? Оно же просто замёрзнет! Бельё действительно замерзает, превращаясь в твёрдое несгибаемое полотно, но в таком состоянии оно тоже сохнет — процесс испарения продолжается, но не с поверхности жидкости, а с поверхности льда. Открытое пространство, а тем более ветер способствуют испарению и ускорению сушки.
Поэтому для ускорения схода снега в городах ближе к весне производится сколка уплотнённого снега у поребриков тротуаров, разрушение залежалых снежных скоплений во дворах. И с этой же целью садоводы перелопачивают снег на своих участках. Несколько сухих, а ещё лучше ветреных дней — и все остатки снега бесследно исчезают, даже мокрого места не остаётся. Значит, весна полностью вступила в свои права.
Источник