Этот снег идет черной лестницей ступени перекрестка поворот

Борис Пастернак. Снег идёт

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
тянутся цветы герани
за оконный переплет.

Снег идёт, и всё в смятеньи,
всё пускается в полёт,
чёрной лестницы ступени,
перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,
словно падают не хлопья,
а в заплатанном салопе
сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрёстка поворот.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.10.2019. Марина Юрченко. У меня сегодня день рождения
  • 27.10.2019. Максимилиан Волошин. Обманите меня. но совсем.
  • 26.10.2019. Борис Пастернак. Снег идёт
  • 25.10.2019. Юлия Друнина. Как резко день пошёл на убыль!
  • 22.10.2019. Свет Мой. Я хочу быть доверчивой.
  • 19.10.2019. Ирина Валерина. Все герды раньше или позже
  • 17.10.2019. Автор неизвестен. Расскажи о себе тихо.
  • 16.10.2019. Булат Окуджава. Две дороги
  • 15.10.2019. Булат Окуджава. Дождик осенний, поплачь обо мне
  • 14.10.2019. Ольга Эске. Мне тебя не хватает
  • 10.10.2019. В день сыновей. Римма Казакова. Сыну — в армию
  • 08.10.2019. Наталия Максимовна Кравченко. Я тебе просто никто
  • 06.10.2019. Римма Казакова. Вот женщина. Но ты не зрячий.
  • 03.10.2019. Самат Джамаев. Король и шут
Читайте также:  Сквозь снег концовка что случилось

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Борис Пастернак — Снег идет: Стих

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака

Стихотворение «Снег идет» было написано Пастернаком в 1957 г. К этому времени поэт уже значительно отошел от своих прежних футуристических убеждений и в своем творчестве обращался к реальным жизненным явлениям.

Поводом для написания произведения стал обычный обильный снегопад. Однако это природное явление натолкнуло поэта на серьезные философские размышления. Прежде всего Пастернак, наблюдая за снегопадом, обратился к проблеме бренности человеческой жизни. Поэт начинает развивать свою мысль постепенно. Картина непрерывно падающих с неба белоснежных хлопьев придает всему окружающему фантастический характер. Снежная круговерть приводит к тому, что «все пускается в полет». Постепенно у автора возникает ощущение, что в этом завораживающем падении земля и небо сливаются воедино («сходит наземь небосвод»). Небо становится одушевленным персонажем стихотворения, спускающимся «с верхней лестничной площадки».

В этом нереальном мире начинают действовать особые законы. В первую очередь это касается времени. Его обычное течение значительно ускоряется, подчиняясь темпу снегопада («смотришь, там и новый год»). Становится непонятно, какие промежутки разделяют падающие хлопья. Возможно, это всего лишь секунды, но вдруг мелькает «за годом год»? Главная же идея Пастернака состоит в том, что время, как и снегопад, невозможно остановить.

К финалу стихотворения автор полностью отдает себя на волю снегопада, оказываясь не только вне времени, но и вне пространства. Последнее четверостишие подчеркивает непрерывность цикла: несколько раз повторяется фраза «снег идет». Быстрая смена «пешеход», «растенья», «перекрестка поворот» словно бы сравнивает все перечисленное с падающими снежинками. В этом полном слиянии крупица снега может символизировать человеческую жизнь, которая стремительно промелькнула на фоне вечности. В этом смысле немаловажную роль играет «перекрестка поворот». Жизнь человека слишком коротка, но содержит в себе множество «перекрестков». От принятия правильного решения для поворота в нужную сторону зависит весь жизненный путь. Совершенную один раз ошибку уже будет невозможно исправить. В конечном счете произведение заставляет читателя задуматься о цели и смысле своей жизни, дающейся всего лишь один раз.

Источник

Этот снег идет черной лестницей ступени перекрестка поворот

О, как я жду тебя! Как долго, долго жду я.
Затихло всё… Должно быть, близок ты…
Я ветер позвала. Дыханьем смерти дуя,
Показать полностью.
Он солнце погасил и, злясь и негодуя,
Прогнал докучных птиц и оборвал цветы.

О, дай мне грез твоих бестрепетных и чистых!
Пусть будет сон мой сладок и глубок…
Над цепью туч тоскующих и мглистых
Небесных ландышей воздушных и пушистых
Ты разорви серебряный венок!

Как белых бабочек летающая стая,
Коснешься ты ресниц опущенных моих…
Закинув голову, отдам тебе уста я,
Чтоб, тая, мог ты умереть на них!

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Показать полностью.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Bсё пускается в полет,
Чёрной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
Б. Пастернак

Елена Касьян
Когда декабрь возьмёт меня к себе
Когда декабрь возьмёт меня к себе,
посадит на колено, успокоит,
малютка-ангел на своей трубе
Показать полностью.
сыграет что-то давнее, простое…

И тот мотив, без боли и без слёз,
во мне откроет потайную дверцу,
и ты легко пройдёшь её насквозь,
и выйдешь из меня в районе сердца.

Твои следы внутри присыплет снег,
и кто-то сверху, потрясая ситом,
прищурится и скажет: «Как у всех…
Ну, вот и славно, вот уже забыто».

А ты стоишь под фонарём в такой
дурацкой шапке — умереть от смеха!
И я машу, машу тебе рукой…
Но ты меня не видишь из-за снега.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Показать полностью.
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Показать полностью.
Шел фонарщик, обернулся, возле нас фонарь зажег,
Засвистел фонарь, запнулся, как пастушеский рожок.
И рассыпался неловкий, бестолковый разговор,
Легче пуха, мельче дроби… Десять лет прошло с тех пор.

Даже адрес потерял я, даже имя позабыл
И потом любил другую, ту, что горше всех любил.
А идешь – и капнет с крыши: дом и ниша у ворот,
Белый шар над круглой нишей, и читаешь: кто живет?

Есть особые ворота и особые дома,
Есть особая примета, точно молодость сама.

ЭДУАРД АСАДОВ Падает снег, падает снег —
Тысячи белых ежат…
А по дороге идёт человек,
И губы его дрожат.

Показать полностью.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека — обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то ещё другой.

Случись катастрофа, пожар, беда —
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.

А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска —
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идёт человек,
И снег ему кажется чёрным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди! 1964 г

Робкий снег, таинственно мерцая,
Словно змейка, вьется надо мной.
Он еще молоденький, растает,
Показать полностью.
Повстречавшись с теплою землей.

— Что-то ветви ноют в непогоду —
Зашептались старые кусты.
Устремляя взоры к небосводу,
Задрожали блеклые листы.

Закружились хлопья целым роем,
И не церемонясь на лету,
Обнесли серебряной росою
Кружева резные на мосту.

И прохожий, сам того не зная,
В белых блестках снежной кутерьмы,
Как статист, участье принимает
В первой репетиции Зимы.

Очень давнее, но живое:

Смеляков 1946
Кладбище паровозов.
Ржавые корпуса.
Показать полностью.
Трубы полны забвенья,
Свинчены голоса.

Словно распад сознанья —
Полосы и круги.
Грозные топки смерти.
Мертвые рычаги.

Градусники разбиты:
Цифирки да стекло —
Мертвым не нужно мерить,
Есть ли у них тепло.

Мертвым не нужно зренья —
Выкрошены глаза.
Время вам подарило
Вечные тормоза.

В ваших вагонах длинных
Двери не застучат,
Девушка не засмеется,
Не запоет солдат.

Вихрем песка ночного
Будку не занесет.
Юноша мягкой тряпкой
Клапаны не протрет.

Больше не раскалятся
Ваши колосники.
Мамонты пятилеток
Сбили свои клыки.

Эти дворцы металла
Строили люди труда:
Слесари и шахтеры,
Села и города.

Шапку сними, товарищ.
Вот они, дни войны.
Ржавчина на железе,
Щеки твои бледны.

Произносить не надо
Ни одного из слов.
Ненависть молча зреет,
Молча цветет любовь.

Тут ведь одно железо.
Пусть оно учит всех.
Медленно и спокойно
Падает первый снег.

Смотрели в окна мы, где липы
чернели в глубине двора.
Вздыхали: снова снег не выпал,
Показать полностью.
а ведь пора ему, пора.

И снег пошел, пошел под вечер.
Он, покидая высоту,
летел, куда подует ветер,
и колебался на лету.

Он был пластинчатый и хрупкий
и сам собою был смущен.
Его мы нежно брали в руки
и удивлялись: «Где же он?»

Он уверял нас: «Будет, знаю,
и настоящий снег у вас.
Вы не волнуйтесь — я растаю,
не беспокойтесь — я сейчас…»

Был новый снег через неделю.
Он не пошел — он повалил.
Он забивал глаза метелью,
шумел, кружил что было сил.

В своей решимости упрямой
хотел добиться торжества,
чтоб все решили: он тот самый,
что не на день и не на два.

Но, сам себя таким считая,
не удержался он и сдал.
и если он в руках не таял,
то под ногами таять стал.

А мы с тревогою все чаще
опять глядели в небосклон:
«Когда же будет настоящий?
Ведь все же должен быть и он».

И как-то утром, вставши сонно,
еще не зная ничего,
мы вдруг ступили удивленно,
дверь отворивши, на него.

Лежал глубокий он и чистый
со всею мягкой простотой.
Он был застенчиво-пушистый
и был уверенно-густой.

Он лег на землю и на крыши,
всех белизною поразив,
и был действительно он пышен,
и был действительно красив.

Он шел и шел в рассветной гамме
под гуд машин и храп коней,
и он не таял под ногами,
а становился лишь плотней.

Лежал он, свежий и блестящий,
и город был им ослеплен.
Он был тот самый. Настоящий.
Его мы ждали. Выпал он.

Источник

Оцените статью