Езда по северу зимой

10 уроков незабываемых автопутешествий. Почему надо ехать на Русский Север и лучше делать это зимой

Всем привет от zhzhitel и podmoskva
Мы много путешествуем по стране, чаще всего на машине.
Именно поэтому с огромным удовольствием приняли участие в прошедшем недавно в Москве туристическом форуме «Путешествуй», представляя не только себя как активных путешественников, но и наше медиасообщество travel_russia , ведь немало поездок прошло с ним. Именно поэтому этот разговор будет об автопутешествиях. Тема сессии форума «10 важных уроков для незабываемого автомобильного путешествия». Учить мы никого не собираемся, но вот опытом поделимся.

У многих путешествия на машине ассоциируются с летом и поездкой на море, в основном, в Краснодарский край или Крым. Да, это здорово, но в России очень много интересных мест, а путешествовать можно не только в теплое время года. Поэтому для конкретики постараемся рассказать не о путешествиях вообще, об этом можно говорить бесконечно, а на примере нашей недавней поездки.

Специально отметим: все основные моменты изложенного применимы к любому автопутешествию, просто в путешествиях по Северу и отдаленным регионам каждая деталь важнее чем в поездке в соседний город по оживленной трассе. Ну, и элементов путешествия в поездке на летние курорты все-таки меньше.

Читайте также:  Мульчирование свежими опилками под зиму

Да, большинство ездит летом на Черное море, а мы решили поехать зимой на Белое. И ничуть об этом не пожалели! Общий пробег составил более 5000 километров, из них более 4000 по дорогам Русского Севера, среди которых было много ледовых переправ, зимников и даже неофициальные трассы лесорубов.

Перед тем, как рассказывать об особенностях путешествий, давайте определимся, что самое главное в любом путешествии?

Красивый маршрут? Комфортная и проходимая машина? Крутой фотоаппарат? Интернет? Бюджет на поездку? Нет!

Мы считаем, что самое главное в путешествии — это компания, команда.

1. Самое главное — это команда

В длительных поездках на автомобилях вы практически круглосуточно находитесь рядом. Делите небольшое пространство с попутчиками, подстраиваетесь под условия и под настроение друг друга. Это сложно. Одно дело, если вы едете семьёй, а если нет? Важно, чтобы все в команде были на одной волне. Для этого не обязательно иметь одинаковые привычки, любить одно и то же, но очень важно иметь схожие интересы, легко находить общий язык, быть позитивными, не капризными и коммуникабельными.

Ссоры и выяснения отношений могут превратить путешествие в тягостную поездку, толку от которой не выйдет. Случаи бывают разные. И на нашей практике, увы, случалось всякое.

Мы ездим за позитивом, новыми яркими впечатлениями, и атмосфера в коллективе играет огромную роль. Длительные автомобильные путешествия – это помимо прочего испытание на выносливость не только техники, но и своего характера. С хорошими людьми можно ехать куда угодно, согласитесь? И просто счастье, что в нашем окружении таких большинство.

2. Почему мы решили ехать на Русский Север? И почему зимой?

Для начала пару слов о том, что такое Русский Север. Это понятие более историко-культурное, чем географическое. К Русскому Северу относят северные регионы Европейской части России, в которых сохранился традиционный уклад жизни. Обычно сюда относят земли Карелии, Архангельской области Ненецкого автономного округа, Коми, Вологодской, Мурманской областей. А вот Петербург и Ленинградскую область за исключением северной части к Русскому Северу не относят, у них другая история.

На Русском Севере сохранились большие деревянные дома-дворы, храмы, которым несколько веков. Здесь множество рек и озер, а ко многим деревням можно добраться летом только по воде или по воздуху. На автомобиле можно проехать только зимой — по зимникам и ледовым переправам.

Мы ездили по Архангельской области и летом, и осенью, и зимой. Зимой можно увидеть гораздо больше населенных пунктов. А еще зимой нет комаров!

3. Планируем маршрут

Чтобы путешествие оставило только позитивные эмоции, будьте готовы к разным сюрпризам и форс-мажорам. А они непременно будут! Не бывает идеальных поездок, бывает позитивная точка зрения и оптимизм. Имейте запасные варианты и обязательно планируйте в графике дни отдыха.

Бюджет поездки не всегда совпадает с желаемым, но, просчитав его заранее, можно придерживаться основного и не особо выйти за рамки желаемого.

При планировании маршрута мы собираем информацию из разных источников. Это отчеты, репортажи, форумы, путеводители. Примерно раскидываем желаемые точки по картам, желательно использовать несколько и скачать их с собой. Интернет будет не везде, а где-то и связь будет отсутствовать.

Просчитываем по каждому дню расписание. В идеале выбрать ключевые точки, добавить по дороге интересные объекты, возможные к посещению, а затем их связать. Попутно делайте заметки обо всех достопримечательностях вокруг, куда можно заехать, затем снова прокладывайте маршрут. Считайте время, километраж, проверяйте наличие заправок на них, учитывайте свои возможности, ведь нет цели объять всё необъятное и устать так, чтобы потом ничему не радоваться.

Обязательно планируйте ночлег. Это важно!

В зимние поездки в отдаленные районы лучше отправляться хотя бы на двух машинах на случай поломки или непредвиденных обстоятельств. У нас была только одна машина, поэтому мы приняли еще одно ограничение: мы прокладывали маршрут так, чтобы от любой точки до ближайшего населенного пункта было не более 30 километров.

Хорошо спланированный маршрут — важная часть хорошего путешествия. Хотя в регионы попроще можно ехать и без всяких планов. Такая стратегия тоже имеет право на жизнь.

4. Подготовка автомобиля

Большую часть времени мы путешествуем на своей машине. У нас среднестатистическая обычная легковушка. Перед длительными поездками проводим полную проверку технического состояния. Кому-то достаточно просто заправиться и смело в путь, а у кого-то транспорт потребует вложений или ремонта. В любом случае, исправный автомобиль — одна из составляющих вашей безопасности.

При поездке на Север в феврале потребовался более серьезный автомобиль. Мы поехали на полноприводном китайском Cheryexeed TXL из пресс-парка компании. Для поездки пришлось сменить зимние шины с липучки на более приспособленные для нашего маршрута шипованные. Также мы запаслись незамерзайкой, которая, в итоге, понадобилась лишь на шоссе.

Важно также в поездку: насос, домкрат, знак аварийной остановки, жилеты, лампочки, предохранители, батарейки, запасной второй ключ от авто, аптечка, огнетушитель, буксировочные тросы, инструмент, небольшой запас жидкостей, нож, изоленту и т.д. В поездку на север мы взяли с собой дополнительно спальники, газ и горелку. В более серьезные экспедиции список возрастает.

А еще нам пришлось купить подогреваемую накидку на заднее сидение.

Подсказка для автопутешественников: яркие наклейки с символикой экспедиции привлекут к вам доброе внимание местных жителей, а иногда и понизят недоброе внимание гаишников.

5. Что взять с собой в поездку?

Тут все люди взрослые, поэтому особо расписывать ничего не будем. Проверьте все документы. Обязательные пункты перечислены на слайде: техника, карты памяти, вещи по сезону — одеваемся по принципу капусты, запасная обувь, аптечки: общая и личные, вода, перекусы, зимой желательны термос и/или термокружки, КЛМН — кружка, ложка, миска, нож. Помните, что объем багажника ограничен, постарайтесь оставить место для продуктов и сувениров.

6. Где искать информацию?

Даже если вы перероете весь интернет, то все равно столкнетесь с тем, что информации недостаточно. Где-то она устарела, а где-то ее просто нет. Лучше всего узнавать подробности у местных жителей.

Из неочевидных источников информации выделим Туристские информационные центры, в некоторых регионах они реально хорошо работают. ТИЦ Архангельской области можно приводить в пример, сотрудники действительно помогают составить маршрут, подсказывают контакты людей на местах. Также нужно смотреть группы населенных пунктов в соцсетях, чаще всего ВКонтакте. Можно спрашивать про состояние дорог и переправ, актуальную информацию по гостиницам, вам обязательно помогут. Если речь идет о севере, то обязательно нужно смотреть еще сайты дорожных служб и местного МЧС. Там оперативно выкладывают информацию про состояние переправ.

Нам очень помогали сотрудники музеев, местных администраций, активисты в населенных пунктах, с некоторыми мы подружились и переписываемся. А ещё огромный отклик получают публикации из этого путешествия. Это радует, люди приглашают в гости, делятся своими историями.

7. Особенности зимних путешествий

Безусловно, есть особенности, на которые зимой нужно обращать особое внимание.

Дороги

Вопреки ожиданиям непосвященных, зимой на севере ездить гораздо проще и быстрее чем летом. Не нужно ждать паромов, пробираться по бездорожью со скоростью 10 километров в час. Участки пути, по которым мы летом ехали часов 6-8, зимой проскакивали часа за два.

Хотя могут быть другие проблемы: например, заметет дорогу. Как-то мы сутки ждали открытия зимника на Нарьян-Мар. Проверяйте погоду и информацию на сайтах МЧС и дорожных служб, уточняйте у местных.

Хочется отметить интересный нюанс: дороги на севере чистят быстрее и лучше, чем у нас в Подмосковье.

Погода

Отправляясь на север зимой первый раз, мы боялись замерзнуть. Не бойтесь! Одевайтесь теплее, берите стельки-самогрейки для рук и ног, запас теплой одежды, термобельё, специальную косметику. Особое внимание уделите обуви. Мы гуляли при -40 градусах и вполне комфортно себя чувствовали. Сейчас есть магазины, где можно купить экипировку за приемлемые деньги.

Северное сияние

На самом деле, северное сияние можно увидеть даже в конце лета. Но всё же зимой вероятность во много раз выше. Мы видели его несколько раз. Это действительно классно. Хотя скажем честно: вживую и на фотографиях оно выглядит по-разному.

Примечание
При этом мы не отговариваем от поездок летом. Летом Русский Север прекрасен своими реками, долгими днями, комфортной погодой. Но советуем ехать во второй половине августа, когда меньше мошки и гнуса. Летние фотографии для вдохновления.

8. Где жить?

В автомобильных путешествиях за всё время нашего опыта мы жили абсолютно во всех видах жилья: квартиры, друзья, отели, хостелы, палатка, спали в машине. В северной экспедиции мы снимали квартиры в городах, бронировали отели, гостевые дома и даже настоящие деревенские столетние избы.

Жильё можно выбирать на букинге, твил.ру или других сервисах, арендовать на авито, по прямым контактам или рекомендациям. Обращайте внимание на отзывы, выбирайте по финансам и предпочтениям.

По возможности, пробуйте местную кухню.

Часто арендовать квартиру гораздо дешевле, чем гостиницу. Хорошо, если выбор есть, а если вариант один и не предусматривает каждому отдельное размещение? В таком случае компании единомышленников гораздо легче перенести общий быт под одной крышей. В северной экспедиции мы спокойно сосуществовали и в квартирах и даже в одной комнате деревенского дома. Имейте в виду, что это может быть единственный вариант размещения в радиусе нескольких десятков километров. Это еще раз к нашему разговору о команде.

Если есть возможность, решите вопрос бронирования жилья до поездки. Опять же, если есть запасные варианты, это плюс.

9. Цели и задачи

Обычно про цели и задачи говорят в начале. Но мы расскажем в конце. Для большинства людей цель путешествий — новые впечатления. Для нас они тоже очень важны. Но одних эмоций нам уже мало. Хочется большего: делиться увиденным с другими, показывать, какая большая, красивая и интересная у нас страна, открывать новые места для себя и своих читателей в соцсетях, знакомиться с людьми и рассказывать о них.

Мы помогаем другим понять, что путешествия могут быть разными. У нас появляются друзья и единомышленники. Часто в комментариях нам пишут, что кто-то прочитал рассказ, посмотрел фотографии или видео и отправился вслед за нами. Это очень здорово.

Мы с удовольствием делимся своим опытом и своим видением, продвигаем регионы вместе с нашим сообществом блогеров-путешественников Travel-Russia. А в зимней экспедиции мы еще и собирали материал для Ассоциации самых красивых деревень и городков России. Также мы тестируем технику и экипировку, это тоже вносит разнообразие в поездки и отлично совмещается со всем остальным.

Главный вывод из нашего рассказа можно сформулировать в трех словах:

10. Автопутешествия — это доступно

Не обязательно иметь какую-то прокачанную машину или вездеход, очень многие места доступны на любой пузотерке. Не обязательно быть лихим экстремалом, дороги становятся лучше. Не обязательно тратить на путешествия сотни тысяч рублей, можно путешествовать бюджетно, сейчас достаточно мест, где можно относительно комфортно переночевать и недорого поесть или приготовить самим. Не обязательно ехать тысячи километров, иногда проще долететь на самолете и взять машину напрокат, это мы тоже практикуем.

Коротко об авторах:
Мы семья тревел-блогеров, Александр и Олеся, много ездим по стране, чаще всего на машинах, по возможности берем с собой сына Диму. Подробнее о нашем путешествии можно почитать по тегам #русскийсевер2021 и #архангельск-podmoskva Мы открыты для сотрудничества со всеми.

Надеемся, что этот рассказ был интересным и полезным. Можно добавлять в закладки. Дополнения и конструктивное обсуждение приветствуются.

Всем путешественникам хорошей дороги и позитивных эмоций!

Спасибо за внимание и сердечки!

Источник

«Зимники – это настоящий ад»: водители выручают друг друга на самой опасной дороге России 17:28, 16 августа 2018 Версия для печати

Каждый год дорожники Ямало-Ненецкого автономного округа прокладывают зимник между Надымом и Салехардом. Это единственная дорога, которая связывает Салехард с «большой землей». Ездить по ней непросто, а иногда и вовсе опасно.

Весенним утром автор YouTube-канала «Поехавший» Михаил и его спутница Настя садятся в УАЗ «Патриот», водитель которого – Георгий – доставит путешественников из Салехарда в Надым. Если сможет.

— Итак, зимник. Салехард не связан с внешним миром асфальтированной дорогой. Единственный способ выбраться на «большую землю» на машине – это зимник, дорога, укатанная на снегу. Разумеется, летом она исчезает и появляется вновь лишь в декабре, а то и в январе. Работает примерно до мая. Сегодня мы попытаемся проехать по зимнику до Надыма – это около 350 километров, — рассказывает Михаил.

– На этом пути нет ни единого посёлка. Есть только 2 КПП – один со стороны Салехарда, другой со стороны Надыма, — добавляет Георгий.

«Зи́мник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр. Зимники широко распространены в Сибири и районах Крайнего Севера, в болотистых регионах, в районах, где отсутствуют мосты через многочисленные ручьи и реки, и в других т. п. труднодоступных условиях.» – Википедия.

На контрольно-пропускном пункте путешественников встречают дежурные. Они честно предупреждают водителя:

– Дорога совсем плохая.

Впрочем, останавливаться уже поздно. «Патриот» проезжает КПП и съезжает с асфальтовой дороги на зимник. Водитель останавливает машину и стравливает давление в шинах до одной атмосферы.

– На зимнике сейчас снежная каша. Нужно хорошее сцепление, на двух атмосферах не проедем, — поясняет он.

— Выехали на зимник – будто вышли в океан, — делится впечатлениями Михаил. – бесконечный снежный океан. Тоже с волнами – где-то с маленькими, а где-то с большими; иногда подкидывает ощутимо. Невыносимо режет глаза: кругом белый снег, светит солнце. Без солнцезащитных очков здесь очень некомфортно.

Ничто не предвещает беды. Вокруг — красивые пейзажи, хвойные леса и снежные равнины. Периодически приходится притормозить, чтобы пропустить пересекающее дорогу стадо оленей.

Первый тревожный звонок – в прямом и переносном смысле – поступает из Надыма. Георгию звонит его приятель, который только что добрался до туда из Салехарда. 350 километров пути он преодолел за 14 часов.

– Говорят, дорога совсем никакая. Нам приходится рассчитывать только на себя – связь пропала, её здесь нет и больше не будет.

Белый до недавних пор зимник постепенно превращается в черное болото. Весна дает о себе знать: солнце припекает, колея становится глубже, на дне плещется растаявшая грязь. Низины заполнены кашей из песка, воды и снега. Через некоторое время грязь заканчивается и начинается рыхлый снег – ехать по нему тоже неудобно.

– Почему дорога такая убитая? Всё из-за большегрузных машин, которые ездят здесь днём, когда вовсю жарит солнце, — рассказывает Миша. – Грузовики могут разбить асфальтовую дорогу за несколько месяцев. Неудивительно, что снежные зимники они разбивают еще быстрее.

«Патриот» хоть и выкрашен в чёрный свет, выглядит на зимнике белой вороной: в основном по дороге едут большегрузы, по больше части отечественного производства.

Водители КАМАЗов видят, как тяжело приходится экипажу легковушки, и пропускают УАЗик. Но вот путешественники догоняют большую, в несколько десятков машин, колонну грузовиков. Приходится сбрасывать скорость и плестись в конце.

— Едем очень медленно. Если какая-то машина застрянет, начнет буксовать или просто замедлится на сложном участке, то все остальные будут ждать, пока её водитель решит проблему.

Спустя 4 часа происходит тао, чего больше всего опасался экипаж «Патриота»: машина застревает в снегу. Из-за глубокой колеи внедорожник встал на мосты: копать бесполезно. К счастью, впереди по дороге на обочине стоит КАМАЗ. Миша решил попросить помощи у водителя большегруза.

— Как я вам помогу? Если я сдам назад, то сам застряну. Мы колонной едем, у нас несколько человек тоже застряло, сами помощи ждём, — разводит руками водитель.

Помог путешественникам другой КАМАЗ, ехавший в направлении Надыма. Дальнобойщик даже не стал выходить из машины – просто махнул рукой водителю «Патриота», в руках которого уже был трос. Буквально через полминуты внедорожник выбрался из колеи и… застрял, не проехав и 10 метров.

— До утра здесь стоять будем, — вздохнул водитель.

Через некоторое время из-за поворота показывается самосвал Volvo. Он с трудом пробирается через снежную кашу и… застревает в нескольких метрах от внедорожника. Большегруз не может выбраться: у него не работает задняя передача. Следом за ним идёт КАМАЗ с открытым прицепом: его водитель соглашается помочь. К счастью, у КАМАЗа задняя передача работает как следует: одним махом он вытягивает и самосвал, и внедорожник.

Проехав еще 10 метров, «Патриот» снова застревает в снегу.

– Что делать – непонятно. Назад не хочешь? – спрашивает Миша у водителя.
– В Салехард? Уже есть мысли такие…

На этот раз помощь приходит со стороны Надыма. Водитель очередного самосвала вытягивает УАЗ и едет помогать грузовикам, увязшим в снегу неподалёку. Путешествие продолжается, но вскоре машина опять, в третий по счету раз, застревает в снегу. Ехавший следом за «Патриотом» самосвал пытается её вытянуть, но в самый ответственный момент не выдерживает трос.

– Едем назад, — решает водитель.

Но сказать – не значит сделать. Развернуться на зимнике, в глубокой колее не так-то просто. И снова выручают дальнобойщики: один из большегрузов соглашается помочь. Он обгоняет «Патриот», съезжает с зимника и прокладывает новую колею, по которой внедорожник сможет развернуться.

На обратном пути легче не становится. Машина постоянно вязнет в снегу, и водитель, осознав бесперспективность поездки, просит своего коллегу на попутном КАМАЗе взять внедорожник на буксир. Похоже, что только так можно выбраться с этой дороги.

Михаилу и его спутнице не удалось покорить зимник. Несмотря на весеннюю погоду, главным препятствием для внедорожника стала не растаявшая грязь, а рыхлый снег, в котором застревал не только «Патриот», но и большегрузы.

Стоит отметить, что между Салехардом и Надымом уже много лет строится асфальтовая автодорога. Из-за экстремальных погодных условий, особенностей местных ландшафтов и перебоев с финансированием сроки сдачи дороги постоянно сдвигаются. Изначально дорогу обещали достроить к 2016 году, затем к 2018; недавно правительство региона заявило, что трасса будет готова не раньше 2020 года. А это означает, что в течении как минимум ближайших трех лет водителям ЯНАО придётся пользоваться зимниками.

Источник

Оцените статью