- Как ездить зимой на автомате
- Особенности езды на коробке-автомат при отрицательных температурах
- В чём заключается главная проблема при езде на АККП зимой
- Как правильно начинать движение на автомобиле с автоматом
- Как выезжать из сугроба, если угораздило в него попасть
- Выполнение торможения двигателем на скользкой дороге
- Коробка автомат – как пользоваться ею зимой при совершении обгона
- Преодоление спусков по замерзшим дорогам
- Движение вверх по склону дороги
- Как вести себя, если автомобиль начало заносить
- Особенности зимней езды на «автомате» и с ABS
Как ездить зимой на автомате
Авто с коробокой-автомат покупают ради упрощения процесса управления — руки заняты только рулем и не отвлекаются на «перемешивание бензина». Однако если с КПП старого образца действительно все просто — есть лишь режимы «Драйв», «Парковка» и «Нейтраль» (в 90—95% случаев ничего другого и не нужно), — то в трансмиссиях новых автомобилей к этим режимам работы производители добавляют еще и варианты для езды в сложных дорожных условиях.
Нынешняя зима — как раз этот случай. Дороги и скользкие, и заснеженные. Чтобы проехать без сложностей, а также не попасть в ДТП, производитель и рекомендует включать спецрежимы работы автоматической КПП. Но вот что и когда включать? «Сегодня» выяснила тонкости эксплуатации «автоматов».
РЕЖИМЫ КПП-АВТОМАТА
Помимо понятных надписей «P» (PARK — стоянка), «R» (REVERSE — задняя передача), «N» (NEUTRAL — нейтральная передача) и «D» (Drive — движение), в новейших коробках есть и спецрежимы, значение которых не все понимают.
«2» (Second gear — вторая передача). Используется при движении на затяжных подъемах или при торможении двигателем на спусках. Также ее можно использовать при движении на скользких дорогах для ограничения скорости вращения колес.
«L» (Low gear — пониженная передача). Это положение используется на очень крутом подъеме или при торможении двигателем на очень крутом спуске.
И в режиме «2», и в режиме «L» запрещено ехать быстрее, чем на скорости 30 —40 км/час. Превышение скорости вызывает повышение температуры жидкости автоматической коробки передач и может привести к поломке КПП.
В заивимости от модели и производителя, возможны и другие спецрежимы. Приведем несколько примеров.
«O/D» (Over Drive — повышающая передача). Нажатием кнопки O/D включается и отключается система «Овердрайв». Когда система O/D отключена, на панели приборов высвечивается индикатор O/D OFF, а работа автоматической коробки передач ограничивается по 3-ю передачу. Автомобиль не перейдет на 4-ю передачу и выше до тех пор, пока кнопка системы O/D не будет нажата снова.
Практический смысл в том, что во время движения на спуске, при включенной 4-й передаче и выше, можно снизить скорость, не используя педаль тормоза, а лишь нажав кнопку O/D. Фактически речь идет о торможении двигателем.
«S» (Sport — спортивный режим). В этом режиме передачи переключаются позже для того, чтобы автомобиль как можно быстрее развил скорость. Увы, расход топлива при этом резко растет.
«E» (Eco — экологичный режим). Повышенные передачи включаются быстро, автомобиль вяло разгоняется, но топлива потребляет мало.
СЕКРЕТЫ УТРЕННЕГО АВТОСТАРТА
Никаких особых отличий у автомобилей с КПП-автоматом при ночной стоянке и старте с места утром по сравнению с механическими собратьями нет. Но есть несколько зимних нюансов, которые нужно знать.
УТРЕННИЙ ПУСК
Автопроизводители для автомобилей с коробкой-автомат рекомендуют удерживать ключ в положении «Старт» не более 1—5 секунд, иначе можно сжеть стартер. Если двигатель не запускается или глохнет, следует подождать 30 секунд и лишь после этого снова пробовать запускать двигатель.
После старта двигателя ему нужно дать возможность прогреться на холостых оборотах хотя бы 30—40 секунд для того, чтобы прогрелось масло (при температуре воздуха ниже 15 градусов мороза этот срок лучше увеличить до 2—3 минут — до тех пор, пока датчик температуры не сдвинется с места).
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ
Некоторые бывалые водители советуют прогревать не только двигатель, но и коробку передач — для этого после прогрева мотора нужно удерживать левой ногой педаль тормоза, а правой давить на газ в положении «D». Но совет этот подходит не всем автомобилям — нужно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Более разумный подход — первые 1—1,5 километра ехать на невысокой скорости (до 50 км в час). Буквально за 10 минут движения прогреется и масло в коробке, и ходовая часть, и жидкости в гидросистемах.
Кстати, их нужно вовремя менять: увы, техобслуживание КПП-автомата обходится чуть дороже, чем при механике.
НОЧНАЯ СТОЯНКА
Нередко случается так, что утром автомобиль не может сдвинуться с места из-за того, что стояночный тормоз замерз во включенном положении ночью. Это чаще всего происходит при наличии накоплений снега или льда у задних тормозов или когда тормоза мокрые (например, парковка в сугробе). В этом случае водителю не позавидуешь: даже если добавить газу и растянуть ручник, примерзшие задние колодки могут искривить диски.
Именно поэтому, если есть риск замерзания ручника, лучше ограничиться тем, что поставить рычаг переключения передач в положение «P».
Но этот совет на уклонах может оказаться вредным — чрезмерная нагрузка на трансмиссию может привести к поломке. Лучше действовать так: нажать тормоз, перевести автомат на «N», поставить машину на ручник, отпустить тормоз и после полной остановки перевести автомат в режим «P».
ЕЗДА НА СПУСКЕ И ПОДЪЕМЕ
Спуск «на тормозах» запрещен
Тронуться с места на ровной дороге несложно ни на «механике», ни на «автомате». А вот что делать, если нужно стартовать на подъеме? При автоматической коробке передач сделать это проще, чем на ручной.
Нажмите педаль тормоза, переведите рычаг в положение «D». И отпустите стояночный тормоз. Сразу же плавно нажимайте на педаль акселератора.
Есть нюансы и при спуске. Так, нельзя этого делать «на тормозах»: это приведет к перегреву. Лучше включить пониженную передачу (в зависимости от крутизны горы или «2», или «L»). Торможение «овердрайвом» поможет замедлить машину.
НЮАНСЫ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ АВАРИЙ
При управлении машиной с коробкой-автомат у водителя должно быть несколько табу, нарушение которых способно привести к поломке или аварии. Во-первых, никогда не переключайте рычаг из положения «P» или «N» в какой-либо другой режим при нажатой педали газа. И, тем более, не включайте «P» во время движения, а перед переключением в положение «Р» убедитесь, что машина полностью остановилась.
Во-вторых, есть нюанс при входе в скользкий поворот. Делать это нужно на пониженной передаче. А чтобы она включилась, нужно снизить скорость заранее. В-третьих, запрещены слишком резкие движения и агрессивная манера вождения (автомат к этому подстрекает за счет того, что руки свободны) — это и неэкономично, и контроль над автомобилем зимой потерять проще простого. Особенно в повороте. А резкий старт с места (с ударом по педали газа — режим «кик-даун») зимой и вовсе может закончиться моментальным выходом коробки передач из строя. Также довольно вредной является пробуксовка длительностью более 30 секунд — не выдерживают фрикционы.
Источник
Особенности езды на коробке-автомат при отрицательных температурах
Мы не будем вникать в подробности этого спора, а остановимся на вопросе, который звучит так: если на автомобиле установлена коробка автомат, как пользоваться ею зимой. Тем более, что они становятся актуальными на всех видах автомобилей, начиная от седанов представительского класса и заканчивая бескомпромиссными спорткарами.
В чём заключается главная проблема при езде на АККП зимой
Общепризнано, что главной проблемой для тех, кто ездит на автомобиле с коробкой-автоматом зимой, является то, что водитель плохо ощущает, когда начинается момент пробуксовки. Объясняется это тем, что происходит проскальзывание гидротрансформатора, с помощью, которого и осуществляется плавное трогание с места даже в тех случаях, когда дорога скользкая.
Дело тут в том, что переключение передач происходит в зависимости от того, с какой скоростью вращаются колёса. И водитель просто может не поймать тот момент, когда появляется необходимость его вмешательства в работу автомата. Поэтому некоторые автоматы имеет зимний режим, включение которого позволяет выполнять переключение при более низких оборотах мотора. А это, в свою очередь, позволяет произвести старт, исключив лишние прокруты.
Как правильно начинать движение на автомобиле с автоматом
Для этого надо передвинуть рычаг в положение «D», выжать педаль тормоза и постоять так какое-то время, как правило хватает пяти-десяти секунд. Затем то же самое необходимо повторить, передвинув рычаг в положение «R». А начинать движение лучше всего при положении рычага в позиции «W», что позволит начать движение плавно, исключив пробуксовку.
Как выезжать из сугроба, если угораздило в него попасть
Попасть зимой в сугроб – дело несложное, так как это может случиться даже на стоянке после того, как целую ночь идёт снег. Но дело не в том, как автомобиль попал в сугроб, а в том, как из него выбраться, имея коробку-автомат. Если у коробки имеется в наличии понижающая передача, которая обозначается «1», «2» или же «L», то особых проблем возникнуть не должно. А вот когда их нет, тут дело несколько сложней.
Выбираться придётся, используя народный метод «раскачка». Делается это так:
- плавно нажимаем на педаль газа, стараясь максимально продвинуться вперёд;
- фиксируем автомобиль в этом положения, выжав педаль тормоза;
- включаем заднюю скорость и стараемся как можно дальше продвинуться назад;
- вновь производим фиксацию;
- и так двигаемся вперёд-назад до полного высвобождения из сугроба.
При этом не следует забывать, что гидротрансформатору могут не понравиться такие манёвры. Об этом сразу же оповещает запах, который издаётся палёными фрикционными накладками. Даже при незначительном появлении этого аромата необходимо сразу же прекратить все попытки выбраться самостоятельно и идти за помощью. Иначе последствия могут быть плачевными для работоспособности коробки.
Выполнение торможения двигателем на скользкой дороге
Ещё одной проблемой автомобилей с коробкой-автоматом в холодное время года является практически полное отсутствие такого эффекта, как торможение с помощью двигателя. При включенном режиме Drive не наблюдается никакой реакции коробки на сброс газа. Из-за чего имеется необходимость постоянного использования рабочей тормозной системы. В таких ситуациях не следует забывать о наличии полуавтоматического режима и понижающих передач.
Необходимо всегда быть готовым к тому, что понижение передач при движении по очень скользкой дороге может спровоцировать пробуксовку ведущих колёс и, как следствие, может привести к возникновение заноса задней оси или сноса передней. На машинах с передним приводом в такой ситуации не следует отпускать педаль газа, тогда как на машинах с задним приводом это нужно сделать. Если же у автомобиля имеется полный привод, то педаль акселератора необходимо отпустить и сразу же вновь плавно нажать.
Следует помнить, что торможение с использованием двигателя эффективно только в тех случаях, когда имеется достаточно большой запас свободного места на дороге. И надо признать, что продуктивность использования этого способа у автомобилей с автоматической коробкой передач в разы меньше, чем у тех, на которых стоит механическая. И происходит это опять же из-за того, что имеется проскальзывание в гидротрансформаторе.
Коробка автомат – как пользоваться ею зимой при совершении обгона
При движении в стандартном режиме «D», если возникает необходимость в ударном разгоне, следует помнить, что автомату надо определённое количество времени, чтобы он смог среагировать на резкое увеличение газа водителем. Если коробка имеет спортивный режим, то его включение не будет лишним при выполнении манёвра обгона.
Преодоление спусков по замерзшим дорогам
Никто не будет спорить с тем, что спуск оказывает большее влияние на протяжённость тормозного пути, чем подъём на уменьшение его. Об этом не стоит забывать, выбирая скоростной режим. И использование пониженных передач рекомендуется только в тех случаях, если крутые уклоны имеют более или менее сухую поверхность, иначе это приведёт к перегреву тормозов.
Для большого количества автолюбителей свойственно забывать о том, что у машины имеется также и ручной тормоз, а не только режим «P». Оставляя автомобиль на парковке, расположенной на склоне, без ручного тормоза они на блокиратор вала коробки нагружают весь вес машины. А следует делать следующим образом:
- сначала машина ставится на ручной тормоз;
- и только потом рукоятка переводится в положение «P».
Движение вверх по склону дороги
При отрицательных температурах за бортом резко стартовать по обледенелому подъёму – дело напрасное. Начинать движение следует очень плавно, всячески избегая пробуксовки колёс, которая обязательно возникнет, если нажать на педаль газа активно. При этом может возникнуть такая ситуация, что и так с трудом набранную тягу начнёт глушить ESP, а потому его лучше заблаговременно выключить.
Как вести себя, если автомобиль начало заносить
Очень хорошо помогает бороться с заносом автомобиля на поверхности скользкой дороги непродолжительное включение нейтрали. Мнение некоторых водителей, что такое действие может повредить автоматическую коробку передач, ошибочно. Благодаря моментальному, чёткому и аккуратному включению нейтрали происходит стабилизация автомобиля, что приводит к прекращению заноса.
Так же следует поступать и при прохождении поворотов на невысокой скорости, если они располагаются на склоне. При таких спусках автомобиль может стать неуправляемым с помощью тормозов и продолжать двигаться не туда, куда надо. Посредством кратковременного перевода коробки в нейтраль удаётся осуществить выравнивание колёс и стабилизировать положение автомобиля.
Мы надеемся, что предложенные нами в данной статье рекомендации и пожелания помогут обладателям автомобилей, оснащённых АКПП, осуществлять движение в зимнее время года без каких-либо неприятностей и возникновения нежелательных ситуаций.
Источник
Особенности зимней езды на «автомате» и с ABS
Любой автомобиль с автоматической трансмиссией в эксплуатации отличается от машины с «механикой», а зимняя езда с АКПП может отличаться особенно разительно. Морозным утром гидромеханическую автоматическую коробку передач (то есть в данном случае речь не идет о роботизированной механике) стоит прогреть. Для этого, как советует Автоцентр, нужно перевести селектор в положение D (Drive) и, удерживая машину педалью тормоза, простоять на месте порядка 5-10 секунд. Затем процедуру повторить в положении селектора R (задний ход).
Существенный плюс езда на «автомате» зимой в том, что автомобиль с АКПП, как правило, умеет трогаться с места более плавно, чем среднестатистический водитель на «механике». Это значит, что вероятность забуксовать на скользкой поверхности меньше. Еще проще стартовать в зимнем режиме W (winter), когда машина начинает двигаться со второй или третьей передачи, и дальнейшие переключения вверх обычно происходят при более низких оборотах – то есть без резких изменений крутящего момента на ведущих колесах.
К сожалению, большинство АКПП (кроме роботизированной «механики») не всегда позволяют использовать такой эффективный и порой необходимый в гололед прием, как торможение двигателем. Но почти все старые «автоматы» имеют режим ограничения включения высших передач – положения селектора 2, 3. Переводя коробку в один из таких режимов, при зимней езде с «автоматом» можно эффективно тормозить двигателем на скользкой поверхности.
Так можно делать на современных коробках с возможностью ручного секвентального переключения. Для этого нужно перейти на как можно более низкую передачу – насколько это позволит сделать «электронный мозг» АКПП.
Также автоматические коробки передач зимой усложняют выезд автомобиля из снега в случае застревания – раскачать такую машину, подавая попеременно то вперед, то назад, труднее, чем с «механикой». Чтобы все-таки «раскачаться», нужно фиксировать машину педалью тормоза в каждом из крайних положений на те несколько секунд, пока коробка по команде водителя переключается с одной из передних передач на заднюю и наоборот.
Автомобили с гидромеханической трансмиссией, как известно, склонны к буксованию в тяжелых условиях движения. Причина — гидромуфта, из-за которой водителю при езде на «автомате» зимой трудно вовремя заметить несоответствие оборотов двигателя скорости движения, что может привести к трудностям при движении на подъем, в глубоком снегу. Чтобы не допустить такое ход событий, требуются повышенное внимание, открытое окно, аккуратная работа акселератором и навыки езды «внатяжку».
[видео более недоступно]
Зимой также нужно помнить об особенностях управления автомобилем, оборудованном ABS.
Антиблокировочная система тормозов, призванная повышать эффективность работы тормозов, зимой может сыграть с водителем злую шутку, а именно существенно увеличить тормозной путь, если машина едет по покрытию с неоднородным коэффициентом сцепления (когда под разными колесами в один момент оказываются лед, рыхлый снег, асфальт).
Помня об этом, нужно внимательно следить за поверхностью дороги по всей ширине автомобиля и учитывать состояние покрытия при расчете тормозного пути. То есть, с ABS зимой на сухой чистой поверхности тормозной путь будет коротким, и на скользкой дороге (в том числе, если одна сторона идет по чистому асфальту) — в той или иной мере длинным.
Кроме того, эффективность торможения на льду с ABS зимой сильно зависит от сцепных свойств шин, поэтому сократить тормозной путь поможет «правильная» резина — достаточно качественная и неизношенная. Кстати, зимние шины не обязательно должны быть шипованными, в большинстве случаев в условиях нашей зимы можно обходиться фрикционными покрышками.
Преимущество тормозов с ABS на зимних дорогах в том, что свою вторую задачу – сохранять при торможении заданный курс автомобиля и возможность корректировать его, – антиблокировочная система исполняет так же тщательно, как и летом. Даже если машина при торможении попадает на скользскую поверхность, электроника должна сохранить заданную водителем траекторию движения. А ведь именно из-за разворота машины (без ABS) относительно вертикальной оси при торможении происходит большая часть зимних дорожных происшествий.
Источник