- Цыгане — народ, у которого нет государства, но есть столица
- Гигиена цыган: самые неожиданные факты
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать
- Цыгане — кочевой народ
- У цыган есть барон
- Цыгане умеют гипнотизировать и гадать
- Цыгане — единый народ
- Мужчины-цыгане носят серьги
- Цыгане не работают и не учатся
- Цыгане никогда не служили в армии
- Цыганки — вольнолюбивые
- Украденные дети
- Миф о пресловутой лени таборных мужчин
Цыгане — народ, у которого нет государства, но есть столица
Факты о цыганах.
Цыгане — один из самых таинственных народов. Говорят, что их выгнали из Индии, и скоро срок изгнания подойдет к концу. Что они умеют колдовать и гипнотизировать. Что они замкнуты и не любят, когда к ним проявляют интерес. Что они жутко патриархальны, и их мужчины и женщины никогда не сидят за одним столом.
Меня зовут Полина, и мой прадед — цыган. Некоторые родственники считают это байкой, но я уверена, что это так, иначе откуда у меня такая любовь к этому народу? Я не цыгановед, но всегда интересовалась историей ромалов. А еще ходила к ним в гости в табор, который проживает в Перми, и готова рассказать все, что узнала о цыганах из книг и от них самих.
В фильме «Табор уходит в небо» в массовке играли настоящие цыгане. В пермском таборе уверяют, что там снялась их родственница.
— Строго говоря, цыгане — это не народ, а группа народностей индоарийского происхождения, в которой разделяют 2 основные ветви: западную и восточную. Первая осела в Европе, вторая — в Азии и на Кавказе. Говоря «цыгане», обычно подразумевают именно западную ветвь.
— В Индии до сих пор живут несколько кочевых племен, занимающихся пением, танцами, заклинанием змей, цирковым искусством. Некоторые исследователи считают их родственными предкам цыган и даже называют gypsy-tribe (цыганоподобные касты). Но это индусы, а не цыгане.
— «Европейцы» очень различаются между собой. Среди них есть несколько десятков подгрупп, у каждой из которой свой диалект романи (цыганского языка). И далеко не все эти подгруппы понимают друг друга. Именно поэтому зачастую румынские цыгане, проживающие в России, предпочитают общаться с русскими цыганами на русском языке.
— Однако сами цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией. Это произошло в 1971 году в Великобритании на Международном конгрессе, на котором присутствовали представители народности из 9 европейских стран. Они приняли гимн на основе народной песни «Джелем джелем» и флаг в виде чакры-колеса на сине-зеленом фоне. Тот же конгресс принял решение вместо термина «цыгане» использовать «рома».
— Сейчас большинство цыган ведет оседлый образ жизни, особенно в России. Это связано с указом 1956 года, запрещающим кочевать на территории СССР. При этом у ромов есть своя столица — молдавский город Сороки.
— Бытует мнение, что цыгане не любят работать, предпочитая труду песни, танцы и гадание. Но одно из их традиционных занятий — кузнечное ремесло. Этот факт нашел отражение в этнониме «кэлдэрары» (котляры). Так называют себя румынские цыгане, предки которых изготавливали котлы. И до сих пор многие представители этой народности считают своим основным видом деятельности работу с металлом. Кстати, именно к ним я ходила в гости.
— Румынскими этих цыган называют потому, что как этногруппа они сформировались на территории Румынии. Однако сейчас они проживают в разных странах, даже в Аргентине. В России это самая распространенная этногруппа цыган, наряду с руска рома (русские цыгане).
— Кэлдэрары тщательнее большинства народностей сохраняют традиции. Они до сих пор живут общинами, принадлежащими одному роду. Например, в Перми есть род волка, или, по-цыгански, рувони. О его происхождении бытует такое предание: «Раньше жили в палатках. Старший вышел за палатки, и его сзади укусил волк. С тех пор стали называть их „волки“».
— А еще кэлдэрары, пожалуй, единственные европейские рома, сохранившие национальный костюм. Их мужчины носят обычную одежду, а вот женщины традиционно надевают длинную юбку, фартук и косынку. Причем до свадьбы девушки могут ходить в любом наряде, а на следующий день после бракосочетания надевают юбку с фартуком, заплетают косы и повязывают на голову платок. По словам самих цыганок, никто не должен видеть замужнюю женщину с непокрытой головой.
— Распространено мнение, что ромалам запрещены браки с представителями других народов, даже с цыганами из других этнических подгрупп. Однако в таборе кэлдэрары мне рассказывали, что мужчины их рода женились на девушках из руска рома. Правда, в силу культурных различий в этих семьях возникали конфликты, поэтому такие браки и правда не приветствуются.
— Вообще запрета на брак с иностранцем у цыган нет. Дело в том, что рома не набор генов, а приверженность романипэ. Этот термин означает совокупность цыганского духа, культуры и прав. По сути это то, что отличает цыгана от нецыгана. Усыновленный мальчик, соблюдающий традиции, — цыган. Ром, ушедший из табора — нецыган. Теоретически у каждого есть шанс стать членом цыганской семьи, для этого необходимо лишь строго соблюдать романипэ.
— Кстати, для нецыган есть термин «гаджё». Некоторые почему-то считают его обидным, но он не содержит никаких негативных смыслов.
— Не стоит считать, что кровь для ромов совсем ничего не значит. Если у вас, как и у меня, есть цыганские корни, то вы — романо рат (в переводе «цыганская кровь»). Это означает, что если вы вдруг захотите стать цыганом, вам дадут больше шансов, чем прочим гаджё. Кстати, считается, что романо рат был Чарли Чаплин.
— Цыганское общество очень патриархально, но не так сильно, как принято думать. Говорят, что мужчины и женщины в семьях не сидят за одним столом, но я своими глазами видела, что по крайней мере сейчас это не так.
— Даже у таких консерваторов, как кэлдэрары, допустимы разводы, хотя, конечно, не приветствуются. Но еще удивительнее, что в качестве исключения цыганским бароном могла стать женщина.
— В пермском таборе ходила история про жену барона Ульяну. Ее мужа и всех родственников-мужчин арестовали в 30-е годы, остались только женщины и дети. И пока мальчики не выросли, все проблемы табора решала Ульяна.
— Кстати, термин «барон» происходит от «баро ром», что в переводе означает «большой цыган». И нет, он не правит табором, а скорее выполняет функцию министра иностранных дел. А внутренние проблемы решает сходка авторитетных пожилых членов табора.
— Цыгане постепенно утрачивают искусство гадания. Девочек почти не обучают, а пожилые женщины предпочитают не ходить по улицам, но могут принимать «клиентов» на дому. Поэтому, пожалуйста, не останавливайтесь, если к вам подошли с предложением погадать.
— У цыган есть традиция приносить клятву в могиле. Тот, кто клянется, ложится в могилу и произносит что-то вроде «Скоро мне лечь сюда, если я солгал».
— Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать цыганскому обществу. Оно применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах. Изгнание сопровождается «осквернением». Вернуться обратно в общество очень сложно.
— Именно поэтому, вопреки расхожему мнению, среди цыган не так много криминала. По крайней мере они крайне редко совершают особо тяжкие преступления против личности. Но если человека изгнали из общества, его уже ничто не остановит от дальнейшей маргинализации.
— На самом деле цыгане довольно дружелюбны и очень гостеприимны. Если вы находитесь у них в доме, то будьте уверены, что вам не причинят вреда и постараются максимально угодить. Но еще раз предостерегаю: не вступайте в диалог с цыганкой, которая подходит к вам на улице и предлагает погадать, это чревато тем, что вы останетесь без денег.
Источник
Гигиена цыган: самые неожиданные факты
Цыгане, встречающиеся практически в любом уголке планеты, несмотря на отсутствие собственного государства, поразительным образом сумели сохранить свою самобытную культуру, диктующую им определённые модели поведения.
Регламентирующие различные стороны таборной жизни традиционные цыганские законы не обошли вниманием и вопросы гигиены. Однако они в большей степени касаются не санитарной опрятности личности и быта, а сохранности ритуальной чистоты.
Весьма невысокий уровень жизни и национальная тяга к смене места жительства значительной части цыган не позволяет им обзавестись постоянным жильём и наладить в нём современный быт.
Приспосабливая под дома фургончики или полуразрушенные лачуги, они не имеют доступа к коммуникациям, которые обеспечивали бы их теплом, комфортом и чистотой.
Побывавший в 1969 году в гостях у цыган Молдавии этнограф Лев Черенков описывал их дома, как предварённые сенями однокамерные строения, лишённые электричества, водопровода и такой глупости, как канализация. Во внутреннем убранстве жилища, где кухня и спальня представляли единое пространство, не наблюдалось излишков мебели и предметов интерьера, но царили порядок и чистота, ведь по правилам каждая женщина обязана содержать внутреннюю часть своей обители в надлежащем состоянии и не лениться делать уборку.
С тех пор прошло немало лет, сменились строительные материалы для возведения домов, но общая картина мест компактного проживания цыган осталась прежней.
Перемещаясь с места на место, они привыкли к дорожной пыли, которая пропитывала их кожу, одежду, еду и скромные пожитки, а потому и в наши дни они не придают должного значения водным процедурам.
Самым грязным объектом цыгане считают туалет, который никогда не строится в доме. Даже в особняках Бузеску (Румыния) — цыганского города миллионеров, отхожие места располагаются во дворах.
Ромале считают, что нахождение туалета под одной крышей с жилыми комнатами и кухней, где готовится еда, это негигиенично. При этом они спокойно относятся к его полному отсутствию, не видя ничего зазорного в справлении естественных нужд под кустом.
Лев Черенков отмечал, что практически у каждого цыганского домика молдаванского села Урсарь красовались кукурузные насаждения, служившие своеобразным туалетом.
О посещении туалета говорить в цыганском обществе не принято, заходить и выходить из него следует максимально скрытно, чтобы окружающие не заметили этого факта.
Однако после визита туда следует обязательно помыть руки, чтобы смыть с них «скверну» и не распространять её на других людей и предметы.
Ритуальная скверна
Согласно цыганскому кодексу, грязь так или иначе пристающая к телу или одежде не может запачкать человека так, как «скверна», приставшая в результате нарушения ритуальной чистоты.
Именно поэтому несоблюдение обычных гигиенических норм в их обществе не является предметом порицания, а нежелание очиститься от ритуальной нечистоты влечёт за собой серьёзные последствия.
Этнограф Инга Андронникова отмечала, что в цыганском быту были вещи, которым приписывали ритуальную «чистоту», к которым не имела права прикасаться женщина. К числу таких предметов относились оглобли, а также все атрибуты мужского обихода, самые ценные из которых помещались хозяином дома на возвышение, в роли которого выступали сложенные пожитки.
Историк цыганского народа Николай Бессонов писал, что по местным понятиям «скверной» покрыта часть тела ниже пояса у мужчин, женщин и половозрелых девочек. Но если у представителей сильного пола она считается не распространяющейся, то у барышень, так называемая «нечистота», заразна.
Именно поэтому женщинам приходиться строго блюсти ряд ритуальных правил, чтобы не осквернять своими действиями мужчин и окружающие вещи.
Чтобы обезопасить окружающих, дамам предписывается систематически омывать нижнюю область тела, причем в критические дни и в послеродовой период чаще, чем в обычно.
Очиститься от «скверны» необходимо было и после близости с супругом, при этом особенно тщательно нужно мыть руки, касавшиеся интимных мест.
По утверждению исследователя Георгия Цветкова по цыганским верованиям «грязным» является абсолютно всё, что находится ниже женского пояса, в том числе юбка и туфли, именно поэтому хранительницы очага обязательно надевают передник, являющийся своеобразным буфером между одеждой и окружающим миром. К переднику можно прислонять посуду и еду, и она при этом не будет считаться осквернённой.
Им не следовало проходить над каким-нибудь предметом, так как он тут же становится «нечистым», из-за этого подавляющее число цыган селится в одноэтажных домах, чтобы жёны, поднявшись на второй этаж, случайно не оказались над мужем, и не покрыли его «скверной», от которой не защищают даже потолочные перекрытия.
Цыганка всегда надевает юбку через ноги, и лишь в редких случаях, когда хочет намеренно оскорбить мужчину, ударяет его краем этого одеяния.
Оказавшийся заражённым «скверной» цыган не мог прикасаться к чистой одежде, посуде и другим соплеменникам, а если он скрывал факт своей «нечистоты» и кто-то по незнанию трогал его, то виновник на всю жизнь оставался «грязным». Если этого не происходило, очищение наступало в течение суток и обязательно сопровождалось застольем.
Если в доме, где живут цыгане, имеется ванна, то после купания женщины её следует обязательно помыть, чтобы мужчина не заразился её «скверной». В случае отсутствия ванны, супругам предписывается мыться в двух разных тазах. Но в любом случае, принимая «душ», следует начинать мытьё тела сверху вниз. Таким же образом стоит вытираться, причём каждый человек для верха должен использовать одно полотенце, а для низа другое, которое незамедлительно отправляется в стирку.
Грязная одежда, которая хранится в двух разных ёмкостях, в одной женская, а во второй мужская, стирается цыганкой согласно предписаниям предков.
В первую очередь в таз попадают детские наряды, затем эта вода выливается и настаёт черёд мужских одеяний, надеваемых на верхнюю часть тела, потом выстирываются мужские вещи для низа. Женские облачения стираются в последнюю очередь, и также раздельно верх от низа.
Инга Андронникова отмечала, что по существующим в таборе законам женщины и мужчины пользуются раздельными столовыми приборами и посудой, и если по ошибке муж поест из тарелки жены, он будет считаться «грязным».
Абсолютно вся обеденная утварь несколько раз промывается водой, обдаётся кипятком, а затем снова ополаскивается под холодной струёй.
Чужакам, пришедшим в дом, цыгане предлагают угощенья в специальной «гостевой» посуде, которая после застолья тщательно моется, и хранится отдельно от домашних тарелок и чашек.
Источник
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.
Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.
Цыгане — кочевой народ
Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).
У цыган есть барон
Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.
Цыгане умеют гипнотизировать и гадать
Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.
Цыгане — единый народ
Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.
Мужчины-цыгане носят серьги
В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.
Цыгане не работают и не учатся
Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.
Цыгане никогда не служили в армии
Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.
Цыганки — вольнолюбивые
Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.
Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.
А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.
Украденные дети
«Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!» Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?
Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1
Вспомним также «Цыганочку» Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка «Женитьбы Фигаро»? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.
Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.
Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.
Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. «Похитители» были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..
Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?
Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.
Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.
Миф о пресловутой лени таборных мужчин
Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»
Источник