Глубокий сугроб всю зиму не перестававший огэ

Глубокий сугроб всю зиму не перестававший огэ

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Хорош.. снежные зимы в России! Непогоду см..няют ясные (1) дни. Бл..стят на со..нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки маленькие реч..шки. Прип..рошила (2) зима землю снежной шу(б/п)кой. Отдыхает земля наб..рает силу.

Нап..лняется жизнью зимний лес (4) . Вот (про)стучал по сухому дереву дят..л. (По)с..сновому бору о(д/т)б..вает дро..ь лесной б..рабанщик. С шумом пролетит ря(б/п)чик п..днимется из снежной пыли глухарь. Весёлые (3) клесты в..нзают свои клювики в шишки выб..рают из них с..мена.

Вот прилетела большая сова под..ла зычный гол..с. Пискнула тихонько лесная мыш.. пробежала (по)снегу и скрылась под пнём в сугроб.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

1. Фонетический разбор

Ясные — 3 слога [йАсныйэ]

я [й] — согласный, звонкий, мягкий

[а́] — гласный, ударный

с [c] — согласный, глухой, твёрдый

н [н] — согласный, звонкий, твёрдый

ы [ы] — гласный, безударный

е [й] — согласный, звонкий, мягкий

[э] — гласный, безударный

5 букв, 7 звуков

2. Морфемный разбор (по составу)

при порош и л а

Примечание: суффикс — л — формообразующий, поэтому в основу не входит.

3. Морфологический разбор

Весёлые — имя прилагательное.

I. Клесты (какие?) весёлые;

II. Начальная форма: весёлый; морфологические признаки: постоянные: качественное, в полной форме; непостоянные: в именительном падеже, во множественном числе;

4. Синтаксический разбор предложения

глаг. Наполняется сущ. жизнью прил. зимний сущ. лес

(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Приведём верное написание.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки, маленькие речушки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По сосновому бору отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Весёлые клесты вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

Вот прилетела большая сова, подала зычный голос. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.

Источник

КИМ ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

КИМ ОГЭ русский язык

Скачать:

Вложение Размер
kim_oge_po_russkomu_yazyku.docx 27.05 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ ОГЭ по русскому языку

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Мурзинская СОШ» Апаствоского муниципального района РТ Галеева Г.Д

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2. Синтаксический анализ.

1) Держась за стволы и ветки, обходя подтаявшие с боков сугробы и лужи с черной неподвижной водой, Игнатов медленно продвигается в глубь леса. 2) Ноги сами ведут его куда-то, и он покоряется, шагает.3) Кое-как перебирается через вскрывшийся недавно и теперь оглушительно звенящий по камням ручей. 4)Поднимается по серой, в буграх прошлогодних шишек земле, меж горящих рыжим огнем сосновых стволов. 5)Тайга манит: скоро, скоро будет добыча.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Игнатов продвигается (предложение 1)

2) он покоряется (предложение 2)

3) перебирается через ручей (предложение 3)

4) Поднимается (предложение 4)

5) Добыча манит (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зулейха любила наблюдать за тем (1) как (2) стоя за высоким прилавком (3) сын быстро (4) словно играючи(5) звенел желтыми и серыми монетами (6) рассчитываясь с покупателями.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «страница книги» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ .

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СОЛОВЬИНЫЕ (трели) — в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н

2 ) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием совершенного вида пишется раздельно.

3) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.

4) В ТЕЧЕНИЕ года –имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е.

5) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

1)Утопая в сугробах, она пробирается по колким хрустким кустам можжевельника; переползает через упавшие стволы берез, покрытые скользким инеем; бредет, не разбирая дороги, через колючую еловую чащобу. 2)Вдруг нога цепляет корягу, и Зулейха летит кувырком с какой-то крутой горки, взметая снег, ломая лыжи. 3)Твердый колючий холод бьет в лицо, забивается в глаза, уши, рот. 4)Она месит руками снег, кое-как выбирается из сугроба.5)И видит перед собой кусок сломанной лыжи. Не ее лыжи – сына.

7)Уже не кричит – воет. А впереди кто-то воет в ответ. 8) По пояс в снегу, путаясь в низком кустарнике щепастными обломками лыж, она выбирается на маленькую, зажатую со всех сторон деревьями поляну.

9)Там, неровным тесным кольцом обступив высокую старую ель с косо наклоненной верхушкой, сидит серая остроносая стая, неотрывно смотрит вверх. 10)Волки – по-зимнему поджарые, ребра в обтяжку, хребты щетками, – замечают Зулейху, крутят мордами, огрызаются, но с места не сходят. 11) Один вдруг подпрыгивает высоко, как подбросили, и клацает зубами на острую еловую вершину, где темнеет маленькое неподвижное пятно.

12)Зулейха идет на волков ровным, будто механическим шагом, на ходу заряжая винтовку. 13)Несколько зверей встают и медленно трусят ей навстречу: дрожат губами, кажут клыки, дергают хвостами, окружают.14) Один – с прозрачно-желтыми глазами и рваным ухом – срывается и прыгает первым.

15)Она стреляет. Затем еще и еще. 16)Заряжает быстро, как дышит: еще и еще. 17)Вставляет вторую обойму: еще и еще.

18) Тявканье, истошный визг, поскуливание, хрипы. 19) Кто-то из волков пытается убежать, скрыться в лесу – она не дает. 20) Кто-то валяется с перебитым хребтом, дергает лапами – она палит в упор, добивает. 21) Все патроны расстреляла, до последнего. 22)Вокруг ели на черно-блестящем от крови снегу лежит полдюжины волчьих трупов; пахнет порохом, горелым мясом, паленой шерстью; дымятся развороченные кишки. 23)Тихо. 24) Зулейха, перешагивая через неподвижные тела, идет к кривой ели.

25)– Юзуф! Улым! – сипит.

26) С верхушки падает маленькое тельце – с неподвижным кукольным личиком, заиндевевшими бровями и ресницами, крепко зажмуренными глазами, – прямо ей в подставленные руки…

27) Четыре дня Юзуф горел в бреду. 28) Все это время Зулейха стояла на коленях перед его кроватью и держала за пылающую руку. 29) Спала тут же, приложив голову к его плечу.

30) Лейбе пытался перетащить ее на соседнюю койку – не далась. 31) Он махнул рукой, лишь задернул занавеску, отделявшую место Юзуфа от общей палаты (решил положить их не дома, а тут, в лазарете, чтобы всегда были на глазах).

32) Ачкенази сам приносил еду; смотрел, как Зулейха неподвижно стоит у сыновьей постели; осторожно ставил миску на подоконник, забирал предыдущую, с нетронутой едой.

33) Иконников был всего однажды. 34) Притулился рядом с ней на коленях, потянулся дрожащей, перепачканной красками ладонью к плечу Юзуфа. 35) Зулейха оттолкнула руку, бросилась на сына, накрыла телом. 36) «Не отдам! – рычит. – Никому не отдам!» 37) Лейбе увел Иконникова, больше в лазарет не пускал.

*Яхина Гузель Шами́левна (1977) — российская писательница, автор романов « Зулейха открывает глаза » , «Дети мои», рассказов «Мотылёк», «Винтовка» и другие.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Волки окружили ель, так как на её верхушке учуяли добычу.

2) Зулейха расстреляла все патроны, чтобы спасти от волков сына Юзуфа.

3) Юзуфа отвезли в городскую больницу.

4) Ачкенази сам приносил Юзуфу еду.

5) Мать не отходила от постели больного сына.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет

1) Твердый колючий холод бьет в лицо, забивается в глаза, уши, рот.

2) Кто-то из волков пытается убежать, скрыться в лесу – она не дает.

3) С верхушки падает маленькое тельце – с неподвижным кукольным личиком, заиндевевшими бровями и ресницами, крепко зажмуренными глазами, – прямо ей в подставленные руки

4) Вдруг нога цепляет корягу, и Зулейха летит кувырком с какой-то крутой горки, взметая снег, ломая лыжи

5) Несколько зверей встают и медленно трусят ей навстречу: дрожат губами, кажут клыки, дергают хвостами, окружают.

8. Лексический анализ.

Замените разговорное слово КЛАЦАЕТ (предложение 11) стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.С. Пушкина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Не отдам! – рычит. – Никому не отдам!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование .

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое материнская любовь?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Урок — семинар по русскому языку «Правописание не с разными частями речи» (7 класс)

Структурирование и группировка учебного материала при обобщении орфографии.

Роль структурирования учебного материала при подготовке его к обобщенному изучению чрезвычайно велика: непонимание структуры орфографического материала является одной из причин его формального изучения, недостаточной культуры обобщений.

Отсутствие у учащихся структурного видения проявляется и в том, что многие ведущие теоретические понятия изучаемого курса оказываются подчас неработающими даже на завершающем этапе.

В 7 классе заканчивается изучение орфографии. С целью обобщения орфографического материала мною была разработана система уроков, суть которой заключается в том, чтобы обобщить орфографические правила с помощью таблиц – первый этап. На втором этапе учащимся предлагается система упражнений, тексты, где они закрепляют знания теории. На завершающем, третьем этапе, учащиеся должны сдать зачет, который состоит из теоретической и практической частей.

При подготовке к структурированию материала необходимо сначала решить две основные задачи: 1) определить объём материала для его объединения; 2) привести форму описания модели в соответствие с характером изучаемого материала и познавательными возможностями учащихся.

Таким образом, были составлены следующие таблицы.

«Правописание не с разными частями речи».

«Правописание н и нн в суффиксах разных частей речи».

«Гласные о,ё после шипящих в разных морфемах».

«Правописание ь знака после шипящих на конце слов».

«Безударные гласные в корне».

«Правописание приставок» и другие.

Данная разработка была моей темой по самообразованию. По этой проблеме выступала на заседании школьного МО учителей – предметников. Аттестуясь на I категорию, давала открытый урок по теме «Правописание не с разными частями речи».

На мой взгляд, такая система обобщающих уроков даёт результат:

учащиеся более прочно усваивают материал;

испытывают меньше трудностей в старших классах;

в случае затруднений могут обратиться к данной таблице;

показывают высокие результаты на экзаменах.

Урок-семинар по русскому языку в 7 классе (2 часа).

Тема: «Правописание не с разными частями речи»

Цель: обобщить знания по теме.

Задачи : 1) упорядочить сходный материал и представить его в виде таблицы;

2) продолжить формирование у учащихся обобщённого представления об орфографии, о логической структуре изучаемого материала;

3) воспитывать культуру письменной и устной речи;

4) подготовить к сдаче зачёта.

Тип урока – обобщение знаний.

I . Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы обобщаем материал по одной из трудных тем орфографии. В качестве домашнего задания вам было предложено следующее:

1 группа готовила теоретический материал по теме «Не с именами существительными, именами прилагательными и наречиями на –о, — е»;

2 группа: «Не с глаголами и деепричастиями»;

3 группа: «Не с причастиями»;

4 группа: « Не со словами состояния и краткими прилагательными, не имеющими полной формы»;

5 группа: « Не с местоимениями и с числительными».

На доске или на экране представлены примеры с орфографическими задачами по данной теме. Решая эти задачи, мы с вами будем заполнять обобщающую таблицу. Учениками – консультантами будут те, кто дома повторял этот материал.

Откройте тетради для обобщающих таблиц. Приготовьте таблицу.

II . Основная часть урока.

Приступаем к решению орфографических задач:

(Не)ряха, (не)решливый, (не)ряшливо, (не)лепый, (не)лепо, (не)лепость.

(Не)правда, (не)правдивый, (не)правдиво, (не)грамотность, (не)грамотно, (не)грамотный, (не)грамотна.

(Не)правда, а ложь; (не)правдивый, а лживый; (не)правдиво, а лживо; совсем (не)глубокий; вовсе (не)интересно.

(Не)был, (не)знал, (не)зная, (не)могу, (не)рискуя, (не)вижу.

(Не)навидеть, (не)годовать, (не)истовствуя, (не)навидя.

(Не)досмотреть, (не)досолив, (не)досыпать.

(Не)законченный, (не)проверенный, (не)выученный.

(Не)навидящий, (не)годующий, (не)домогающий.

(Не)законченный мною рассказ, (не)проверенная учителем тетрадь.

(Не)законченный, а начатый рассказ; (не) проверенная, а просмотренная тетрадь.

Задача (не)решена. Правило (не)выучено.

Далеко (не)изученный маршрут, отнюдь (не)завершённая задача.

(Не)надо, (не)видно, (не)душно, (не)жаль.

14. (Не)кто, (не)что, (не)сколько, (не)который, (не)когда. (Не)кем, (ни) с кем, (ни)что, (не) о чём. (Не)он, (не)всякий, (не)сам.

15. (Не)пять, (не)второй, (не)сотый, (не)тридцать пять.

Исследуя примеры, учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу. Примеры, где это возможно, записывать с однокоренными словами: это упрощает процесс запоминания, облегчает подготовку к зачёту.

В таблицу записываются по одному примеру.

В результате работы получается следующая таблица.

Правописание не с разными частями речи.

1.Не употребляется без «не». Неряха

2.Можно заменить синонимом без «не». Неправда (ложь).

1.Есть или подразумевается противопоставление с союзом а.

Не правда, а ложь. Это не ель.

2.Имя прилагательное (качественное)

Пишется так же, как и с существительными.

Пишется так же, как и с существительными.

1.Не правдивый, а лживый.

2.Это не голубая ель.

3.К прилагательному относятся слова: далеко не, вовсе не, совсем не, отнюдь не, ничуть не.

Совсем не правдивый.

3.Наречие на –о, — е.

Пишется так же, как с существительными и прилагательными.

1.Неряшливо 1.Не правдиво, а лживо.

2.Неправдиво (лживо) 2. Вовсе не правдиво.

1.Не употребляется без «не»

2.Приставка недо – в значении несоответствие требуемой норме.

В большинстве случаев

Не был, не хотел, не знал.

Пишется так же, как и с глаголом.

1.Негодуя. 1.Не зная.

в) Остальные разряды

а) Некто, нечто, некоторый, некогда, несколько

б) Никто, некем, ничто, нечему.

б) Не с кем, ни о чём.

в) Не он, не всякий, не каждый.

7. Слова состояния

Не жарко, не надо, не жаль.

8.Краткие имена прилагательные, не имеющие полной формы.

Не рад, не готов, не согласен, не должен.

III .Обобщение знаний. 1). В чём мы с вами, ребята, убедились, заполнив таблицу? (Есть случаи, где правописание «не» с разными частями речи подчиняется одному правилу). Используя таблицу учащиеся выделяют эти группы: имя прилагательное, имя существительное, наречие на –о,

-е; глагол и деепричастие; слова состояния и краткие прилагательные, не имеющие полной формы.

2). Затем с целью более глубокого осмысления провожу игру «Почемучка».

Почему? Невежливо, но не по-дружески.

Невысокий, но не каменный.

Невыученное правило, но не выученное к уроку правило.

Невесела, но не рада.

Нерешённая задача, но задача не решена.

Некем, но не с кем.

3). Следующее задание – работа с предложением.

Цель : списать предложение, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Перед выполнением задания вопрос классу: «Какое умение, кроме знания правила, вы должны применить, чтобы грамотно написать «не» со словами?» (Умение определить часть речи).

Глубокий сугроб всю зиму (не) перестававший расти и (не) таявший под (не) жаркими лучами (не) устоял перед весенним ярким солнцем стал (не) заметно оседать меняя форму и очертания потом (не) ожиданно покрылся стеклянной коркой и она начала трескаться и ломаться.

— Какие пунктуационные правила нужно было вспомнить?

— Обособление деепричастных и причастных оборотов, однородные члены предложения, сложное предложение.

IV . Подведение итогов урока.

— Знания по какой теме обобщены на уроке?

— Какие затруднения возникли?

— Какие правила надо повторить?

Выдан текст « Чёрная лисица».

Каждый учащийся получает абзац для письменной работы.

Цель: записать в тетрадь, определить часть речи в словах с «не», решить орфографические задачи.

Зимой (не) ожиданно появилась в наших местах (не) частая гостья – чёрная лисица. (Ни) чей мех (не) ценится так дорого, и охотники, (не) желающие упустить своего, (не) стали больше стрелять белок и соболей и начали охотиться за этим (не) обыкновенным зверем.

Но лисица оказалась (не) глупой, (ни) кого к себе (не) подпускала и (не) шла (ни) в какую ловушку, даже самую (не) приметную для глаза. А от слишком (не) утомимых охотников она спасалась следующим образом. (Не) теряющий надежды охотник идёт за ней, а она, (не) подпуская его близко, даст (не) большой круг, выйдет на его же ещё (не) затоптанный след и ходит за ним по лесу.

И вот однажды (не) старый, но опытный зверолов разгадал звериную тактику и решил обвести лисицу вокруг пальца. (Ни) кому (ни) чего (не) сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, которые (ни) откуда (не) было видно, спрятал в (не) высоких кустиках самострелы, а верёвочки, спускающие стрелы, провел через всю тропу.

Он ходит себе, (не) показывая интереса, по (не) видимому глазом кругу, и чёрная лисица от него (не) отстаёт, словно (не) успеху человеческому радуется. Он через верёвочки и капканы перешагивает, и чёрной лисице все эти (не) хитрые хитрости (ни) почём.

Закружился зверолов так, что (не) вспомнил про одну (не) заметную верёвочку и (не) медленно получил стрелу под колено.

Еле добрался до дому и после своего (не) счастья всю зиму уже (не) охотился (ни) на кого. А чёрная лисица, так (ни) кем и (не) пойманная, (не) понятным образом вдруг исчезла, и (ни) кто из нас её больше (не) видел.

Источник

Читайте также:  Кондитерский снег что такое
Оцените статью