Меню

Готовь телегу зимой или летом

Смысл пословицы «Готовь сани летом, а телегу зимой»

Все хорошо помнят басню Крылова «Стрекоза и муравей»? А сказку «Три поросёнка»? Их мораль проста: ко всему нужно готовиться заранее. Особенно – к зиме.

Любые трудности, неизбежные на жизненном пути, при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не трудностями, если хорошо продумывать собственные шаги и не лениться.

Об этом напоминают и многочисленные половицы. Пожалуй, самая известная из них: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Смысл выражения

Пословицу про сани и телегу, готовить которые следует сильно заранее, вспоминают всякий раз, когда заводят речь о долгосрочной перспективе. Чтобы не попасть впросак, о будущем действительно лучше побеспокоиться загодя.

Готовить сани зимой будет поздно: нужно садиться и ехать. Летом же для земляных и строительных работ срочно понадобится телега – так, что мастерить или покупать её будет некогда.

Даже сейчас, когда большинство людей отдалились от реалий крестьянской жизни, никто не отменяет хлопот, связанных с подготовкой к тому или иному предприятию, событию.

Например, перед рождением ребёнка будущие родители покупают кроватку, коляску, одежду; мамочки продумывают, в чём будут выписывать его из роддома.

Планируя отпуск для всей семьи, люди заранее заказывают билеты, бронируют номера в гостинице, знакомятся с языком, культурными особенностями и достопримечательностями той страны, куда они собираются ехать.

Если бы эти мелкие и крупные задачи выполнялись в последний момент, бесценное время радости было бы потрачено без толку.

Ещё важнее заранее готовиться к рабочим задачам. Большинство проектов просто не сработают, если пытаться реализовать «по щелчку пальцев». Иногда ради одного итогового дня команда работает полгода, тысячи специалистов ежедневно продумывают каждую деталь. Этот колоссальный труд – и есть та самая незаметная подготовка телеги, которая пригодится не сегодня, но совсем скоро.

Происхождение пословицы

Как и многие другие идиомы русского языка, пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» берёт начало из народного быта.

Простые наблюдения за жизнью привели крестьянина к выводу: неизвестно, что будет завтра, поэтому лучше всё делать заранее. Бережливость, запасливость, привычка к труду всегда лежали в основе жизненных установок наших предков.

Почему же готовить сани надо было именно летом? Есть же целая осень впереди! Дело в том, что уклад жизни крестьянина был расписан по дням. Интенсивный физический труд на земле начинался в конце марта-начале апреля и завершался примерно к середине октября, на Покров.

В старину в этот день выпадал первый снег, и думать о том, как сделать сани, было уже поздно. А до Покрова люди занимались уборкой урожая, подготовкой полей к зиме, уборкой во дворах, делами торговли. К тому же, и необходимую для ремонта саней древесину проще было добыть летом.

Что касается телеги, то зимой времени на её изготовление, оказывалось предостаточно. Во дворе и в поле делать было нечего, оставались домашние дела: починка утвари, одежды, мелкий ремонт в избе.

Тогда-то у мужика появлялся час-другой, чтобы наточить косы, плуги, починить лемеха, соорудить, если пришла пора, новую телегу. Хозяин понимал, что в жаркую пору сева, покоса, жатвы ему будет не до этого.

Так, мудро распределяя сезонные дела по всему календарному году, наши предки осуществляли максимально комфортный для себя «тайм-менеджмент».

Синонимичные выражения

В нашем языке у пословицы есть несколько добротных синонимов:

  • Не тогда ищи стрелы, когда неприятель идёт;
  • Не припася основы, ткать не садятся;
  • Строй плотину до потопа.

Иностранцы говорят о подготовленности так:

  • Латай паруса, пока погода хороша(англ);
  • Зонт готовь, когда ясная погода (кит.);
  • Зимой запасайся одеждой, а летом – провизией (казах).

Всё, всё на белом свете требует усилий и привычки. Может, и жить по-настоящему мы пока только готовимся, учимся. А уж когда придётся держать экзамен, тогда и выясним, чему научились.

Тест на знание пословиц

Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.

Источник

Готовь… летом, а телегу зимой (поговорка), 4 буквы

Главная страница » Пословицы » Смысл пословицы «Готовь сани летом, а телегу зимой»

Автор статьи: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:11.02.2020

Читайте также:  Откуда берется пыль зимой

Все хорошо помнят басню Крылова «Стрекоза и муравей»? А сказку «Три поросёнка»? Их мораль проста: ко всему нужно готовиться заранее. Особенно – к зиме.

Любые трудности, неизбежные на жизненном пути, при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не трудностями, если хорошо продумывать собственные шаги и не лениться.

Об этом напоминают и многочисленные половицы. Пожалуй, самая известная из них: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Смысл выражения

Пословицу про сани и телегу, готовить которые следует сильно заранее, вспоминают всякий раз, когда заводят речь о долгосрочной перспективе. Чтобы не попасть впросак, о будущем действительно лучше побеспокоиться загодя.

Готовить сани зимой будет поздно: нужно садиться и ехать. Летом же для земляных и строительных работ срочно понадобится телега – так, что мастерить или покупать её будет некогда.

Даже сейчас, когда большинство людей отдалились от реалий крестьянской жизни, никто не отменяет хлопот, связанных с подготовкой к тому или иному предприятию, событию.

Например, перед рождением ребёнка будущие родители покупают кроватку, коляску, одежду; мамочки продумывают, в чём будут выписывать его из роддома.

Планируя отпуск для всей семьи, люди заранее заказывают билеты, бронируют номера в гостинице, знакомятся с языком, культурными особенностями и достопримечательностями той страны, куда они собираются ехать.

Если бы эти мелкие и крупные задачи выполнялись в последний момент, бесценное время радости было бы потрачено без толку.

Ещё важнее заранее готовиться к рабочим задачам. Большинство проектов просто не сработают, если пытаться реализовать «по щелчку пальцев». Иногда ради одного итогового дня команда работает полгода, тысячи специалистов ежедневно продумывают каждую деталь. Этот колоссальный труд – и есть та самая незаметная подготовка телеги, которая пригодится не сегодня, но совсем скоро.

Пословица поможет студентам и школьникам

Пословицы и поговорки можно рассматривать не только как определенные указания к действию, но и как нечто такое, в чем отражается самосознание народа, его резервуар самоиронии и самокритики. Всем известно, что русский человек склонен все откладывать на потом и делать работу в последний момент. Немцы в этом смысле народ педантичный. Они не представляют, как к экзамену можно готовиться за одну ночь, а у русского студента это штатная ситуация. Правда, подражать такому поведению в любом случае не стоит. Все русские люди знают, что выражение «готовь сани летом» (пословица) в себе скрывает истину, но мало кто ей следует. Вот и приходится повторять ее вновь и вновь в надежде, что в русском характере появится хоть капля немецкого педантизма. Согласитесь, недурно было бы русским стать немного немцами – готовиться к занятиям, приходить на работу вовремя, выполнять свои обязательства, сдавать проекты в срок. Однако с этими можно поспорить: тогда бы русский человек лишился бы своей «суперспособности» делать все быстро и качественно.

Нам необходима пословица «готовь летом сани» (продолжение теперь мы знаем) как напоминание и идеал, к которому следует стремиться. Справедливости ради надо сказать, что есть отдельные представители русского народа, которые уже воплотили этот идеал в жизнь.

Происхождение пословицы

Как и многие другие идиомы русского языка, пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» берёт начало из народного быта.

Простые наблюдения за жизнью привели крестьянина к выводу: неизвестно, что будет завтра, поэтому лучше всё делать заранее. Бережливость, запасливость, привычка к труду всегда лежали в основе жизненных установок наших предков.

Почему же готовить сани надо было именно летом? Есть же целая осень впереди! Дело в том, что уклад жизни крестьянина был расписан по дням. Интенсивный физический труд на земле начинался в конце марта-начале апреля и завершался примерно к середине октября, на Покров.

В старину в этот день выпадал первый снег, и думать о том, как сделать сани, было уже поздно. А до Покрова люди занимались уборкой урожая, подготовкой полей к зиме, уборкой во дворах, делами торговли. К тому же, и необходимую для ремонта саней древесину проще было добыть летом.

Что касается телеги, то зимой времени на её изготовление, оказывалось предостаточно. Во дворе и в поле делать было нечего, оставались домашние дела: починка утвари, одежды, мелкий ремонт в избе.

Читайте также:  Ямал полуостров погода зимой

Тогда-то у мужика появлялся час-другой, чтобы наточить косы, плуги, починить лемеха, соорудить, если пришла пора, новую телегу. Хозяин понимал, что в жаркую пору сева, покоса, жатвы ему будет не до этого.

Так, мудро распределяя сезонные дела по всему календарному году, наши предки осуществляли максимально комфортный для себя «тайм-менеджмент».

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А КОЛЕСА…

ПЕРВЫЕ ЗАМОРОЗКИ, ПЕРВЫЙ СНЕГ. НА ДОРОГАХ — ПЕРВЫЕ АВАРИИ ИЗ-ЗА ГОЛОЛЕДА. НАДО СРОЧНО ЛЕТЕТЬ В МАГАЗИН ЗА ЗИМНИМИ ШИНАМИ И ВЫСТАИВАТЬ ДЛИННЫЕ ОЧЕРЕДИ В ШИНОМОНТАЖАХ. НО СТОИТ ЛИ ЗАГОНЯТЬ СЕБЯ В ТАКУЮ СИТУАЦИЮ?

Зима в России — явление неизбежное. А с ней приходят и все дорожные «радости» — снег, гололед, реагенты, снежно-грязевая «каша»… Не стоит ждать «сюрпризов» погоды.

Специалисты советуют переобувать автомобиль, не дожидаясь первого снега. Вообще, в мире существует практика переобувать машину уже при среднесуточной температуре +7°С, поскольку летние шины достаточно неуверенно реагируют на температурные перепады и склонны подвести в самый неподходящий момент. Не стоит забывать и о том, что любую новую покрышку желательно обкатать, проехав на ней 200-300 км, не прибегая к резким маневрам и торможениям, а шипованные колеса следует обкатывать от 500 до 1000 км.

В последнее время зимы становятся все теплее, что всерьез заставляет задуматься какие шины лучше — шипованные или не шипованные? И естественно, возникает вопрос: какие шины купить?

Большинство российских водителей предъявляют следующие требования к зимним шинам:

  • надежность и безопасность на всех видах зимних дорог; высочайшие эксплуатационные характеристики на льду;
  • отличные характеристики на снегу;
  • хорошее соотношение цена — качество.

ЭХ, ДОРОГИ…

Прежде всего надо проанализировать, по каким зимним дорогам придется ездить чаще, поскольку выбор типа шин зависит от условий эксплуатации. Не шипованные ведут себя увереннее на заснеженной дороге и на асфальте, шипы хороши для обледенелого покрытия, мокрого льда и «каши».

Минус шипов, независимо от марки производителя, в том, что они сильно шумят, начинают вываливаться из протектора при езде по асфальту, быстро изнашиваются. Происходит нарушение балансировки колес, что отрицательно сказывается на подвеске автомобиля. Тормозной путь «шиповок» на голом асфальте увеличивается на 5-10 процентов, чего не наблюдается у не шипованных шин.

«УЗКОЕ МЕСТО»

В инструкции по эксплуатации автомобиля есть раздел о рекомендуемых размерах шин. Как правило, производители не советуют менять их размер на зиму. А вот в некоторых российских сервисах, наоборот, рекомендуют на зиму ставить колеса меньшего радиуса с более высоким профилем и меньшим пятном контакта с дорогой, объясняя это тем, что улучшается управляемость, за счет увеличения удельного давления в пятне контакта. В результате этого активнее работают блоки протектора с ламелями и шипы. В обильные снегопады или слишком снежные зимы более узкие шины лучше справляются со снежной крошкой, шипы сильнее врезаются в ледяную поверхность.

Более активными становятся старт и остановка автомобиля на зимней дороге.

Установка на заднюю или переднюю ось автомобиля зимних и летних шин одновременно — НЕДОПУСТИМА. Нельзя забывать, что автомобиль двигается, управляется и тормозит четырьмя колесами.

На ледяных и скользких дорогах только качественные зимние шины смогут обеспечить безопасность движения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЕЗОНА

Какие модели зимних автомобильных шин предлагают в этом сезоне?

Ultra Grip Extreme. Протектор состоит из 2-х разных слоев смеси. Наружный слой — мягкий, внутренний — очень плотный. Таким образом, мягкая смесь улучшает сцепные свойства шины и повышает ее износостойкость, в то время как плотная смесь отлично удерживает шипы и обеспечивает лучшую управляемость на сухой дороге. V-образный рисунок протектора уменьшает аквапланирование на снегу и слякоти. Оптимизированное расположение шипов обеспечивает лучшее сцепление с зимней дорогой и значительно сокращает уровень шума. В общем, шина достаточно комфортна при езде на любом покрытии.

Шины X-lce North от французской компании MICHELIN

обеспечивают особенно эффективное торможение на льду и заснеженной поверхности. Данная модель рассчитана на эксплуатацию при крайне низких температурах и суровых зимах. У этой модели лучшие сцепные свойства на льду и снеге, хорошая курсовая устойчивость на асфальте. Обладает длительным сроком службы.

Читайте также:  Доводчики дверей для зимы

Для любителей шипованных шин компания BRIDGESTONE

представляет уже популярную в России модель
Ice Cruiser 5000. Она специально разработана для наших дорог. Ключевыми отличиями от шин предыдущего поколения являются:

  • увеличена ширина протектора и пятно контакта (на 16%);
  • 12-и рядная ошиповка (вместо 8-и);
  • улучшены сцепные характеристики (на 8%) и тормозные на льду (на 17%);
  • возросла управляемость (на 12%).

Эту модель BRIDGESTONE

предлагает как для легковых автомобилей, так и для внедорожников.

Зимняя шипованная шина PIRELLI Winter Carving гарантирует высокую безопасность вождения при высоком уровне комфорта. Оригинальный рисунок протектора и новое расположение шипов обеспечивают надежное сцепление с дорогой, низкий уровень шума и плавность хода. Хорошо тормозит на асфальте, отличный разгон на снегу и льду. В боковом скольжении на льду проявляет отличные сцепные свойства. Шипованная шина NOKIAN Hakkapeliitta 5 с так называемым «медвежьим когтем», который улучшает сцепление шины с дорожным покрытием и оптимизирует торможение. Высокие сцепные свойства на снегу и льду, хорошие управляемость, курсовая устойчивость на заснеженной дороге и отличная проходимость.

Для любителей зимних не шипованных шин BRIDGESTONE

представляет модель
Blizzak WS 60. Она удачно сочетает в себе хорошо сбалансированные ходовые характеристики на асфальте и заснеженных дорогах, с отличными показателями на льду. За счет великолепного сцепления со скользкой поверхностью она обеспечит вам высокий уровень безопасности на любой зимней дороге. Благодаря пористому строению протектор шины работает подобно губке, впитывая водяную микропленку, образующуюся между шиной и ледяным покрытием. Кроме того в состав резиновой смеси протектора входит особый химический компонент — полимер, который отвечает за стабильность эластичных свойств резиновой смеси при любых температурах, в которую входят также микрочастицы («микрошипы»), вгрызаясь в ледяную поверхность, они действуют, как обыкновенные шипы.
Новейшие технологии BRIDGESTONE

в производстве не шипованных шин позволяют производить отвод воды из под колеса на микроуровне. Основной поток отводится канавками протектора шины, а остаточная водяная микропленка впитывается микропорами. Таким образом, даже по луже холодной талой воды на льду вы проедите, как по сухой дороге.

Новое поколение специальных зимних не шипованных шин представляет японская компания TOYO

модели
Garit G4. Разработка шины проводилась с использованием новейшего метода компьютерного моделирования поведения колеса на зимней дороге. Этот метод позволяет изучить поведение автомобиля в различных дорожных условиях на проектируемой шине и добиваться наилучших результатов. При этом изменяя характеристики колес, в том числе состав резиновой смеси, глубину протектора, размеры и форму ламелей и водоотводящих каналов, форму и внутреннее устройство боковины колеса и протектора.
Помимо специальной резиновой смеси, с добавлением силикона в состав шины внесен порошкообразный компонент, придающий резиновой поверхности более шероховатый вид. Таким образом, на поверхности шины получается рельефный профиль приблизительно с 7-ю миллионами микрошипов. Такой состав резины позволяет шине не твердеть при низкой температуре и обеспечить сохранение изначальных свойств шины даже при значительном износе.

Блоки протектора с пилообразными кромками, разделенные разнонаправленными, самозатачивающимися ламелями придает шине отличные тяговые и сцепные характеристики на снегу и льду. Одновременно боковые грунтозацепы и пилообразные ребра блоков протектора и центральной полосы позволяют шине эффективно проходить сильно заснеженные участки дороги.

Теперь мы видим, что не шипованным шинам не страшны ни гладкие раскатанные ледяные участки, ни снежные заносы. Эти шины идеально подходят как для трасс, так и для передвижения в городских условиях.

Синонимичные выражения

В нашем языке у пословицы есть несколько добротных синонимов:

  • Не тогда ищи стрелы, когда неприятель идёт;
  • Не припася основы, ткать не садятся;
  • Строй плотину до потопа.

Иностранцы говорят о подготовленности так:

  • Латай паруса, пока погода хороша(англ);
  • Зонт готовь, когда ясная погода (кит.);
  • Зимой запасайся одеждой, а летом – провизией (казах).

Всё, всё на белом свете требует усилий и привычки. Может, и жить по-настоящему мы пока только готовимся, учимся. А уж когда придётся держать экзамен, тогда и выясним, чему научились.

Источник

Adblock
detector