Меню

Химическим явлениям относится таяние льда

Урок по химии на тему «Физические и химические явления»

Выбранный для просмотра документ конспект урока физ хим явл на конкурс.doc

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

— сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

— закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .

— развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни

Задачи урока:
а) Образовательные

— наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

— проводить химический эксперимент;

— объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

— способствовать усвоению понятий : «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций»

— воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ

— воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах

— развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся

— совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы

Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

— словесно – наглядно – практический

Оборудование: пробирки, спички, , спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди( II ), раствор гидроксида натрия, уксус.

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осень? Какие в это время года происходят изменения?

Учащиеся описывают явления осени, рассказывают какие изменения происходят в это время года.

Учитель: Правильно, таким образом, осень – это явление, при котором происходят различные изменения.

Учитель: Ребята, давайте вспомни определение нашего предмета: Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.

Презинтация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.

Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. ( Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь ).

Перейдем к экспериментальной работе.

Опыт 1. Плавание парафина.

Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Перейдем к экспериментальной работе.

Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.

Читайте также:  Кто композитор кабы не было зимы

Опыт 2. Испарение воды.

Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)

Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

Опыт 3. «Выделение газа».

К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.

Опыт 4. «Взаимодействие растворов».

Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди( II ),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________

Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций .

Учитель: Ребята, давайте выделим признаки химической реакции.

Учащиеся называют признаки химической реакции, учитель записывает их на доске.

Различают пять таких признаков.

Задание Проведение тестовой работы для закрепления изученного материала

Физические и химические явления.

Какие из перечисленных явлений являются химическими?

1) замерзание воды

3) разложение оксида ртути при нагревании

4) плавление металлов

5) горение свечи

6) сжижение воздуха

7) горение природного газа

Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

б) разложение воды электрическим током

в) взаимодействие цинка с соляной кислотой

г) плавление металла

е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду

ж) замерзание воды

Ответы: 1. 2-3-5-7 2. а, г, д, ж.

Проверка результатов теста : взаимопроверка ( обмен тетрадями)

Учитель: Что вы сегодня узнали нового? Беседа.

Выписывается на доске новые определения и понятия.

Тест: «Физические и химические явления»

Физические явления: _______

Химические явления: _______

Вода в озере покрылась коркой льда;

Появление ржавчины на железном гвозде;

Золотую проволоку вытянули в нить;

Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

Ледяная игрушка весной растаяла;

Высыхание дождевых луж;

Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Физические явления: _______

Читайте также:  Как живут индюки зимой

Химические явления: _______

Выветривание горных пород;

Серебряная ложка на воздухе потемнела;

Испарение воды с поверхности реки;

Горение керосина в лампе;

Движение воздуха (ветер);

Скисание молока с образованием кефира;

Плавление куска железа;

Дети на пляже построили из песка замок;

Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Источник

Физические и химические явления

Класс: 8.

Название курса: Химия.

Цель урока: формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.

Задачи урока:

  • формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
  • формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
  • формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
  • изучить понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»;
  • показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
  • воспитывать убеждёние в познаваемости химической составляющей картины мира;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • развивать познавательную и коммуникативную активность,
  • развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:

  • ценностно-смысловые (способность ученика видеть и понимать окружающий мир);
  • учебно-познавательные (умения учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности — организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационные (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и т. д.)
  • коммуникативные (навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими людьми).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • поисковый.

Оборудование и реактивы:

  • на демонстрационном столе: 4 стакана, пробирка, спички, свеча, лучина, NaHCO3, CH3COOH, H2O, NaOH, Ф.Ф.
  • на столах учащихся: подносы для проведения опытов, предметное стекло, деревянная палочка, тигельные щипцы, ступка, пестик, лучина, спички, парафин, CaCO3, HCI, NaHCO3, CaCl2.

Структура урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
  3. Эксперимент как способ познания.
  4. Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
  5. Закрепление. Рефлексия.
  6. Оценки. Домашнее задание.
  7. Подведение итога урока.

Ход урока

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я научусь.

1. Мотивация

Учитель: Здравствуйте, сегодня наш урок начнется с демонстрации. Вашему вниманию предлагается пронаблюдать 2 опыта (показать банки):

1 опыт: NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + H2O + CO2↑ (горящая лучина)

2 опыт: NaHCO3 + H2O →

Вопрос: Что вы наблюдали в ходе реакций?

Ответ: 1 опыт – выделяется газ, не поддерживающий горение, т.к. горящая лучина гаснет. 2 опыт – растворение питьевой соды в воде.

Читайте также:  Когда обрезать вишню зимой

Вопрос: Какой можно сделать вывод по результатам проделанных опытов?

Ответ: В 2-х опытах произошли изменения.

2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации

Учитель (задание): В окружающем мире постоянно происходят изменения или по-другому мы их называем явления. Приведите примеры явлений природы, которые нас окружают.

Ответ:

  • северное сияние;
  • снегопад;
  • град;
  • гроза;
  • радуга;
  • туман;
  • шаровая молния;
  • вулкан;
  • землятресение;
  • ураган;
  • наводнение;
  • половодье.

Учитель: Обратите внимание на «Времена года», прикрепленные к доске (осень, весна).

Вопрос: Что происходит с веществами и телами?

Ответ:

  • гниение листьев: изменение состава вещества;
  • изменение цвета листьев деревьев осенью: изменение состава вещества;
  • таянье льда: вещество не изменяется, только агрегатное состояние (из твердого в жидкое);
  • появление зеленого цвета у растений под действием солнечного света (фотосинтез)

Учитель: Какие явления вы знаете из физики (пройдена тема: «Изменение агрегатных состояний веществ»)?

Ответ:

  • плавление: (т-ж) таяние снега;
  • кристаллизация: (ж-т) замерзание воды;
  • парообразование: (ж-г) испарение воды с поверхности океана;
  • конденсация: (г-ж) выпадение росы;
  • сублимация: (т-г) испарение нафталина, плавление графита, иней;
  • десублимация: (г-т) узоры на стекле.

Вопрос: Что происходит с веществами в перечисленных явлениях?

Ответ: Изменяются форма, размеры, агрегатное состояние.

Вопрос: Как называются такие явления?

Ответ: Физические.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Ответ: «Явления физические и ….» (запись в рабочие листы, приложение 1).

Вопрос: Какие еще есть явления кроме физических?

Ответ: Химические (добавляю).

Вопрос: Что мы знаем о них?

Ответ: Химические явления – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества, поэтому их еще называют химическими реакциями.

Вопрос: Что вы хотели бы узнать о них?

Ответ: Научиться определять явления, условия их возникновения и протекания (цель урока).

3. Эксперимент как способ познания (групповая лаб/работа)

Инструктаж ТБ (учащиеся) и правила работы в группах (учитель) озвучить (приложение 3, 4).

Опыт 1. Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.

Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.

Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Результаты опытов

Название опыта

Наблюдения (что изменилось?)

Новые вещества

Вывод (какое это явление?)

Источник

Adblock
detector