Хлеб той зимы главные герои для читательского дневника

Фонякова Элла «Хлеб той зимы» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Автор: Фонякова Элла Ефремовна.

Краткое содержание для читательского дневника

1) В произведение рассказывается о жизни людей в блокадном Ленинграде, девочка 7-ми лет, Лена, ведет записи в дневник.

2) Даже когда ее семья чуть не погибла она радовалась найденной аскорбинке.

3) Семья интеллигентная, особенно папа, который велел Лене писать стихи каждый день, отвлекая от ужасов зимы.

4) В школе их учили тушить зажигательные гранаты и надевать противогазы.

5) Они сами еле выживали, но помогали и другим.

6) Даже новый год отметили по-настоящему, с украшениями, капустным пирогом и подарками.

Главные герои

Лена — маленькая девочка, сочувствующая, радостная даже в такое не простое время

Главная мысль

Не стоит унывать даже если все вокруг плохо. Смерти не избежать, судьба все решит и не стоит прятаться.

Чему учит

Радоваться каждому дню, ни смотря ни на что. Сейчас когда не хочешь чего-то кушать, понимаешь, что тогда людям эта еда была бы за радость.

Отзыв

Повесть очень печальная, порой до слез. Она началась с довоенного времени и показывала контраст между до и после военного времени. Повествование от имени маленькой девочки, взгляд на войну детскими глазами. Девочка была храбрая, и ее сердце не очерствело, хотя пришлось пережить многое.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Одна из лучших детских книг о блокаде. Рекомендую к прочтению

Мой период самоизоляции стал хорошим поводом для чтения книг. В одной из публикаций я поделилась мнением о новой детской книжке, которая поступила к нам в библиотеку, но пока не дошла до читателей по тем же причинами, по которым мы третий месяц сидим дома. Сегодня расскажу о другой книге. И эта книга пока не вышла в свет из стен библиотеки, о чём я искренне сожалею.

Итак, моё литературное знакомство с книгой Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» началось без особого энтузиазма. Из названия понятно, что речь идёт о страшном и тяжелейшем периоде Великой Отечественной войны — блокаде Ленинграда. Казалось, что все детские книжки об этой трагической странице истории я прочла ещё будучи школьницей 80-х. Наверняка мои ровесники прекрасно помнят «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлева, «Вот как это было» Ю. Германа, «Седьмая симфония» Т. Цимберг, «Три девочки» Е. Верейской, «Мальчики из блокады» А. Крестинского и множество других проникновенно-глубоких книг, благодаря которым складывалась картинка той суровой действительности и приходило понимание, что просто выжить в подобных условиях — это уже огромный подвиг.

Сегодня же я не очень люблю читать и перечитывать книги о войне, блокаде, потому что это просто тяжело эмоционально. Однако, читаю. Работа в библиотеке предполагает проведение читательских конференций, обсуждений, диспутов и других форм мероприятий, в том числе и по теме патриотического воспитания, которое до сих пор в большинстве своём строится на примерах Великой Отечественной.

Возвращаясь к ниге Фоняковой, хочу сказать, что работая над заказом книг для библиотеки, прочла следующую аннотацию:

Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора.

Само собой, книгу я заказала, не зная, что «Хлеб той зимы» была напечатана ещё в 1970 году в Западно-Сибирском книжном издательстве. Тогда Элла Фонякова работала в Новосибирске. Затем книга неоднократно переиздавалась, переведена на несколько языков, вышла в Германии и США. В 2020 году книгу выпустило издательство «Речь». Прекрасные иллюстрации, с поразительной точностью передающие настроение повести, создала Людмила Пипченко.

Хочу сказать, что искренне советую и взрослым, и детям прочесть эту книгу. Повествование ведётся от лица семилетней девочки Лены. Героиня рассказывает «как выглядит война взаправдашняя»: о таких сложных, тяжелых, мучительных вещах, как смерть, человеческие страдания, каким бывает настоящий голод и что чувствует при этом ребёнок. Рассказ этот правдивый, без приукрашиваний, без нагнетания ужаса. Хотя что может быть ужаснее для понимания семилетнего ребёнка, что нет больше игрушек, да и не до них; все мысли сводятся только к тому, как бы съесть хоть небольшой кусочек хлеба, пусть даже крошечку, чтобы хоть на минутку утолить чувство голода, и как не польститься на небольшой запас еды, под названием «НЗ». Так же сложно понять ребёнку, что голодали не все, кто-то менял еду на вещи — ковры, вышивку, мебель, посуду и прочее. Кто-то умудрялся наживаться на беспомощных и беззащитных людях.

Есть в книге и некоторые светлые моменты. Жизнь продолжалась, и надо было как-то себя подбадривать, чтобы выжить. Творческая семья Леночки находила в себе силы организовывать семейные праздники, например встреча 1942 года. Правда предварительно мама объявила об однодневной голодовке. Было решено весь скудный дневной рацион сохранить для торжественного новогоднего застолья. Все продукты сложили в старую довоенную коробку из-под торта, а Лене было поручено следить за целостью и сохранностью этих богатств.

Но это всё равно, что доверить волку стадо овец — нет-нет я и отколупну чего-нибудь из картонки. Подозреваю, что для того меня, по-видимому, в охранницы и посадили.

А вот несколько кулинарных изобретений блокадного времени: оладьи из кофейной гущи, студень из столярного клея, щи из хряпы — сорной капусты, рагу из Барсика (кота), лепёшки из шрот (отходов, получаемых при производстве растительных масел) и само собой, витаминные зелёные отвары из еловой и сосновой хвои.

Подошла к концу первая блокадная зима. К сожалению, семье Леночки не удалось избежать потерь. Но жизнь продолжалась. Весеннее солнце вселяло радость и надежду на скорое возвращение к мирной жизни.

И вот однажды, на уроке арифметики Леночка поймала себя на том, что в её голове складываются рифмованные строки:

Весна идёт. На улице весенняя пора.

И топает по улицам шальная детвора.

И солнце греет радостно и весело блестит,

Сосулька преогромная под крышею висит.

Мальчишка тащит саночки, где горочка была.

Глядит — и нету горочки. Горочка сплыла.

Ну а зимой над домом, свистя, летел снаряд.

Разил он всех знакомых и не щадил ребят.

Источник

Рецензии на книгу Хлеб той зимы

Перед нами дневник семилетней девочки, которая оказалась в блокадном Ленинграде и рассказывает нам про страшную и холодную зиму 41-ого. Первая мысль заключалась в том, что это тот ребенок, у которого украли счастливое детство, который не познал озорные игры во дворе и первые эмоции от школы и домашнего задания. Один из многих, один из тысяч.

Наверно, одно из самых страшных в любой войне, что она забирает у самых маленьких минутки радости, общение со сверстниками и близкими. Те, самые моменты, которые помогают установить контакт между людьми и насладиться беззаботным детством. У Леночки не было радости от мороженного или грусти от сложных уроков. В жизни Леночки был страх за тех, кто рядом, многочасовые очереди за хлебом, редкие минуты радости и постоянный голод.

Читается быстро, на одном дыхании. Очень быстро проникаешься уважением к Лене и ее родителям, которые не пожелали покинуть родной город, а помогли ему выстоять, выжить и обрести красоту вновь. Каждый отдельный человек, который отказался покинуть блокадный город заслуживает памяти. Не смотря на холод и голод в одной квартире ютились сразу несколько семей, деля между собой скудную еду, согреваясь и помогая друг другу. Душевная теплота победила зимнюю стужу. Хорошая книга о войне, которую стоить прочитать. Объем не велик, а эмоциональная нагрузка на высоте.

#книжный_марафон2020
#БК_2020 4 (3. Книга, в названии которой есть что-то вкусное/съедобное)

Приходилось вам в детстве вести дневник? Записывать туда свои маленькие радости и крупные неудачи? Знакомьтесь, это Лена. Ей 7 лет. В этом году она идёт в первый класс. Она тоже ведёт дневник. И он мог бы стать самым обычным, если бы не жила Лена в Ленинграде. Блокадном Ленинграде.
Удивителен мир глазами ребёнка. Ничего его не испортит. Казалось бы — гремят взрывы, звучат серены, а живот крутит от голода, но мир всё равно остаётся прекрасным. И прекрасен он мелочами: аскорбинкой, случайно найденной за комодом, интересной книгой, потайным третьим двором, о котором знаешь только ты. Конечно, и мама с папой тут. А если они рядом, то и самое плохое не случится. Надо просто переждать, потерпеть.
Где-то наивно, где-то наоборот — не по детский серьёзно, но всё как есть. Быт ленинградской квартиры и жизнь семьи интелегенции, которая не умеет «приспособиться» и подготовиться. Без хозяйственной жилки, но зато с железной волей и сильным характером. Умеющими сохранить свою совесть в любых ситуациях. Чего стоит в самую голодную зиму 41года принять к себе в семью совершенно чужого, незнакомого человека. Спасти от голодной смерти, когда сами близки к ней. И думаю, не будет спойлером если я скажу — как хорошо что все они остались живы!
#загадочная_пирамида

Что может быть страшнее войны? Смерть, разрушение и голод.
Страшнее этого смотреть на войну глазами ребенка. Ребенка, у которого отняли детство, жилье, еду. Ребенка, который не очень и понимает весь ужас происходящего.

Шестилетняя Лена проснулась в воскресенье и как всегда начала строить планы, куда они пойдут вместе с родителями, чем займутся, как папа придет к ней в комнату и начнет искать, а она будет делать вид, что ее нет.
Только это воскресенье не такое как все, отстраненная мама и задумчивый папа. И вот их уст родителей звучит слово «война». Нечто веселое и интересное во что играют мальчишки во дворе, а девчонок не берут.
Так начинается эта история.

А дальше… Дальше первая бомбежка, цена хлебного довеска, детские санки, на которых теперь возят умерших…

Видно и то, как живет не только эта семья. Есть те, которым хватает всего, у них не только есть деньги вещи, у них настоящие съестные закрома. Как можно не дать ребенку голодному ХОТЬ ОДИН БЛИНЧИК?? Это выше моего понимания.
Зато с каким достоинством Лена обещает себе больше так не делать, не ходить, не смотреть на чужую еду. Но эти запахи, этот вид…

Злость меня разбирала, когда речь заходила о родителях. Особенно мать девочки. Гордая, своевольная, кажется, будут стрелять с места не двинется. И это так. Они не бегут в убежище, не спасаются. Мама сказала, что не пойдет и все тут. Может так оно и надо конечно.
Или когда отец Лены достал билеты в это жутко сложное и тяжелое время, чтобы была возможность эвакуироваться, а мать рогом встала и ни в какую. Зато лучше терпеть унижения какой-то бабки, чтобы дочери достался лишний кусочек.
Отец. Как мог старался сгладить это существование. И в порыве сделать лучше, иногда это выглядело как издевательство на дочерью. Например в ресторане.

И тем не менее, люди выживают, помогают друг другу, устраивают праздники, учатся дети. Горе, которое отбирает родных, близких, друзей. Но вместе с тем и объединяет незнакомых, которые становятся такими же родными.
И даже в таких жутких условиях, человечность и любовь остается превыше всего.

#БК_2018 (Книга, в названии которой есть что-то съедобное.)

Меня тоже сначала очень сильно поразило решение матери не ходить в бомбоубежища. Но потом, чем больше читаешь, и уже это решение сглаживается, уже удивляться начинаешь тому, что люди привыкают к постоянным звукам обстрелов и бомб, дети так вообще практически растут с этими звуками и в такой обстановке. Короче, не знаешь, как бы сам поступил в такой ситуации, и не дай бог узнать.

@rina_rot, ну и еще от такого спокойствия матери и ее выдержки, возможно Лене спокойнее было. Действительно, не знаешь, что лучше, что хуже. И ведь в этом тоже есть некий героизм — выстоять, не струсить, не сбежать.

Ещё одна отличная повесть о тех страшных днях — днях войны, бесконечных днях блокады Ленинграда; взгляд изнутри глазами маленькой девочки, едва умевшей читать и писать. Я не люблю обычно что-то выискивать в книгах (если только они изначально чем-то меня не начинают раздражать). И тут не хочется. Не хочется подробно описывать композицию, соответствие или несоответствие стиля повествования и возраста рассказчика, глубину/правдоподобность образов и т.п. И так понятно, что эти невымышленные события очень серьезные, и о буднях в тех условиях тоже нужно знать.

Мне понравилось решение автора показать тот кусок тяжелой жизни блокадных ленинградцев (и при чём не всей блокады, а только ее начало) глазами маленькой девочки. Сначала мы читаем о том, как девочка Ленка, озорница, иногда отказывается от невкусной пищи, ходит с родителями по выходным то туда, то сюда, и от этого уже начинает сжиматься сердце, поскольку ты, как читатель, уже знаешь, что это затишье перед бурей. Первая бомбёжка поражает. А последующие — уже обычное дело. И решение некоторых людей не прятаться в бомбоубежищах, тем самым не поддаваться панике, сначала тебя поражает, а потом и ты привыкаешь уже к вкраплениям в виде обстрелов и бомбёжок в основной сюжет. Люди во время них умудрялись поливать грядки, ходить в гости, на пикник, писать научные работы по музыке, по мнению некоторых — не такие уж в данное время и нужные, жить. Да, некоторые люди умудрялись не просто существовать, а жить. Нет, на читателя не надевают розовые очки: то тут то там мы видим смерти от голода, в повести мы очень часто встречаем описание блокадной еды и о том, как люди постоянно хотят есть-есть-есть, от ранений, от того, что кто-то пытался потушить зажигательную бомбу. Смерть всегда была рядом. Видим и счастливые случайности, которые спасали жизнь. Видим и недобросовестные и даже подлые поступки людей. Но видим и подвиг терпения и стойкости.

Ленка не была идеальным ребенком: она совершала поступки, за которые ей было стыдно потом большую часть жизни, она не понимала некоторые вещи, которые тогда казались ей несправедливыми, и могла таить обиду на своего родного человека. Но и она была готова помочь. Если надо — сходит за хлебом, за водой. Надо помочь прибрать и подлатать раненый родной город к весне — конечно, делает это. Эта девочка, наверное, как и многие маленькие дети блокады, боялась не грома бомб и артобстрелов, а вымышленных книжных героев.
Хочется, чтобы и для наших детей самым ужасным страхом был книжный герой, а не разрыв бомбы. Только не потому, что бомбёжки — это норма, но чтобы они никогда не узнали, что это такое.
#этотденьпобеды

Источник

Читайте также:  Снег имеет форму или нет
Оцените статью