Художественная литература о животных Севера.
проект по художественной литературе (старшая группа) по теме
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 15.68 КБ |
pochemu_u_medvedya_nos_chyornyy.docx | 19.89 КБ |
stihi.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки о животных Севера.
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый. (Полярная сова).
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу. ( Белый медведь).
В океане тёмно – синем,
Лапой, выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах . (Моржи)
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте — ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж)
Шерсти я имею мало,
Но среди полярных льдов
Жир меня, как одеяло,
Бережёт от холодов. (Морской котик)
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец)
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода . (Песец)
Корешки морошки гложем,
Мох грызем, в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов. ( Лемминги).
Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (Олень)
На Севере холодном
Приходится жить мне.
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем. (Олень)
Утоляем голод мхами…
Пусть укрыла их пурга,
Как лопатами, рогами
Разгребаем мы снега. (Олень).
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)
Предварительный просмотр:
«Отчего у белого медведя нос чёрный»
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.
Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.
На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.
Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.
Потому что нос у него – чёрный.
Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.
Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.
Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.
Надоело это людям, решили они медведя проучить.
Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.
А вот как они тихо назад вернулись — он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.
Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.
Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.
А нос так навсегда и остался чёрным.
Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!
Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!
Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.
Вот какой хитрый!
А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
«Почему олень быстро бегает»
В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли.
Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.
Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.
И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.
И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.
И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко.
Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.
Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит. Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен. »
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр. Каррр. »
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!
Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.
Положили белька на палубу и поплыли дальше.
Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.
Предварительный просмотр:
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.
ОВЦЕБЫК
К ветрам и холоду привык
Заросший шерстью овцебык.
Он всё подряд жевать готов:
Мох, ягель, веточки кустов.
Красивый, скромный, добрый зверь,
Жаль, малочисленный теперь.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Люди в тундре выжить не смогли бы
Без оленей северных, карибу.
На оленей в тундре вся надежда:
Всё от них – и транспорт, и жильё,
И еда, и обувь, и одежда…
Без оленей в тундре не житьё.
МОРЖ,
Правда, толстокожий морж
На слона чуть-чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами.
ПЕСЕЦ
Песец, полярная лисица,
Жить в Заполярье не боится.
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и хвосты:
Зверьки под хвостик прячут спины
И спят – без пледа и перины.
ЛЕММИНГ
Лемминг,
Или мышь полярная —
Пища в тундре популярная.
Ест их всяк, кому не лень –
Горностай, песец, олень,
Волк, сова и даже лось.
Так уж в тундре повелось.
НЕРПА
Нерпы пятнистые, или акибы, —
Очень большие ценители рыбы.
Скажет вам каждый, кто видел бельков:
Славные детки у этих зверьков!
Жалко, что это глазастое чудо –
Белых медведей любимое блюдо.
ПТИЧИЙ БАЗАР
В заполярного лета разгар
Открывается птичий базар.
В эту пору огромные стаи
Покормиться домой прилетают.
Чайки, крачки, бакланы, гагары
Очень любят такие базары.
И пускай там идёт не торговля,
А обычная рыбная ловля,
Пусть и тесно, и суетно там,
Но привольно и сытно птенцам.
Кратковременно в тундре тепло:
Только встал молодняк на крыло,
Собираются птицы опять
На чужбину лететь зимовать.
МЕЧТЫ ОБ АРКТИКЕ
Попасть бы мне однажды вдруг
За северный полярный круг!
Там, говорят, бывают
Такие чудеса:
Там северным сиянием
Сверкают небеса.
Там на зиму сменяет ночь
Полярный долгий день.
Там плавает усатый морж
И бархатный тюлень.
Там сквозь арктические льды,
Метели, холода
Проводят ледоколы
Промёрзшие суда.
Там по просторам тундры
Стада свои ведёт
Широкоскулый мудрый
Старик оленевод.
Живёт он в тёплом чуме —
Такой у ненцев дом —
И он, конечно, с Умкой
Из мультика знаком.
Я с Умкой подружиться
Хочу уже давно.
И в Арктику однажды
Уеду всё равно!
Источник
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Зимовье зверей»
Ольга Красненькова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Зимовье зверей»
Цели занятия:
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;
Учить понимать и оценивать характеры героев;
Передавать интонацией голоса и характер персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Необходимые материалы: куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши; мультимедийная установка.
Ход занятия:
Появляется кукла Буратино с книжкой в руках и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь?
Буратино: А как мне не плакать? Мальвина дала мне задание прочитать книжку, а потом еще сказала, что будет мне задавать вопросы о прочитанном. А как я могу прочитать, ведь я еще не умею, я только учусь. Вот, хожу с букварем, изучаю буквы, складываю слоги, а такую книжку прочитать не могу… (плачет)
Воспитатель: Буратино, не расстраивайся так сильно, не плач. Мы с ребятами тебе поможем, правда ребята? Обращается к буратино. Присаживайся, Буратино, на стульчик и слушай. Но сначала мы поиграем в слова-загадки.
Отгадайте,о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это?
Воспитатель: большой, рогатый, мычит, хвост метелкой.
Воспитатель: маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный.
Воспитатель: серый, злой, зубастый.
Воспитатель: кудрявый, круторогий, блеет, короткий хвост?
Воспитатель: мягкие лапки, любит играть с клубочком, гроза для мышей?
Воспитатель: вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе.
Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Под грибком».
Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто сочиняет сказки?
Дети: сказочники, писатели.
Воспитатель: если сказку сочинил сказочник, то это народная сказка. Сколько на земле живет народов – столько и сказок. А если написал писатель – то это авторская сказка. Сегодня я вам расскажу еще одну русскую народную сказку «Зимовье», книжку с этой сказкой нам принес Буратино.
После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
-Понравилась вам сказка? (да)
-Как называется сказка? («Зимовье»)
— Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод)
— Как бы жилось быку, барану, свинье, коту и петуху, если бы они не построили себе вовремя зимовье? (они бы замерзли, умерли бы от голода, их могли съесть волки)
— Дружны ли они были, когда строили дом? (да)
— Что каждый из них умел делать? (бык бревна из леса носил, да столбы тесал; баран щепу драл; свинья глину месила, кирпичи делала и печку клала; кот мох таскал, стены конопатил; петух крышу крыл)
-Как зимовали звери? (бык и баран на полу спали, свинья в подполье забралась, кот на печи песни пел, а петух под потолком на жердочке пристроился)
— Что случилось однажды? (к ним залез волк)
— Что помогло зверям спастись? (то, что их испугался волк)
— Почему злой, сильный, страшный волк, которого все в лесу бояться, испугался? (потому что друзья в домике оказались храбрыми и находчивыми)
Воспитатель:Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете?
— О ком в нашей истории так можно сказать? (о волке, ему привиделось то, чего в сказке не было)
— Что показалось волку, послушайте, я прочту об этом еще раз.
— Чему учит эта сказка? (умению дружить, трудиться и дружно работать)
Воспитатель: а теперь, давайте поиграем в зверей.
Мы походим как лисята,
А потом как поросята,
А потом как медвежата,
А потом как лягушата.
Вот свернулся еж в клубочек,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: А сейчас, ребята, возьмите цветные карандаши и нарисуйте, как вы представляете избушку-зимовье зверей.
Дети рисуют, Буратино хвалит детей и обещает в следующий раз прийти с Мальвиной. Дети дарят Буратино рисунки. Буратино прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру. За ширмой спрятались игрушки. Кто-то из вас будет говорить слова, а кто-то отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из-за ширмы.
Игра продолжается, пока все игрушки не будут угаданы.
Рассказывание сказки сопровождается мультимедийной презентацией.
Источник