Художественная литература по теме дикие животные зимой

Художественная литература о животных Севера.
проект по художественной литературе (старшая группа) по теме

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.

Скачать:

Вложение Размер
zagadki.docx 15.68 КБ
pochemu_u_medvedya_nos_chyornyy.docx 19.89 КБ
stihi.docx 16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки о животных Севера.

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. ( Белый медведь).

В океане тёмно – синем,

Лапой, выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах . (Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте — ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов. (Морской котик)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода . (Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызем, в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. ( Лемминги).

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень).

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Предварительный просмотр:

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись — он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает»

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли.

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко.

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит. Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен. »

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр. Каррр. »

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.

Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!

Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.

Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

Предварительный просмотр:

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.

ОВЦЕБЫК
К ветрам и холоду привык
Заросший шерстью овцебык.
Он всё подряд жевать готов:
Мох, ягель, веточки кустов.
Красивый, скромный, добрый зверь,
Жаль, малочисленный теперь.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Люди в тундре выжить не смогли бы
Без оленей северных, карибу.
На оленей в тундре вся надежда:
Всё от них – и транспорт, и жильё,
И еда, и обувь, и одежда…
Без оленей в тундре не житьё.

МОРЖ,
Правда, толстокожий морж
На слона чуть-чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами.

ПЕСЕЦ
Песец, полярная лисица,
Жить в Заполярье не боится.
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и хвосты:
Зверьки под хвостик прячут спины
И спят – без пледа и перины.

ЛЕММИНГ
Лемминг,
Или мышь полярная —
Пища в тундре популярная.
Ест их всяк, кому не лень –
Горностай, песец, олень,
Волк, сова и даже лось.
Так уж в тундре повелось.

НЕРПА
Нерпы пятнистые, или акибы, —
Очень большие ценители рыбы.
Скажет вам каждый, кто видел бельков:
Славные детки у этих зверьков!
Жалко, что это глазастое чудо –
Белых медведей любимое блюдо.

ПТИЧИЙ БАЗАР
В заполярного лета разгар
Открывается птичий базар.
В эту пору огромные стаи
Покормиться домой прилетают.
Чайки, крачки, бакланы, гагары
Очень любят такие базары.
И пускай там идёт не торговля,
А обычная рыбная ловля,
Пусть и тесно, и суетно там,
Но привольно и сытно птенцам.
Кратковременно в тундре тепло:
Только встал молодняк на крыло,
Собираются птицы опять
На чужбину лететь зимовать.

МЕЧТЫ ОБ АРКТИКЕ
Попасть бы мне однажды вдруг
За северный полярный круг!

Там, говорят, бывают
Такие чудеса:
Там северным сиянием
Сверкают небеса.

Там на зиму сменяет ночь
Полярный долгий день.
Там плавает усатый морж
И бархатный тюлень.

Там сквозь арктические льды,
Метели, холода
Проводят ледоколы
Промёрзшие суда.

Там по просторам тундры
Стада свои ведёт
Широкоскулый мудрый
Старик оленевод.

Живёт он в тёплом чуме —
Такой у ненцев дом —
И он, конечно, с Умкой
Из мультика знаком.

Я с Умкой подружиться
Хочу уже давно.
И в Арктику однажды
Уеду всё равно!

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Зимовье зверей»

Ольга Красненькова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Зимовье зверей»

Цели занятия:

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;

Учить понимать и оценивать характеры героев;

Передавать интонацией голоса и характер персонажей;

Подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Необходимые материалы: куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши; мультимедийная установка.

Ход занятия:

Появляется кукла Буратино с книжкой в руках и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Буратино: А как мне не плакать? Мальвина дала мне задание прочитать книжку, а потом еще сказала, что будет мне задавать вопросы о прочитанном. А как я могу прочитать, ведь я еще не умею, я только учусь. Вот, хожу с букварем, изучаю буквы, складываю слоги, а такую книжку прочитать не могу… (плачет)

Воспитатель: Буратино, не расстраивайся так сильно, не плач. Мы с ребятами тебе поможем, правда ребята? Обращается к буратино. Присаживайся, Буратино, на стульчик и слушай. Но сначала мы поиграем в слова-загадки.

Отгадайте,о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это?

Воспитатель: большой, рогатый, мычит, хвост метелкой.

Воспитатель: маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный.

Воспитатель: серый, злой, зубастый.

Воспитатель: кудрявый, круторогий, блеет, короткий хвост?

Воспитатель: мягкие лапки, любит играть с клубочком, гроза для мышей?

Воспитатель: вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе.

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Под грибком».

Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто сочиняет сказки?

Дети: сказочники, писатели.

Воспитатель: если сказку сочинил сказочник, то это народная сказка. Сколько на земле живет народов – столько и сказок. А если написал писатель – то это авторская сказка. Сегодня я вам расскажу еще одну русскую народную сказку «Зимовье», книжку с этой сказкой нам принес Буратино.

После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

-Понравилась вам сказка? (да)

-Как называется сказка? («Зимовье»)

— Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод)

— Как бы жилось быку, барану, свинье, коту и петуху, если бы они не построили себе вовремя зимовье? (они бы замерзли, умерли бы от голода, их могли съесть волки)

— Дружны ли они были, когда строили дом? (да)

— Что каждый из них умел делать? (бык бревна из леса носил, да столбы тесал; баран щепу драл; свинья глину месила, кирпичи делала и печку клала; кот мох таскал, стены конопатил; петух крышу крыл)

-Как зимовали звери? (бык и баран на полу спали, свинья в подполье забралась, кот на печи песни пел, а петух под потолком на жердочке пристроился)

— Что случилось однажды? (к ним залез волк)

— Что помогло зверям спастись? (то, что их испугался волк)

— Почему злой, сильный, страшный волк, которого все в лесу бояться, испугался? (потому что друзья в домике оказались храбрыми и находчивыми)

Воспитатель:Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете?

— О ком в нашей истории так можно сказать? (о волке, ему привиделось то, чего в сказке не было)

— Что показалось волку, послушайте, я прочту об этом еще раз.

— Чему учит эта сказка? (умению дружить, трудиться и дружно работать)

Воспитатель: а теперь, давайте поиграем в зверей.

Мы походим как лисята,

А потом как поросята,

А потом как медвежата,

А потом как лягушата.

Вот свернулся еж в клубочек,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Воспитатель: А сейчас, ребята, возьмите цветные карандаши и нарисуйте, как вы представляете избушку-зимовье зверей.

Дети рисуют, Буратино хвалит детей и обещает в следующий раз прийти с Мальвиной. Дети дарят Буратино рисунки. Буратино прощается с детьми и убегает.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру. За ширмой спрятались игрушки. Кто-то из вас будет говорить слова, а кто-то отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из-за ширмы.

Игра продолжается, пока все игрушки не будут угаданы.

Рассказывание сказки сопровождается мультимедийной презентацией.

Источник

Читайте также:  Посев под зиму виол
Оцените статью