Имена существительные связанные с зимой
Ветлужские поэты о зиме
Утром на кустах заиндевелых
Появились шесть румяных птичек.
Снегирей семейка залетела
Попастись в кормушке у синичек.
Расписные узоры на окнах,
Белой шубой укрыты дома.
Снег искрится, из бисера соткан,
Это снова пришла к нам зима.
Ночь светла, серебристые ели
Засверкали при свете луны,
И тихонько иголки звенели
Под дыханием суровой зимы.
Ходит-бродит по улицам стужа,
И трещит на горе сухостой.
Ворон черный, морозом застужен,
Где-то спрятался в ельник густой.
Пес лохматый прошел до забора
И забрался обратно в сарай.
Ну какие в мороз такой воры,
Ну какой в стужу может быть лай?
Все живое попряталось в щели,
И в домах свет вечерний погас.
Только тихо иголки звенели
В этот лунный таинственный час.
На поле первый снег ложится,
Морозец к с вечеру крутой.
И нет следа и зверь боится
Пройти не хоженой тропой.
Еще вчера все сыро было
И темный лес не так пугал.
Сегодня же кругом застыло
И темный лес вдруг белым стал.
Вдруг побелели все дороги
И побелели все поля
И лишь под елками немного
Осталась рыжая земля.
Лиса свернулась возле ели,
Боится в поле выходить.
И волк, вчера такой был смелый,
Сегодня хмуро вдаль глядит.
Лежит зайчишка возле кочки,
Пугает зайца белизна.
И лишь сорока пишет строчки,
По снегу, прыгая одна.
Но через день по белым тропам,
По снежной белой целине
Пройдет лисичка на охоту
И заяц прыгнет в стороне.
И волк пойдет искать добычу
Он к нам в деревню забредет
И как всегда, глубокой ночью
Он чью-то Жучку унесет.
Кружит снег, набивается в щели,
Наметает сугроб у ворот.
Загудели, завыли метели,
Вот и снова пришел Новый год.
Забирается в комнату стужа,
Над окошком висит бахрома.
Знать, тепло пропускают наружу
Наши старой постройки дома.
Дым из печек над крышами вьется,
Забрались под стреху воробьи.
Крышка вмерзла на срубе колодца.
Не достать нам сегодня воды.
Контур солнца повис над угором,
Собираясь упасть за селом.
Старый ворон сидит на заборе,
Спрятав голову под крылом.
И не светит солнце, не греет.
И мороз все сильней и сильней.
А на ветках рябины алеют
Стайка пышных в мороз снигирей.
День прошел, не успев и начаться.
Загораются в окнах очки.
И куда-то мчатся и мчатся
Вместе с вьюгой зимние дни.
Задержалась зима, загуляла,
Позабыла про наши края.
Кружит ветер в кустах чернотала,
Стынет ночью сырая земля.
Бродит осень по темным аллеям,
Лист последний срывая с берез.
Даже днем не бывает светлее,
Даже ночью не схватит мороз.
Солнце мраком холодным закрыло.
Где ж ты зимушка наша зима.
Ты взмахни рукавом белокрылым,
Из сугробов построй терема.
Ты засыпь зима нас снегами,
Белой скатертью двор наш накрой.
И я буду своими стихами
Воспевать белоснежный покой.
Источник
Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»
Лариса Матвеева
Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»
Зима. Зимние забавы.
Тематический словарь.
Словарь признаков.
Зима — какая?
Холодная, морозная, снежная, теплая, лютая, суровая, сказочная, белая, пушистая, веселая, красивая, длинная, волшебная, злая, ранняя, поздняя.
Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, мокрый, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, первый, чистый, красивый, волшебный, грязный.
Маленькая, красивая, волшебная, холодная, хрупкая, белая, пушистая, нежная, большая, хрустальная, легкая, узорная, летящая, падающая.
Сильный, крепкий, злой, трескучий, слабый.
Ледяная, большая, длинная, холодная, крепкая, хрупкая, острая, тонкая, толстая, короткая, свисающая, висящая, опасная.
хрупкий, тонкий, холодный, прозрачный, крепкий, толстый, скользкий, твердый.
Глагольный словарь
Дети что делают?
Играют, катаются, лепят, строят, веселятся, смеются, валяются, бросаются, мерзнут, соревнуются, ловят.
Снег что делает?
Искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, скрипит, тает, идет, переливается, летит, валит, вьётся, липнет, серебрится, метёт, стелется.
Зима что делает?
Приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит.
Мороз что делает?
Трещит, щиплет, замораживает, разукрашивает, разрисовывает, крепчает, усиливается.
Родственные слова
Снег- снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, подснежник, снегирь, снегирек, заснеженный, Белоснежка, белоснежный;
Зима- зимушка, зимний, зимовье, зимовка, зимовать, зимующие, озимые, озимь, зимородок, зимник;
Мороз- морозец, морозишко, морозко, морозный, заморозки, изморозь, заморозить, морозилка, дед Мороз, мороженное, подморозить, морозно, отморозить, морозище;
Холод- холодно, холодильник, холодец, холодное, похолодание, прохлада, прохладный, холодок, холодина, охлаждение;
Лёд- гололёд, ледяной, ледянка, ледник, ледышка, наледь.
«Здравствуй, Зима!» Цели занятия: • закрепление представлений о зиме и её приметах; • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; • уточнить.
Неделя «Зимние игры и забавы» Неделя «Зимние игры и забавы»Снег кружится, снег ложится — Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! С. Михалков.
Источник
Зимние слова
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
В статье собраны все слова, встречающиеся в диктантах 2 и 3 четверти. Слова можно использовать на уроках развития речи. Подобрала разнообразные задания с «зимними» словами. Учтена подготовка учащихся к итоговому тестированию в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_slova_2.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Д е ка бр ь, дека брь ский, я нва рь , янва рск ий, ф е вра ль , феврал ьск ий, м е сяц, Н овый го д , Ро жд е ство, праз д ник, Д е д Мороз , С н е гуро чк а, сн е г о вик, сне г , сн ежи нка, сн е г о па д , х олод , лё д , сугро б , с е р е бристый ин е й, м е тель, в ь юга, стужа, о з и м ь , м ороз , зам ороз ки, изм орозь , пр о казы з и мы, зиму ш ка-з и ма, снежный мя г кий к о вёр, вет е р, п о кро в , хлоп ь я, п о стел ь , прору бь , ел ь , ёл очк а, с о сна, кр а сав и ца, суч ь я, ств о лы, с о сул ь ки, т иши на, ноч ь ю, на крышах д о м ов , хру п ким л ед ком, лу жи ц ы, л е дяная ст е на.
Зимние з а бавы, к а никулы, к о н ь ки, к а ток, ф о н а ри, ф о нар и ки, хл о пушка, б е се д ка, креп ость , х окк ей, ша й ба, вр а тар ь , сн еж ки, в оро та, с а ла з ки, лы жи , зимн яя ска з ка, т е л е виз о р, в о лше б ство, г и рлянда, зв е зда, х о р о во д , с е м ь я, п о дарки, о г о н ь ки, ведро.
О де ж да, (лис ья , за я ч ья , волч ья ) ша п ка, шу б ка, вал е нки, с а п о ги, с а по г , вяз ан ые вар еж ки, рук а виц ы , п а л ь то, ш е рстяной, шар ф , свит е р, ко ф та, в оро тник, н о ски, дев очк а, мал ь ч и к, пуховый пл а ток, тулу п, л а до ш ки, щ ёчк и, л и цо.
П е рнатые (пер ь я, п е ро), пти чк и, пт е нцы, сн е гирь (сне г ), с и ница (син и й), с и ни чк а, в о р о бей (вор), в о р о б ь и, в о рона, с о рока, пом о щ ь , к о рмушка, друз ья , пш е но, кусо чк и хлеба, сал о , гол од , ж и вотные, зв е рю ш ки, м е две дь , л и сица, за я ц, зайч и к, в о л ча та, о лен ь , жи л ьё , б е рлога, лог о в о , сл е ды (лис ь и, волч ь и, м е двеж ь и, за я ч ь и, зв е ри н ые, о лен ь и, птич ь и), к ап кан, л е сные тр о пинки, тро п ки, ла п ки, спя чк а.
С е дая, ч а р о дейка, кр еп кий, гла д кий, бл е стящий, скол ьз кие д о ро ж ки, з а бавные, з о л о тые, с е ребр ян ые, з е лён ая , м о хнат ая , пушист ая , мал е н ь к ая , рад ост ный, х о лодный, вку сн ый, о па сн ый, чу де сн ый, пр е кра сн ый, инт е ре сн ый, дли нн ый, в о лшебная.
Л е тит, б ежи т, бл е стит, скр и пит, н е сё тс я, св е рка е т, с и я е т, м е тёт, з а м е ло, н а м е ло, зам е рл о , в ь ю жи т, тр е щит, ск о л ь зит, ст о ит, м о розит, п о м о га е т, ск о вал, щипл е т, м е рца ю т, м е л ь ка ю т, к а та етс я, з а п о р о шил о , и скри тс я, к о лду е т, мчатс я, п о шёл, пр и дёт, н а ступа е т, п о строили, выл е пили, н а н е сло, п ища т, с о б и ра е т, п е р е л и ва ютс я, см е ю тс я, в е с е ля тс я, х о хо чу т, п о ёт, в и сит на дер е ве, кру жи лис ь , з а в о р ожи ла, з а к о лд о вала, о зя б , пр о дро г , г о стят, п е ч ё т, н а р я дили.
Завтр ак , о бе д , у жи н, пи ща , д о бы ча , с ъ ел, (ябл очн ый. к а пус т ный, м я сной) п и ро г , п и р ож ки, бл и ны, о лад ь и, с а ла т , в а рен ье , хле б , п е чен ь е, сах а р, м о л о ко, сухар и ки, мё д , р я бина, к а лина, м а лина, см е тана, к о лбаса, о ре х , к о нфеты, прян и ки, ш о к о ла д , ва ф ли, к о р жи, м о рко в ь, м о рко в ка.
- Составьте 4-5 предложений по темам «Зимние забавы», «Зимой в лесу», «Птицы зимой», «Зимние угощения», «Новогодняя ёлка», «Зимний мороз». Для 4-х классов по темам: «Почему мы празднуем Новый год зимой?», «Почему зимой нужно подкармливать птиц?», «Зачем мы приносим в дом ёлку?», «Почему я люблю Новый год?», «Почему некоторые животные зимой спят?». Напиши 4-5 предложений по фразе: «Кабы не было зимы,…», «Когда часы 12 бьют, я загадываю…», «Если бы я был Дед Мороз (Снегурочка), ..», «О чем шепчутся снежинки».
- Назови перечисленное одним словом:
Источник
Зимние слова
Внеклассное занятие по русскому языку. 2 класс
Тема. «Зимние слова».
Цели. Обобщить знания детей о словах зимней тематики; учить составлять акротекст.
Учебные материалы. Картины зимней природы; карточки со словами; кроссворд.
I. Словарная работа
Учитель. Сегодня на нашем занятии мы поговорим об одном из четырех времен года. Вы узнаете, о каком, если отгадаете загадку:
В это время года поутру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно.
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все леса и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,
Дед Мороз устроит праздник до утра.
У. По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Подтвердите словами из текста.
Д. «Поутру темно» – короткие дни, длинные ночи.
– «Птицы не поют», «леса и парки снегом заметет», «мама принесет лыжи».
– «Наступит Новый год».
У. Сколько месяцев длится зима?
У. В каком порядке наступают зимние месяцы? Загадки, записанные на доске, помогут вам это определить.
Этот месяц год кончает, а зиму начинает.
Этот месяц – году начало, а зиме середина.
Месяц этот всех короче,
И короче стали ночи.
Д. Декабрь, январь, февраль.
На доске – картины с изображениями зимней природы.
У. Соотнесите названия месяцев с изображениями на картинах и объясните, почему вы так думаете.
– Каковы главные признаки зимы?
Д. Холод, мороз, снег, метель.
У. В русском языке у слова снег значений много. Прочитайте, какие бывают виды снега и что они обозначают.
Дети читают по цепочке текст на карточках:
Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету.
Пороша – самый первый чистый, пушистый, свежий, легкий снег.
Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено.
Поземка – струящаяся по земле низовая метель.
Вьюга – снег, кружащийся в воздухе.
Буран, ураган – сильная снежная вьюга.
Наст – хрупкая корочка, похожая на черствую пастилу.
Сугроб – наметенная ветром большая куча снега.
– Как называется мельчайшая частица снега?
У. С этим словом вы еще встретитесь, работая со стихами.
II. Работа над акростихом
У. Прочитайте про себя стихотворение.
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
– Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.
Мы с вами тоже можем научиться составлять акротекст. Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ.
Давайте попробуем составить акротекст.
Задание I варианту: составьте акротекст из слова снег.
Задание II варианту: составьте акротекст из слова зима.
Дети читают составленные акротексты, выбирают лучший:
Снег выпал ночью.
На деревьях белые теплые шубки.
Ели надели пушистые шапки.
Глаза радуются снежной чистоте.
С горки катаются дети
На санках и лыжах.
Если выпадет много снега,
Город станет белым, чистым, веселым.
(Ира Воробьева.)
Зимой выпало много снега.
Ира и Катя лепят снежную бабу.
Миша и Вова играют в хоккей.
Аня катает маленького брата на санках.
Зимой замерзли реки.
Иней серебрит ветки деревьев.
Мороз нарисовал на окнах красивые узоры.
А под деревьями намело сугробы снега.
(Илья Малышев.)
– Молодцы! У вас получились хорошие акротексты.
У. Продолжим работу с зимними словами. Для этого разгадаем кроссворд.
Дети отгадывают загадки:
1. На земле замерзла вода.
Появилась корочка льда.
Хрустит под ногами у всех,
А под корочкой – мягкий снег. (Наст.)
2. Белое покрывало
Всю землю покрывало. (Снег.)
3. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней.)
4. Мы проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи.)
5. Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз.)
6. Лед на речке – мы бежим.
Лед растаял – мы лежим. (Коньки.)
– Какое слово получилось в вертикальном ряду?
У. Какие из этих слов-отгадок употребляются только в единственном числе?
IV. Словообразовательная работа
У. Какие однокоренные слова звучали сегодня на уроке чаще всего?
Д. Снег, снежинки, снежок.
У. Какие значения имеет слово снежок?
Д. Уменьшительно-ласкательное от слова снег и шарик, вылепленный из снега.
У. Какие существительные можно образовать от корня снег?
Д. Снегурочка, снежная баба, снеговик.
У. Имена каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?
Д. Дед Мороз, бабушка Метелица.
У. Как пишутся имена людей и сказочных персонажей?
Д. С большой буквы.
У. Понравился ли вам наш урок? Что нового вы узнали? Чему научились?
Источник