- Жилище Бабы Яги: что на самом деле было прототипом «избушки на курьих ножках»
- Изба и ее хозяйка
- Связь с языческим погребальным обрядом
- Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет
- Изба и ее хозяйка
- Связь с языческим погребальным обрядом
- Экологический туризм по-русски, или как я побывала в гостях у Бабы-Яги.
Жилище Бабы Яги: что на самом деле было прототипом «избушки на курьих ножках»
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Изба и ее хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Источник
Избушка на курьих ножках: что она олицетворяет
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Изба и ее хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Источник
Экологический туризм по-русски, или как я побывала в гостях у Бабы-Яги.
Даже взрослому человеку иногда хочется отправиться в сказку. Но в России это путешествие не для слабонервных.
Началось всё с того, что мой давний друг прислал мне ссылочку на фирму, приглашающую в увлекательную однодневную и весьма дешевую поездку «В гости к Бабе-Яге». Ценя вопроса: 999 руб. + 100 за первые места в автобусе. Выезд в 7.00 от метро «Новогиреево», возврат в 22.00 туда же. Я, как известный в узких дружеских кругах путешественник «экстремал – авантюрист», конечно же, купилась на рекламную «зазывалочку». А чего же не съездить в воскресенье и не развлечься со старушкой, грозой и легендой русских сказаний, незабвенной нашей Ягой. В мозгу начали вырисовываться картинки из старинных легенд. Ведь избушка Бабы-Яги находилась на границе мира людей и царства мёртвых и считалась вратами в подземное царство, где обитали души умерших, подземные боги и демоны. Мысли перенеслись в дремучий лес, и вот я уже вижу деревянный сруб на курьих ножках, который так просто не поворачивается. Что же надо сказать? Как там в сказках-то? Ах, да…Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть, хлеба-пива есть… Словом, впала в детство и твердо решила – еду! Тем более, всё перечисленное в «зазывалочке» обещало супер-праздник для души, тела и желудка. Ссылочку на сайт организаторов сей экскурсии не даю. Скажу только, что по пути намечался увлекательный рассказ о путевых дворцах Троицкой дороги (ныне Ярославское шоссе), пешеходная экскурсия по Калязину с осмотром знаменитой затопленной колокольни Николаевского собора и всяких разных памятников, посещение Вознесенского храма, фабрики валяльной обуви, краеведческого музея и самое главное избушки Бабы-Яги. Особенно привлек последний пункт. Цитирую: «По дороге группу встретит добрый молодец с волшебным клубком, который может указать правильный путь куда угодно. Театрализованная встреча гостей нечистью во главе с Бабой Ягой. Тут и настоящая избушка на курьих ножках, и волшебное дерево, исполняющее желания. Не забудьте взять с собой ленточки чтобы повязать их на чудо-дерево. И, тогда Ваши желания обязательно исполнятся. Также, обещались «молодильные яблочки» и обед у Бабки Ёжки с дегустацией «Яговских» настоек. В меню бабкиного обеда входило: настоящий «живительный» борщик из погребка, запечённые ноги Змея Горыныча, салат из поганок, заколдованные соленья, чаек из мухоморов. Пляски, хороводы, конкурсы, выполнение 13 желаний Бабы Яги, игры с нечистью, подарки и многое другое ждало меня в волшебной сказке. Для всех желающих за доп. плату катание на лошадях Бабы Яги. Согласитесь, супер! А теперь по порядку. Недаром о «двойном дне» сказок говорит пословица «Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Итак. 7.00 утра. Загружаемся по списку в автобус у метро «Новогиреево». Веселая сопровождающая Катя то и дело шутит: «Кто не успел – тот опоздал». В принципе, права. Небольшой комфортабельный автобус с телевизором и кондиционером. Профессиональный, аккуратный водитель. Так нам было сказано. Увлекательный рассказ миловидной рыжеволосой Кати с приятным бархатным голосом о легендах Троицкого тракта, остановки по требованию без пререканий. Всё отлично. 180 км от Москвы до Калязина преодолели весьма незаметно, как за пять минут. И тут началось… Судя по телефонному разговору нашей сопровождающей, некий или некая Женечка с кем-то там не договорились, и программа в Калязине оказалась скомканной. Обещанного валяного производства мы не увидели.
Полюбовались 10 минут с берега на затопленную колокольню, прошлись по ярмарке, состоящей из трех палаток с глиняными колокольчиками, и отправились в краеведческий музей. На обратном пути вымокли до нитки под холодным проливным дождем и вымазались в грязи, на не знающих асфальта, улицах Калязина. Добравшись до автобуса, мы услышали роковую фразу местного экскурсовода: «А теперь, после того, как мы с вами затоваримся продуктами, мы отправимся в гости к Бабе-Яге». Время 14.00. Нас, и вправду уже оголодавших и промерзших, повезли в местный продуктовый и винный магазин. Это насторожило, поскольку у Бабы-Яги нас должен был ожидать «Сказочный» обед. Как оказалось позднее, правы были те, кто всё-таки купил еды. До основного места нашей экскурсии мы добирались с приключениями. Катя всю дорогу развлекала нас чтением с листа загадок для детей, коих сегодня такими штучками не возьмешь. Они явно ехали посмотреть на Бабку-Ёжку, что называется «по приколу». И скорее всего не видели фильмов талантливого режиссера Михаила Ромма с легендарным Георгием Милляром в роли Бабы-Яги, на которых выросли их предки. Итак, поплутав по проселочным дорогам, мы все-таки подъехали к нужному нам повороту. Правда, вместо сказочного доброго молодца нас встретил белокурый парнишка в модном черном тренче типа «Zara man» на черной «Ладе-калине». Его «волшебным клубком» оказался жест рукой по направлению в сторону леса. Это означало, идите по мокрой проселочной дороге, мол, дорогу размыло, автобус не проедет. И мы, вооружившись зонтами, поплелись под дождем с промокшими ногами в неведомую даль. Путь в сказку оказался не близким – километра полтора. Но группа не роптала и шла уверенным сплоченным строем в надежде, что сейчас мы отогреемся в теплой избушке обещанным борщиком и настойками сказочной бабульки.
По дороге попался на глаза указатель «База отдыха Сосновый бор». Возникли первые ощущения подвоха. Взору открылся вид деревянного барака с облупившейся краской, на ступеньках которого явно сидели «отдыхающие» на базе пацаны в вытянутых трениках. С другой стороны барака, именуемого видимо корпусом базы, нас ждали ряженые, изображающие Бабку-Ёжку и кикимор. Взгляд всё еще искал избушку на курьих ножках, но наткнулся на длинный стол под летним брезентовым навесом и две лавки, покрытые клеенкой. На столе виднелось скудное яство: пластиковые тарелки с кружками обветренных помидор, несколькими кружками дешевого сервелата и апельсинами. Холодный дождь с пронизывающим ветром, принесённый в Москву циклоном из Европы набирал мощь, грозя уничтожить спасительный навес. Ряженые проводили жаждущих до «деревенского» туалета с дыркой, в который никто войти не решился. В итоге группа рассредоточилась по лесу. Покрутив головой, я убедилась: никакой «настоящей избушки на курьих ножках» в округе не наблюдалось. Как впрочем, не было видать и волшебного дерева, исполняющего желания. Вместо него на задворках базы стояла ель, обвязанная ленточками.
О «молодильных яблочках» и многом — многом другом уже не мечталось. Хотелось дико есть, а главное выпить чего-нибудь для согрева. Всё тот же юноша метал на стол пластиковые тарелки с подстывшим курино-вермишелевым супом, в котором почему-то плавал майонез. Сиё кушанье на языке организаторов именовалось «Настоящий живительный борщик из погребка». Пришла еще пока трезвая мысль. Борщика не дали, поскольку куриные ножки избушки пошли на наш супчик. Ряженые Бабки-Ёжки в цветных синтетических париках ядовитого синего, желтого и зеленого цветов скромно стояли у нашего стола и ждали своего часа. И только сопровождающая Катя пыталась разрядить накалившуюся в группе обстановку и требовала налива в пластиковые стаканчики клюквенной настойки производства местного ликероводочного предприятия, кои выполняли роль «Яговских» настоек. «Запеченными ногами Змея Горыныча» оказались изрядно подгоревшие котлеты из полуфабрикатов. А холодное картофельное пюре играло роль «салата из поганок» и «заколдованных солений». Видимо, для красоты, оно было щедро приправлено кетчупом. «Чаек из мухоморов» и вовсе заменили местной минеральной водой. Взрослым ничего не оставалось делать, как изрядно наклюкаться «клюковкой» и, забыв напрочь про детей, пуститься под дождем в пляски и хороводы с аниматорами. Наконец-то, праздник достиг своего апогея со всеми вытекающими… Глядя на это веселье с уверенностью можно было сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И хоть катание на лошадях Бабы Яги за дополнительную плату тоже не состоялось, поскольку оных просто не было, организаторы добились своего. Русские люди, что называется, «приняли на грудь» и жизнь наладилась.
Не повезло только детям. Они почти всё время просидели в тёплом автобусе, играя в свои «iPhone», изредка, с недоумением, поглядывая в окно на своих родителей, резвившихся «под градусом». А на обратном пути нас завезли в Сергиево-Посадский «Макдональдс», где впервые за всю поездку можно было сходить в нормальный туалет и вымыть горячей водой руки. Вот так мы съездили в гости к Бабе-Яге. Конечно, можно было бы всё происходящее снять на видеокамеру (что сделал один из туристов), и даже подать в суд на обманщиков. Но поразмыслив, понимаешь, что организаторы просто застряли в начале 90-х, когда таким образом делали «бизнес по-русски». А стало быть, долго они не протянут. В век интернета несколько отзывов о такой поездке и им конец. А если учесть, что они не выдают никаких финансовых документов об оплате оказываемой услуги, то и вовсе их ждут места не столь отдаленные. Приехав из «гостей», дома я набрала в поиске «В гости к Бабе-Яге» и оказалось, что такая экскурсионная программа действительно существует. Туристов везут в старинное ярославское село Кукобой, которое находится в глухих пошехонских лесах Ярославской области. Тур туда стоит около 700 рублей с человека (но без обеда). С собой берут тару под воду, поскольку там находятся 11 целебных источников, из которых воду доставляли аж Ивану Грозному. Говорят, водичка вкусная, а легенда об источнике красивая. Яга там устраивает настоящее сказочное представление. Сначала угощают чаем с пирогами, затем ведут в музей Бабы Яги, потом приглашают в самую настоящую избушку на курьих ножках и т.д. Кстати, на сайте организаторов поездки к Калязинской Бабе — Яге выложены фото не допотопной базы в Тверской области, а кадры из фильмов, где играл Милляр незабвенную Ёжку, реальные фото специально построенной избушки в Кукобое и фото-отчет празднеств, которые там устраивают. Так что, организаторы Калязинской поездки еще и плагиаторы. Заманивают туристов обманом, видимо пройдя учебный курс у местных тверских кикимор…Вот и сказке — конец, прочитал — молодец!
Мне приятно, что удалось зацепить Ваше внимание. Здорово, что вы остались со мной до конца. Это вселяет надежду, что Вы подпишитесь на мой канал, и мы с Вами еще не один раз встретимся… Не прощаюсь, Ваша Влада Леппке.
Источник