Измеряйте температуру льда через равные промежутки времени например через каждые 5 минут

1. Приведите примеры физических явлений:
Механических: движение маятника, движение автобуса.
Тепловых: испарение, плавление.
Электрических: северное сияние, молния.
Световых: радуга, тень, голубое небо.
Звуковых: гром, эхо.

2. Приведите примеры физических свойств тел и веществ: объем, плотность, теплопроводность, масса, скорость.

3. Какие из приведённых примеров являются примерами физических тел, а какие – веществ: стекло, стальная деталь, линейка, мяч, резина, серебро, стеклянная пластина, айсберг, ртуть, капля воды? Заполните таблицу 1, поместив в соответствующие колонки слова, обозначающие тела и вещества. Дополните таблицу своими примерами тел и веществ.

4. Назовите известные вам планеты Солнечной системы.
Венера, Земля, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Какие другие небесные тела вам известны? Назовите их.
Метеориты, кометы, астероиды, звезды.

6. Понаблюдайте за каким-либо физическим явлением, например за движением автомобиля или автобуса, за колебаниями листьев деревьев на ветру, за поведением тени от дерева в течение дня, за высыханием луж после дождя или за любым другим. Опишите свои наблюдения.
Наблюдения за колебанием листьев: при воздействии ветра на листья они начинают двигаться. Листья отклоняются от положения равновесия.

7. Проведите физический эксперимент. Налейте в небольшую ёмкость воду (можно использовать специальную ёмкость для получения льда в холодильнике) и поставьте её в морозильную камеру. Выньте лёд, заверните его в салфетку и раздробите. Раздробленный лёд переложите в стакан. Наблюдайте за тем, что происходит со льдом с течением времени. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Самым первым тают самые маленькие льдинки, оставшиеся плавают на поверхности талой воды.

Читайте также:  Породы кур несущихся зимой

Измеряйте температуру льда через равные промежутки времени (например, через каждые 5 мин). Результаты измерений запишите в таблицу 2.

Как изменялась температура льда с течением времени?
Увеличилась

Всегда ли наблюдалось изменение температуры?
Наблюдалось всегда

8. Какую гипотезу или гипотезы можно выдвинуть при выполнении эксперимента в здании 7?
Через некоторое время устанавливается тепловой баланс между t воды и льда и t комнаты

Источник

Что и как изучают физика и астрономия — cтраницы 3, 4, 5

1. Приведите примеры физических явлений:

  1. Механических : движение маятника, движение автобуса.
  2. Тепловых : испарение, плавление.
  3. Электрических : северное сияние, молния.
  4. Световых : радуга, тень, голубое небо.
  5. Звуковых : гром, эхо.

2. Приведите примеры физических свойств тел и веществ:

Ответ : объем, плотность, теплопроводность, масса, скорость.

3. Какие из приведённых примеров являются примерами физических тел, а какие – веществ: стекло, стальная деталь, линейка, мяч, резина, серебро, стеклянная пластина, айсберг, ртуть, капля воды? Заполните таблицу 1, поместив в соответствующие колонки слова, обозначающие тела и вещества. Дополните таблицу своими примерами тел и веществ.

4. Назовите известные вам планеты Солнечной системы.

Ответ : Венера, Земля, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Какие другие небесные тела вам известны? Назовите их.

Ответ : Метеориты, кометы, астероиды, звезды.

6. Понаблюдайте за каким-либо физическим явлением, например за движением автомобиля или автобуса, за колебаниями листьев деревьев на ветру, за поведением тени от дерева в течение дня, за высыханием луж после дождя или за любым другим. Опишите свои наблюдения.

Ответ : наблюдения за колебанием листьев: при воздействии ветра на листья они начинают двигаться. Листья отклоняются от положения равновесия.

7. Проведите физический эксперимент. Налейте в небольшую ёмкость воду (можно использовать специальную ёмкость для получения льда в холодильнике) и поставьте её в морозильную камеру. Выньте лёд, заверните его в салфетку и раздробите. Раздробленный лёд переложите в стакан. Наблюдайте за тем, что происходит со льдом с течением времени. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Самым первым тают самые маленькие льдинки, оставшиеся плавают на поверхности талой воды.

  • Измеряйте температуру льда через равные промежутки времени (например, через каждые 5 мин). Результаты измерений запишите в таблицу 2.

Как изменялась температура льда с течением времени?

Всегда ли наблюдалось изменение температуры?

Ответ : наблюдалось всегда.

8. Какую гипотезу или гипотезы можно выдвинуть при выполнении эксперимента в здании 7?

Ответ : через некоторое время устанавливается тепловой баланс между t воды и льда и t комнаты.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Измеряйте температуру льда через равные промежутки времени например через каждые 5 минут

2017-03-08
Экспериментатор набрал на улице мокрого снега, имеющего температуру $0^ < \circ>С$, поместил его в морозильную камеру и начал через равные промежутки времени измерять его температуру, занося данные в журнал (первая запись была сделана сразу после начала эксперимента). Однако впоследствии журнал был испорчен, так что удалось прочитать только значения температуры, соответствующие десятой и одиннадцатой записям: $-0,5^ < \circ>С$ и $-4^ < \circ>С$ соответственно. Определите по этим данным массовую долю воды в мокром снеге. Удельная теплоемкость льда $2,1 \cdot 10^ <3>Дж/(кг \cdot^ < \circ>С)$, удельная теплота плавления льда $3,35 \cdot 10^ <5>Дж/кг$.

Пусть интервал времени, через который производится измерение температуры, равен $T$, тогда, в соответствии с записями в журнале, температура стала равной $t_ <1>= -0,5^ < \circ>С$ через $9T$, а $t_ <2>= — 4^ < \circ>С$ — через $10T$. В течение первого интервала времени вся имевшаяся в мокром снеге вода замерзла. Тогда, считая мощность отъема тепла в морозильной камере постоянной, запишем уравнения теплового баланса:

От начала эксперимента до 10-го измерения: $9TP = \phi m \lambda + cm |t_<1>|$;
от 10-го до 11-го измерения: $TP = cm (|t_<2>| — |t_<1>|)$, где $P$ — мощность отъема тепла, $m$ — масса снега, $\phi$ — массовая доля воды в мокром снеге. Из полученных уравнений несложно найти

$\phi = c(9 |t_<2>| — 10 |t_<1>|) / \lambda$

Подставляя численные значения, получаем $\phi \approx 0,19$.
Ответ: 19%.

Источник

Физика 7 класс Рабочая тетрадь Пурышева Важеевская

400_ -200” -\ iiimiiiti Рис. 5 м Физиче- ский прибор Физиче- ская величина Единица Предел измерения Цена деления Абсолют- ная погрешность измерения 1 2 3 4 5 21. На рисунках 6 и 7 изображены мензурки. Какая из них позволяет измерить объём жидкости более точно? Запишите значение объёма жидкости, измеренного каждой мензуркой, с учётом погрешности измерения. Vi = ^2- СМ” he 2 ri-J Рис. 6 Г® 5 h4 f-2_- Рис. 7 22. На рисунке 8 изображены термометры. Запишите значения температуры, измеренной этими термометрами, с учётом погрешности измерения. ?■ — ^1 = ^2 ^ Рис. 8 10 23. Длину одного и того же стола измерили с помощью двух разных линеек (рис. 9). Какой результат точнее? а) ft 0^.’ ^ 3_ 4 5^^ Рис. 9 Запишите результат измерения длины стола каждой линейкой с учётом погрешности измерения. ^1 = 24. Рассмотрите медицинский термометр. Определите следующие значения: предел измерения температуры___________________________ цену деления шкалы ______________________________ абсолютную погрешность измерения Лабораторная работа «Измерение длины, объёма и температуры тела» Цель работы: научиться пользоваться линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром; научиться записывать результат измерений с учётом погрешности. Приборы и материалы: деревянный брусок, линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан с водой. Порядок выполнения работы 1. Определите цену деления шкалы линейки. 2. Определите абсолютную погрешность измерения линейкой. 11 3. Измерьте длину (а), ширину (6) и высоту ! жЩж- Серый заяц Белый заяц 50. На сколько километров легковой автомобиль обгонит велосипедиста за 1 ч (рис. 16)? Масштаб: 1 см = 30 ^ 23 51. При решении любой задачи по физике придерживайтесь следую-ш;ей последовательности действий. 1. Прослушав или прочитав условие задачи, проанализируйте его. 2. Кратко запишите условие. 3. Если нужно, переведите единицы физических величин в основные. 4. Запишите решение задачи в общем виде (в виде формул). 5. Выполните вычисления. Решённая задача должна быть оформлена следующим образом. Дано: Решение: Ответ: Решите задачу, придерживаясь перечисленных правил. Заполните пропуски в предложенном выше образце. «Автомобиль движется равномерно по прямолинейному участку пути и проходит за 30 мин расстояние 36 км. Определите скорость движения автомобиля». 52. Мальчик прошёл путь АВ от своего дома до школы (рис. 17). Определите скорость его движения по данным, указанным на рисунке. Ответ: 24 53. В течение 10 с муха летела равномерно. Какой путь она за это время преодолела? (Скорость мухи найдите в таблице 5 учебника.) Дано: Решение: Ответ: 54. За какое время плывуш;ий по течению реки плот пройдёт 15 км, м, если скорость течения 0,5 -? Дано: Решение: Ответ: 55. Проделайте в домашних условиях физический опыт. Для этого возьмите любую имеюш;уюся у вас дома механическую игрушку и приведите её в движение. Определите скорость движения игрушки. Предварительно продумайте, как вы будете проводить опыт. Цель:___________________________________________________ Объект: Средства: Запишите данные, полученные из проведённого опыта, и решите задачу. Дано: Решение: Ответ: 25 56. Два тела выходят одновременно из одной точки и движутся равномерно в одном направлении. Скорость первого тела 2 второго — 4 ^. Вычислите устно пройденный телами путь и заполните таблицу 13. Таблица 13 Время движения, с 1 2 3 4 5 6 Путь, пройденный первым телом, м Путь, пройденный вторым телом, м По данным таблицы 13 постройте в одной системе координат (s, О графики зависимости пройденного пути от времени движения для каждого тела. Для этого на координатной плоскости постройте шесть точек и соедините их линией. S, м 24h 20 16 12 8 4 . -j— i i jL_L_L 0 6 t,c 57. Пользуясь графиком зависимости пути от времени (рис. 18), определите скорость движения тела. Напишите, как вы будете это делать. 1. 2. 3. 26 58. На рисунке 19 представлен график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 4 ч. 100 80 60 у г 40 20 ■ —! 12 3 Рис. 19 4 t,4 Лабораторная работа «Изучение равномерного движения» Цель работы: научиться измерять скорость тела при равномерном движении. Приборы и материалы: металлический шарик, жёлоб, секундомер (или метроном), линейка, флажки-индикаторы^. Порядок выполнения работы 1. Установите жёлоб горизонтально. Учитывая, что движение шарика по жёлобу в этом случае не будет равномерным из-за трения между шариком и поверхностью жёлоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1—2 см. 2. С небольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца жёлоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец жёлоба. 3. Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись флажками-индикаторами. С их помош;ью отметьте пути, пройденные шариком за каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер или метроном на столе учителя.) Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным. ^ Флажки-индикаторы изготовьте дома самостоятельно до выполнения лабораторной работы. 27 4. Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шари- ка по формуле ^ • V = 5. Полученный результат запишите, пользуясь основной единицей скорости. V = Неравномерное движение. Средняя скорость 59. Приведите примеры неравномерного движения. 60. Является ли средняя скорость физической величиной? Почему? 61. Футболист высокого класса пробегает за матч около 20 км. Какова его средняя скорость? Дано: Решение: Ответ: 28 62. Определите среднюю скорость движения лыжника, который сначала поднимается в гору, а потом спускается. При подъёме он КМ проходит путь, равный 6 км, со скоростью 5,4 При спуске скорость лыжника равна 10 а пройденный им путь — 2 км. Решение: 63. Пользуясь таблицей 14, рассчитайте среднюю скорость спортсменов на разных дистанциях. Таблица 14 Дистанция Время, показанное на дистанциях Мужчины Женщины 100 м 9,9 с 10,3 с 1000 м 1 мин 43,5 с 1 мин 54,9 с 2000 м 4 мин 51,4 с 5 мин 43,9 с 10 000 м 21 мин 30,5 с 33 мин 15,1 с 42 195 м (марафонский бег) 2 ч 02 мин 24 с 2 ч 20 мин 55 с а) На дистанции 100 м. Дано: Решение: Ответ: 29 б) На дистанции 2000 м. Дано: Решение: Ответ: в) На марафонской дистанции. Дано: Решение: Ответ: Проследите, как меняется средняя скорость спортсменов при увеличении дистанции. Объясните полученный результат. .Проделайте опыт. Определите среднюю скорость подъёма лифта в вашем доме. Учтите, что расстояние между этажами (или высота потолков) в каждом доме своё. Измерять высоту потолка не нужно, достаточно определить её примерное значение, используя метод оценки. ^ Звёздочкой отмечены задания повышенной сложности. 30 Предварительно продумайте, как будете проводить опыт. Цель:_____________________________________________ Объект: Средства: Запишите полученные из проведённого опыта данные и решите задачу. Дано: Решение: Ответ: Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быть более уверенным в правильности полученного вами ответа? 65. Автомобиль движется на первой передаче, и спустя 20 с водитель включает вторую передачу. Определите по графику зависимости пути, пройденного автомобилем, от времени (рис. 20) ско- Рис. 20 31 рость его движения на первой и на второй передачах, а также среднюю скорость движения автомобиля на участке пути, равном 720 м. Ут = Vo = ^ср Равноускоренное движение. Ускорение 66. Приведите примеры движений, которые можно считать равноускоренными. 67. Заполните таблицу 15. Таблица 15 Физическая величина УСКОРЕНИЕ Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 32 68. Запишите формулу для вычисления ускорения и укажите, какие величины обозначены использованными вами буквами. , где 69. Объясните, почему ускорение является векторной величиной. 70. Что означает утверждение: «Ускорение самолёта при взлёте равно 100 ^ »? 71. Выразите значения ускорения в основных единицах. м 981 = 180 = 53^^ = м л2 6,3-102 = г>2 м 72. С каким ускорением движется автомобиль, если за 20 с он увели- м м чивает свою скорость с 12 — до 20 -? Решение: 3 — 6026 33 73. Придумайте задачу по приведённым ниже данным и решите её. Решение: 74. Вагон движется равноускоренно с ускорением -0,5 -5. Начальная 0,^ км скорость вагона была равна 54 —. Через какое время вагон остановится? Дано: Решение: Ответ: 75. Два тела движутся из состояния покоя в одном направлении. Ускорение первого тела 0,2 второго — 0,1 Вычислите устно скорость движения тел и заполните таблицу 16. Таблица 16 Время движения, с 1 2 3 4 5 6 Скорость первого тела, ^ Скорость второго тела, ^ 34 По данным таблицы 16 постройте графики зависимости скорости равноускоренного движения этих тел от времени движения. Как зависит угол наклона построенных вами графиков от ускорения движения тел? Постройте графики зависимости ускорения этих тел от времени их движения. ICM 76. Скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 — до 54 — . Напишите формулу зависимости скорости тела от времени его движения. Постройте график этой зависимости, предварительно заполнив таблицу 17. 35 Таблица 17 Время движения, с 5 10 15 20 Скорость тела, ^ 77. Пользуясь графиком зависимости скорости жирафа, убегающего от хищника, от времени (рис. 21), найдите: начальную скорость жирафа (uq), его скорость через 4 с (о^) и через 6 с движения (og)- Вычислите развиваемое им ускорение. 1^0 = ^1 = ^2 = а = 78. На рисунке 22 приведены графики зависимости скорости движения двух тел от времени. Пользуясь графиками, а) опишите характер движения каждого тела: 36 б) определите модули начальных скоростей тел и их направления: в) найдите модули и направления ускорений этих тел: г) Какой физический смысл имеет точка пересечения графиков? д) Какой физический смысл имеет точка пересечения графика II с осью времени tl Изобразите на рисунке рассматриваемую вами ситуацию. Укажите направления скоростей и ускорений движущихся тел. 79*. Тело, двигаясь без начальной скорости, прошло за первую секунду 1м, за вторую — 2 м, за третью — 3 м, за четвёртую — 4 м и т. д. Является ли такое движение равноускоренным? Почему? 37 80. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Вычисление пути по графику зависимости скорости движения от времени Используя график зависимости скорости равномерного движения от времени (рис. 23, а), можно рассчитать путь, пройденный телом за любой промежуток времени. Для примера вычислим путь, пройденный телом за 5 с. Для этого скорость тела v умножим на время t\ S = vt. Из графика определяем, что ско- рость тела равна 20 — , следовательно. м м 30 |—т-1-т г 20 10 —I—4- -f J___(__L о 1 t, с s = 20 — • 5 с = 100 м. с Из рисунка 23, б видно, что произведение скорости и времени численно равно площади прямоугольника, ограниченного графиком зависимости скорости от времени, координатными осями и перпендикуляром, проведённым к графику в точке t = Ь с. Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины. Теперь построим график зависимости скорости равноускоренного движения от времени, считая, что ускорение движе- о ^ ния равно 2 “5 и тело начинает движе- ние из состояния покоя, т. е. его начальная скорость равна нулю. Графиком зависимости скорости от времени в данном случае (v = 2t) является прямая, проходящая через начало координат под некоторым углом к оси времени (рис. 24, а). а) м V,- I с 30 20 10 i-4-—1—i— 1 Г i —i— i 1 i 1 1 [„ j ■i 1 1 ] Г 1 ■“i—|‘“i ‘ i ‘ ! 1 1 1 1 i 1 i — Рис. 24 38 По графику скорости можно найти путь, пройденный телом за любой промежуток времени, аналогично тому, как это было сделано для равномерного движения. Путь будет численно равен площади треугольника (рис. 24, б), ограниченного графиком зависимости скорости от времени, координатными осями и перпендикуляром, проведённым к графику в точке, соответствующей некоторому моменту времени. Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника. Найдём путь s, пройденный телом за ^ = 5 с. Для этого по графику определим значение скорости в момент времени ^ = 5 с, умножим его на время и разделим на 2, получим 10 — • 5 с S =—^— = 25 м. а) Вычислите по графику, приведённому на рисунке 23, а, путь, пройденный телом за 7 с.______________________________ б) Вычислите по графику, приведённому на рисунке 24, а, путь, пройденный телом за 8 с. _____________________________ в) * Получите формулу для вычисления пути при равноускорен- ном движении с начальной скоростью, равной нулю. Воспользуйтесь для этого графиком скорости и формулой, связывающей скорость, ускорение и время движения.____________________ г)* Постройте в одной системе координат ^ м графики зависимости скорости движе- ^ ния от времени для трех тел, если м и, 01 — 5 ^ , aj — 0; ’02 ’03 _ м — м — 5 , Ло — 1

9 » = о, Оз = 1 ^ . ! I I ——>— J—L -4-4- 0 12345678 с 39 Определите путь, пройденный каждым телом за 4 с. «1=____________________________________________________ «2=____________________________________________________ «3=____________________________________________________ Инерция. Масса 81. Представьте себе, что вы находитесь в купе равномерно движущегося поезда и наблюдаете за мячиком, лежащим на поверхности стола. Что будет происходить, если поезд: а) будет увеличивать скорость движения; б) будет уменьшать скорость движения; в) повернёт в правую сторону; г) повернёт в левую сторону; д) резко остановится? Свои ответы поясните. а)_____________________________________________________ б) в). г) д). 82. Проделайте опыт. Поставьте на край стола 10—12 шашек в виде вертикального столбика. Быстрым ударом линейки выбейте нижнюю шашку. Что при этом произойдёт? Оформите результаты своего опыта. 40 Цель:____ Объект:__ Средства: Вывод:___ 83. Куда упадёт груз, сбрасываемый с летящего самолёта (рис. 25)? Отметьте точку падения груза на рисунке и поясните свой ответ. 77777777777777777777777777Z Рис. 25 84. При нажатии на тормозную педаль автомобиля сразу же загорается стоп-сигнал. Как вы думаете, почему такое условие является обязательным при конструировании любого автомобиля? 85. Допишите фразы, используя слова «инерция» и «инертность». __________________________________ — это физическое явление; — это свойство физического объекта. 86. Вставьте пропущенное слово. Чем более инертно тело, тем 41 его масса. 87. Заполните таблицу 18. Таблица 18 Физическая величина МАССА Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 88. Выразите значения массы в других единицах. 750 г = кг; 38 т = кг; 15 мг = г; 530 мг = кг; 2850 кг = т; 0,8 т = г. 89. Определите массу груза, находящегося на тележке № 2, используя данные, приведённые на рисунке 26. Массой тележек можно пренебречь. 42 90. Определите скорости тележек с магнитами, движущихся навстречу друг другу из состояния покоя (рис. 27). Какова масса тележки № 2, если масса тележки № 1 равна 300 г? Масштаб: о ^ ^ с № 1 №2 T777777777V7rrU

7T77777p’W7777W7777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777, Рис. 27 Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и измерять с их помощью массу тел. Приборы и материалы: весы, разновес, взвешиваемые тела разной массы. Порядок выполнения работы 1. Изучите правила взвешивания на рычажных весах: а) перед взвешиванием необходимо уравновесить весы; б) взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири — на правую (для левшей наоборот); в) взвешиваемое тело и гири кладут на чашку осторожно, чтобы не испортить весы; г) жидкие, сыпучие, горячие тела необходимо ставить на чашки весов так, чтобы при этом их не испачкать; д) масса взвешиваемых тел не должна превышать максимальную массу, на которую рассчитаны весы; е) мелкие гири нужно брать пинцетом, крупные — бумажкой, чтобы не изменить их массу; 43 ж) уравновешивать взвешиваемое тело начинают гирями большей массы, затем более мелкими, иначе может не хватить мелких гирь. 2. Измерьте массу нескольких твёрдых тел. 3. Определите абсолютную погрешность измерения весами. 4. Запишите результаты измерений в таблицу 19, учитывая погрешность измерений. Таблица 19 м опыта Взвешиваемое тело Измеренное значение массы тела, г Абсолютная погрешность измерений весами, г Результат измерений, г 1 2 3 5*. Дополнительное задание. Придумайте и составьте план опыта по взвешиванию жидкости. Измерьте массу жидкости и запишите результат измерений. 91. Экспериментальное задание. Измерьте массу одной капли воды, используя пузырёк с водой, пипетку, весы, разновес, сосуд. 1. Измерьте массу пустого сосуда — 44 2. С помощью пипетки накапайте 50 капель воды в пустой сосуд и взвесьте его. Так вы найдёте массу сосуда и воды — + в- 3. Определите массу 50 капель воды: = 4. Вычислите массу 1 капли воды: . 5. Повторите опыт, налив в пустой сосуд 100 капель воды. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу 20. Таблица 20 JV? опыта ^с, г /Пв, Г 1 2 Вывод: Как поступить, чтобы измерить массу капли воды точнее? Экспериментально проверьте высказанную вами гипотезу о точности измерения массы капли воды. Результаты запишите. 45 Плотность вещества 92. Заполните таблицу 21. Таблица 21 Физическая величина ПЛОТНОСТЬ Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 93. Плотность вещества может быть вычислена по формуле: _____________________, где КГ 94. Плотность мрамора равна 2700 —^. Что означает это число? 95. Пользуясь таблицами плотностей различных веществ, заполните все клеточки «двенадцатиэтажной башни» (в каждую клеточку записывайте лишь одну букву). 46 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 1. Вещество, которого особенно много в полярных областях КГ Земли. Плотность 900 —^ . кг 2. Продукт питания, получаемый от пчёл. Плотность 1400 —^ . М‘ 3. Металл, широко применяемый в быту и технике. Плот- ность 8900 ^ . 4. Металл, которым часто покрывают железные предметы кг для предохранения их от ржавления. Плотность 7100 —3 . М‘ кг 5. Металл, применяемый для пайки. Плотность 7300 —3 М‘ 6. Строительный материеил. Плотность 2200 кг м 3 • 7. Металл, важнейший для промышленности. Плотность 7800 . 47 8 и 9. Металлы, из сплава которых изготовлены эталоны мет- КГ ра и килограмма. Плотность одного из них 22 400 ^ , друго-го — 21 500 Ц. 10. Драгоценный металл, который применяют в фотографии. _ wr’ Плотность 10 500 м 3 • 11. Металл, широко используемый в авиации. Плотность 2700 Ц . КГ 12. Газ, необходимый для дыхания. Плотность 1,43 м 3 • 96. На рисунке 28 изображены два тела, уравновешенные на весах. Плотность вещества какого тела больше? 97. Наименьшую плотность вода имеет при 4 °С. Как изменятся масса, объём и плотность воды при охлаждении её от 4 до 0 °С? Масса воды___________________________________________ Объём воды___________________________________________ Плотность воды_______________________________________ 98. Какова плотность подсолнечного масла, если 1 л его имеет массу 0,92 кг? Дано: Решение: Ответ: 48 99. Определите плотность картофеля, если известно, что картофелина объёмом 50 см^ имеет массу 59 г. Дано: Решение: Ответ: 100*.Фигурка собачки отлита из смеси меди и олова. Какова средняя 1 2 плотность смеси, если в ней ^ меди (по объёму) и ^ олова? Дано: Решение: Ответ: 101. Запишите формулу, по которой можно определить массу тела, если известны его объём и плотность вепдества, из которого оно сделано. 102. Пользуясь таблицей плотностей, определите массу: а) оловянного бруска объёмом 15 см^ б) гранитной глыбы объёмом 2 м^ в) парафиновой свечи объёмом 8 см^ 4 — 6026 49 г) фрагмента бетонной стены объёмом 20 м^ д) дубовой балки объёмом 0,8 м^ 103. Определите массу стальной гирьки, погружённой в мензурку с водой (рис. 29). (Плотность стали найдите в таблице 7 учебника.) Дано: Решение: Ответ: 104. Оцените примерно объём и массу воздуха, проходящего через ваши лёгкие за 1 мин. Считайте, что за один вдох в лёгкие попадает 40 см^ воздуха. Для решения задачи вам не хватает ещё одного данного. Какого? Задачу решите и оформите дома. Решение: 50 105. Проделайте в домашних условиях эксперимент по измерению плотности сахара. Возьмите для этого пачку сахара массой 0,5 кг или 1 кг и, измерив её объём, определите плотность сахара. Заполните таблицу 22. Таблица 22 Размеры пачки Масса пачки, кг Плот- ность г сахара, —5 Длина, м Ширина, м Высота, м Объём, Плотность сахара можно измерить, используя один кусочек сахара. Как это сделать, если вы знаете массу только целой пачки сахара? Составьте и запишите план такой работы. В классе сравните полученные значения плотности сахара и объясните, почему у вас получились разные числа. 106. Определите массу воздуха в классной комнате. Дано: Решение: ^возд Ответ: т возд 4* 51 107. Придумайте задачу на определение плотности мороженого. Запишите условие и решите её. (Линейкой пользоваться не обязательно, достаточно воспользоваться методом оценки.) Решение: Лабораторная работа «Измерение плотности вещества твёрдого тела» Цель работы: научиться измерять плотность вегцества с помош;ью весов и измерительного цилиндра (мензурки). Приборы и материалы: весы, разновес, измерительный цилиндр (мензурка), твёрдое тело на нити. Порядок выполнения работы 1. Измерьте массу тела с помощью весов. 2. Измерьте объём тела. Для этого: а) налейте в мензурку воду и измерьте её объём (И^); б) опустите тело в воду, удерживая его за нить, и снова измерьте объём жидкости (Hg); в) вычислите объём тела: И= Fg — Fj. 3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу 23. 52 Таблица 23 Масса тела т, г Объём, см^ Плот- ность вещества твёрдого тела г р> о Название вещества Объём воды Fj Объём воды с телом V2 Объём тела V 4. Определите плотность данного твёрдого тела, используя фор-т мулу: р = у . 5. По таблице плотностей твёрдых веществ определите название вещества, из которого изготовлено тело. Сила. Измерение силы 108. Заполните таблицу 24. Таблица 24 Физическая величина СИЛА Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 53 109. Сила может быть вычислена по формуле: , где 110. Выразите значения силы в других единицах. 50 000 Н =__________кН; 6 385 000 Н = 28,7 кН =____________Н; 530 Н =______ МН; кН. 111. Заполните пропуски в тексте, используя слова, приведённые в скобках. Чтобы изменить скорость тел разной массы на одно и то же значение за одинаковый промежуток времени, требуются ___________(разные, одинаковые) силы: на тело большей массы должна действовать сила ___________________(боль- шая, меньшая, такая же) по сравнению с силой, действующей на тело меньшей массы. 112. Прочитайте текст и подчеркните необходимые по смыслу слова, приведённые в скобках. Чтобы за одинаковый промежуток времени изменить скорость тел равной массы на разные значения, требуются (разные, одинаковые) силы: для изменения скорости тела на большее значение должна подействовать сила (меньшая, большая, такая же) по сравнению с силой, необходимой для изменения скорости тела на меньшее значение. 113. Экспериментальное задание. Научиться графически изображать различные по модулю и направлению силы, используя динамометр, линейку, карандаш. 1. Подействуйте рукой на пружину динамометра: а) силой jPi = 1 Н, направленной горизонтально слева направо; б) силой F2 = 2Н, направленной горизонтально справа налево; 54 в) силой 2^3 = 3 Н, направленной вертикально сверху вниз; г) силой 2^4 = 2 Н, направленной вертикально снизу вверх. 2. Изобразите эти силы графически в масштабе: 1 см = 1 Н. Например, для задания 1а) графическое изображение силы будет таким: а)^ б) в) г) 3. Выберите правильный ответ и впишите его на место пропуска. Сила 2^2 силы Fi отличается____________________________ Сила 2^2 от силы отличается Сила 2^1 от силы F^ отличается Ответы для выбора: направлением и модулем; направлением; модулем. 114. Правильно ли проградуирован динамометр, изображённый на рисунке 30? Ответ поясните. Чему равна цена деления шкалы этого динамометра? Какое максимальное значение силы можно измерить этим прибором? у///////, . Й . 0- Чему равна абсолютная погрешность измерения? 300 г Рис. 30 55 Сложение сил 115. Чему равна равнодействующая трёх сил, приложенных к телу в точке А (рис. 31)? F = зн А 2Н 4Н Рис. 31 116. На рисунке 32 изображены демонстрационные динамометры. Какими должны быть их показания? а)_______________________________ б) Нарисуйте на динамометрах стрелки, соответствующие их показаниям. 117. На тело одновременно действуют две силы Fj и F2, модули которых соответственно равны 4 Н и 6 Н. Сила направлена вправо, а сила F2 — влево. а) Выберите масштаб и изобразите действующие на тело силы. б) Чему равна равнодействующая этих сил? В каком направлении из состояния покоя будет перемещаться тело? в) Можно ли считать движение тела равномерным? Почему? 56 118*. Экспериментальное задание. Установите правило сложения сил, действующих вдоль одной прямой, используя два динамометра, штатив с муфтой и лапкой, стальной брусок. Первая часть 1. Подвесьте на двух динамометрах стальной брусок, как показано на рисунке 33. 2. Прочитайте показания динамометров (Fj и F2) и занесите их в таблицу 25. Таблица 25 м опыта Сила F^, Н Сила F2, Н Равнодействующая сила F, Н 1 2 3 3. Теперь замените две силы, удерживающие брусок от падения, одной силой. Подумайте, как это сделать. 4. Запишите числовое значение равнодействующей двух сил, которые удерживают брусок, в таблицу 25. 5. Повторите опыт 2 раза, переставляя один из динамометров выше или ниже так, чтобы его показание заметно изменилось. Определите равнодействующую двух сил в каждом случае и запишите результаты измерений в таблицу 25. 6. Сравните значения сил и i^2 ^ равнодействующей F и запишите вывод. Равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону. 57 равна и направлена Вторая часть 1. Подвесьте стальной брусок так, чтобы два динамометра растягивали его в противоположные стороны (рис. 34). 2. Проведите три опыта в том же порядке, как это было в первой части задания (пункты 3—5) и сделайте записи. Результаты запишите в таблицу 26. 3. Сравните значения сил и с их равнодействующей F и запишите вывод. Равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны, равна и направлена _ Рис. 34 Таблица 26 № опыта Сила Fi, Н Сила ^2» Н Равнодействующая сила F, Н 1 2 3 58 Сила упругости 119. Запишите формулу закона Гука. , где 120. От чего зависит жёсткость пружины? Что она характеризует? 121. Жёсткость автомобильного троса равна 200 000 — . Что означает О ^ ЭТО число/ 122. Какова жёсткость пружины динамометра, если под действием силы ЮН пружина удлинилась на 4 см? На сколько удлинится эта пружина под действием силы 15 Н? Решение: 59 123. Какую деформацию называют упругой? Приведите примеры. 124. Почему шкала динамометра равномерна? Сила тяжести 125. Как доказать, что сила тяжести прямо пропорциональна массе тела? 126. Каков физический смысл величины g? Как называют эту физическую величину? 127. От чего зависит значение ускорения свободного падения? 60 128. Запишите формулу для расчёта силы тяжести. ___________________где 129. Заполните таблицу 27. Таблица 27 Материальный объект Масса, т Сила тяжести, Г^яж Человек 80 кг Слон 4,5 т Колибри 1,7г Голубой кит 150 т 130. С какой силой Земля действует на 1 л воды? 131. Представьте себе, что вы переселились на Марс. Что из перечисленного ниже у вас изменится, а что останется неизменным? Поставьте знаки «-!-» или « —». П Масса П Рост D Плотность П Сила тяжести D Сила упругости мышц D Скорость мышления D Скорость ходьбы 61 132. Как будет изменяться сила тяжести при удалении от Земли? Можно ли на основании вашего утверждения сделать вывод о том, что сила тяжести рано или поздно исчезнет совсем? 133. Какая сила тяжести действует на свинцовый брусок длиной 20 см, шириной 4 см и высотой 2 см? (Плотность свинца найдите в таблице 7 учебника.) СИ Решение: 134. Одинаковая ли сила тяжести действует на шары, изготовленные из одного и того же веицества (рис. 35)? Ответ обоснуйте. «ТТТТ^ТТТТТТ^ТТТТТТТТТТТТТТТТшШТТ/ Рис. 35 62 Закон всемирного тяготения 135. Запишите формулу закона всемирного тяготения. __________________, где 136. На рисунке 36 изображены три шара, изготовленные из одного и того же вещества. Расстояния между шарами одинаковы. Рис. 36 а) Между какими шарами сила притяжения наибольшая? Почему? б) Между какими шарами сила притяжения наименьшая? Почему? 63 137. а) Во сколько раз и как (увеличится или уменьшится) изменится сила взаимного притяжения шаров, если расстояние между ними увеличить в 5 раз? б) Во сколько раз и как (увеличится или уменьшится) изменится сила взаимного притяжения шаров, если масса одного из них уменьшится в 5 раз? в) Во сколько раз и как (увеличится или уменьшится) изменится сила взаимного притяжения шаров, если их переместить с Земли на Луну? 138. Почему мы не замечаем притяжения между телами? Чтобы осознанно ответить на этот вопрос, оцените силу притяжения, возникаюш;ую между вами и вашим товариш;ем, находящимся на расстоянии 1 м от вас. Решение: Вывод: 64 139. Как бы двигалась Луна: а) если бы исчезло притяжение между Луной и Землёй; б) если бы Луна прекратила вращение по орбите? 140. Определите силу, с которой будут взаимодействовать два спутника Земли массой 4 т каждый, если они сблизятся до расстояния 100 м. (Притяжение Земли не учитывать.) СИ Решение: Вес тела. Невесомость 141. На рисунке 37 изображены три тела. Сравните их вес и плотность, поставив один из знаков: . Ответ объясните. rril Н Сила нормального давленияN, Н Коэффициент трения скольжения р 1. Брусок без груза 2. Брусок с одним грузом <т) 3. Брусок с двумя грузами <2т) 4. Брусок с тремя грузами (Зт) 4. Определите с помощью динамометра вес бруска, потом последовательно его вес с одним, двумя, тремя грузами. 5. Заполните таблицу 34, учитывая, что вес тела на горизонтальной поверхности равен силе нормального давления. 6. Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы нормального давления. 77 Вывод: 7. Вычислите коэффициент трения скольжения в каждом случае, используя формулу = pN. Результаты вычислений запишите в таблицу 34. Вывод: 8*. Дополнительное задание. Измерьте силу трения скольжения бруска, повернув его на грань с меньшей плош;адью. Последовательно нагружая брусок, повторите опыты (пункт 2) и запишите значения силы трения в каждом случае. Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от пло-ш;ади опоры движупцегося тела. Вывод: ________________________________________________ 78 Механическая работа 172. Заполните таблицу 35. Таблица 35 Физическая величина РАБОТА Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 173. Объясните, почему механическая работа — это физическая величина. Назовите «признаки», которые позволяют считать работу физической величиной. 174. Механическая работа может быть вычислена по формуле: ____________________, где 79 175. Какую работу надо совершить, чтобы поднять гирю весом 5 Н на высоту 0,5 м? Дано: Решение: Ответ: 176. Какую работу совершает подъёмный кран, поднимая груз массой 10 т на высоту 10 м? СИ Решение: 177. На поверхности стола находится металлический шар. Совершается ли работа, если: а) шар неподвижен;____________________________________ б) шар движется по инерции с постоянной скоростью д; в) шар перемеш;ается под действием силы F? 178. В каких из приведённых примеров совершается механическая работа? Поставьте знак «-f», если работа совершается, или «-», если она не совершается. П Трактор вспахивает землю. П Штангист удерживает над головой штангу с грузом. ЕИ Школьник учит наизусть трудное стихотворение. 80 П Скалолаз поднимается в гору. D Музыкант играет на пианино. П Человек поднимается в лифте. П Спутник летит вокруг Земли. 179. В каком случае совершается большая работа: при перемещении тела на расстояние 10 м под действием силы 2 Н или при подъёме тела массой 500 г на высоту 4 м? СИ Решение: 180. Определите силу сопротивления, преодолеваемую резцом станка, если на пути 0,3 м совершается работа 1,2 кДж. Дано: СИ Решение: Ответ: 181. При подъёме из шахты нагруженной углём бадьи массой Ют совершена работа 6400 кДж. Какова глубина шахты? Дано: СИ Решение: Ответ: 6-6026 81 182. Какую работу вы совершаете, поднимаясь по лестнице до своей квартиры (или кабинета физики)? Оцените значения величин, необходимых для выполнения работы, и ответьте на вопрос. Решение: Мощность 183. Заполните таблицу 36. Таблица 36 Физическая величина МОЩНОСТЬ Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 184. Мощность может быть вычислена по формуле: _____________________, где 82 185. Ответьте на вопросы. а) Чем различаются понятия «мощность» и «работа»? б) Почему мощность двигателя может служить его характеристикой, а работа нет? в) В таблице 15 учебника указана максимальная мощность мотоцикла «Ямаха». Что означает это число? 186. Определите мощность, которую вы можете развить при подъёме по лестнице. Воспользуйтесь данными, которые вы получили, решая задачу X" 182, и рассчитайте развиваемую вами мощность для двух случаев: а) вы поднимаетесь обычным шагом; б) вы поднимаетесь очень быстро (можно бегом). 6^ а) Дано: Решение: Ответ: б) Дано: Решение: Ответ: 83 Сравните полученные результаты и объясните, почему значение мощности во втором случае больше, чем в первом. 187. Какую мощность развивает человек при ходьбе, если за 1 ч он делает 5000 шагов? За каждый шаг человек совершает работу 40 Дж. СИ Решение: 188. Определите мощность подъёмного крана, зная, что он поднимает груз массой 3 т на высоту 4 м в течение 1 мин. СИ Решение: 189*.При скорости 21,6 — тепловоз развивает силу тяги 400 000 Н. Чему равна мощность тепловоза при перемещении состава на некотором участке пути в течение 3 ч? Можно вывести ещё одну формулу для определения мощности. По определению мощность N = —. Работа рассчитывается по формуле: А = Fs. При движении тела пройденный путь равен s = vt, где v — средняя скорость. 84 Теперь сделайте соответствующие подстановки в формулу мощности, и вы получите: Дано: Ответ: N = СИ Решение: 190*.Мотоцикл развивает силу тяги 350 Н при скорости движения км 108 —. Определите мощность мотоцикла и постройте график зависимости силы тяги от скорости движения. Дано: СИ Решение: Ответ: ! ! I i ‘ М I I ! и I I и ! I L—I Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага 191. Приведите примеры простых механизмов, которые используются для получения выигрыша в силе или выигрыша в пути. При ответе заполните таблицу 37. 85 Таблица 37 Используются для получения выигрыша в силе Используются для получения выигрыша в пути 192. Укажите на приведённых схемах рычагов (рис. 44) плечи действующих на них сил. О а) Рис. 44 г) 193. Рассчитайте модуль силы F, которой можно уравновесить силу тяжести, действующую на груз, подвешенный к одному из плеч рычага (рис. 45). Решение: О m = 1 кг Рис. 45 86 194. На рисунке 46 изображены схемы рычагов. Какой из этих рычагов может дать выигрыш в силе в 3 раза? Почему? А О В а) А О В б) Рис. 46 Какой из рычагов не даёт выигрыша в силе? Почему? 195. В какую точку нужно поместить опору (рис. 47), чтобы рычаг находился в равновесии? _____1 М------► /Tij = 50 г = 150 г Рис. 47 СИ Решение: 87 196. Наклонная плоскость даёт выигрыш в силе в 5 раз. Каков при этом выигрыш или проигрыш в расстоянии? Ответ поясните. 197. Какой из простых механизмов может дать больший выигрыш в работе — рычаг или наклонная плоскость? Почему? 198*.Если масса взвешиваемого тела велика, то удобно весы устроить так, чтобы масса гирь составляла 0,1 массы взвешиваемого груза (это десятичные весы) или 0,01 массы взвешиваемого груза (сотенные весы). Такими весами пользоваться удобно — достаточно умножить массу гирь на 10 или 100, и будет подсчитана масса тела. Объясните по рисунку 48 принцип действия десятичных весов. т Рис. 48 88 199. с какой силой натянута мышца человека (рис. 98 учебника) при подъёме гири массой 5 кг, если расстояние от гири до локтя равно 32 см, а от локтя до места закрепления мышцы — 4 см? Решение: Лабораторная работа «Изучение условия равновесия рычага» Цель работы: проверить на опыте правило равновесия рычага. Приборы и материалы: рычаг, закреплённый на штативе, набор грузов, динамометр, линейка. Порядок выполнения работы 1. Установите рычаг в горизонтальном положении, вращая гайки на его концах (рис. 49). 2. Подвесьте два груза, массой по 100 г каждый, к левой части рычага. Расстояние от точки вращения до точки подвеса грузов выберите самостоятельно в пределах от 10 до 15 см. 3. Уравновесьте рычаг, подвесив один груз массой 100 г к его правой части. Измерьте расстояние от точки подвеса груза до точки вращения рычага. 4. Повторите опыт, подвеп1ивая с правой стороны рычага два груза и три груза. Измерьте расстояния от точки вращения рычага до точек подвеса грузов. 5. Определите силы, действующие на рычаг в каждом случае. 6. Запишите результаты измерений и вычислений в таблицу 38. Таблица 38 м опы- та Сила Fi, действующая на левую часть рычага, Н Плечо Zi, м Сила ^2, действующая на правую часть рычага, Н Плечо I2, м 1 2 3 4* 7. Вычислите для каждого из трёх случаев отношения сил ^ ■^2 h и соответствующих плеч — . ^1 90 Вывод: _ 8*. Дополнительное задание. Проверьте правило равновесия рычага для случая, когда обе силы, действующие на рычаг, расположены с одной стороны по отношению к точке вращения рычага. Измерьте плечи сил и запишите результаты измерений в таблицу 38. Вычислите отношения сил и плеч. Вывод: Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики 200. Заполните пропуски в тексте. Неподвижным блоком называется блок, ось которого Подвижным блоком называется блок, ось которого Пользуясь подвижным блоком при подъёме груза, нужно приложить силу______________________________________ Подвижный блок даёт выигрыш в силе в Подвижный блок, как и рычаг,__ выигрыша в работе. раза. 91 201. Почему при использовании подвижного блока получается выигрыш в силе в 2 раза? 202 .Вычислите вес груза, который сможет поднять ребёнок весом 300 Н с помопдью подвижного блока. Дано: Решение: Ответ: 203. Какое усилие необходимо приложить, чтобы поднять груз весом 500 Н с помощью подвижного блока? Какая работа совершается при подъёме груза на 1 м? (Вес блока и трение не учитывать.) Дано: Решение: Ответ: 20Л. Экспериментальное задание. Докажите, что подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза, используя штатив с закреплённым горизонтальным стержнем, подвижный блок, неподвижный блок, динамометр, четыре груза массой по 100 г каждый. 1. Соберите установку по рисунку 50. 2. На конце нити в точке К сделайте петлю и зацепите за неё крючок динамометра. 3. Определите силу Р, действующую на блок с двумя подвешенными грузами, затем с четырьмя. у/////////////. Рис. 50 92 4. Равномерно поднимая подвижный блок с грузами с помощью прикреплённого к нити динамометра, определите прикладываемую силу F для обоих случаев. 5. Определите выигрыш в силе, который даёт такая система в каждом случае. 6. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу 39. Таблица 39 Масса груза т, г Сила, действующая на блок Р, Н Прикладываемое усилие F, Н Выигрыш в силе 200 400 Вывод: 7. Объясните, почему полученный вами в работе выигрыш в силе меньше двух. 93 8. Изменится ли сделанный вами вывод, если в работе будет использован блок большего или меньшего размера? 205. Груз какой массы можно поднять, вытягивая свободный конец верёвки, перекинутой через подвижный блок, силой 100 Н (рис. 51)? На какую длину придётся вытянуть свободный конец верёвки, чтобы поднять этот груз на высоту 0,5 м? (Массу блока и трение не учитывать.) Решение: \Ш т Рис. 51 206.С помощью рычага, показанного на рисунке 52, поднят груз, на который действует сила тяжести Оказалось при этом, что отношение путей, пройденныз^концами рычага, равно Sj: «2 = 2,5. Докажите, что работа силы равна работе силы 2^2. «1Л, F^= 25 ^2=10Н Рис. 52 94 Коэффициент полезного действия 207. Что характеризует коэффициент полезного действия? 208. Используя подвижный и неподвижный ///////////. блоки (рис. 53), груз поднимают на одинаковую высоту. Одинаковы ли при этом КПД установок? Ответ обоснуйте. У////////Л \ >т т Рис. 53 209. Подъёмный кран, мощность которого 12 кВт, поднимает груз массой 12 т на высоту 16 м. Определите время подъёма груза, если известно, что КПД двигателя подъёмного крана равен 80%. СИ Решение: 95 Лабораторная работа «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» Цель работы: экспериментально определить КПД наклонной плоскости. Приборы и материалы: брусок, динамометр, доска, штатив, измерительная лента. Порядок выполнения работы 1. Установите наклонно доску, закрепив её в лапке штатива (рис. 54). 2. Измерьте длину и высоту наклонной плоскости. Результаты измерений запишите в таблицу 40. 3. Измерьте с помош;ью динамометра вес бруска. 4. Прикрепите к динамометру брусок и равномерно перемепдайте его вверх по наклонной плоскости. Измерьте силу тяги. 5. Вычислите полезную работу А^, которая равна работе, совершаемой при подъёме бруска вертикально вверх. 6. Вычислите полную работу А, которая равна работе, совершаемой при подъёме бруска на ту же высоту вдоль наклонной плоскости. 7. Вычислите КПД наклонной плоскости. 96 Таблица 40 м опы- та Длина наклонной плоскости 1, м Высота наклонной плоскости h, м Вес бруска Р, н Сила тяги Р,Н Полезная работа An-Ph, Дж Полная работа A = Fl, Дж КПД, % 1 2* S*. Дополнительное задание. Определите, как влияет высота наклонной плоскости на КПД при подъёме по ней тела. Для этого измените высоту наклонной плоскости и выполните дополнительные измерения. Вывод:_________________________________________________ Закон сохранения механической энергии 210. Заполните таблицу 41. Таблица 41 Физическая величина ЭНЕРГИЯ Условное обозначение Единицы: основная другие Способ измерения 7-6026 97 211. Закончите фразы. Кинетической энергией называют энергию. Потенциальной энергией называют энергию. Кинетическая энергия зависит от вычисляется по формуле: Потенциальная энергия зависит от вычисляется по формуле: 212. Обведите цифры, соответствующие правильным ответам на вопросы, предложенные в таблице 42. Таблица 42 Вопросы Варианты ответов Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией? 1. Натянутая тетива лука. 2. Камень, лежащий на земле (относительно поверхности земли). 3. Сжатый в баллоне газ. 4. Учебник, лежащий на столе (относительно поверхности земли). 5. Летящий над лесом орёл (относительно поверхности земли). 98 Окончание табл. 42 Вопросы Варианты ответов Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией? 1. Катящийся по земле мяч. 2. Растянутая дверная пружина. 3. Летящий самолёт. 4. Поднятый для броска камень. 5. Падающая вода водопада. Каким из указанных способов можно увеличить потенциальную энергию тела, поднятого над землёй? 1. Увеличить массу тела. 2. Увеличить скорость движения. 3. Увеличить высоту подъёма тела. 4. Изменить уровень отсчёта, не меняя положения тела. Каким из указанных способов можно увеличить кинетическую энергию тела? 1. Увеличить массу тела. 2. Увеличить скорость движения. 3. Увеличить высоту подъёма тела. 4. Изменить тело отсчёта. 213. Какие превращения энергии происходят: а) при скатывании тела с наклонной плоскости; б) при ударе молотка о гвоздь, забиваемый в доску; в) при движении мяча, брошенного вверх; г) при подъёме автомобиля в гору с постоянной скоростью? 1* 99 214. На рисунке 55 изображён кирпич в разных положениях. Одинакова ли потенциальная энергия кирпича относительно поверхности стола? Почему? W’ Рис. 55 215. На кронштейне подвешены два тела одинакового объёма (рис. 56). Что вы можете сказать об их потенциальной энергии? Ответ поясните. 216. Используя метод оценки, определите, на сколько изменилась ваша потенциальная энергия при подъёме по лестнице с первого этажа до вашей квартиры (до кабинета физики). Прежде чем 100 решать задачу, определите (оцените) значения тех физических величин, которые вам понадобятся. Дано: СИ Решение: Ответ: 217. Чему равна потенциальная энергия книги, которую вы подняли на высоту 30 см над столом, относительно стола? Масса книги 200 г. Чему равна потенциальная энергия этой же книги относительно пола? Высоту стола определите самостоятельно. СИ Решение: 218. Какой кинетической энергией обладает пуля, летящая со скоро-м стью 600 — ? Масса пули равна 10 г. Дано: СИ Решение: Ответ: 101 219. Почему закон сохранения механической энергии не всегда может быть использован? 220. Упавший со стола металлический шарик ударяется о пол и несколько раз подскакивает. Почему при каждом последуюгцем подскоке он оказывается на меньшей высоте? 221*.Велосипедист, развив скорость 54 ^ , пытается въехать с разгона (не работая педалями) на гору высотой 10 м. Определите, сможет ли он это сделать. Трение не учитывать. СИ Решение: Тренировочный тест 1 «Механические явления» При выполнении заданий в ответах под номером выполняемого вами задания поставьте знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Вариант 1 1. Линию, вдоль которой движется тело, называют А. пройденный путь; Б. траектория. Правильным является ответ 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б 2. Пешеход, двигаясь равномерно по шоссе, прошёл 1200 м за 20 мин. Скорость пешехода равна 1)1 — ‘ с 2)1 — ч 3) 20 — с 4) 60 — ^ с м 3)4f, м С2 4)5^ Используя график зависимости скорости тела от времени, определите его ускорение. 2)2 На рисунке изображены три тела разного объёма и одинаковой массы. Каково соотношение между плотностью вепдеств, из которых i сделаны эти тела? 1)р1 = р2 = Рз 2)р1>Р2>Рз 3)Р1 Р2 ^ Рз 103 8. Сравните значения силы тяжести, действующей на груз на экваторе Fg и на полюсе Земли F^, если он находится на одной и той же высоте относительно поверхности Земли. 1) п=-р„ 2) ^э>-Р„ 4) ответ зависит от массы тела Имеются две абсолютно упругие пружины. К первой пружине приложена сила 6 Н, а ко второй — 3 Н. Сравните жёсткость ki первой пружины с жёсткостью второй пружины при их одинаковом удлинении. 1)^1 = ^2 2) = 2/22 3) 2k^ = /22 Сила трения, действующая на ящик, перемещаемый по горизонтальной поверхности, равна Fj. Чему будет равна сила трения F2, когда в ящик положат груз, масса которого в 2 раза меньше массы ящика? 1) ^2 = Л 2) F2 = 2Fi F, 3) F2=f 4) F2 = 1,5Fi Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условия равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице. Fi,H Zj, м F2,H /2, м 0,3 50 0,6 Чему равна сила F^, если рычаг находится в равновесии? 1)100Н 2)50Н 3)25Н 4) 9 Н 104 9. Высоту над поверхностью Земли, на которой находится тело, увеличили в 2 раза. Потенциальная энергия тела относительно поверхности Земли 1) увеличилась в 4 раза 2) уменьшилась в 4 раза 3) увеличилась в 2 раза 4) уменьшилась в 2 раза 10. Два тела движутся с одинаковыми скоростями. Масса второго тела в 3 раза меньше массы первого. При этом кинетическая энергия второго тела 1) больше в 9 раз 2) меньше в 9 раз 3) больше в 3 раза 4) меньше в 3 раза Ответы. Номера заданий р. о ?0 ci, S 2 ai it I § I =13 §■! CO 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ Вариант 2 1. Расстояние, пройденное телом в течение некоторого промежутка времени, называют А. пройденный путь; Б. траектория. Правильным является ответ 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б 105 Буксирный катер за 3 ч проплыл 54 км. Определите скорость катера. 1)3 — с 2)5 — с 3) 15 -с 4) 18 — ‘ с Используя график зависимости скорости тела от времени, определите его ускорение. 1)2^ 2)4^ 3) 8 р 4) 10 На рисунке изображены три тела одинакового объёма. Известно, что первое тело имеет наибольшую массу, а третье — наименьшую. Сравните плотности веш;еств, из которых сделаны эти тела. 1)р1 = р2 = Рз 2)Р1>Р2>Рз 3)р1 Рз Fn 3) Fyi когда в ящик положат груз, масса которого в 2 раза больше массы ящика? DF2-F, 2)^2 = 2^1 Fi 3) ^’2 = у 4) F2 = 3Fi 8. Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условия равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице. Fi,H /l, м ^2,Н /г, м 30 15 0,4 Чему равно плечо / j, если рычаг находится в равновесии? 1) 0,2м 2) 0,4 м 3) 0,8 м 4) 1 м 9. Два тела находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли. Масса первого тела в 2 раза меньше массы m2 второго. Относительно поверхности Земли потенциальная энергия 1) первого тела в 2 раза больше потенциальной энергии второго 2) второго тела в 2 раза больше потенциальной энергии первого 3) первого тела в 4 раза больше потенциальной энергии второго 4) второго тела в 4 раза больше потенциальной энергии первого 10. Скорость движущегося тела уменьшилась в 3 раза. При этом его кинетическая энергия 1) увеличилась в 9 раз 2) уменьшилась в 9 раз 3) увеличилась в 3 раза 4) уменьшилась в 3 раза 107 Ответы. Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ „ о 2F d = 2F F 2F d = 2F F

Источник

Оцените статью