- Чукчи в тундре зимой живут в тонких юртах и не мерзнут. Смотрим как устроен обогрев
- Что пьют чукчи, чтобы согреться
- Мех, жир и кости
- Физическая нагрузка и кровь оленя
- Кровь хищников табуирована
- Пустой чай и густой бульон
- Согреться до смерти
- Гигиена чукчей: чем они могут удивить русских
- Мыться или не мыться?
- Не мыться и не стираться
- Очищение без воды
- «Гостевая книга»
- Как чукчи отапливают свои жилища?
Чукчи в тундре зимой живут в тонких юртах и не мерзнут. Смотрим как устроен обогрев
Зима в тундре длится по 9 месяцев: зима в субарктическом климате, в условиях вечной мерзлоты не может быть легкой. Температура опускается до минус 50 градусов и тем не менее чукчи здесь живут в тонких юртах и похоже совершенно не мерзнут.
Традиционный чум строится на шестах, покрытых оленьими шкурами. На одно жилище уходит около 70 шкур, их сшивают в одно полотно, которое затем крепится на образованный шестами конус. Когда-то в центре чума выкапывали очаг, сегодня за обогрев чаще отвечает печка, работающая круглые сутки.
В чуме дымно, зато по-настоящему тепло. Местные народности, чукчи и ненцы, часто спят на оленьих шкурах, но могут встречаться и обычные подушки с одеялами. В конце-концов, эти люди выбрали образ жизни сами, они не уходили от цивилизации — во многих племенах есть и современная техника, оленеводы уходят за своими стадами на снегоходах.
В одном чуме могут жить сразу несколько поколений одной семьи. Все зависит от размера — чумы бывают и 8 метров в диаметре. Сохранить тепло людям помогает не только печь, но и одежда: национальные шубы шьются в два слоя, мехом внутрь и наружу.
Небольшое видео о жизни чукчей в тундре:
Современному человеку быт чукчей может показаться первобытным. Однако, правила жизни в тундре вырабатывались целыми поколениями — местные жители просто умеют оптимально приспосабливаться к суровым условиям вечной мерзлоты.
Источник
Что пьют чукчи, чтобы согреться
Условия Крайнего Севера, в которых проживают чукчи и другие народы арктической расы, необыкновенно суровы для человека: семь месяцев в году здесь зима, почти полностью отсутствует солнце, часто бывают бураны, а температура опускается до –50 градусов. Неудивительно, что у чукчей существуют особенные выработанные веками приемы, которые помогают выжить.
Следует заметить, что русский врач XIX века Лев Францевич Гриневецкий, путешествовавший по Чукотке, писал, что из-за невыносимых условий жизни чукчи почти никогда не доживали до старости, погибая в расцвете лет.
Мех, жир и кости
В ход идут все хитрости, на которые только способен человек: во-первых, зимняя одежда чукчей сшита из олених шкур или из шкур морских животных особым образом – внутрь шерстью и шерстью наружу. Два слоя меха не дают замёрзнуть даже в лютый мороз.
В яранге обязательно устраивается еще и полог, в котором спят. И если во внутреннем помещении яранги может быть прохладно, то в пологе — всегда тепло. Правда, его приходится периодически вытаскивать наружу и выбивать, чтобы оббить намерзший иней, который образуется от дыхания людей.
На охоту чукчи брали с собой спальный мешок, пошитый из оленьего меха, в котором спят, раздевшись донага, чтобы лучше согреться.
Чтобы не мерзнуть зимой, чукчи натирали тело густым моржовым жиром и не мылись, последнее, впрочем, было просто невозможно зимой.
Ярангу топили всем, чем придется – например, тундровым мхом, а чтобы он дольше горел, обливали его жиром, жгли кости животных и ребра китов, тоже политые жиром. Использовали и древесину — для этого специально ездили в русла рек, где старались выкопать из-под снега сухие стволы деревьев, принесенные водой, реже использовали ветви кустарника, во время пурги дрова приходилось экономить.
Физическая нагрузка и кровь оленя
В пути, на охоте или во время кочевья, замерзнув, чукчи прибегали к тому же методу, к которому прибегают и русские охотники – согревались физической работой, например, соскакивали с саней, влекомых оленями или собаками и бежали рядом.
Но без питательной и горячей еды и питья выжить в тундре было бы невозможно, и тут на выручку снова приходили олени.
Чтобы быстро восполнить недостаток сил и питательных веществ чукчи пили их теплую кровь, причем, для этого не нужно было убивать животное – достаточно было сделать небольшой надрез некрупного сосуда на шее и подставить чашку или просто прильнуть губами к шкуре животного.
Скорее всего, этот обычай имел еще и ритуальное значение, ведь шаманы считали, что душа животного находится в его крови, и выпив его кровь, чукча надеялся получить частичку его силы.
Кровь хищников табуирована
Точно так же чукча поступал и с кровью убитого на охоте животного, а если приходилось забивать домашнего оленя, то на пиршество собиралась вся родня – парное оленье мясо обладает нежнейшим вкусом, который теряется через час после забоя.
Особую радость семье могли доставить кусочки сырой оленины, которые макали в кровь и тут же съедали, получая при этом много полезных веществ – от витаминов А и D до железа, фосфора, кальция и калия.
Медики выяснили, что у чукчей,употреблявших в пищу кровь и сырое мясо, гемоглобин был выше, а наличие витаминов и микроэлементов в организме приходило в норму. Именно эта калорийная пища позволяла выживать и выращивать детей здоровыми.
Советский этнограф Владимир Германович Тан-Богораз указывал, что относительно добычи у чукчей существовал запрет на сырое мясо хищников: медведей, росомах, волков и хищных птиц, но употреблялась кровь зайцев, куропаток, уток и гусей.
Пустой чай и густой бульон
Разумеется, чукчи, как и другие северные народы, переняли у русских обычай пить чай, и еще в XIX веке горячий чай, сваренный в котелке на комельке внутри яранги стал обычным напитком северного народа.
Геолог Сергей Владимирович Обручев в своих воспоминаниях о быте чукчей писал, что в тридцатых годах XX века они употребляли этот горячий напиток, но пили его совершенно без всяких приправ, «пустым», что крайне разочаровывало ученого.
Он же указал еще один источник питательных веществ для чукотской семьи – горячий бульон. Чукчи не варят супы, но варят мясо и пьют вкусный, свежий горячий бульон. Этот бульон становится единственными источником воды и во время долгой зимней ночи или пурги – захотев пить, каждый из членов чукотской семьи может подойти к котлу, зачерпнуть в кружку бульон и выпить, сколько хочет.
Этим же напитком утоляли жажду и пастухи – считалось, что человек, осуществляющий тяжелую работу, не должен пить сырую воду. Скорее всего, запрет этот был обусловлен тем, что разгоряченный мужчина, напившись ледяной воды может заболеть и умереть.
Обручев писал и о том, что несмотря на все ухищрения, у чукчей часто случаются обморожения: его знакомый чукча Тнелькут пришел вечером к яранге с обморожениями на руке и на щеке и «с воодушевлением» рассказал, что за ночь в пургу от холода в стаде околело 10 оленей.
Согреться до смерти
К сожалению, вместе с русскими на Чукотке появилась и водка, которую русские ошибочно употребляли в качестве согревающего средства. Не имеющие в своем организме ферментов для быстрого расщепления алкоголя, чукчи становились рабами «огненной воды». Дело в том, что метаболизм этанола у них медленный, и его концентрация в крови долгое время остается высокой.
К восьмидесятым годам XX столетия алкоголизм принял размеры катастрофы, причем чукчанки в этом вопросе не отставали от мужчин, Смертность от алкоголя среди женщин-чукчанок в 1980—1994 годы в 2,3 раза превышала смертность среди русских женщин, а 1994 году водка стала причиной 42,2% смертей чукотских женщин – согреться алкоголем нельзя, а вот замерзнуть насмерть, напившись, вполне реальная перспектива.
Несмотря на введенные запреты и ограничение на продажу спиртного, пьянство коренного народа до сих пор остается проблемой на Чукотке.
Источник
Гигиена чукчей: чем они могут удивить русских
Привычки народов, живущих, по сути, в палеолите, действительно могут не только удивить, но и шокировать привыкших к удобствам цивилизации городских жителей.
Это вполне относится к вопросам гигиены чукч.
Мыться или не мыться?
Такого вопроса у чукч раньше не существовало просто потому, что мыться было негде. Более того, существовало поверье, по которому мыться водой означало смывать с себя здоровье. Отчасти, это было верным: промокнуть в продуваемой всеми ветрами тундре действительно означало верную смерть, да и задубевшая от солнца и грязи кожа служила своеобразной защитой от комаров и гнуса. Поэтому в плане личной гигиены чукчи особо не усердствовали.
Вот как описывает быт чукчей оказавшийся во время полярной экспедиции капитан Роберт Бартлетт в своей книге «Последнее плавание Карлака»: «Нас разместили в чуме, где кроме нас было еще человек 10, угощение состояло из тухлого моржового мяса, пеммикана и оленины, меня усердно поили адски крепким русским чаем, и всю ночь все непрерывно курили и кашляли. Духота стояла страшная».
Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.
Советский антрополог, изучавший культуру и быть чукч Владимир Германович Богораз в своей книге «Чукчи» сообщал о гигиене народа коротко – живут в грязи, едят вшей, которых ловят на себе, а грязные котлы дают вылизывать собакам, – удручающее зрелище.
Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.
На самом деле, Богораз не написал еще многого: что, например, от вшей чукчи смазывали волосы собственной мочой, а содержимое чана, в который мочились ночью, использовалось для мытья рук. Горячей воды в тундре зимой не было, топлива для того, чтобы ее согреть, не хватало, поэтому естественная жидкость вытекающая из человеческого организма была единственной водой для хоть каких-то гигиенических процедур, если их так можно было назвать. Правда, после мочи, руки «споласкивали» снегом. Снегом же подмывали младенцев, а вместо подгузников использовали сухой мох – сфагнум.
Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.
Не мыться и не стираться
Что же касается мытья тела, то летом чукчи иногда окунались в горячие минеральные источники, правда, в лечебных целях. А в остальные времена года предпочитали другие способы очистки кожи. Например, носили одежду, сшитую из шкур животных мехов внутрь, считая, что мех животных очищает. Как уточнял Богораз, для очищения тела от паразитов – вшей, чукчи в начале XX века покупали у русских белые рубахи, они надевали ее под свою обычную одежду и носили их по несколько дней, а потом снимали и выбирали вшей из швов рубахи, не находя в этом ничего необычного.
Смелая женщина, этнограф из Ленинграда Варвара Григорьевна Кузнецова, после Великой отечественной войны прожившая в ярангах с чукчами несколько лет, рассказывала, что чукчи никогда не стирали одежду. Летом обычно донашивали повертевшуюся зимнюю одежду, а к осени шили себе новую.
Очищение без воды
Но определенные правила гигиены у чукч все же были. Когда становилось совсем невмоготу от грязи, они начинали копить топливо, затем в одном из яранг разжигали очаг, в который клали несколько камней и устраивали «чукотскую баню» – раздевались донага и сидели вокруг очага – потели от жара. Это не занимало много времени, так как чукчи очень сильно потеют, и часто сокрушаются по этому поводу. Затем специальными скребками они соскабливали с кожи грязь вместе с потом и смазывали кожу свежим тюленьим жиром. Вот и вся баня. Одежду на это время выкидывали на мороз, а после «бани» надевали сменную одежду, если она была. Эту одежду носили до следующей бани, которую устраивали раз в три месяца.
«Гостевая книга»
Есть такая расхожая байка про то, что чукотский туалет – это две лыжные палки: одну надо воткнуть в снег и держаться за нее, чтобы не унесло ветром, а второй – отгонять волков. Представьте себе, но это частично – правда. Но отгонять зимой приходится не волков, а оленей, которые с удовольствием поедают снег с человеческой мочой (очевидно, им не хватает соли) и делают это так рьяно, что могут затоптать человека. Поэтому справлять малую надобность приходиться в тундре очень быстро, особенно женщинам.
Еще более интересный обычай существует при справлении нужды посерьезней. Путешественник Владимир Николаевич Сафронов в путевых заметках «Как я побывал у чукчей, не испорченных цивилизацией», вспоминает, что «следы» присутствия людей до сих пор располагаются в непосредственной близости от яранги, вдоль натоптанных дорожек. Это своеобразная «гостевая книга», по которой можно узнать, кто приходил и уходил из яранги. И это никого не смущает, во-первых, потому что температура в тундре редко повышается выше ноля, а во-вторых, в тундре отсутствуют помойные мухи, и поэтому отходя человеческой жизнедеятельности не беспокоят обитателей яранг.
Через какое-то время чукчи просто снимаются с места и кочуют на новую стоянку.
Разумеется, большая часть чукотского народа уже давно переселилась из душных холодных яранг в квартиры со всеми удобствами, и теперь все они могут наслаждаться чистотой наравне с другими благами цивилизации.
Источник
Как чукчи отапливают свои жилища?
Что такое » Ээк » и как им удается не замерзнуть зимой?
В наши дни, выйдя на улицу без зонта и попав под сильный дождь, есть все шансы на следующий день свалиться с простудой.
И в такие моменты удивляешься, как уже несколько тысяч лет существуют народы, живущие в экстремально холодном климате, и как им удается жить и выживать, несмотря ни на что.
Сегодня расскажем вам о традиционных жилищах народов Чукотского полуострова — ярангах, и о том, каким образом они отапливаются.
Чучки испокон веков занимаются оленеводством. Первоначально они были охотниками на северных оленей, но позже одомашнили их и стали заниматься их выпасом и охотой на морских зверей — моржов,китов, тюленей и нерп.
Из-за кочевого образа жизни (занятия оленеводством постоянно требуют поиска новых пастбищ) основным жилищем чукч стала яранга — переносной куполообразный дом, состоящий из легких деревянных шестов, образующих каркас, и шкур, покрывающих его.
В среднем на каждую ярангу приходилось потратить около 50 шкур. Кроме оленьих жилище могли покрывать и моржовыми шкурами, а летом — брезентом.
Яранга традиционно делилась на иоронгу — отапливаемую часть, и холодную переднюю часть. Костер разжигается в передней части и дым выходит через дверь, а внутренняя часть — иоронга — отапливается с помощью ээка.
Ээк — сосуд, выдолбленный из камня. Прибрежные жители Чукотки заполняют его салом кита, нерпы и других животных, а вместо фитиля горит сухой мох или промасленный кусочек меха.
Каждые пол часа хозяйка снимает образовавшийся нагар особой каменной палочкой — » пеныня » и подливает сала в ээк.
Чукчи, живущие вдали от моря обычно обменивают сало у береговых жителей в обмен на оленину и шкуры, либо пользуются оленьим жиром.
Иоронга обычных размеров прекрасно обогревается одним ээком. Внутри становится так тепло, что вход в Ярангу закрывается только в метели и при очень низких температурах. А костер в холодной части яранги экранирует холодный воздух от центрального жилого помещения.
Мы — АО «Фирма Изотерм» . С 1990 г. наша компания занимается производством конвекторов водяного отопления и является одним из лидеров рынка отопления в России. Приглашаем к сотрудничеству дилеров, дизайнеров и проектировщиков. По всем вопросам приобретения конвекторов и предложениям сотрудничества пишите нам на почту inbox@isoterm.ru или звоните по бесплатному тел. 8-800-511-06-70
При подготовке материала был использован источник: «В земле полуночного солнца» (Н. Галкин, 1931 г.). Картинки взяты из сети Интернет.
Источник