- Электромобиль в морозы: с чем можно столкнуться?
- Как ведет себя электромобиль в морозы
- Как эксплуатировать электромобиль зимой
- Определитесь с местом хранения
- Правильно заряжайте АКБ
- Включайте обогрев заранее
- Используйте рекуперацию энергии
- Правильно используйте климат-контроль
- Используйте энергосберегающие опции
- Ставьте машину на солнце
- Проводите технический осмотр перед холодами
- Можно ли использовать электромобиль суровой зимой
- Электромобиль зимой: мифы и реальность
- Особенности эксплуатации электромобиля зимой
- Электромобили боятся воды?
- Как работает электромобиль зимой
- Как обогревается салон электромобиля зимой
- Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
- Электромобили в холодных странах
- Как ведет себя электромобиль зимой в России
- Электромобиль зимой: отзывы владельцев
- Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой
- Подведем итог
Электромобиль в морозы: с чем можно столкнуться?
Электромобиль в морозы показывает худшие характеристики с позиции запаса хода. В зависимости от модели/марки транспортного средства и температуры этот параметр может уменьшиться до 20-30%. И если для Теслы с пробегом на одном заряде это не очень критично, то для бюджетных электрокаров запас хода снижается до 100 км и ниже. Понятно, что в таких условиях важно правильно подходит к вопросам эксплуатации и следовать советам, которые изложены в статье.
Как ведет себя электромобиль в морозы
Лучший способ узнать о поведении электромобилей зимой в России — отзывы реальных владельцев, которые столкнулись с серьезными морозами и могут поделиться опытом. Большинство собственников утверждает, что основные проблемы такие же, как и у бензиновых авто. В частности, замерзают некоторые электроприборы, возникают трудности с открытием дверей и т. д.
Но главная проблема касается аккумулятора. Эксплуатация электромобиля зимой в России ведет к снижению запаса хода. При этом падение емкости для разных марок / моделей «зеленого» транспорта индивидуально. К примеру, автомобили Тесла при нахождении около 15 часов на морозе теряют около 10-15% запаса хода. Для сравнения у Ниссан Лиф этот показатель немного выше и может достигать 20-25%. Вот почему в зимнее время нужно держаться как можно ближе к розетке и иметь возможность зарядить АКБ хоть в паркинге, хоть на заправке..
Как эксплуатировать электромобиль зимой
Оптимальный вариант — оставить электрокар в теплом гараже и дождаться тепла. Если такой возможности нет, и на машине нужно ездить, необходимо знать особенности эксплуатации электромобиля в зимних условиях. Ниже приведем главные рекомендации, о которых должен знать каждый автовладелец.
Определитесь с местом хранения
В морозы электрокар должен стоять в отапливаемом гараже, где поддерживается плюсовая температура. В таком случае аккумуляторная батарея не будет так быстро разряжаться. Кроме того, сама зарядка источника питания будет занимать меньше времени, а это позволит сэкономить на электричестве.
Правильно заряжайте АКБ
Эксплуатация электромобилей в мороз требует правильного подхода к зарядке источника питания.
Важно учесть, что зимой аккумулятор быстрей разряжается, и заряжается дольше. При этом накопленной емкости (даже при полном заряде) хватит на меньше времени.
Судя по отзывам, электромобили в морозы нельзя долго бросать на улице, а потом пытаться зарядить замерзший аккумулятор. Если его температура опустилась ниже нуля, попытка зарядки может привести к следующим последствиям:
- Снижение способности принимать заряд из-за возросшего сопротивления.
- Возможный отказ накопления емкости.
- Повышение риска КЗ в батарее, что может вывести ее из строя.
- Увеличение риска износа и т. д.
Даже если проблема не проявится сразу, в дальнейшем трудности могут быть связаны с перезарядкой в дальнейшем, повреждением ячейки, снижением безопасности применения, уменьшением запаса хода и т. д.
Оптимальная температура для зарядки — от +10 и выше. Для ее достижения разработчики предусматривают специальные нагреватели для поддержи температурного режима на нужном уровне.
Включайте обогрев заранее
Используйте дистанционное управление, чтобы за 10-15 минут до поездки включить обогрев. Этого времени достаточно для прогрева подкапотного пространства и приведения всех элементов в рабочее состояние. Команду можно дать из офиса или дома, а после сесть в автомобиль и сразу отправиться в путь.
Используйте рекуперацию энергии
Суть опции состоит в том, чтобы замедлять ход автомобиля без применения тормозной системы. Иными словами, для снижения скорости используется рекуперативное торможение, позволяющее уменьшить до 15% емкости аккумуляторной батареи. Такая опция в мороз может быть полезной, когда из-за охлаждения АКБ уменьшается запас хода.
Правильно используйте климат-контроль
Всё-таки климат-контроль и кондиционер сильно отличаются друг от друга и внешне, и принципами работы. Поэтому помните, что включение отопления в холодную погоду повышает расход источника питания. Но и мерзнуть в машине в мороз не стоит. Для повышения эффективности желательно направить энергию на обогрев каких-то конкретных участков, к примеру, рулевого колеса и сидений. В таком случае можно сэкономить энергию.
Используйте энергосберегающие опции
При эксплуатации электромобиля в мороз используйте энергосберегающие функции. Они позволят уменьшить расход АКБ и тем самым увеличить запас хода даже в холодную погоду. При этом езда зимой на большой скорости и с активными ускорениями все равно не рекомендуется.
Ставьте машину на солнце
Зная, как ведет себя электромобиль в мороз, старайтесь использовать все возможные способы нагрева. К примеру, если вы заезжаете на стоянку, старайтесь поставить транспорт на солнце, чтобы обеспечить ему дополнительный нагрев. Теплые лучи способны сделать свое дело даже в холодную погоду.
Проводите технический осмотр перед холодами
Перед эксплуатацией машины в мороз необходимо провести предварительное техническое обслуживание. Особое внимание уделите аккумуляторной батарее, тормозной системе и состоянию протектора. Также проверьте давление в шинах, чтобы оно соответствовало требованиям завода-изготовителя.
Можно ли использовать электромобиль суровой зимой
С учетом сказанного легко подвести итог, подходят ли электромобили для суровой зимы 2021 года, и можно ли их вообще использовать в сильные морозы. Как отмечают владельцы таких авто, при соблюдении определенных правил (рассмотрены выше) трудностей быть не должно. Но стоит учесть, что даже у Теслы при температуре -36 градусов Цельсия расход заряда увеличивается на 50%. Это значит, что и проехать можно будет вполовину меньше пути. Для автомобилей, у которых даже в хорошую погоду запас хода составляет не более 150-170 км, это реальная проблема. Нужно следить за зарядом и контролировать пробег.
Теперь вы знаете, можно ли зимой ездить на электромобиле, чем опасен мороз для аккумуляторной батареи, и как можно защитить машину от неприятностей. При следовании советам в статье можно ездить на такой машине даже при -40.
Источник
Электромобиль зимой: мифы и реальность
Электромобили постепенно становятся частью нашей жизни, но вокруг них по-прежнему обитает множество предубеждений и мифов. Многие воздерживаются от покупки нового транспорта из-за слаборазвитой инфраструктуры зарядок, часть автовладельцев ждет более доступных цен. Но наиболее актуальный вопрос для России — как электромобиль ведет себя зимой: не будет ли быстрой разрядки аккумулятора?
Ранее мы уже доказывали несостоятельность мифов об электромобилях , а сегодня подробно разберемся в самом популярном предубеждении. На реальном опыте пользователей рассмотрим, как ведет себя «екарс» в холодную погоду, узнаем, какие рекомендации дают производители и оставим несколько лайфхаков по экономии запаса хода в минусовую температуру.
Особенности эксплуатации электромобиля зимой
Даже привычные авто на ДВС требует особого отношения в зимнее время. Владельцы классической техники выставляют автопрогрев, укрывают двигатель автоодеялом и устанавливают специальные нагревательные элементы, чтобы поддерживать подходящую температуру под капотом. В этом плане у электрокаров есть серьезное преимущество.
Слухи, что электродвигатель от мороза не заведется, — заблуждение. В отличие от ДВС, электромотор не нуждается в предварительном прогреве . Даже если пришлось оставить «железного друга» на морозе без подзарядки на сутки, машина заведется без проблем: в ней нет масла, которое может застыть и помешать запуску двигателя. Главное, чтобы за этот период аккумулятор полностью не сел .
Опыт использования электромобилей в регионах с суровыми погодными условиями позволил вывести ряд рекомендаций, которые необходимо соблюдать владельцам «зеленого» транспорта в холодное время года:
- Запас хода зимой неизбежно снижается. Это нужно учитывать при планировании поездки. Литий-ионная батарея теряет емкость при низких температурах. Километраж сильно уменьшается при включении печки и подогрева сидений.
- Контролировать заряд аккумулятора зимой нужно постоянно. Если аккумулятор разрядится «в ноль», то он не сможет нагреться до температуры приемки заряда. Значит, и завестись АКБ не сможет. Придется эвакуировать авто в теплый бокс, где батарея отогреется естественным путем.
- Регулярный техосмотр электромобиля — обязательное условие, которое нужно соблюдать круглый год. Но перед холодами процедура приобретает особую важность. Исправная работа всех систем защитит вас от сюрпризов на дороге и позволит сконцентрироваться на важных вещах. Например, на запасе хода.
- Условия хранения напрямую связаны с удобством использования электромобиля зимой. По возможности машину нужно хранить в гараже. Даже неотапливаемое помещение помогает поддержать температуру аккумулятора в комфортных для нее значениях и сэкономить драгоценный заряд батареи.
По данным Автостата , более 60 % Nissan Leaf, зарегистрированных в нашей стране, приходится на Дальний Восток и Сибирь. Это говорит о том, что при правильной эксплуатации у водителя не возникает проблем с «екарсом» даже в регионах с достаточно холодными зимами.
Электромобили боятся воды?
Распространенное мнение, что электромобили боятся воды, также необоснованно (это отлично подтвердил недавний демотаж АКБ из утонувшей Tesla). Сырость и снег не могут навредить ни одной современной «электричке» . Двигатель, батарея и другие важные соединения в системе надежно защищены от попадания влаги, а элементы кузова собраны из коррозионностойких материалов. Перед выпуском машины тестируют на полигонах, где каждый электрокар проходит испытание водой.
Как работает электромобиль зимой
Самое уязвимое место в электрокарах зимой — батареи. Чтобы понять, какие трудности могут возникнуть в эксплуатации заряженного авто, кратко рассмотрим свойства современных аккумуляторов.
Технология литий-ионных батарей позволяет работать при температурном диапазоне от –20 до +60 °C и запрещает зарядку при отрицательной температуре . Производители электромобилей указывают , что батареи могут выдерживать температуры до –40 °C при хранении, но для работы их необходимо прогреть до –20 °C.
То есть при температурах ниже –20 °C электромобиль тратит драгоценный заряд на то, чтобы прогреть батарею. Это отнимает в среднем около 40 % от показателя запаса хода.
Важный момент: когда температура воздуха опускается ниже нуля, при подключении к розетке машина сначала разогреет батарею, а потом приступит к ее зарядке. Поэтому зимой на зарядку тратится больше времени.
Как обогревается салон электромобиля зимой
Электромотор, в отличие от ДВС, при работе нагревается незначительно. К сожалению, этого недостаточно, чтобы прогреть салон. Классическая схема получения тепла от охлаждения двигателя исключается. Производители вынуждены оснащать «екарсы» обогревателями, которые тоже расходуют заряд батареи и уменьшают запас хода.
На Nissan Leaf включенный штатный обогреватель автомобиля в среднем снижает показатель запаса хода на 6–8 % .
Поэтому в холодную погоду владельцы экспериментируют и оснащают машину дополнительным тюнингом. Автоконцерны, в свою очередь, ищут новые способы обогрева салона, которые будут тратить меньше драгоценной энергии.
В Tesla Model Y реализована система «обратного» кондиционера. В обогреве воздуха участвуют химические элементы, что позволяет снизить расход энергии аккумулятора.
BMW проводили исследования инфракрасного отопления, которое нагревает предметы, а не воздух и значительно экономит заряд.
Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
Ранее мы уже давали общие рекомендации на тему: как выжать максимум из батареи. Но для зимы есть парочка дополнительных лайфхаков:
- Запустите прогрев салона, пока авто подключено к розетке . У большинства «екарсов» есть дистанционная связь с владельцем. Включить обогреватель можно за 15–20 минут до выхода. Обогрев возьмет энергию из розетки, а не из аккумулятора, и вы покинете гараж с полной зарядкой и теплым салоном.
- Установите дополнительное оборудование . Дизельные отопители для автомобиля подключаются к штатным воздуховодам и позволяют быстро нагревать салон без участия батареи. Такой тюнинг значительно сэкономит заряд, а топлива агрегат затрачивает немного.
- Используйте подогрев сидений и руля . Опытные автовладельцы заметили, что подогрев сидений и руля потребляет значительно меньше энергии , чем печка. Попробуйте в дороге включать их, а не обогреватель салона.
- Следите за стилем вождения . Активируйте в зимнее время ЭКО-режим, если он предусмотрен в вашем автомобиле. Режимы экономии энергии уменьшают скорость, но позволяют существенно сэкономить заряд батареи. Следите, чтобы колеса не буксовали, по возможности избегайте маршрутов с подъемом в гору.
- Одевайтесь теплее . Хорошие зимние сапоги, перчатки, шарф — и вам не придется часто включать обогреватель салона и подогрев сидений.
- Используйте солнце . Речь не про солнечные батареи, а про тепло прямых лучей. Если электромобиль стоит на парковке целый рабочий день, не выбирайте место в тени. Даже зимой прямое воздействие солнца будет немного прогревать батарею и салон.
Использование этих лайфхаков в комплексе поможет «зеленому» авто успешно пережить зиму и сэкономить запас хода для поездок.
Электромобили в холодных странах
В 2020 году Норвегия стала первой в мире страной , где было продано больше электромобилей и гибридов, чем машин на бензине или дизеле. В 2021 году страна остается лидером по количеству EV на рынке. Власти мотивируют население приобретать «зеленый» транспорт освобождением от уплаты транспортного налога. Пошлины на автомобили с ДВС достаточно высокие, так что цена электрокара нивелируется льготами, и для норвежца автомобили на бензине и на аккумуляторах стоят примерно одинаково.
Климат в Норвегии несколько мягче, чем в России, но зимой там достаточно холодно: днем примерно –10 °C, ночью –20 °C. Очевидно, что холодное время года не мешает ездить на электромобилях в Норвегии. Страна планирует к 2025 году полностью отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания.
В Китае похожая ситуация: в северных регионах средняя температура зимой -–10 °C, а на северо-западе термометр может показывать –30 °C в декабре. Но это не помешало китайскому рынку долгие годы сохранять лидерство по количеству реализуемых BEV.
Wuling Hongguang Mini EV , по статистике, опубликованной в сентябре 2021 , стал самым продаваемым авто в стране. Значит, жители явно отдают предпочтение электрокарам, несмотря на климат.
Как ведет себя электромобиль зимой в России
В 2018 году в России было зарегистрировано 1 800 электромобилей . В январе 2021 года их количество возросло до 10 000 . За три года в нашей стране стало в пять раз больше машин с нулевым выхлопом. Все больше россиян пересаживаются на «зеленую» технику, несмотря на все опасения.
Казалось бы, большинство заряженных авто должно быть в южных регионах, однако это не так. По статистике Автостата , с января по май на Дальнем Востоке продали 20 % от всех электроавтомобилей в стране. Для сравнения: на долю Москвы пришлось всего 14 %.
Погодные условия не мешают жителям Владивостока и Хабаровска осваивать электромобили, что на деле показывает несостоятельность мифа о том, что такие машины не приспособлены к русской зиме. В Иркутске, где зима еще холоднее, с 2017 существует группа Вконтакте Nissan Leaf Club Baikal, которая уже насчитывает более 400 участников.
Электромобиль зимой: отзывы владельцев
В подтверждение мы подготовили несколько отзывов от реальных пользователей электромобилей в России:
«Это таймер прогрева: если я знаю, что мне в 9 часов ехать, то я выставляю на 9, и машина минут за 40 включается и прогревает мне салон. В –30 отключил от розетки, сел и поехал сразу. У меня версия рестайлинговая, у нее стоит электрофен, соответственно, тепло идет практически сразу. Сначала было страшно покупать, но теперь хочется другой электрокар с большим запасом хода », — владелец Nissan Leaf, Виталий в интервью каналу «Почему купил» на YouTube.
Житель Новосибирска Мирон Медведев дал интервью новостному порталу ngs.ru в январе 2020 года. Он владеет Nissan Leaf уже год и главным преимуществом электромобиля считает его экономичность:
« У нас машины были с объемом двигателя по 1,5 литра, не очень большие — на бензин мы тратили 10 тысяч на двоих. К расходам на электричество стоит добавить стоимость дизельного топлива для отопителя — это еще 1 000 рублей с самого начала зимнего периода. Больше расходов нет — ведь в электрокаре отсутствуют свечи, провода, фильтры, моторное и трансмиссионное масла. Как нет и самого двигателя внутреннего сгорания и коробки передач, которые ломаются несколько чаще, чем простые электромотор с редуктором » .
По сравнению с владельцами относительно бюджетных «электричек», водителей Tesla с более емкими аккумуляторами поездки зимой пугают еще меньше. Однако в морозы ниже –30 °C и они замечают снижение запаса хода. Андрей Товпик из Москвы рассказал изданию «Коммерсантъ FM» о том, как Tesla перенесла заморозки:
« У меня нет проблемы с запуском автомобиля — там нет мотора, он не заводится, он просто включается. Если она стоит на улице, за пять минут до выхода щелкаешь « включить обогрев салона » , и пока ты спускаешься на лифте, подходишь к машине, салон уже теплый. Из минусов — расход электрики: Tesla показывает вам батарейку и пишет, сколько примерно километров вы проедете — при –36 у меня возрос расход заряда в полтора раза ».
Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой
Детские электромобили не защищены от попадания влаги в электросистемы, поэтому ездить на них зимой настоятельно не рекомендуется.
Некоторые производители указывают в техпаспорте, что машинку можно использовать при температурах до –20 °C. Батарея выдержит, но как будут чувствовать себя остальные детали «екарсов» для детей — большой вопрос. Корпус таких моделей обычно выполнен из пластика, а при отрицательной температуре этот материал становится хрупким.
В качестве эксперимента разрешите ребенку прокатиться при показателях от 0 до –10 °C. Не забудьте проследить, чтобы электрокар не въехал в сугроб.
Подведем итог
Статистика говорит сама за себя: количество зарегистрированных электромобилей в России за последние три года увеличилось в пять раз. Причем больше половины заряженных авто ездят по дорогам Сибири и Дальнего Востока.
Электромобили вполне доказали россиянам свою эффективность. Дополнительный тюнинг и правильная эксплуатация делают «екарсы» вполне подходящими для наших зим, а некоторые «фишки» дают преимущество перед классическими машинами на ДВС. Опасения насчет поведения BEV зимой не более чем миф, а реальный опыт российских автовладельцев — лучшее доказательство его несостоятельности.
Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал , чтобы следить за новостями из мира «зеленой» техники в России и мире.
Источник