Как идет очистка от снега

Как идет очистка от снега

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием Росдорнии и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве (взамен ВСН 4-69).

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.

Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

б) ОДМ. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.

ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Снегозаносимость — подверженность дороги образованию снежных заносов.

Незаносимые участки — участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.

Заносимые участки — участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.

Директивные сроки очистки дороги — время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Интенсивность снегопада (метели) — увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч, сут).

Просветность — отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.

Интенсивность снегоприноса — объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.

Общий объем снегопереноса — объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).

Объем снегоприноса — объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).

Расчетный объем снегоприноса — объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.

Расчетный объем снегоотложений — возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.

Расчетная метель — единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.

Насыщенная метель — метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).

Снегозадерживающая способность защиты — показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.

Коэффициент снегозадержания — отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.

Снегосборная способность защиты — количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.

Снегоемкость защиты — предельное количество снега, которое может быть ею задержано.

Раздел 4. Общие положения

а) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:

защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;

профилактические меры, цель которых — не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;

меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.

Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.

б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.

в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечиваются через Центры оперативного управления производством, создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.

г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с «Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог», изложенной в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 N ИС-28-8939.

Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости
автомобильных дорог на стадии проектирования

а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).

б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:

проложение трассы по наименее заносимым местам;

учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.

в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.

Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега и располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.

На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость, и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.

На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость, и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.

Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.

При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.

При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.

Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.

Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.

Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток не насыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русл, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100-500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.

г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:

проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;

проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;

проектирование обоснованной снегозащиты.

Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки , по условию снегонезаносимости.

Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле

,

где — руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;

— расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;

— возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.

При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение с использованием метеорологических справочников (Приложение А).

принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории — 0,5 м, для дорог III категории — 0,6 м, II категории — 0,7 м, I категории — 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.

Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна

,

где — высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.

Расчетная вероятность превышения принимается равной 10% для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5% — для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3% — для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.

Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.

Источник

Простые способы уборки снега во дворе, чтобы не надорваться

Проблема уборки снега в частных домах сейчас актуальна как никогда. Лопата помогает расчищать лишь небольшую территорию. Чтобы быстро справится со снегом на даче, возле дома нужен другой инструмент.

Сейчас можно купить современный инструмент для уборки снега – скрепер. Стоит он, к примеру, в Леруа от 700 до 4000 рублей. Самый дешевый (за 700 руб.) подходит лишь для уборки рыхлого снега.

Если чистить залежавшийся, уплотненный снег, то быстро ломается. По отзывам, при уборке снега практически сразу (при первой чистке) лопается пластик. Здесь работает правило – чем дешевле, тем хуже. Но покупать за 4000 как то не хочется.

От снега многие спасаются при помощи соли. Просто рассыпают обычную соль на сугробы, и снег начинает «плавиться». Но после такой манипуляции появляется снежная каша, которую опять нужно убирать.

Минус такого способа еще в том, что поваренная соль разъедает покрытия дорожек, подошву. И когда соль попадает в почву, то это тоже не желательный процесс для растений.

Про снегоуборщики не будем много говорить. Это безусловно хороший инструмент в борьбе со снегом. Но тратить 25-30 тыс. руб. не многие готовы. Дешевый, бензиновый снегоуборщик за 25 р. в Леруа не советуют покупать. К концу сезона мотор дымит, по отзывам у агрегата слабый ремень. Сырой снег он не осилит.

2 способа простой и быстрой уборки снега

Можно сделать снегоуборщик своими руками из подручных материалов. Эта не сложная рамная конструкция, состоящая из брусков, шпильки, полозьев от старых санок (можно сварить из трубы). Усиление посредине (брусок), чтобы шпилька не прогибалась.

Источник

Нормативы уборки снега в городе

Почти каждую зиму в города приходят снегопады. Несмотря на то, что метеослужбы заранее предупреждают о них, это все равно становится неожиданностью. На дорогах начинаются пробки, увеличивается количество ДТП , а тротуары заметает снегом так, что по ним невозможно пройти.

Нормально ли это и какие вообще существуют нормативы на уборку городской территории от снега, — об этом расскажем далее.

Итак, процесс зимней уборки регламентируется рядом документов:

  1. ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
    В этом ГОСТе перечислены требования к состоянию дорог и улиц в зимний период. Там указаны допустимое количество снега на проезжей части и тротуарах, сроки уборки, а также условия складирования снега на городской территории до его утилизации.
  2. ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
    Этот документ содержит технологию устранения наледи на проезжей части. В нем даются указания касательно использования различных противогололедных материалов (ПГМ).
  3. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест
    Здесь рассматриваются организационные детали зимней уборки: содержание работ и их периодичность, необходимая техника, а также меры безопасности.

Эти три документа имеют силу на территории всей России. Существуют также локальные документы. Их разрабатывают администрации отдельных населенных пунктов и муниципалитетов. В частности , это регламенты зимней уборки. Они учитывают специфику конкретного региона. Например, в Екатеринбурге действуют следующие правила. Однако местные постановления все равно создаются с опорой на государственные стандарты и инструкции.

Узнать, какие специфические требования предъявляются к зимней уборке в вашем регионе, вы можете на сайте местной администрации – в разделе с официальными документами. В этой же статье мы поговорим об универсальных стандартах.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Требования к уборке городской территории
    — Нормативы уборки проезжей части
    — Нормативы уборки элементов благоустройства дорог
    — Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек и остановок
  2. Требования к складированию и утилизации снега

Кроме того, в статье будут упоминаться категории дорог и улиц. Это большая классификация, которая выходит за рамки темы нашей статьи. Однако без ее понимания будет трудно понять, почему в р азных городах (и даже в отдельных районах одного города) снег убирают по-разному.

Поэтому прежде всего мы представим эту классификацию, а затем перейдем к конкретным нормативам и правилам.

Категории дорог и улиц

Давайте разберемся в том, зачем вообще выделяются какие-то категории. Дело в том, что у всех дорог и улиц есть своя пропускная способность. Одно дело – когда речь идет об узком переулке где-нибудь на окраине, и совсем другое – когда мы говорим о проспекте в центре города. Нагрузка на такие дороги совершенно разная: по одной проедет несколько автомобилей в сутки, по другой – тысячи.

Поэтому, когда начинается снегопад, коммунальные службы должны выбрать очередность уборки городской территории. Ведь последствия несвоевременной чистки снега в центре города и на окраине сильно отличаются. Толстый слой снега на дороге в каком-нибудь спальном районе приведет к появлению нескольких локальных пробок – ситуация крайне неприятная , но терпимая. А вот занесенный центр может начисто парализовать движение во всем городе. Именно поэтому чистка снега всегда начинается с наиболее крупных и важных улиц.

Именно классификация дорог и улиц на категории позволяет установить приоритеты для уборки. Далее поговорим об этом подробнее.

Классификация автомобильных дорог

Официальные классы и категории автомобильных дорог установлены в Постановлении Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» от 28.09.2009. Именно на этот нормативный документ ссылается уже рассмотренный выше ГОСТ Р 50597-2017.

В соответствии с постановлением, все дороги разделяются на три класса:

  1. Автомагистраль
    Это дорога, предназначенная специально для скоростного движения автомобилей – как правило, до 110-130 км/ч. Она не имеет одноуровневых пересечений с другими дорогами и железнодорожными путями. Попасть на автомагистраль можно только через специально оборудованные въезды. В городах такие дороги почти не встречаются.
  2. Скоростная автомобильная дорога
    Как и магистраль, эта дорога предназначена исключительно для движения автотранспорта. Здесь также не допускаются одноуровневые пересечения. Но, в отличие от автомагистрали, на скоростную трассу можно попасть с примыкающей дороги.
  3. Обычная (нескоростная) автомобильная дорога
    Это самый обширный класс, к которому относится большинство дорог в городе. Они могут быть одно-, двух- и четырехполосными , на них обустраиваются перекрестки и пешеходные переходы.

Также существует деление автомобильных дорог на категории. Оно учитывает целый ряд технических характеристик: количество полос движения и их ширину, размер обочин, расстояние между соседними перекрестками и так далее.

Выделяются следующие категории дорог:

  • I (с подкатегориями – IА, IБ, IВ)
    Это крупные магистральные дороги с количеством полос не менее 4 и обязательным наличием разделительной полосы шириной в 5-6 метров. При этом категория IА полностью соответствует автомагистрали, а IБ – скоростной дороге. Категория IВ – это обычная дорога, которая допускает наличие одноуровневых пересечений, но не чаще чем через 5 км.
  • II
    Это крупная нескоростная дорога с 2-4 полосами движения шириной в 3,5-3,75 м и наличием регулируемых и нерегулируемых пересечений с другими автомобильными дорогами (но не железнодорожными и трамвайными путями).
  • III
    В эту категорию входят двухполосные дороги без обязательной разделительной полосы. От категории II их отличает меньшая ширина полос движения – 3,5 м. На них также возможны регулируемые и нерегулируемые перекрестки с автомобильными дорогами, но не с железнодорожными путями.
  • IV
    Сюда относятся двухполосные дороги без каких-либо ограничений на пересечения. Ширина полосы движения – 3 м.
  • V
    Это небольшие однополосные дороги шириной от 4 , 5 м. Они могут пересекаться как с другими автомобильными дорогами, так и с железнодорожными или трамвайными путями.

Помимо деления дорог на категории, в ГОСТ 50597-2017 используется и деление улиц на группы.

Классификация улиц

Подробная классификация улиц в зависимости от их значения дана в пункте 11.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако в ГОСТ Р 50597-2017 приводится более краткое разделение: там указываются 6 групп, обозначенных буквами русского алфавита от А до Е.

В таком варианте явно прослеживается связь между различными группами улиц и категориями дорог. Поэтому мы рассмотрим их вместе.

Соотношение групп улиц и категорий дорог выглядит таким образом:

Группа улиц Виды улиц и дорог (по значению) Соответствующие категории дорог (по техническим характеристикам)
А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные , поселковые дороги II
Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные III
Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки IV

Дороги категории V не имеют четкого соответствия в классификации улиц. К ним обычно относятся внутриквартальные проезды и подъезды к зданиям.

Итак, мы разобрались с классификацией дорог и улиц. В дальнейшем эти обозначения будут встречаться во всей статье. А теперь пришло время поговорить о том, какие существуют нормативы на уборку городской территории от снега.

Требования к уборке городской территории в зимнее время

В нормативных документах можно встретить термин «снежно-ледяные образования». Он включает в себя как обычный снег, так и всевозможные виды наледи. В то же время могут использоваться и более узкие обозначения.

В частности, выделяются два вида снега:

  • Рыхлый снег
    Это свежевыпавший снег, который еще не успел слежаться и отличается пористой структурой. Сам по себе это сравнительно «безобидный» вид снежно-ледяных образований.
  • Талый снег
    Это снег, который превратился в жидкую кашу на фоне применения реагентов или потепления.

Помимо снега, выделяется такое явление как «зимняя скользкость». Это снежно-ледяные образования, которые значительно уменьшают сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Именно они являются причиной внезапных заносов и ДТП. Да и пешеходам такие это мешает: на скользком т р отуаре можно легко получить серьезные травмы при падении.

Зимняя скользкость бывает двух видов:

  • Уплотненный снег (снежный накат)
    Это слой обычного снега, спрессованный и отполированный колесами машин или ногами пешеходов. Коэффициент сцепления шин с накатом составляет от 0,1 до 0,25 (при норме в 0,3).
  • Стекловидный лед (гололед)
    Самый опасный вид скользкости. На льду коэффициент сцепления шин с дорогой снижается до 0,08-0,15 – это в 2-4 раза ниже нормы.

Различные снежно-ледяные образования могут переходить из одного состояния в другое. Например, рыхлый снег под колесами транспорта быстро превращается в опасный снежный накат. А талый снег, если его оперативно не убрать, при замерзании даст гололедицу. Поэтому зимняя уборка подразумевает борьбу как с наледью, так и со снегом.

Нормативы уборки проезжей части дорог

К расчистке проезжей части от снежных образований предъявляются самые жесткие требования. Ведь некачественная уборка может привести к появлению длинных пробок и даже к ДТП (в том числе с летальным исходом).

Уборка проезжей части включает в себя следующие работы:

  • Сгребание и подметание снега
  • Скол уплотненного снега и льда
  • Формирование снежных валов
  • Устранение зимней скользкости при помощи реагентов
  • Вывоз снега и скола льда

Расчистка дорог – механизированная , хотя на отдельных участках могут подключаться и дворники.

Как правило, уборка снега начинается сразу после окончания снегопада. Однако если объем осадков превышает норму, то техника может выйти на улицы и раньше.

В ГОСТ Р 50597-2017 дается допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • На дорогах категории IA-III – не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега
  • Для дорог категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается предельной для большей части дорог в городе. Менее жесткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория) – то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Что касается содержания и уборки дорог, здесь возможны два варианта:

  1. Снег на проезжей части не убирается, из него формируется уплотненное снежное покрытие (УСП)
  2. Снег и наледь счищаются до асфальта

Первый вариант допустим только на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сутки.

К дорогам со снежным покрытием предъявляются такие требования:

  • Толщина УСП – от 3 до 8 см
  • Максимальная скорость движения – 60 км/ч
  • На УСП не допускается наличие колеи, ям, выбоин и прочих неровностей
  • В период оттепели УСП обязательно убирается в течение 2 с у ток – чтобы не допустить превращения покрытия в снежную кашу или лед

Кроме того, рекомендуется устанавливать на этом участке знак «Скользкая дорога». Однако это решение уже принимают местные власти и ГИБДД.

Для дефектов снежного покрытия устанавливаются сроки устранения:

Вид дефекта Сроки устранения *, сут
Колея глубиной более 3 см не более 2
Неровности высотой или глубиной более 4 см, площадью более 9 см 2 не более 2
Слой рыхлого снега толщиной более 8 см не более 6

*Срок устранения отсчитывается от момента прекращения снегопада.

Дороги с интенсивностью движения выше 1 500 автомобилей/сутки чистятся до покрытия. Здесь ГОСТ не допускает ни снега, ни уж тем более зимней скользкости.

Сроки устранения снежно-ледяных образований на дорогах таковы:

Вид снежно-ледовых образований Категория дороги Группа улиц Срок устранения*, ч
Рыхлый или талый снег IА, IБ А, Б не более 4 (в сельских поселениях – не более 3)
IВ, II В, Г не более 5 (в сельских поселениях – не более 4)
III-IV Д, Е не более 6
V не более 1 2
Зимняя скользкость IА, IБ, IВ А-В не более 4 (в сельских поселениях – не более 5)
II, III Г, Д не более 5
IV Е не более 6
V не более 12

* Срок устранения снега отсчитывается с момента окончания снегопада, а зимней скользкости – с момента ее обнаружения коммунальными службами или гражданами.

Из этой таблицы видно, что в первую очередь убираются крупные магистральные улицы и дороги (они относятся к группам улиц А-Г). Уже после их расчистки техника переходит к дорогам в жилой застройке (Д-Е). Самый долгий срок устранения – у однополосных проездов местного значения (категория V). Но тут стоит сказать, что такие дороги отличаются низкой интенсивностью движения, и вместо полноценной уборки на них обычно обустраивают УСП.

Нормативы уборки элементов благоустройства дорог

Вместе с проезжей частью убираются и прилегающие к ней элементы благоустройства.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 к ним относятся:

  • Заездные (парковочные) карманы
  • Посадочные площадки автобусов
  • Площадки отдыха и стоянки транспортных средств (например , около автомагистрали или скоростной дороги)

Они могут убираться как механизированным способом, так и силами дворников – например, если размеры парковочного кармана не позволяют запустить в него крупную технику.

Требования к содержанию элементов благоустройства не такие жесткие. ГОСТ допускает здесь наличие снега. Главное, чтобы он не создавал препятствий для водителей и пешеходов.

Устанавливаются следующие сроки уборки рыхлого (уплотненного) снега:

Элемент благоустройства Категория дороги допустимая толщина слоя, см Срок снегоочистки*, ч
Заездные карманы IА, IБ (автомагистраль и скоростная дорога) 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
Посадочные площадки автобусов IА, IБ 2 (0) не более 6
IВ, II, III 6 (4)
IV, V 8 (6)
IА, IБ 6 (4) не более 24
IВ, II 8 (6)
Площадки отдыха и стоянки транспортных средств III , IV, V 12 (8)

* Срок снегоочистки отсчитывается с момента окончания снегопада.

Любопытно, что в этом случае ГОСТ ничего не говорит о борьбе с зимней скользкостью. По всей видимости, этот вопрос решается уже на уровне местных коммунальных служб.

Нормативы уборки тротуаров, пешеходных дорожек, остановок

Зимняя уборка пешеходных территорий направлена на то, чтобы дать людям возможность беспрепятственно передвигаться по городу без страха упасть и травмироваться. При этом предполагается, что маневренность и самоконтроль у пешехода все же выше, чем у машины. А последствия неубранного снега или скользкости – не такие страшные (ведь, в отличие от автомобиля, человек на льду ставит под угрозу только свои жизнь и здоровье). Поэтому и требования к уборке здесь не такие жесткие.

Во время снегопада на тротуарах допускается:

  • На улицах всех групп – не более 5 см снега (рыхлого или талого)
  • На тротуарах мостовых сооружений – не более 8 см снега
  • На остальных дорогах – не более 12 см снега

Можете сравнить эти цифры с нормами для проезжей части дорог, где уже при 1-2 см снега предполагается начинать уборку.

А что же после окончания снегопада? Должны ли коммунальные службы счищать снег вплоть до асфальта или плитки?

Вот что говорится по этому поводу в ГОСТ Р 50597-2017:

«8.5 На покрытии тротуаров , служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению».

Однако здесь есть важное исключение. Оно делается для регионов I-III дорожно-климатических зон, где на тротуарах разрешается обустраивать слой уплотненного снега. Подвох заключается в том, что к I-III зонам относится почти вся территория России, кроме населенных пунктов Южного федерального округа.

Другими словами, снежная корка на тротуарах, остановках и пешеходных дорожках – это норма практически для всех городов, где в принципе бывают холодные и снежные зимы.

Требования к снежному покрытию тротуаров таковы:

  • Толщина уплотненного снега – не более 6 см
  • Не допускаются неровности высотой или глубиной более 4 см
  • Обязательна обработка фрикционными материалами (например, песком) в течение 3 часов после окончания снегопада
  • При наступлении оттепели снежная корка убирается в течение суток

Что же касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они зависят от интенсивности движения пешеходов по тротуару или пешеходной дорожке.

Сроки снегоочистки в соответствии с ГОСТ таковы:

Вид снежно-ледяных образований Интенсивность движения пешеходов или велосипедистов, человек/ч Срок устранения*, ч
Рыхлый и талый снег от 250 1
100-250 2
до 100 3
Зимняя скользкость от 250 1 2
100-250 18
до 100 24

* В данном случае срок устранения и для снега, и для зимней скользкости отсчитывается с момента окончания снегопада.

Как и в случае с уборкой дорог, в первую очередь убираются те территории, которые пользуются повышенным спросом.

Итак, мы рассмотрели основные требования к расчистке дорог и улиц города. В следующем разделе мы поговорим о том, как нормативные документы предписывают поступать с собранным снегом.

Требования к складированию и утилизации снега

Между уборкой улиц и утилизацией снега есть еще один важный шаг – это складирование. Данный процесс тоже не лишен нюансов. Ведь мало просто свалить снег в одну кучу. Нужно сделать это так, чтобы получившийся сугроб не создавал препятствий движению пешеходов и транспорта.

Согласно ГОСТ Р 50597-2017, снежные валы можно формировать:

  • На обочинах дорог категорий II-IV (вал должен быть не выше 1 м)
  • В лотковой части дороги
  • На разделительной полосе ши р иной более 5 м (вал должен быть не выше 1 м)

А вот список мест, где складировать снег запрещено, заметно длиннее.

Снежные валы запрещается формировать:

  • На обочинах дорог категорий IA, IБ и IB
  • На разделительной полосе шириной меньше 5 м
  • Около железнодорожных переездов
  • Около перекрестков
  • На тротуарах
  • На газонах
  • На мостовых сооружениях

На случай споров о том, что именно считать за расположение «около» того или иного объекта, в ГОСТ приводятся конкретные цифры.

Требования к размещению снежных валов на дорогах II-V категорий таковы:

Элемент дороги Минимальное расстояние от снежного вала до элемента дороги, м
Железнодорожный переезд 400
Пересечение в одном уровне 150
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств 20
Пешеходный переход 15

Теперь мы знаем о том, где в городе можно и нельзя складировать снег. А что говорится в документах по поводу его утилизации?

В «Инструкции по организации механизированной уборки» допускаются два варианта:

  1. Оставить лежать до конца зимнего сезона
  2. Погрузить в самосвалы и вывезти в снегоприемник

Первый вариант – наименее ресурсозатратный. При таком раскладе сугроб просто лежит на своем месте до весны, а потом тает сам по себе. Но воспользоваться этим способом можно лишь в том случае , если снежный вал никому не мешает.

Складировать снег до весны разрешается:

  • На разделительной полосе шириной более 5 м
  • В лотковой части дороги
  • На пустырях

Если же сугробы создают препятствия для водителей или пешеходов, их необходимо вывезти. При этом оперативность играет не последнюю роль. Ведь если вдруг случится потепление, то снежные валы начнут таять. А при последующем похолодании они превратятся в огромные куски льда, которые придется дополнительно раскалывать для погрузки в самосвалы. Это все – дополнительные траты.

ГОСТ устанавливает такие сроки вывоза снега:

  • С улиц групп А-Д (к ним относится большая часть улиц города) – в течение 6 дней после окончания снегопада
  • С улиц группы Е – в течение 12 дней после окончания снегопада

При этом, как и во всех остальных случаях, в первую очередь сугробы вывозятся с крупных улиц, где интенсивность движения наиболее высока.

Итак, основные требования к содержанию дорог и улиц в зимнее время закреплены в ГОСТ Р 50597-2017. Именно на этот документ ориентируются администрации муниципалитетов при создании регламентов зимней уборки.

Еще раз коротко пройдемся по основным моментам статьи:

  1. Проезжая часть дороги расчищается от снега и наледи до покрытия
  2. Срок устранения снежно-ледяных образований с дорог – от 4 до 12 часов
  3. На небольших дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей/сут разрешено обустраивать ровный слой снежного покрытия
  4. Тротуары в большинстве городов России также разрешено содержать под слоем уплотненного снега
  5. Срок обработки снежного покрытия тротуаров песком или отсевом – 3 часа
  6. Тротуары без снежного покрытия очищаются от снега в течение 1 -3 часов после окончания снегопада, от наледи – в течение 12-24 часов
  7. Снежные валы разрешено формировать только в тех местах, где они не мешают движению транспорта и пешеходов
  8. Вывоз снега осуществляется в течение 6-12 дней после окончания снегопада

Это универсальные требования, которые действуют на всей территории России.

Хотите узнать больше?

Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:

Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:

Источник

Читайте также:  Что будет зимой по предсказаниям
Оцените статью