Как изменяется поведение птиц зимой

Содержание
  1. Наблюдение за птицами зимой и осенью
  2. Зимующие птицы
  3. Синица — знакомая с детства птица
  4. Особенности полета синицы
  5. Ворона — умная птица
  6. Снегирь — вестник зимы
  7. Домовый воробей — самая распространенная птица
  8. Осенние миграции птиц
  9. Прощание с осенью
  10. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки
  11. Библиографическое описание:
  12. Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
  13. Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.
  14. «Лесные гости»
  15. Исследование «Синицы».
  16. Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день»
  17. Наблюдение «Лесные гости».
  18. Исследование «Кто к нам в гости прилетел?»
  19. Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».
  20. Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»
  21. Наблюдение «Птичья столовая».
  22. «Зимующие птицы»
  23. Наблюдение «Птицы зимой».
  24. Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»
  25. Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой».
  26. Исследование «Что делают птицы вечером?»
  27. Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»
  28. Наблюдение «Зимующие птицы».

Наблюдение за птицами зимой и осенью

С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой — частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Читайте также:  Лед лампа для ногтей своими руками сделать

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить черным хлебом. Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы — отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, черные вороны выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей — самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему земному шару. Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из стран Северной Европы, воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство перелетных птиц уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона — наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.

Источник

Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки

Дата публикации: 07.03.2016 2016-03-07

Статья просмотрена: 3140 раз

Библиографическое описание:

Егоркина, В. В. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки / В. В. Егоркина, Л. Р. Сейтназарова, Д. С. Сызранов, Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/314/ (дата обращения: 14.10.2021).

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

Источник

Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

Содержание 2 книги.

«Лесные гости» (ноябрь – декабрь).

1. Исследование «Синицы» – рассказ о синицах.

2 Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день» –12 ноября.

3. Наблюдение «Лесные гости» – ввести понятие кочующие птицы.

4. Исследование «Кто к нам в гости прилетел?» – рассказ о снегирях.

5. Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

6. Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?» – рассказ о свиристелях

7. Наблюдение «Птичья столовая».

«Зимующие птицы» (январь).

8. Наблюдение «Птицы зимой» – ввести понятие зимующие птицы.

9. Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

10. Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой»

11. Исследование «Что делают птицы вечером?»

12. Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

13. Наблюдение «Зимующие птицы».

«Лесные гости»

ноябрь 2 неделя

Исследование «Синицы».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Ход исследования.

С грудкой жёлтой знаете птицу,

Дайте, дети, мне ответ,

Синицы в городе или нет?

— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: есть ли среди птиц синицы. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Синицы прилетели (не прилетели) в город.

Рассказ педагога.

Сегодня я хочу рассказать вам о синице. Синица – красивая птица: жёлтые пёрышки её украшают, чёрная полоса внимание привлекает. Своё имя она получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! Синь-синь!».

Синица – любопытная птица, всем интересуется, всюду суёт свой клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Синица – лесная птица, лес от вредных насекомых очищает, растения защищает. Зимой в стайки синицы собираются, поближе к людям перебираются. Зимой синицы доброе дело продолжают, вредных насекомых истребляют.

Вы синицам зимой помогите, кормушки смастерите. Синицы жирную пищу предпочитают, от холода лучше она защищает. Несолёное сало, масло, семечки в кормушку положите, синичек зимой покормите.

Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять представления детей о птицах. Развивать интерес к народным приметам. Воспитывать желание заботиться о птицах зимой.

Беседа.

— Есть такая пословица «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

12 ноября экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

— Зачем они это делают? (ответы детей)

— Почему птиц зимой нужно подкармливать? (ответы детей)

— Почему люди назвали праздник Синичкиным днём, а не Воробьиным, или Голубиным? (ответы детей)

— Что мы можем с вами сделать в Синичкин день?

На участке детского сада вывешивают птичьи кормушки.

— А вы знаете, что предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдёт припасён-ного летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птичек. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

— Запомните народные приметы.

• Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот-вот грянут морозы.

• Если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу.

• Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Прилетели в гости к нам.

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

декабрь 1 неделя

Наблюдение «Лесные гости».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Беседа.

Положить корм в птичьи кормушки.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Прилетели в гости к нам.

— Откуда прилетели к нам жёлтогрудые синицы? (ответы детей)

— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы. Как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса? (ответы детей)

— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.

— Как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Вот весёлые птички

С ветки на ветку летали

Семена собирали. // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

От зари и до зари

Почки деревьев клевали. // Подпрыгивание на месте, взмахи руками (крыльями).

Громко песенку запели, // Пружинка с поворотом вправо и влево.

Ягоды рябины собирали,

С места на место перелетали. // Наклон, выпрямиться.

Дятел в гости прилетел,

На дерево тихонько сел,

По стволу клювом застучал,

Короедов всех прогнал. // Ударяют кулачок о кулачок.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Рассказ педагога (в группе).

Если вдруг, на глаза вам попалась серая птичка, которая совершенно не задумывается над тем, как передвигаться по дереву и ходит по стволу то вверх, то вниз, будто гуляя по земле – можно не сомневаться, это ещё один лесной гость, поползень. Спинка у поползня серо-голубая, брюшко – светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска.

Находясь в постоянном поиске корма, поползень крепким клювом отламывает кусочки коры с деревьев, за которыми прячутся насекомые. Обнаружив лакомство в больших количествах, он, не задумываясь, поделиться им с соседями. Издав резкий свист, птица приглашает к «столу» синиц, которые с удовольствием отведают угощения, найденные поползнем. Не прочь поползень полакомиться семечками из кормушки. Набрав в длинный клювик три – четыре семечки, он перелетает на другое дерево, и ловко рассовав семечки в коре дерева, выдалбливает из них зёрнышки.

Щур.

А вот прилетел к нам в город из хвойных лесов щур. У щура серо-малиновое оперение, толстый, короткий, чуть крючковатый клюв. Зимой щуры, соединяясь стайками, кочуют, спускаясь постепенно к югу и придерживаясь хвойных лесов. Питаются щуры семенами хвойных деревьев, ягодами рябины.

Щегол.

Щегол – очень подвижная птица. Он выделяется своей красно-чёрно-жёлтой окраской, его вряд ли можно спутать с какой-либо другой птицей.

Осенью и зимой стаи щеглов кочуют от поля к полю, по заброшенным лугам и полям, где собирают семена чертополоха, лопухов и других сорняков, или же ловко лазают по самым тонким веточкам берёзы и ольхи, доставая из маленьких шишек семена.

Исследование «Кто к нам в гости прилетел?»

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

Кто к нам в гости прилетает,

Кормушки наши посещает?

— Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела снегиря. На голове у него – красивая чёрная шапочка. Такого же цвета и крылья. На спинке перья окрашены в серый цвет, а на боках головки и грудка– в красный. Прилетают к нам снегири с первыми заморозками из хвойных лесов. Осенью снегири собираются в стайки, вместе летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.

Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

Задачи. Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать желание наблюдать за птицами.

Содержание прогулки.

Положить корм в птичьи кормушки.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

— Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

— А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

— Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Во время прогулки обращать внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

— Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей).

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

За поведением птиц понаблюдаем,

Характер птичек мы узнаем.

— Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки. Как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке, ссорятся или нет, уступают ли друг другу. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Снегири спокойные птицы. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.

Свиристели.

Заиграли на свирелях,

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти —

Лучше ягод не найдёшь!»

Наблюдение «Птичья столовая».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири,

Ярче утренней зари.

— А какие птицы прилетали в нашу птичью столовую? (ответы детей)

— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Какие птицы прилетели в город из леса? (ответы детей)

— Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город? (ответы детей)

— Как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

«Зимующие птицы»

январь 4 неделя

Наблюдение «Птицы зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

…Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие, те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

— Что это за птицы, что не боятся мороза и вьюг? (ответы детей)

— Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, и кочующие птицы: снегири, свиристели.

— По лесному календарю сейчас месяц «Лютого голода». Птицам зимой трудно найти корм под снегом, поэтому и наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода.

— Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

На берёзу сели. // Присесть, встать

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему птицы прыгают, летают,

А в игры не играют?

Почему так много едят,

Наверно потолстеть они хотят?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и корма им нужно зимой намного больше, чем летом. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замерзнёт! Корм легче найти в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой.

Вывод. Птицы постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия.

Содержание прогулки.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

— Цель нашей прогулки: поведение птиц зимой. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят зимой птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Исследование «Что делают птицы вечером?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о поведение птиц зимой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Ход исследования.

Вечером птицы пропали!

Наверно их совы украли?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

На следующий день в группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.

Рассказ педагога.

В тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, ночи зимой длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.

Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему зимующие птицы не замерзают?

Как себя от морозов оберегают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Птицы к зиме меняют оперение на более тёплое и густое зимнее оперение. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло.

В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла.

Вывод. В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

Наблюдение «Зимующие птицы».

Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Формировать представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

… Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

— Какие птицы не боятся мороза и вьюг, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)

— Как называют этих птиц? (зимующие птицы)

— Что мы с вами узнали о зимующих птицах? (ответы детей)

• для того чтобы выжить птицам надо много корма;

• птицы постоянно в движении, в поисках корма;

• вечером птицы спят, потому что на улице темно;

• в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

— Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

На берёзу сели. // Присесть, встать

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Фотоотчет «Наблюдение за водоплавающими птицами в парке» Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: — уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; — учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми планируем.

Фотоотчет «Облака! Белогривые лошадки!» Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возраста Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возрастаЦели: Побуждать к высказыванию собственных догадок,предложений о причинах тех.

ООД с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период «Прогулка с зайчиком» Организация образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период на тему: «Прогулка с зайчиком».

Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения за явлениями природы в сентябре. 1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение.

Сценарий образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Способствовать развитию умения у детей: • ставить цель своей деятельности;.

Экскурсия в зимний парк «Наблюдение за зимующими птицами» Задачи: — закреплять знания о зимующих птицах; — формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; — способствовать развитию.

Источник

Оцените статью