Меню

Как лучше снимать зимой

Как снимать на морозе зимой и не сломать камеру. 5 простых советов

Зиму можно любить, можно ненавидеть. Но как бы вы не относились к этой поре года, есть немало сюжетов , которые вы не снимите никогда, кроме как зимой. Толстый слой инея на деревьях, северное сияние, пар из ноздрей, причудливые узоры на льду, лесные животные в зимней «одежде» и так далее. В физическом смысле процесс фотографии почти не связан с температурой окружающей среды – попадание света никак не зависит от того, насколько прогрет воздух вокруг.

Типичный зимний пейзаж

Полярное сияние в Северном полушарии можно увидеть только зимой

Однако фотография – это не только нажатие на кнопку, это еще и выбор техники, дорога до точки съемки, выбор сюжета и необходимый уход за аппаратурой. Так вот все зимние сложности связанны именно с уходом за техникой. А самая очевидная особенность должна быть знакома даже тем, кто в жизни не снимал ничем кроме встроенной камеры смартфона.

1. Замерзающие батарейки

Самым слабым местом любого электронного устройства в морозную погоду будет аккумулятор. При низких температурах заряд расходуется гораздо быстрее, а общая емкость батареи снижается. Больше всего такому эффекту подвержены никель-металл-гидридные батареи. Литий-ионные страдают от этого недуга не так сильно, но все равно могут подвести вас в самый ответственный момент.

Батарейка – самое слабое «звено» любой цифровой камеры

Если у вас есть только один аккумулятор, советую достать его из камеры, «спрятать» поближе к телу и держать его там до начала съемки. Лучше всего для этого подойдет внутренний карман куртки или передний карман на джинсах. Если же аккумуляторов у вас несколько – проверьте, чтобы они были полностью заряжены перед съемкой, и пока вы пользуетесь одним – остальные держите в тепле. Желательно не просто класть их в карман, а дополнительно поместить в герметичный пакетик – так вы обезопасите батарейный отсек камеры от образования конденсата.

2. Конденсат

При резких перепадах температур на корпусе камеры образуется конденсат. Внешне это выглядит так, словно у вас запотел объектив. Иногда это даже красиво, но все таки подобных ситуаций лучше не допускать. Если вы провели час, снимая что-то на улице, а затем принесли камеру в помещение с температурой +25 градусов – она моментально покроется испариной. Самое важное – конденсат образуется не только снаружи, но и внутри. И не только на стеклах объектива, а на всех элементах конструкции. При самом плохом раскладе это может привести к замыканию и выходу камеры из строя. В ряде случаев ремонт будет возможен и обойдется недорого, но можно запросто «попасть» и на новую камеру.

Если вы носите очки, то периодически ичпытываете то же, что испытывает ваша камера при входе в теплое помещение

Уберечь технику от конденсата очень просто. После съемки на морозе, уберите ее в сумку или заверните в толстый слой материи (подойдет старый свитер, куртка или даже плед) и дайте камере в таком виде час-полтора полежать в помещении. В моем случае всегда хватало обычного рюкзака. Вернувшись в тепло, я ставил его в угол и ждал час пока он и его содержимое прогреется до комнатной температуры.

3. Вода и снег

Самым неприятным явлением в процессе зимней съемки может стать мокрый снег. И здесь многое будет зависеть от камеры. Если ваш фотоаппарат (и объектив) защищен от пыли и влаги – радуйтесь, мокрый снег или внезапный дождь ему не страшны. Вернее эти погодные явления не нарушат работоспособность, однако снежинки, льдинки или капли, попадающие на переднюю линзу объектива, будут сильно мешать съемке. Сниженная резкость, неуместные блики и засветки – вы наверняка видели, к чему это приводит.

Пример съемки во время снегопада

В большинстве случаев вы ничего с этим не сделаете. Но бывает, что осадки падают не прямо, а под небольшим углом – если вам удастся этот угол определить и выбрать позицию, в которой вода не попадает на объектив – считайте, что проблема решена. Плюс вы всегда можете воспользоваться зонтом. Но реальность такова, что во время слабого снегопада можно обойтись без зонта, а при сильном он окажется не особенно полезным.

4. Критические ситуации

Допустим, вы установили камеру на штатив и решили снять time-lapse ночью. Или вы случайно заснули в палатке, пока ваш фотоаппарат отрабатывал двухчасовую выдержку. В этом случае, вернувшись к камере, вы увидите нечто подобное.

Читайте также:  Какие приметы холодной зимы

Оледеневшая камера Canon

Не буду вас утешать – дело дрянь. Но шансы на успешное спасение камеры все еще довольно высоки. Первое, что вам нужно сделать – достать батарею и карту памяти. С вашими снимками все будет в порядке, так что можете сразу скопировать их на жесткий диск. А вот с камерой придется поработать подольше. Оставаясь на улице и всячески избегая любого нагрева (даже попадания солнечных лучей), уберите с нее весь иней. В этом может помочь зубная щетка и микрофибра. Только осторожнее с оптикой! Как только весь иней очищен – устраните все остатки влаги в потенциально опасных местах: на кнопках, вокруг байонета, около разъема для вспышки и всех крышек-заглушек. Затем заверните камеру в полотенце, уберите в сумку и внесите в теплое помещение. Через несколько часов камеру можно достать из «укрытия» и положить на полку. И на всякий случай стоит подождать пару-тройку дней прежде, чем вставлять аккумулятор и пробовать включить камеру снова.

5. Полезные мелочи

В технических характеристиках камер часто указывается совершенно смешной диапазон рабочих температур. Например, для зеркальной камеры профессионального класса может быть «-5..+35» градусов. Естественно, это далеко от истины. Если в указанном диапазоне температур гарантируется идеальная работа аккумулятора, то это похоже на правду. Но в действительности механические элемент камеры будут работать и при -20 градусах и даже ниже. Правда при особенно низких температурах возможны очень специфические сложности. Например, смазка в объективе станет более густой, а из-за этого может отказать автофокус. При -40 и ниже аккумулятор иной раз может отказаться работать. Как это иногда происходит с машинами.

Источник

Практика: как правильно снимать зимой

Что приготовить для фотосъемки в зимнее время? Минусовая температура и снег – не самые лучшие условия для цифровой фототехники. При низкой температуре аккумуляторы существенно теряют свою емкость, поэтому постарайтесь взять с собой запасные. По возможности держите их до съемки в тепле. Когда аккумулятор уже садится, его можно отогреть в кармане, и он еще немного поработает. Если поход предстоит длительный, можно взять внешний аккумулятор повышенной емкости, например Quantum Turbo Battery. Однако весит он немало – примерно пару килограмм.

Восприимчив к зимним холодам и камеры. Теряется яркость, контрастность, возможны даже искажения цветопередачи. На сильном морозе он вообще может не работать. Хорошо, если в камере есть оптический видоискатель. Часто в незеркальных камерах используется электронный видоискатель – это тоже которая подвержена снижению яркости и контрастности. Но он защищен от боковой засветки, поэтому даже при низкой температуре по нему вполне можно скомпоновать кадр.

Некоторые карты памяти могут не работать при сильном холоде. Но тут есть выход – сейчас выпускаются карты, рассчитанные на экстремальные условия. По возможности, нужно брать с собой запасную карточку памяти. Не стоит особо надеяться на внешние накопители типа Аккумулятор этого устройства на холоде «садится» очень быстро и не позволит использовать полностью емкость встроенного жесткого диска.

Зимой можно снять пейзажи удивительной красоты

А вот для матрицы цифровой камеры холод – это идеальные условия. «Шумы» на изображении становятся минимальными.

Если снимается не больше кадров, то камеру можно держать за пазухой и вынимать только для того, чтобы сделать снимок. Когда вы снимаете минут десять и более, то камера промерзает основательно. И стоит только спрятать ее за пазуху, на камере и внутри камеры сразу образуется конденсат. Затем аппарат снова окажется на холоде, и так несколько раз. В электрической схеме могут произойти сбои и даже замыкания. В таких случаях нужно прятать фотоаппарат в сумку – тогда камера не будет подвержена сильным температурным перепадам, а влажность в сумке будет такая же, как на улице. Единственно, сумка должна быть качественной, чтобы в нее не попал снег. В очень сильный мороз камеру, перед тем как положить в сумку, стоит обернуть теплой тканью.

В инструкции к каждой камере указана предельно допустимая низкая температура. Фотоаппараты от известных производителей, таких как Canon, Nikon, отлично переносят зимние морозы. В частности, зеркалки Canon 20D прекрасно работают при температуре минус тридцать.

Читайте также:  Каппадокия турция погода зимой

В заснеженном лесу камеру нужно держать в кофре, чтобы на нее не попал снег

Обязательно нужно приготовить перчатки. Отлично подойдут вязаные с рабочей стороной из кожи. Или фотоперчатки – они покрыты с рабочей стороны прорезиненными пупырышками, благодаря которым техника не будет выскальзывать из рук. К тому же в таких перчатках удобно работать. Одежда должна быть свободной, чтобы в перерывах можно было отогреть руки.

Объектив лучше не менять на холоде: снег, влага, и т.д. могут попасть на матрицу и на обратную сторону объектива. Не рискуйте. Если есть вторая камера, то возьмите и ее с собой, установив второй объектив. Обязательно наденьте на объективы защитные фильтры.

Приготовьте кисточку для чистки камеры от снега. Не сдувайте снежинки – линза объектива сразу запотеет. Крышку объектива лучше спрятать в сумку или карман. В перчатках надеть ее на объектив проблематично, а вот потерять в сугробах – очень просто. Хорошо иметь при себе полиэтиленовый пакет. Им удобно прикрывать камеру, когда будете ходить по лесу, чтобы снег с деревьев не попадал на камеру.

Когда уезжаете далеко в лес на машине, старайтесь, чтобы бак был заправлен, а в багажнике была лопата, на случай, если застрянете. А мобильный телефон должен быть полностью заряжен, проверьте, есть ил деньги на счету. Чтобы не замерзнуть, старайтесь больше двигаться, ходить.

Старайтесь включать в кадр объекты, за которые может «уцепиться» глаз

Не приближайте видоискатель камеры к глазу вплотную – кожа может примерзнуть, и видоискатель сразу запотеет, а стекло покроется инеем. Неплохо использовать насадку для окуляра. Старайтесь не дышать на камеру, иначе на корпусе осядет влага.

Большую камеру, зеркалку, не стоит вешать на плечо. Ее можно уронить в снег или вообще разбить.

Если вы будете ночевать в палатке, то камеру упакуйте в пакет и поместите кофр. Иначе камера запотеет. Утром не снимайте в палатке. На объективе появится конденсат. Полезно поместить камеру сразу после окончания съемки в герметичный пакет, который убережет ее от ненужного конденсата. Будет еще лучше, если в пакет вы положите силикагель для поглощения влаги.

Когда закончите съемку и вернетесь домой, не включайте сразу камеру. Дайте ей два часа, чтобы «отогреться», а лучше пусть она отлежится в кофре/рюкзаке еще дольше. Время для отогревания камеры подсчитывается из расчета один час на двадцать градусов. Если на улице минус двадцать, а дома плюс двадцать – то понадобится два часа. Если включить раньше, можно испортить технику. Не ускоряйте процесс отогревания феном или отопительными приборами.

Приступим к съемке

Зимой световой день очень короткий, поэтому четко планируйте свое время. Постарайтесь выбрать солнечный день, когда на улице несильный мороз. Вы можете пройтись по парку, вокруг озера или по опушке леса – найдете много интересных сюжетов. Покормите белочку, птичек. Зимой животным практически нечего есть, и они подходят к людям близко.

Зимой выше освещенность. На фоне снега объект съемки очень контрастный, так что съемка на снегу очень похожа на съемку в контровом свете. Если вы снимаете птицу на фоне снега, то можно установить экспокоррекцию, центровзвешенный экспозамер, тогда снег проработается хорошо. Старайтесь, чтобы объект на фоне снега был хорошо освещен с вашей стороны. Если освещение боковое, «вытянуть» недоосвещенный объект можно в графическом редакторе. Но правильную экспозицию во время съемки графический редактор не заменит. Не доверяйте выбор экспозиции автоматике – красивые зимние пейзажи могут получиться серыми, если не установить экспокоррекцию. Достаточно установить ступени, как зимний пейзаж из унылой серой картинки превратится в настоящую сказку.

Чтобы снег на фотографии хорошо проработался, нужно ввести экспокоррекцию

При съемке птиц, животных на «зуме» старайтесь сделать фон максимально размытым, чтобы выделить их на фоне деревьев, темных веток.

Для съемки пейзажа самое удачное время – утро и вечер. Реже при полуденном освещении можно снять удачные кадры. Когда солнце низко над горизонтом, отлично прорабатывается фактура, длинные тени создают объем. Утром и вечером освещение мягкое, появляется масса оттенков и мир превращается из в разноцветный.

Чтобы хорошо получились «хрусталики» на ветках, надо снимать против солнца

Очень интересные эффекты можно получить, используя направленное освещение. Когда источник света сбоку и немного спереди, гамма оттенков становится разнообразней, и пейзаж приобретает пространственность. Старайтесь искать интересное освещение, ведь главное в фотографии – это игра света.

Читайте также:  Холодна как лед кто написал

Освещенный сзади или сбоку снежный сугроб становится объемным, отбрасывая длинные и красивые тени. Чтобы снять красивое сказочное «хрустальное» дерево, нужно расположиться против солнца, тогда обледеневшие ветки отлично проработаются на снимке. Только что выпавший снег создает красивые эффекты при съемке сцены в условиях контрового освещения (когда солнце освещает объект сзади). Таким объектом может быть лыжник, съезжающий со склона, или снег, лежащий на замерзших ветках деревьев. При съемке против солнца нужно быть предельно осторожным, поскольку можно повредить матрицу фотокамеры! Наденьте на объектив длинную бленду либо заслоните верхнюю часть объектива, чтобы в кадре не появились блики.

Старайтесь найти интересные детали и оригинальные композиционные решения кадра. Фотографии, сделанные зимой, сильно выигрывают того, что в них выделены геометрические линии, которые создают стволы деревьев – они сильно контрастируют с волнистыми очертаниями сползших снежных «шапок» и причудливых изломов светлых веток деревьев. Выстраивайте композицию так, чтобы подчеркнуть привлекательные детали. Не перегружайте композицию кадра лишними элементами, множеством деталей. Постарайтесь подойти к объекту на такое расстояние, чтобы он заполнил основную часть кадра. Компоновку кадра нужно продумать так, чтобы в нем выделялись линии и изгибы, притягивающие взгляд зрителя. Акцентируйте внимание на ярко окрашенном или имеющем привлекательную форму предмете.

Тени деревьев создают очень красивый рисунок, привлекающий внимание зрителя

Когда солнце заходит, также есть что снять. Вы можете сделать прекрасную картину: освещенный лунным светом заснеженный пейзаж. При этом вспышку не используйте, она совершенно не нужна, лучше установить длительную выдержку. Отличные снимки можно сделать ночью – когда медленно падает снег. Вы можете снять красивый лунный пейзаж, если в кадр попадут освещенные окна маленького деревенского домика. Снимать такие пейзажи нужно на высокой светочувствительности ISO – 400. Если камера не «шумит» сильно – то на Пробуйте использовать большие выдержки при максимальном отверстии диафрагмы. Конечно, для такой съемки необходим устойчивый штатив.

Очень важно правильно установить экспозицию, детали в темных и светлых участках не должны теряться. Матрица цифровой фотокамеры не способна передать во всей полноте всю ширину тонального диапазона зимней природы. Автоматика фотокамеры обычно не справляется в подобных ситуациях. Многие камеры имеют сюжетный режим «Пляж/Снег», в котором камера удачно прорабатывает большие светлые участки кадра. Интегральный экспозамер камеры со съемкой зимнего пейзажа не справится. В данном случае лучше выбрать точечный экспозамер, используя блокировку экспозиции AE Lock.

При съемке против солнца нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить матрицу

На самом деле, все очень просто: установите точечный экспозамер, наведите камеру на предмет съемки, располагая его в центре кадра. Наполовину нажмите спусковую кнопку. Автоматика определит экспозицию для центрального объекта, без учета яркости фона, полученное значение зафиксируется. Придерживая спусковую кнопку, перекомпонуйте кадр и нажмите спусковую кнопку, сделайте снимок. Поэкспериментируйте со вспышкой – подсветите передний план.

Нужно помнить, что действие встроенной вспышки цифровой фотокамеры ограничивается несколькими метрами. Пейзажи снимайте в морозные солнечные дни – яркое хорошее освещение поможет снять великолепные кадры.

В пасмурный зимний день снимайте портреты. Модель не будет прищуриваться на солнце, а мягкий рассеянный свет позволит проработать все детали. Пейзажи, когда небо затянуто серыми облаками, снимать не стоит – изображение на снимках потеряет объем, и пейзаж будет невыразительным.

Для отделения объекта от фона лучше использовать глубину резкости

Придать новое качество зимним снимкам можно с помощью светофильтров. Чистый снег очень хорошо отражает солнечные лучи. Рекомендуется применять при съемке на снежных просторах специальные светофильтры. «Небесный» (skylight) светофильтр на объективе в снежную погоду выполняет две функции: защищает линзу объектива и фильтрует синюю часть спектра, преобладающую в сюжетах, в которых есть снежный фон. Поляризационный фильтр добавит насыщенности краскам, позволит смягчить интенсивность света, который отражается от снега или льда, и лучше проработать детали. Поляризационные светофильтры передадут небо «Звездный» светофильтр добавит лучистый ореол любому точечному источнику света, как это можно наблюдать, глядя на освещенную новогоднюю елку или на сверкающие в лучах солнца кристаллики льда. Простые цветные светофильтры могут привести к другим удивительным эффектам. В результате их применения можно получить красный или зеленый снег.

Источник

Adblock
detector